На языке театра, или Приглашение к участию в Конкурсе зрительских рецензий Московского областного ТЮЗа
Мы и не заметили, как нашими постоянными авторами стали школьники, а не только учителя и учёные! Правда, в качестве авторов художественных произведений школьники, и даже дошкольники всегда выступали на страницах нашего журнала. Но теперь мы знакомимся с их публицистическим и критическим творчеством: узнаём, что они думают о жизни и человеческих взаимоотношениях (№ 4, «Они и мы»), о сотворчестве детей и взрослых (№5, «Десять сезонов на Пермской сцене»), о театральном искусстве.
Высказывания детей могут нравиться, не нравиться или удивлять; дети могут быть в чём-то правы или неправы... В любом случае учителя, воспитатели, родители, создатели искусства для детей должны быть кровно заинтересованы в такой «обратной связи». Должны знать, что думают дети, как и что они воспринимают и оценивают, и делать для себя те или иные выводы.
А может быть, и сами дети заинтересуются мыслями ровесников и захотят поделиться своими собственными мыслями. Мы очень хотим, чтобы эта серия публикаций продолжилась!
Редакция
А.Никитина,
зав педагогической частью МогТЮЗ,
театровед, кандидат искусствоведения
На языке театра,
или Приглашение к участию в Конкурсе зрительских рецензий Московского областного ТЮЗа
Когда я была школьницей-подростком, главным счастьем в жизни были встречи зрительских клубов в ТЮЗе. Вернее, в разных ТЮЗах. Их ведь в стране было много. Но самым любимым с пятого класса стал Ленинградский, где главным режиссёром был Зиновий Яковлевич Корогодский. Именно там я поняла, что больше всего в жизни я хочу работать в педагогической части детского театра. А вот прошла почти целая жизнь до того, как это случилось. Второй сезон я работаю в Московском областном ТЮЗе, и теперь в театре есть Зрительский клуб.
Времена сильно изменились. Изменились театры, дети, родители. Но глубинное желание пережить сильные чувства, задать сокровенные вопросы, прикоснуться к тайне, окунуться в небывалые миры и встретиться с самим собой в ситуации предельного выбора – всё это неизменно и для ребёнка, и для людей театра.
Однако, чтобы встреча произошла, важно найти общий язык. А этому волшебному языку искусства и культуры, к сожалению, мало где учат. Большинство взрослых привыкли рассматривать театр как забаву, или иллюстрации к учебникам. А театр – он не про это. Он не иллюстрирует события, а позволяет прожить их. Он не отвечает на вопросы, а задаёт загадки. Он говорит с нами не только и не столько языком слова и литературы, сколько языком ритма, действия, цвета, света, формы, фактуры, звука, да и мало ли ещё чего! Мы чувствуем магию этих языков, но не всегда готовы на неё откликнуться: опасаемся утонуть, заблудиться, не имея путеводной нити. Современные люди, даже дети, вообще боязливы. Они выросли в мире, где забота о безопасности превратилась в фетиш. А театр предлагает рисковать: сполна чувствовать, самостоятельно мыслить, а если ты пришёл на тренинг – то можно и коленку разбить ненароком.
И вот для того чтобы освоить театральный язык, не бояться его, получать от театра максимум возможных даров, мы затеяли разные программы нашего клуба, в том числе и Конкурс зрительских рецензий. Конкурс – это не соревнование «кто лучше». Это посещения спектаклей, игры и обсуждения, система коллективных и индивидуальных встреч, а также общение в сети, переписка, в итоге которой рождаются небольшие работы.
В конкурсе 4 номинации для разных возрастов:
«Театральное письмо» для маленьких https://mogtyz.ru/about/news/novosti/konkurs-teatralnoy-retsenzii-sovety...;
«Театральное размышление» для подростков https://mogtyz.ru/about/news/novosti/konkurs-teatralnoy-retsenzii-sovety...;
«Театральная рецензия» для юношества https://mogtyz.ru/about/news/novosti/konkurs-teatralnoy-retsenzii-sovety...
