«Не отрываться от корней...»

«Не отрываться от корней...»

Так случилось, что, заинте­ресовавшись искусством Доржиева, мы узнали и о другом большом мастере, его соотечественнике, скульпто­ре, ювелире, художнике кино Даши Намдакове.

Во многом их пути схожи: укоренённость в родной при­роде и культуре – академи­ческое профессиональное об­разование – международное признание. Оба, сохраняя неповторимую этнокультур­ную основу творчества, есте­ственно "вписываются" в широкий контекст мирового искусства. Роднит их и та черта творчества, которая хорошо определяется словом "мощь".

Даши Намдаков вырос в так называемом тради­ционном обществе – то есть там, где люди живут в реальном единении с природой, помнят преда­ния, чтят священные знания и символы и знают поименно немыслимое для нас число своих предков (семейная память Намдаковых, к примеру, про­стирается на 600 лет и на 23 поколения).

Даши Намдаков: «Я застал уже закат этой цивилизации, которую очень сложно, почти не­возможно вернуть. Для этого должно произойти чудо. Жизнь меняется на глазах, и хотя многие изменения – благо, что-­то важное безвозвратно утрачивается. Детям уже не объяснить, как можно ощущать свою связь с природой, быть с ней в гармонии... Природа моей Родины удиви­тельна – это целый космос, и ты живёшь в ней, живёшь ею, ты цветок в этой жизни, травинка. А не болт, ржавеющий в луже. Но вернуться уже нереально».

Лет в 14 Даши прошёл через тяжелейшее испыта­ние, которому в современных условиях бывают подверже­ны дети многих традицион­ных обществ – его отдали в интернат.

Известно, что такое при­общение к современному образованию, связанное с резким, "тотальным" изме­нением всего образа жизни, особенно печальным образом отражалось на судьбе многих детей малых народов Севе­ра – после нескольких лет в интернате они уже не могли ни вернуться в природное со­общество людей и оленей, ни органично "врасти" в современную цивилизацию.

Но и для Даши Намдакова – представителя отнюдь не малого народа и устойчивой, развитой культуры – дело обернулось бедой: тяжёлой, дли­тельной и, казалось, неизлечимой болезнью. ~ может быть, она его как раз и спасла? Словно его телесно-душевный организм восстал против такой перемены, которая могла воспрепятствовать делу его жизни.

Даши Намдаков: «Только к сорока годам многое стало всплывать в памяти, начал вос­станавливаться мир того подростка, каким я когда­то был. Одинаковое для всех воспитание убивает что-­то в душе, подменяя Истинное одной для всех идеологией. Начинаешь анали­зировать жизнь и понимаешь неравноценность потери: что ты потерял и что тебе навязали взамен утраченного. Исчезают деревни, люди утрачивают связь со своими корнями – перевер­нувший всё катаклизм...»

Болезнь мальчика не поддавалась лечению, и родители, будучи буддистами, вынуждены были обратиться к помощи шаманки. Наутро после совершения ею обряда Даши проснулся здоровым. И получил назидание, которое повлияло на всю дальнейшую жизнь: болезнь стала платой за разрыв с природой.

Даши Намдаков: «Мы не должны отрываться от своих корней, от сил природы. Земля, вода, воздух – любви к стихиям не научишь, их надо чувствовать и черпать в них силы. Мне кажется, что я многому научился, это обязывает меня относиться жизни серьёзно и ответственно. Интересны и Европа, и Азия, и Америка – в каждой цивилизации есть свой бесценный опыт. Мне особенно интересны те страны, где сохранились следы древних цивилизаций. И всё же лучше моей родины нет ничего на свете. Если я хоть чем-­то могу помочь в сохранении культуры своего народа – я счастлив.

Иную, но, может быть, не менее важную роль сыграла в его жизни встреча дружба с учителем – профессором Краснояр­ского художественного института, скульптором Л.Н.Головницким.

Перейдя на N курс, Намдаков, уже (и не без оснований) чувствовавший себя мастером, решил, по ряду причин, не заканчивать институт, а за­няться самостоятельным творчеством. Учитель, предвидевший его большое будущее, категорически воспротивился этому намерению и приложил все силы к тому, чтобы молодой скульптор в ускорен­ном темпе, под его постоянным руководством, про­шёл обширный материал оставшихся лет обучения и досрочно защитил диплом.

Совсем скоро после этого учитель ушёл из жизни. А его любимый сту­дент, наверное, именно тогда стано­вился мастером, способным показать свою культуру не как некую экзоти­ческую частность, а как неповторимую грань художественной культуры всего человечества. И не случайно сейчас его работы хранятся в музеях и в част­ных коллекциях в России и во многих других странах, а монументальные скульптуры установлены в разных городах мира.

Даши Намдаков: «Думаю, боги обиделись бы на меня, если бы я сказал, что я не счастливый человек. Я всегда чувствовал меня «ведут» по жизни. Мне везло на людей. Я занимаюсь тем, что умею и люблю. Скульптура - это мои стихи, поэзия в объёме. Бывает, люди годами ищут свой почерк, свой стиль. Я никогда его не искал. Писал и творил как дышал – то, чем живу. Это мой мир, который существует у меня внутри. Но творчество – ещё не вся жизнь. Я лю­блю свою семью, мне нравится путешествовать, я много поездил по свету, с жадностью открывал для себя мир. Мне интересно всё в этой жизни, интересно жить».

По материалам журналиста И.Овечкиной.

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2015
№3.
С. 44-46

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.