Наше творчество – Великой Победе

А.Волков,

начальник отдела по организации музейной и конкурсной работы Управления НХО МЦРКПО., член жюри конкурса

Наше творчество – Великой Победе

Московский конкурс мультимедиа «Мы Москвичи» 2020

Восьмой год Управлением непрерывного художественного образования МЦРКПО проводится Московский конкурс мультиме­диа «Мы Москвичи». Он уже давно расширил свои московские рамки и принимает работы со всех уголков нашей страны и от зарубеж­ных участников. Конкурс каждый год радует нас своими удивительно интересными и та­лантливыми работами. Не стал исключением и этот, 2020, год. В десяти номинациях было представлено более четырёхсот работ. Это разные по содержанию, художественному решению и техническому уровню работы. Компетентное жюри со вниманием отнеслось ко всему представленному на конкурс.

Все работы этого конкурса являются уни­кальными произведениями искусства. Да, их делали дети, часто очень маленькие, под руководством своих учителей, иногда вместе с родителями. Однако критерии оценки и внимание к просмотренному у жюри было не меньше, а быть может и больше, чем ко взрослому профессиональному искусству. Порой трудно оценить тот или иной фильм, и всё же хочется выделить главное.

В любом произведении искусства, и в син­тетических видах, в частности очень важна целостность художественного образа. Как правило, фильмы, непродолжительные по времени, должны иметь чётко и ясно вы­раженное содержание. Не менее важна и картинка, на которую мы смотрим. Очень хорошо, если в ней все гармонично по цвету, по сочетанию эстетики персонажей и фонов. Важной составляющей является и озвучива­ние фильма. Очень подкупают детские голоса и грамотно подобранная музыка.

Хочется отметить, что создание подобных анимационных фильмов имеет огромное вос­питательное и образовательное значение для детей и даже для педагогов. Дети должны создать цельный, пусть и очень небольшой, фильм! Вдумайтесь в это – сколько различ­ных художественных, литературных, музы­кальных, технических вопросов приходится решать коллективу! Огромная ответствен­ность здесь лежит на педагоге. Как помочь, подсказать, как руководить этим процессом и в то же время сохранить непосредственность детского высказывания?! Нас очень радует, что многие педагоги понимают то дело, за которое взялись. Об этом говорят прекрасные работы их коллективов.

Этот год для всей нашей страны особен­ный. Мы отмечаем 75-летие Великой Победы. Нас очень радует, что и детские коллективы создали произведения, посвящённые тяжё­лым годам войны и этому празднику. Нам кажется, что это необыкновенно важный воспитательный опыт. Как отмечалось выше, создание фильма требует решения целого комплекса вопросов, что неизбежно приво­дит к настоящему, серьёзному погружению в материал.

Что такое для современных детей Великая Отечественная война? Что значит для них праздник Великой Победы? Как нам, взрос­лым, донести до сознания и души ребёнка важность этих понятий? Как привить ребён­ку любовь к отечественной истории, столь сложной и неоднозначной? Как вырастить настоящего патриота своей Родины и при этом не перегнуть палку, не вызвать оттор­жение ложным патриотизмом? Именно на эти вопросы ответит нам искусство, а в данном случае художественное творчество самих детей в соавторстве с опытным педагогом. Среди конкурсных работ много интересных.Выделим некоторые из них.

Замечательный фильм «Память» студии «Радуга» МБОУ Лицея села Долгоруково Липецкой области. Фильм подкупает своей необыкновенной аскетичностью и глубиной. Руководители проекта Трефилова Ирина Григорьевна и Федорова Светлана Никола­евна вместе со своими учениками для созда­ния фильма взяли небольшой кусок обычного пластилина, который и стал главным героем картины. Вернее, пластилин был единствен­ным материалом, а герой был обозначен в самом названии: ПАМЯТЬ.

Память о великой войне, о подвиге народа была многократно отлита и высечена в вели­ких произведениях советских скульпторов. Известно, что скульптура имеет огромное духовное воздействие на людей. В странах, где стараются поскорее забыть горькие уроки истории и извратить правду о войне, сносят мемориальные монументы. Ведь любой па­мятник, посвящённый войне, победе- это настоящий сгусток энергии мысли и чувства, воплотившихся в вечном материале. Это по­сыл в будущее, чтобы помнили, не забыли... Но как понять непростой язык скульптуры ребёнку? Безусловно, можно и нужно показы­вать детям великие монументы, рассказывать о них, желательно привозить к ним детей, так как скульптура сложнее всего поддаёт­ся репродукции. Но вот в селе Долгоруково Липецкой области нашли свой ход к детским сердцам, сделали фильм с использованием всего лишь одного куска пластилина.

