На языке театра, или Приглашение к участию в Конкурсе зрительских рецензий Московского областного ТЮЗа

Мы и не заметили, как нашими постоянными авторами стали школьники, а не только учителя и учёные! Правда, в качестве авторов художественных произведений школьники, и даже дошкольники всегда выступали на страницах нашего журнала. Но теперь мы знакомимся с их публицистическим и критическим творчеством: узнаём, что они думают о жизни и человеческих взаимоотношениях (№ 4, «Они и мы»), о сотворчестве детей и взрослых (№5, «Десять сезонов на Пермской сцене»), о театральном искусстве.

Высказывания детей могут нравиться, не нравиться или удивлять; дети могут быть в чём-то правы или неправы... В любом случае учителя, воспитатели, родители, создатели искусства для детей должны быть кровно заинтересованы в такой «обратной связи». Должны знать, что думают дети, как и что они воспринимают и оценивают, и делать для себя те или иные выводы.

А может быть, и сами дети заинтересуются мыслями ровесников и захотят поделиться своими собственными мыс­лями. Мы очень хотим, чтобы эта серия публикаций продолжилась!

Редакция

А.Никитина,

зав педагогической частью МогТЮЗ,

театровед, кандидат искусствоведения

На языке театра,

или Приглашение к участию в Конкурсе зрительских рецензий Московского областного ТЮЗа

Когда я была школьницей-подростком, главным счастьем в жизни были встречи зрительских клубов в ТЮЗе. Вернее, в разных ТЮЗах. Их ведь в стране было много. Но самым любимым с пятого класса стал Ленинградский, где главным режиссё­ром был Зиновий Яковлевич Корогодский. Именно там я поняла, что больше всего в жизни я хочу работать в педагогической части детского театра. А вот прошла почти целая жизнь до того, как это случилось. Второй сезон я работаю в Московском областном ТЮЗе, и теперь в театре есть Зритель­ский клуб.

Времена сильно изменились. Изменились театры, дети, родители. Но глубинное желание пережить сильные чувства, задать сокровенные вопросы, прикоснуться к тайне, окунуться в не­бывалые миры и встретиться с самим собой в си­туации предельного выбора – всё это неизменно и для ребёнка, и для людей театра.

Однако, чтобы встреча произошла, важно най­ти общий язык. А этому волшебному языку ис­кусства и культуры, к сожалению, мало где учат. Большинство взрослых привыкли рассматривать театр как забаву, или иллюстрации к учебникам. А театр – он не про это. Он не иллюстрирует события, а позволяет прожить их. Он не отвечает на вопро­сы, а задаёт загадки. Он говорит с нами не только и не столько языком слова и литературы, сколько языком ритма, действия, цвета, света, формы, фак­туры, звука, да и мало ли ещё чего! Мы чувствуем магию этих языков, но не всегда готовы на неё от­кликнуться: опасаемся утонуть, заблудиться, не имея путеводной нити. Современные люди, даже дети, вообще боязливы. Они выросли в мире, где забота о безопасности превратилась в фетиш. А театр предлагает рисковать: сполна чувствовать, самостоятельно мыслить, а если ты пришёл на тренинг – то можно и коленку разбить ненароком.

И вот для того чтобы освоить театральный язык, не бояться его, получать от театра максимум воз­можных даров, мы затеяли разные программы нашего клуба, в том числе и Конкурс зрительских рецензий. Конкурс – это не соревнование «кто лучше». Это посещения спектаклей, игры и обсуж­дения, система коллективных и индивидуальных встреч, а также общение в сети, переписка, в итоге которой рождаются небольшие работы.

В конкурсе 4 номинации для разных возрастов:

«Театральное письмо» для маленьких https://mogtyz.ru/about/news/novosti/konkurs-teatralnoy-retsenzii-sovety...;

«Театральное размышление» для подростков https://mogtyz.ru/about/news/novosti/konkurs-teatralnoy-retsenzii-sovety...;

«Театральная рецензия» для юноше­ства https://mogtyz.ru/about/news/novosti/konkurs-teatralnoy-retsenzii-sovety...

«Тьюторское эссе» для взрослых https://mogtyz.ru/about/news/novosti/konkurs-teatralnoy-retsenzii-sovety-v-napisanii-tyutorskogo-teatralnogo-esse-dlya-vzroslykh-zriteley/.

Подробно об условиях участия в конкурсе можно узнать на сайте театра: https://mogtyz.ru/about/news/novosti/konkurs-teatralnykh-retsenziy-prigl....

В сезоне 2017–2018 года мы размышляли о спектаклях «Винни-Пух», «Сказки Пушкина», «Иван-царевич», «Леди совершенство», «Про мою маму и про меня», «Пять вечеров». Очень непохо­жие друг на друга спектакли разных режиссёров.

«Винни-Пух» в постановке Юрия Алесина – это музыкальная игра для всей семьи, где дети видят, как оживают любимые игрушки, папы вспоми­нают, как мечтали создать джаз-рок ансамбль, а мамы переживают неизбежное взросление своих детей.

«Сказки Пушкина» в постановке Ирины Пахо­мовой – праздник лубочных картинок и ярмароч­ный балаган на тему знакомых сказок.

