IV Всероссийский научно-практический кластер «Проблема одаренности в современном научно-гуманитарном знании и образовательном пространстве»: программа, проблематика, итоги

Проблемы одаренности  и творчества в научно-образовательном пространстве являются одной из самых обсуждаемых, благодаря постоянно возрастающим требованиям российского и мирового общества к уровню умственных возможностей личности, к процессу ееинтеллектуального и творческого развития.

IV Всероссийский (с международным участием) научно-практический кластер «Проблема одаренности в современном научно-гуманитарном знании и образовательном пространстве», организаторами которого стали научно-методический журнал «Искусство в школе», ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» СОГБПОУ «Технологический колледж – Лицей-интернат «Феникс», ставил своей целью консолидацию научного и педагогического сообщества, деятелей искусства, специалистов и экспертов для решения актуальных проблем и выявления перспективных подходов к созданию психолого-педагогических условий для творческого и личностного развития обучающихся в современном полихудожественном пространстве.

В  мероприятии, которое уже в четвертый раз прошло на базе СОГБПОУ «Технологический колледж - Лицей-интернат «Феникс» (Смоленская область, Новодугинский район, деревня Мольгино, д. 28), приняли участие известные ученые, психологи, деятели искусства, педагоги и учащиеся из разных городов России и Республики Беларусь.

Смоленский областной образовательный комплекс – Технологический колледж – Лицей-интернат «Феникс» - масштабный, не имеющий аналогов благотворительный проект Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вячеслава Викторовича Володина, ориентированный, в первую очередь, на обучение и воспитание детей-сирот, ребят из малообеспеченных семей, а также детей, подростков и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации. «Большая мечта каждого ребенка, - отмечает директор комплекса Андрей Петрович Панцевич, - учиться в школе-сказке, где интересно, комфортно, удобно и можно смело творить. Учащиеся могутпопробовать себя в любом виде деятельности, находя свои интересы и симпатии, выстраивая индивидуальную траекторию своего развития в выбранном направлении».

Проблемное поле мероприятия: проблема одаренности в исследованиях мышления и творчества; диагностика одаренности и творческих способностей; предикторы творчества и условия развития одаренности; личностные аспекты развития одаренности; художественная и образовательная среда как творческая лаборатория по созданию новых педагогических и социокультурных технологий; личностное и творческое развитие обучающихся, формирование индивидуального мировосприятия, самовоспитания и саморазвития подрастающего поколения в современном полихудожественном пространстве; школьная театральная педагогика в контексте культуры и образования; творческое развитие учителя и повышение его мастерства в процессе инновационной деятельности; художественно-творческие мастерские, мастер-классы, фестивали и конкурсы в творческом развитии одаренных детей и подростков и др.

В работе Пленарного заседания и секций «Художественная и образовательная среда как творческая лаборатория по созданию новых педагогических и социокультурных технологий» и «Художественная одаренность, творческое и профессиональное самоопределение учащихся в современном социокультурном и образовательном пространстве» в очно-дистанционном формате выступили Александр Александрович Мелик-Пашаев, доктор психологических наук, главный научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО», главный редактор журнала «Искусство в школе»г. Москва; Сергей Петрович Иванов, доктор психологических наук профессор, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск; Ольга Вадимовна Стукалова, доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО» (Казанский филиал), г. Москва; Бережная Мария Сергеевна, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории художественно-эстетического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», г. Москва; Ядровская Елена Робертовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры образовательных технологий в филологии ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург; Спицына Оксана Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск Курганской области; Ротмирова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, первый проректор Учреждения образования «Белорусская государственная академия искусств», Республика Беларусь, г. Минск; Радомская Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией художественно-эстетического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», г. Москва; Ильичев Евгений Михайлович, учитель музыки высшей квалификационной категории, педагог-методист МБОУ «Лицей № 35 - образовательный центр «Галактика» Приволжского района города Казани и многие другие ученые и педагоги-практики из разных регионов России.

