«Гений места»: Тверской бульвар в литературно-театральном пространстве современных школьников

Экскурсия как культурная практика имеет важное значение для литературного образования подрастающего поколения. По мнению культуролога и градоведа Н.П. Анциферова, «соприкасаясь с местами, ощущая на себе воздействие обычно молчаливых свидетелей былого, испытывая власть выразительного ландшафта, природного или культурного, мы вступаем в лабораторию творчества изучаемого писателя, преломившего в своих созданиях местность…». Экскурсия «Гений места: Тверской бульвар», которая состоялась в рамках просветительского семинара «Театр как Гений места» 15 февраля 2025 года, была посвящена диалогу литературы и театра в литературно-театральном пространстве современных детей и подростков.

Ольга Викторовна Гальчук, член редакционной коллегии научно-методического журнала «Искусство в школе», акцентировала внимание на том, что «Гений места» - уникальное явление, означающее особую атмосферу, присущее данному месту и очень часто связанное с восприятием пространства его жителями или посетителями. Концепт «Гений места» («Geniusloci») в настоящее время активно исследуется в работах, посвященных проблемам природного и культурного ландшафта, локального (пространственного) мифа, символической топографии, литературного и географического образа. Тверской бульвар интересен исследователям и педагогам как точка пересечения культурных эпох на театральной карте Москвы, в частности, GeniuslociМосковского Художественного академического театра имени М. Горького и GeniuslociМосковского драматического театра имени А.С. Пушкина.

Татьяна Сергеевна Петрова, учитель русского языка и литературы ГБОУ города Москвы «Школа №1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника», рассказала участникам о педагогической модели диалогического взаимодействия искусств на уроке литературы и внеклассной деятельности по предмету, подробно остановившись на многолетнем опыте работы по использованию литературно-театральных экскурсий для интеллектуального и художественно-творческого развития школьников. Посещение спектаклей по произведениям русской и мировой литературы на сценах МХАТ им. М. Горького и Театра им. А.С. Пушкина позволило учащимся выполнить исследовательские проекты по литературе: «Русский водевиль» по произведениям Н.А. Некрасова и В.А. Соллогуба» в контексте русской культуры», «Русская классическая литература на сцене МХАТ имени М. Горького», «Тема театра в произведениях русской и мировой литературы» и др.

На фото: Т.С. Петрова, участник  просветительского семинара «Театр как Гений места», на литературно-театральной экскурсии  по Тверскому бульвару.

 

 

 

Рубрика: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.