«Тьюторское эссе» для взрослых https://mogtyz.ru/about/news/novosti/konkurs-teatralnoy-retsenzii-sovety-v-napisanii-tyutorskogo-teatralnogo-esse-dlya-vzroslykh-zriteley/.
Подробно об условиях участия в конкурсе можно узнать на сайте театра: https://mogtyz.ru/about/news/novosti/konkurs-teatralnykh-retsenziy-prigl....
В сезоне 2017–2018 года мы размышляли о спектаклях «Винни-Пух», «Сказки Пушкина», «Иван-царевич», «Леди совершенство», «Про мою маму и про меня», «Пять вечеров». Очень непохожие друг на друга спектакли разных режиссёров.
«Винни-Пух» в постановке Юрия Алесина – это музыкальная игра для всей семьи, где дети видят, как оживают любимые игрушки, папы вспоминают, как мечтали создать джаз-рок ансамбль, а мамы переживают неизбежное взросление своих детей.
«Сказки Пушкина» в постановке Ирины Пахомовой – праздник лубочных картинок и ярмарочный балаган на тему знакомых сказок.
«Иван-Царевич» в постановке Валерия Якунина – притча о поиске собственной судьбы, стилизованная под народную сказку. Форма спектакля обращена к маленьким зрителям, а суть истории, конечно, важнее младшим подросткам и их родителям.
«Леди совершенство» – театральный вариант любимого мюзикла о Мэри Поппинс. Главную героиню тут играют две замечательно поющие артистки – Наталия Быстрова и художественный руководитель спектакля заслуженная артистка России Нонна Гришаева.
Спектакль «Про мою маму и про меня» в постановке Андрея Горбатого жанрово обозначен как «Школьные сочинения в 2-х действиях». Основная аудитория этого спектакли – семьи с подростками. Трудно сказать, кто тут самозабвеннее хохочет и искреннее грустит: дети или родители, барышни или юноши. Через историю Лены и её мамы открывается история страны, история взрослеющей души, понимание природы творчества и ещё много такого, о чём трудно говорить просто. Но у драматурга Елены Исаевой удивительно точно получается.
«Пять вечеров» Александра Володина в постановке Павла Сафонова – это очень сложная история о поколениях, о холоде истории и ветре, выдувающем душу, о чистоте первого снега и первого чувства, о боли, выжигающей душу и сердечной теплоте, которая как весна, которая всегда возвращается.
Встречаясь с детьми, родителями, учителями после спектаклей, мы играли в ритмические, музыкальные и театральные игры, помогающие освоить особенности эстетики каждого спектакля. Мы создавали литературные миниатюры. Выражали через цвет и линию свои ощущения от спектаклей. Разговаривали об увиденном и пережитом. Встречи были разные, потому что их формат определялся и особенностями спектакля, и возрастом аудитории. Но главным для нас было – разбудить потребность в личностном диалоге с искусством, не навязывать готовые мнения и суждения, не учить, не воспитывать, а помочь открыться навстречу полноте театральных переживаний. Насколько это удалось можно увидеть из нескольких детских работ, взятых из числа премированных жюри.
В текущем сезоне 2018–2019 года Конкурс зрительских рецензий состоится вновь. Уже 23 сентября творческой игрой после спектакля «По зелёным холмам океана» открылась программа обсуждений. А также с 28 сентября на территории детской библиотеки №140 начал работать совместный проект библиотеки и театра «Школа театрального блогера». Все программы открыты для участия детей и взрослых, и о них можно подробнее узнать на сайте театра и по адресу Зрительского клуба: zritelclub@mogtyz.ru
Письмо Тигре – Павлу Ивлеву
Привет, милыйТигра!!!
Меня зовут Марина, мне 6 лет. Я занимаюсь в детском балетном театре в Культурном Центре «ЗИЛ» на подготовительном отделении. В свободное времяя очень люблю читать (читаю с 4-х лет) и ходить в театр, особенно в МОГТЮЗ, так как он находится от моего дома недалеко, и потом можно погулять в парке Царицыно.