«Современная парадигма образования, - отметила в разговоре с участниками кластера заместитель министра образования и науки Смоленской области Наталья Валерьевна Шелабина, -  предполагает его ориентацию на развитие интеллектуальной и творческой личности учащегося, его познавательные и созидательные способности».И сегодня изучение педагогического опыта по проблеме развития художественной одаренности, - по мнению исследователей, - показывает, что в условиях современного школьного образовательного пространства, где в рамках одного класса учителя встречаются с учащимися, у которых разный уровень развития способностей и готовности к обучению, использование принципов дифференциации и индивидуализации для обучения одаренных детей оказывается недостаточным, так как эти аспекты позволяют работать в основном с явной, уже проявленной одаренностью, в то время как дети со скрытой (потенциальной) одаренностью часто оказываются вне дифференциально и индивидуально развивающих программ и форм учебно-воспитательной и социокультурной работы в школе.

Большой профессиональный интерес у участников вызвали практико-ориентированные мероприятия кластера, в центре внимания которых находилась проблема творчества одаренных детей и подростков:

  • ученическая секция «Творчество – Поиск – Образование», модератор -Надежда Геннадьевна Алексеева, руководитель проектной деятельностью СОГБПОУ «Технологический колледж – Лицей-интернат «Феникс» Смоленская область.д. Мольгино;
  • Презентация арт-проекта театральной студии «Мгновение» «Театр как Гений места: В поисках художественных открытий», спикеры -Ольга Викторовна Гальчук, кандидат педагогических наук, член редакционной коллегии журнала «Искусство в школе», г. Москва, и Оксана Юрьевна Дымковская, художественный руководитель театральной студии «Мгновение» СОГБПОУ «Технологический колледж – Лицей-интернат «Феникс», Смоленская область, д. Мольгино;
  • Мастер-класс «Арт-педагогические основы технологии sand art в образовании»Татьяны Петровны Скворцовой, кандидата педагогических наук, помощника ученого секретаря ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», г. Москва;
  • Круглый стол «Проект «Школа позитивных привычек» в пространстве личностного развития подрастающего поколения», модераторами которого стали Ирина Борисовна Шульгина, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, руководитель проекта «Школа позитивных привычек» Благотворительного фонда «Образ жизни», и Ольга Вадимовна Стукалова, доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО» (Казанский филиал), заместитель директора по образовательным программам Благотворительного фонда «Образ жизни», г. Москва.

С 1996 года на государственном уровне 2 апреля отмечается День единения народов России и Белоруссии. Праздник символизирует общность исторических судеб и многовековую дружбу двух братских народов. В рамках празднования этого знаменательного события участники кластера стали зрителями Торжественной церемонии подписания соглашения
о сотрудничестве между СОГБПОУ «Технологический колледж – Лицей-интернат «Феникс» и ГУО «Средняя школа №7 г. Бреста» Республики Беларусь и очень яркого «музыкального поздравления»от замечательного народного вокального ансамбля «Запаветныбераг» Озерского центра культуры филиала Государственного учреждения культуры «Гродненский районный культурно-информационный центр».

Подводя итог, участники-гости единодушно выразили огромную благодарностьрадушным хозяевам за организацию научно-практического кластера, формат которого многие обозначили как «конференцию-праздник», и пожелали исполнения главной мечты- «разглядеть в каждом ученике будущего ученого, талантливого артиста, гениального физика, знаменитого архитектора, известного программиста» - директору Андрею Петровичу Панцевичу, заместителям директора Ирине Валерьевне Шебловинской, Светлане Александровне Павловой, Анне Александровне Миронюк, Ирине Петровне Прудниковой, руководителям структурных подразделений Алексею Алексеевичу Усову (структурное подразделение «Дугино»), Ольге Михайловне Колгановой (структурное подразделение  детский сад «Теремок»), Людмиле Дмитриевне Соколовой (структурное подразделение «Высокое»), Надежде Михайловне Романовой(структурное подразделение «Дугинский детский сад») и всему педагогическому коллективу СОГБПОУ «Технологический колледж - Лицей-интернат «Феникс».

Программа IV Всероссийского научно-практический кластера  «Проблема одаренности в современном научно-гуманитарном знании и образовательном пространстве»:  программа, проблематика, итоги. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рубрика: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.