На экране мы видим, как на наших глазах из пластичного комочка возникают образы великих монументов, посвящённых теме Великой Отечественной войны и Великой Победе. Это не бессмысленное копирование, а именно проживание образа, созданного скульптором, вживание в этот образ, понима­ние его через собственные, пусть ещё и такие неумелые, детские руки…

А вот другой мультфильм «Пиджак», на стихи Инны Варварицы, состоит из детских рисунков, выполненных простым каранда­шом. Ребята 7–10 лет из студии «Фокус» московской школы № 2030 со своим препо­давателем Пшеничной Оксаной Юрьевной очень тонко раскрыли темы сострадания, понимания, желания помочь ближнему и контрастных им тем потери совести, дикого неприкрытого корыстолюбия, бесчувствия.

Прототипом героя фильма стал Михаил Звёздочкин, герой полотна художника Ген­надия Доброва «Жизнь, прожитая честно». Фильм рассказывает о чудовищном и, к со­жалению, не единичном случае ограбления ветерана войны и продажи его орденов. Что узнаём мы из фильма о Михаиле Звёздочкине, герое картины? Будучи инвалидом, он скрыл свой диагноз и ушёл добровольцем нафронт. Он доблестно сражался и дошёл до Берлина, был награждён орденами и медалями, кото­рые хранил приколотыми на своём пиджаке. Какие-то подонки украли самое ценное, что было у ветерана, его пиджак с наградами. Позже милиция нашла преступников и вер­нула награды, но пиджак, как ненужную вещь, уже выкинули. Фильм заканчивается пронзительными кадрами, где ветеран, стоя у витрины магазина, понимает, что купить новый пиджак для него дороговато…

Какая страшная, и вместе с тем поучи­тельная история раскрыта в этом фильме! Анализируя фильм, мы видим, что дети по-настоящему углубились в материал. Они узнали о подвиге Михаила Звёздочкина, поняли, что значит для таких людей слово Родина и как её должно защищать. Хочется верить, что до них дошёл и ужас чудовищ­ного преступления бандитов. Наверняка их сердца наполнились любовью и состраданием к старому больному человеку, который среди многих и многих, таких же, как он, геро­ев спас наше Отечество от страшной беды. Фильм снят очень цельно и художественно. Но, в первую очередь, радует то, что учителя не  боятся брать такие сложные, во многом трагические темы для детского творчества.

В этой небольшой статье мы подробно остановились лишь на двух работах, посвя­щённых теме Великой Отечественной войны и Великой Победы. В конкурсе, безусловно, были и другие очень достойные работы детских кол­лективов.

Мы приглашаем вас к их про­смотру вместе с детьми, вместе с семьями, друзьями.

Конкурс «Мы Москвичи» проходит уже много лет и на­копил прекрасную базу работ победителей, с которой можно познакомиться в Виртуальном музее в разделе «Конкурс “Мы Москвичи“».

Адрес Виртуального музея «ШКОЛА НЕ­МЕНСКОГО»: shkola-nemenskogo.ru

Также на него можно перейти на сайте cnho.ru

 

Одна из фамилий, упомянутых в этой статье, оказалась мне знакома. Когда я поступил в Московскую среднюю художественную школу в Лаврушинском, в одном из старших классов учился мальчик Гена Гладунов, кото­рого школьная молва превозносила как одного из самых талантливых, а может и самого талантливого ученика. Через много лет кто-то из бывших одноклассников рассказал мне о его нелёгкой «послешкольной» жизни – по его рассказу (не могу ручаться, во всём ли он точен), лучший ученик МСХШ то ли не поладил с кем-то, то ли провинился в чём-то, но из института ушёл. Говорят, он работал какое-то время постовым милиционером, потом на скорой помощи, а что потом – неизвестно... Но точно было известно, что он человек своеобразный, с необычными взглядами на жизнь, и что он поменял фамилию Гладунов на «говорящую» – Добров.

А ещё через много лет мы случайно встретились на Тверской, зашли в его мастерскую. Он был бородатый, рассудительный, доброжелательный, смотрел прямо в глаза, в общем – настоящий Добров. И добрым делом занимался: рисовал большие портреты бедных и обездоленных людей, инвалидов, ветеранов войны. В позд­ний период жизни получил профессиональное признание. О смерти Гены я узнал из большой телевизионной передачи, посвящённой его творчеству. А.М.

Автор: 
Искусство в школе: 
2020
№3.
С. 60-62
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.