В МОГТЮЗе я посмотрела почти все детские спектакли, кроме «Каникул Бонифация» и «Спасайся, кот». У меня даже есть целая коллекция билетов из МОГТЮЗа, правда, некоторые мне дал старший брат. Спектакли, которые я смотрела, мне понравились все! Но на одной премьере со мной произошёл забавный случай.
Это произошло на премьере «Винни Пуха» 24 июня 2017 года в11.00. Я пришла в театр с мамой и братом. Мы прошли в малый зал, я через дерево туда попала! Мы стали ждать начало спектакля, рассматривая дом на Пуховой Опушке. Затем начался спектакль. И вот, когда Винни Пух спросил Тигру: «Кто ты?», мне показалось, что ты – Жираф! Потому что на тебе была оранжевая кофта и штаны с пятнами, а не полосками. И, оказывается, я сказала это так громко, что услышали другие зрители и сказали, что это – Тигра! Удивленный Винни Пух (Дмитрий Чукин) спросил: «Так всё-таки, кто ты – Тигра или Жираф?» и получил ответ: «Тигра!» К тому времени я и сама вспомнила, что в книге про Винни Пуха не было Жирафа. Винни Пух потом несколько раз шутил из-за этого.
Милый Тигра, не обижайся, что я перепутала тебя с Жирафом, ведь ты весёлый и энергичный, любишь прыгать и отлично играешь на барабане! Надеюсь, мы ещё встретимся в театре!!!
Я очень хотела сделать тебе подарок и попросила папу помочь сделать Тигру из бумаги оригами.
Отправляю тебе его фотографию. Ещё мою фотографию и коллекцию билетов из МОГТЮЗа. Мама сказала мне, что вы – хореограф, а где вы учились и продолжаете ли вы заниматься классическим танцем?
Желаю успехов Вам и театру в вашей работе!
Марина Ферапонтова, 6 лет.
Мама Ферапонтова Ольга
В МОГТЮЗ, г. Москва
Героям спектакля «Сказки Пушкина»
Коту Учёному и Дубу Зелёному
Привет! Меня зовут Лёня Коньков. Я первоклассник, живу в Царицыно, это недалеко от вашего театра и парка. Я люблю собирать Lego, плавать и гулять в парке. Школу я тоже люблю, у меня там много друзей, учусь я хорошо. Люблю математику, особенно решать задачи и удлинённые примеры. Я очень люблю сам читать и слушать, когда мама читает мне вслух. Перед спектаклем мы перечитали все сказки Пушкина и даже поэму «Руслан и Людмила». Не за один день, конечно, а за целый месяц. Получился настоящий Пушкинский март.
Мы часто ходим всей семьёй в театры и музеи. На спектакль «Сказки Пушкина» я ходил с мамой и папой 10 марта. За день до спектакля мы семьёй ходили на каток в Парк Культуры. Это не совсем каток, а целый город на льду! Всё было прекрасно, жаль, что каток закрылся до следующей зимы!
На протяжении спектакля у меня были все чувства, которые только бывают.
Рассердило, что старик пошёл к рыбке, чтобы рыбка была на посылках у старухи. Рыбка исполняла все их желания, а они что сделали? Ишь, раскомандовались! Считаю правильным, что старик и старуха вернулись в землянку, это очень справедливо. А рыбку было жалко, что её так сильно обидели.
Скучно мне было в начале спектакля, когда длинноногий аист приставал к Коту и Дубу.
Было жалко, что поп умер. Хоть он и плохой, но жалко. Наказать его надо было, но не смертью. И было жалко маленького чёртика, когда Балда обманул его с лошадью, так нечестно.
Песни не очень понравились, не все слова понятны. В остальное время спектакля всё было весело.
Сказку о Золотом петушке я знаю меньше других сказок Пушкина, эта часть спектакля мне понравилась меньше. Сражений слишком мало, в книге их больше. Про Балду и про золотую рыбку интереснее.
Кот действительно учёный, много знает из старины. Понятно объяснил малышам, что такое полба.
