Как создать сказку?

А.Гончарова,

детский писатель, педагог, психолог

Как создать сказку?

Сколько времени нужно, чтобы сочинить историю? Каждый ли способен придумать сказку?

Многие писатели приходили в профессию разными, зачастую необычными, путями. Например, итальянский писатель Джанни Родари сначала работал педагогом, учил детей не только писать и считать, но и фантазировать, а впоследствии подарил ребятам множество сказочных историй.

Советский классик Лев Кассиль был военным корреспондентом, а затем в своих повестях воспевал примеры мужества и самоотверженности. Всемирно известная сказочница Астрид Линдгрен начала придумывать рассказы для своей болеющей дочки. автор Гарри Поттера Джоан Роулинг трудилась учительницей, а вечерами в кафе описывала волшебство школы чародейства, покорившее детей всего мира.

По признанию мастеров слова, все придумывают свои творения по-разному. Кто-то записывает сюжеты на клочках бумаги, кто-то садится в одно и то же время и творит строго определённое количество страниц. Другие ждут музу и пишут столько, сколько позволяет вдохновение. Но это взрослые писатели, выбравшие свой путь.

А можно ли создать сказку за 15 минут? И способны ли на это дети? Оказывается, да. Как писатель, я провожу множество творческих встреч, на которых юные читатели каждый раз поражают открытостью и креативностью. Например, отвечая на вопрос: «Что нам даёт солнце?», ребята вспоминают про витамин D, часто без особых подсказок говорят об улыбках и радости. Попадая, как герои моих книг, в «Волшебное место», говорят друг другу добрые слова, поражая умением всё схватывать на лету и произнося всё больше и больше положительных синонимов.

В детях с рождения заложены искорки вдохновения и творческого потенциала. Стоит лишь дать возможность их проявить, понимаешь, что перед  тобой стоят маленькие гении и большие таланты.

Некоторое время назад я начала проводить для детей мастер-классы по созданию сказочных историй. Тема глубокая и насыщенная. Казалось, для того чтобы объяснить ребятам основы сочинительства, нужен целый курс занятий. Но формат мастер-класса подразумевает всего одну встречу.

У детей возможность научиться создавать сказки вызвала искренний интерес. Поскольку возрастные рамки я решила не ставить, на разных встречах были ребята от шести до пятнадцати лет. Ограничено их творчество было лишь объёмом – не более двух десятков предложений, и героиней – капелькой воды. Её я «одолжила» из своей книги. Дети не были ограничены рамками жанров и стилей и вольны были придумать любую историю. Но до начала её создания я рассказывала , что в сказке главное, где она может произойти, что помогает и что мешает персонажам, какие бывают сюжеты, как написать финал истории, и вообще, зачем нужно сочинять, о чём хочется поведать, а самое важное – какой смысл вложить в свою сказку.

Креативная энергия била ключом. Дети с увлечением принимались творить свои шедевры. И самое удивительное – у них действительно получалось разнообразно и талантливо. В одном мастер-классе ребята могли придумать приключенческие, познавательные, даже философские сказки.В другом – истории дружбы, верности и любви.

Вот примеры некоторых сочинений:

Аня, 11 лет:

Это история капельки. Однажды пошёл дождь, шёл он долго-долго, и упала наша капля на землю, попала в водосточную трубу, потом в лужу, которая вливалась в ручеёк, и капля попала в сад.

Каплю подобрал из ручья человек, чтобы полить ею красивые садовые цветы. Вдруг капля услышала крик: «Помогите!» Это кричал василёк, он был очень маленький и почти засохший. Он очень хотел пить, капелька решила ему помочь. «Ты же тогда погибнешь!» – воскликнул цветок. «Да, но зато ты станешь сильным и красивым! Это моё призвание – помогать другим!» Василёк выпил каплю, вырос и стал прекрасным, но грустил по капле. И вот однажды утром взошло солнце и на его лепестке вновь появилась капля. И это всё благодаря дружбе.

Ульяна, 9 лет:

Капелька жила в речке. Однажды она посмотрела наверх и увидела красивое облако. Капелька подумала: «Как бы хорошо там оказаться». И вот однажды днём было очень жарко. И капелька поднялась вверх и очутилась в облаке. Там она встретила много новых друзей.

Но потом капелька вспомнила о своей родной речке и загрустила. Вдруг облако стало тяжелеть, темнеть, и вскоре пошёл дождь. Капелька полетела вниз и вновь оказалась в своей родной речке. И стала рассказывать друзьям про своё чудо – где она была, что с ней случилось. Многие смеялись и отвечали: «Знаем мы это чудо – это всего лишь круговорот воды в природе!»

Софья, 10 лет.

Как я познакомилась с капелькой. Однажды я гуляла по лесу, собирала грибы, и внезапно начался дождь. Я быстрее побежала под ель, и вдруг на мою ладонь упала капля, прозрачная, как кристалл. Я сказала: «Здравствуй!» Она тоже поздоровалась со мной. Оказалось, капля давно путешествует по свету в облаках и очень мечтает попасть на землю. Я взяла её к себе, мы жили дружно, каждый день гуляли, она мне рассказывала о своих путешествиях, о том, какие разные она видела города. Я с удовольствием её слушала, потому что я ещё многого не знаю и не была в других городах. Благодаря своей новой подруге, я узнала очень много нового. Продолжение следует…

Ильдар, 13 лет:

Одна бутылка воды – это большая семья, в ней жила со своими родственниками капелька.