Я решил написать письмоКоту и Дубу, потому что они добрые и умеют рассказывать сказки. Я обожаю сказки и много знаю про старину.
Уважаемые Кот и Дуб, у меня к Вам много вопросов. Не затруднит ли Вас ответить мне? Где находится Лукоморье, как туда добраться? Сколько лет Дубу и сколько лет Коту? Сколько всего сказок Вы знаете? Откуда Вы узнали все эти сказки? Как Кот стал Учёным, кто был его учителем? Нравилось ли Коту учиться, и какие оценки он получал? Есть ли у Кота ученик, например котёнок? Может ли быть учеником другое животное, и какое? Кто сковал золотую цепь и зачем она (Кот же умеет сам по деревьям лазать)?
Какие сказки Кот рассказывает добрым ребятам, а какие злым? Какие невиданные звери обитают в Лукоморье, добрые они или злые?
Уважаемые Кот и Дуб! Я мечтаю побывать в Лукоморье, увидеть чудеса и послушать Ваши сказки!
Лёня Коньков. Мне 8 лет.
Письмо мне помогла записать мама. Я говорил, а она записывала.
Её зовут Елена.
«Иван Царевич» – спектакль в стиле «НО»
Когда я 7 апреля второй раз в жизни ехал в Московский областной государственный ТЮЗ, я был в прекрасном, предвкушающем настроении. Ещё бы, к этому зданию только подходишь – и праздник начинается: колонны, парк, уютное фойе в кирпичиках… Но не представлял, что спектакль будет таким хорошим и нестандартным. Хотя мог бы и догадаться: ведь я уже смотрел представление «Винни Пух и все-все-все»!
Название спектакля очень обычное, сколько сказок с таким названием я читал! Но очень хитрый сюжет в спектакле: и детей подменили, и царь со служанкой доходом «обменялись», и неясно даже сразу, к какому из Иванов-Царевичей название относится: к генетическому или мельниковому.
Герои все теже, что в привычной сказке. Но не совсем…
Вот царь. Уж такой избалованный! Это уже впервой сцене видно, очень смешно, все ему поддакивают, а царь и рад:
– Хорошо живём!
– Хорошо, хорошо, хорошо!
– И всё у нас есть...
– Есть, есть, есть!
Очень удивило изменение царя и служанки через 20 лет: и не сразу даже понятно, что произошло: откуда лохмотья на царе? Почему постарел, понятно, а вот лохмотья… и с чего служанке так богатеть? Оказывается, царь был честным и держал слово, но в итоге несколько разорился.
А Варвара совсем без стыда, даже царём немного управлять пыталась, и даже немного получалось. Но это не удивляет. Ведь когда царь подбирал бумагу и перо, чтобы написать указ о спасении царевны Милолики, он капризничал, как ребёнок, которому страшно начинать делать уроки. Ну как я, например… Но не царское это дело – капризничать!
Так что к царю отношение сложное: и жалко его, и иронично посмеяться хочется. Что-то слишком для сказки реально…
Царский (мельников) сын хоть и воспитывался во дворце, но это ему не очень помогло: какие-то нецарские пришепётывания, картавость. Но с царём что-то общее проглядывает.
Очень царь раскаивался, когда исполнить указ вызвался его сын (но на самом деле не царский, а мельников), чуть бедняга не повесился. Но хорошо, что появился настоящий царевич. Царя он не узнал (в таких-то лохмотьях!), но от верёвки спас.
Снарядили как бы царского сына хорошо: и мельника группой поддержки добавили, и мешок золота для подкупа Кощея Бессмертного выдали, и шашки волшебные (что-то не помню таких сказочных предметов!)… Но на пути к Кощею наши герои встретили Бабу-Ягу и не прошли испытание на жадность-щедрость. В итоге подкуп не удался… Молодец Баба-Яга.
Но волшебные шашки сработали, началась большая игра с Кощеем: на мельника, на царевну и на смерть Кощея. У как бы царского сына был шанс, но он нарушил договор, а, как известно, уговор дороже денег, и не только в жизни, ещё и в сказке. В итоге Иван потерял все свои шансы и его превратили в маленький безобидный кустик.