Но однажды бутылка опрокинулась, и маленькая капелька упала на пол. Ей было больно, и она очень хотела вернуться домой. Хозяйка увидела, что капля лежит на полу. Она взяла тряпку, протерла пол и выжала воду в раковину, капля потекла по трубам канализации. Оттуда она попала в реку, увидела там уток и лебедей, рыб и раков. Капля очень удивилась, что, кроме людей, на планете есть ещё живые существа. Спустя некоторое время каплю засосало в трубу, которая наполняет на заводе бутылки с водой. И там её залили в бутылку и отвезли в магазин. А в магазине капля увидела свою хозяйку, которая пришла за водой и купила бутылку с капелькой. Так путешественница вновь вернулась домой к своим родным.

Артём, 10 лет:

В одном ручье жила-была маленькая капелька. В один прекрасный день течение понесло её по ручью. Вскоре она проплыла озеро, потом попала в реку, а оттуда в большое море. Сначала она даже испугалась. Но, к счастью, познакомилась с огромным китом. И он рассказал ей всё, что знал о море. Какое оно огромное и красивое, сколько в нём обитателей и растений. Капелька больше ничего не боялась, потому что у неё появился хороший друг в новом мире. А с другом ничего не страшно!

Элеонора, 8 лет:

Это было в волшебном лесу. Под утро родилась маленькая капелька росы. Она смотрела вокруг, слушала пение птиц, любовалась порханием бабочек, глядела на небо. Небо ей нравилось всё больше и больше, потому что оно было голубое-голубое. Некоторые облака напоминали воздушные замки, другие были похожи на сказочных животных. И у капельки появилась мечта – стать частью облака. Солнце поднялось, становилось всё теплее, и в полдень стало сильно печь. Капелька почувствовала, как становится легче, и начала подниматься вверх. И вскоре очутилась среди облаков, став их частью. Так исполнилась ее мечта.

Сафира, 7 лет.

Жила-была фея воды. Она любила играть с капельками. Капельки были красивые, весёлые, они любили свою фею. Фея рассказывала о мире, о важности воды на Земле. Она помогала капелькам оказываться там, где они больше всего нужны. Капельки воды наполняли реки и ручьи, дождём и росой приходили к людям и радовали их – поливали цветы, фрукты, овощи. Цветы становились красивыми, а фрукты и овощи вкусными и полезными. Спасибо капелькам за то, что они есть.

Павлина, 9 лет.

С высокой горы по ручью плыл капля воды по имени Квая. Он плыл один, никем не любимый. И вдруг он встретил Акву – очень красивую каплю, они поплыли вместе и спустились в озеро. Но вдруг стало палить солнце, и Аква начала испаряться. Квая крикнул: «Не исчезай, я хотел сказать тебе, что…» Но Аква уже исчезла. Квая остался один, но потом тоже начал испаряться. Он поднялся на облако, надеясь найти там свою Акву, но она, стремясь попасть обратно к нему, вместе с каплями дождя уже полетела вниз.

Она не знала, что Квая рядом. Он бросился за ней, хотел крикнуть, но стало холодно, и они превратились в снежинки. Разговаривать в полёте они не могли. Вскоре Квая упал на сугроб, но Аквы рядом не было. Прошло три месяца. Сугроб растаял, Квая лежал в маленькой луже и тосковал по Акве.

И вдруг начался дождь. И с неба в лужу упала Аква. Квая обнял её и воскликнул: «Я долго хотел тебе сказать, что люблю тебя! Мы столько пережили – плыли, превращались в пар, в дождь, в снег. Нас разлучала зима, но, наконец, ты ко мне вернулась!» Аква ответила, что тоже его любит, и они стали путешествовать по свету вместе. Сначала из лужи в ручей, потом из ручья в речку, затем из речки в море, а потом в огромный океан. Больше они никогда не расставались. Так закончилась эта история.

Алёна, 14 лет.

Капля воды, казалось бы, самое простое, что только существует. Но нет! А что, если эта капля – первейшая в мире, абсолютное начало всего. Планета не всегда была такой, какая она сейчас. Необычная, неизведанная, таинственная, она была всего лишь космическим раскалённым шаром, кружащимся вокруг своей оси. Но тут появилось начало всего – капля воды, которая в будущем станет Мировым океаном – источником всей жизни на Земле.

Дети сочиняли самые разные истории, поражая воображением и творческими придумками. Каждый раз получалось что-то новое и необычное. На одном из последних мастер-классов девятилетняя девочка прочитала свою сказку сначала на только  что выдуманном ею языке капельки, а затем перевела приветствие героини и её добрые пожелания ребятам на русский язык.

Кто-то с самого детства хочет стать писателем и связать свою жизнь с миром сюжетов и смыслов, фантазий и мечтаний. Такие дети ведут дневники, создают истории, пишут стихи. А другие и не думают о карьере, связанной с буковками. Но и те, и другие, как выяснилось, обладают колоссальным творческим началом.

Все мы порой что-нибудь придумываем. У детей фантазирование – это зачастую способ мышления, помогающий соединить реальность и вымысел. А проверка своих сил в сочинительстве – возможность поверить в себя, раскрыть потенциал, стать увереннее, сильнее и креативнее.

Раздел: 
Искусство в школе: 
2020
№1.
С. 47-49

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.