Дальше вступает в дело Иван-правда-Царевич. Он тоже встретился с Бабой-Ягой, но! Дал ей мастер-класс по приёму гостей. А потом Баба-Яга не смогла ему отказать и дала ковёр-самолет, чтобы он полетел на восток и украл жар-птицу для Кощея. Кощей был замечательный, хоть и несколько необычный для сказок: азартный игрок, готов всё поставить на кон, даже свою жизнь. Когда я увидел его в первый раз, то мне очень понравилась его игра: очень выразительная, острая, непривычная. Потом немного попривык, но было здорово! И весёлый, шашечная партия была смешная и не сказочная, а как в жизни у весёлых друзей! И, кстати, внимательные зрители теперь знают, как грамотно в шашки играть: «Надо всегда с угла ходить!»
Но и традиционного коварства у Кощея хватало. Особенно он всех запутал с яйцом со своей смертью! И уж точно никто не ожидал, что он сам это яйцо разобьёт! Вот что делают нервы!
Конец спектакля был такой, как и положено в сказке. Всё запутанное распуталось, все тайны открылись. И как всегда общие поклоны. Но! Кощей после смерти выезжал на тележке, такой скрюченный… А царь и Баба-Яга взялись за руки. Может, они тоже решили пожениться, как Иван-царевич и царевна?
Зубков Кирилл, 10 лет
О спектакле Московского областного государственного театра юного зрителя «Иван-Царевич»
Мы всей семьёй посетили этот спектакль в воскресенье, 7 апреля. Мама повезла ребят из театрального кружка, а я с братом и папой поехали из дома на машине. Было интересно, кто из нас раньше приедет. Спектакль начинался в 12 часов, а приехали мы в 11.20 и обнаружили там Макса с мамой, которые приехали самостоятельно самыми первыми. Но маму с ребятами мы всё же обогнали.
Настроение было хорошее, несмотря на накрапывающий дождь. Мой младший брат Юра уже второй раз участвовал в работе зрительского клуба и очень радовался, что его опять взяли на спектакль со старшими ребятами, он ещё дошкольник, ему 6 лет. Я удивилась, что в этот день на спектакль, кроме меня, приехали только мальчики из нашего коллектива.
В этом театре я была впервые, хотя хорошо знаю заповедник «Царицыно», но не догадывалась, что он находится рядом. В прошлом году мы даже парковались на стоянке перед ним. Мне очень понравилось здание с колоннами, которые стройные и торжественные.
На улице было пасмурно и сыро, а в театре чисто и сухо. Нам сделали много фоток в фойе, но предложили магниты с некачественно распечатанными фотографиями и очень дорого. Заняться было нечем, мы с братом ели пирожные в буфете, а папе там было есть нечего, потому что у него специальная диета, без сладкого.
В зале были свободные места, и мы с ребятами пересели ближе, в партер, а некоторые на балкон. Слева на сцене стояло оборудование: разные огоньки перемигивались, и было интересно, как этот аппарат работает.
Больше всего мне запомнилось исполнение ролей Кощея Бессмертного и Жар-птицы, что является несомненной заслугой исполнителей. По отзывам спектакль должен был быть очень смешным, но, оказалось, что это не так. Мне очень было жалко Кощея и плохо, что Мельник и поддельный Иван ожили.
Когда появился Кощей, он притворялся «мягким и пушистым», а потом переоделся в тёмный костюм и показал своё истинное лицо. Когда он «сдох», то потом зачем-то моргал и испортил всё впечатление. Я не поняла, почему артист так играл.
На деревьях висели яблоки, хотя это были совсем не яблони. У нас есть дача, и я хорошо их знаю. В финале расколдовались не все деревья, в которые заколдовывал Кощей людей, а только два персонажа. Количество деревьев не изменилось, лучше бы их и не расколдовывали.
Исполнители играли «хреново», и я не могла сопереживать героям, потому что им не верила. Оба Ивана-царевича были плохи, артист, исполнявший роль Царского сына вообще не играл, и в финале нельзя было за него порадоваться.
Было всё время скучно, пока не появился Кощей. Непонятно, почему оба яйца хранились рядом, ведь Иван-Царевич должен был сам совершить подвиг – поехать и добыть смерть Кощея, а здесь всё решилось без его участия.
Папа удивился, что Царь собирался повеситься, но он говорит, что это нельзя показывать детям, потому что опасно: «пропаганда суицида». Ещё он говорит, что очень хорошая идея выдавать дополнительные подушки. В антракте мы остались в зале, а Юра полез на балкон и махал нам рукой.
Костюмы дорогие и качественные, кроме костюмов одалисок, они не похожи на настоящие костюмы восточных танцовщиц. У гарема была ужасная хореографическая подготовка, элементы восточного танца исполнялись неправильно, лучше бы их вообще не было. Шах тоже был не на высоте, да ещё с нарисованной бородой.
Всем нашим мальчишкам спектакль понравился, не пойму даже почему.
Крамаренко Ольга, 11 лет,
театральный коллектив «Класс» ГБОУ Школа № 218,
руководитель О.К.Крамаренко
«Пять вечеров»
В торой спектакль, который мы посмотрели с мамой в МОГТЮЗ, был «Пять вечеров». На этом спектакле стояло возрастное ограничение 16+. Я не первый раз посещаю спектакли, который старше в ограничениях моего возраста, но на данном спектакле я поняла, что возрастные ограничения имеют смысл. Если откровенно говорить, то мне было скучно! Поэтому опишу спектакль с позиции подростка 12 лет.
Спектакль по пьесе Александра Володина, режиссёр-постановщик Павел Сафонов. В основе сюжета встреча мужчины и женщины, которые много лет не виделись из-за войны. Главные герои Тамара (заслуженная артистка России Нонна Гришаева) и Ильин (Алексей Рыжков).
Действие происходит в середине XX века. Несколько лет прошло после войны. Главная героиня Тамара живёт со своим взрослым племянником Славиком, который сирота.
Ильин возвращается в свой родной город после длительного отсутствия. В начале он идёт к своей подруге и завязывает с ней отношения. Но потом он вспоминает свою первую любовь Тамару, находит её. Ильин приходит к ней в гости. Тамара в начале не очень рада и не доверяет ему. И есть основания. Ильин начинает её обманывать с первых моментов. Чтобы приукрасить себя, он рассказывает, что занимает высокий пост, хотя на самом деле работает шофёром. Отношения Тамары и Ильина начинают налаживаться. И Ильину становится стыдно за своё поведение. Он бежит от Тамары. Но Славик и его подруга, помогают воссоединиться двум влюблённым.
Для меня по возрасту и пониманию был ближе Славик. Играл прекрасно – весёлый, задорный, энергичный, иногда хамоватый, но добрый и заботливый молодой человек. Постоянно шутил над тётей и периодически конфликтовал с Ильиным. Его подруга Катя, влюблённая в него, слегка капризная, как все девчонки. Благодаря этим героям, мне, как подростку, во время спектакля было весело и интересно.
Остальных героев трудно описать. Во многом непонятно их поведение и причины поступков. Тамара, которая пытается учить Славика и постоянно «пилит» за учёбу, которая кажется умной и сильной, но совершенно мягкохарактерной, бегает за Ильиным. Нона Гришаева смогла показать все внутренние противоречия героини. Она как всегда играла великолепно! Ильин не вызывает сочувствия, он жалок, и его поступки редко можно назвать мужскими. Алексей Рыжков играл хорошо и смог донести образ героя.
Декорации спектакля и костюмы актёров мрачноваты и навевают грусть. Но это соответствует сюжету.
Подросткам этот спектакль не смогу рекомендовать. Но моей маме спектакль очень понравился, поэтому делаю вывод, что он для более старшего возраста.
Битюцких Вероника, 12 лет
Оставить комментарий