«Иван-Царевич» в постановке Валерия Якуни­на – притча о поиске собственной судьбы, стили­зованная под народную сказку. Форма спектакля обращена к маленьким зрителям, а суть истории, конечно, важнее младшим подросткам и их роди­телям.

«Леди совершенство» – театральный вариант любимого мюзикла о Мэри Поппинс. Главную героиню тут играют две замечательно поющие артистки – Наталия Быстрова и художественный руководитель спектакля заслуженная артистка России Нонна Гришаева.

Спектакль «Про мою маму и про меня»  в по­становке Андрея Горбатого жанрово обозначен как «Школьные сочинения в 2-х действиях». Основная аудитория этого спектакли – семьи с подростками. Трудно сказать, кто тут самозабвеннее хохочет и искреннее грустит: дети или родители, барышни или юноши. Через историю Лены и её мамы от­крывается история страны, история взрослею­щей души, понимание природы творчества и ещё много такого, о чём трудно говорить просто. Но у драматурга Елены Исаевой удивительно точно получается.

«Пять вечеров» Александра Володина в по­становке Павла Сафонова – это очень сложная история о поколениях, о холоде истории и ветре, выдувающем душу, о чистоте первого снега и первого чувства, о боли, выжигающей душу и сер­дечной теплоте, которая как весна, которая всегда возвращается.

Встречаясь с детьми, родителями, учителями после спектаклей, мы играли в ритмические, му­зыкальные и театральные игры, помогающие осво­ить особенности эстетики каждого спектакля. Мы создавали литературные миниатюры. Выражали через цвет и линию свои ощущения от спектаклей. Разговаривали об увиденном и пережитом. Встречи были разные, потому что их формат определялся и особенностями спектакля, и возрастом аудитории. Но главным для нас было – разбудить потребность в личностном диалоге с искусством, не навязывать готовые мнения и суждения, не учить, не воспи­тывать, а помочь открыться навстречу полноте театральных переживаний. Насколько это удалось можно увидеть из нескольких детских работ, взя­тых из числа премированных жюри.

В текущем сезоне 2018–2019 года Конкурс зрительских рецензий состоится вновь. Уже 23 сентября творческой игрой после спектакля «По зелёным холмам океана» открылась программа обсуждений. А также с 28 сентября на террито­рии детской библиотеки №140 начал работать совместный проект библиотеки и театра «Школа театрального блогера». Все программы открыты для участия детей и взрослых, и о них можно под­робнее узнать на сайте театра и по адресу Зритель­ского клуба: zritelclub@mogtyz.ru

Письмо Тигре – Павлу Ивлеву

Привет, милыйТигра!!!

Меня зовут Марина, мне 6 лет. Я занимаюсь в детском балетном театре в Культурном Центре «ЗИЛ» на подготовительном отделении. В свобод­ное времяя очень люблю читать (читаю с 4-х лет) и ходить в театр, особенно в МОГТЮЗ, так как он находится от моего дома недалеко, и потом можно погулять в парке Царицыно.

В МОГТЮЗе я посмотрела почти все детские спектакли, кроме «Каникул Бонифация» и «Спа­сайся, кот». У меня даже есть целая коллекция билетов из МОГТЮЗа, правда, некоторые мне дал старший брат. Спектакли, которые я смотрела, мне понравились все! Но на одной премьере со мной произошёл забавный случай.

Это произошло на премьере «Винни Пуха» 24 июня 2017 года в11.00. Я пришла в театр с мамой и братом. Мы прошли в малый зал, я через дерево туда попала! Мы стали ждать начало спектакля, рассматривая дом на Пуховой Опушке. Затем на­чался спектакль. И вот, когда Винни Пух спросил Тигру: «Кто ты?», мне показалось, что ты – Жираф! Потому что на тебе была оранжевая кофта и штаны с пятнами, а не полосками. И, оказывается, я ска­зала это так громко, что услышали другие зрители и сказали, что это – Тигра! Удивленный Винни Пух (Дмитрий Чукин) спросил: «Так всё-таки, кто ты – Тигра или Жираф?» и получил ответ: «Тигра!» К тому времени я и сама вспомнила, что в книге про Винни Пуха не было Жирафа. Винни Пух потом несколько раз  шутил из-за этого.

Милый Тигра, не обижайся, что я перепутала тебя с Жирафом, ведь ты весёлый и энергичный, любишь прыгать и отлично играешь на барабане! Надеюсь, мы ещё встретимся в театре!!!

Я очень хотела сделать тебе подарок и попроси­ла папу помочь сделать Тигру из бумаги оригами.

Отправляю тебе его фотографию. Ещё мою фото­графию и коллекцию билетов из МОГТЮЗа. Мама сказала мне, что вы – хореограф, а где вы учились и продолжаете ли вы заниматься классическим танцем?

Желаю успехов Вам и театру в вашей работе!

Марина Ферапонтова, 6 лет.

Мама Ферапонтова Ольга

В МОГТЮЗ, г. Москва

Героям спектакля «Сказки Пушкина»

Коту Учёному и Дубу Зелёному

Привет! Меня зовут Лёня Коньков. Я перво­классник, живу в Царицыно, это недалеко от ваше­го театра и парка. Я люблю собирать Lego, плавать  и гулять в парке. Школу я тоже люблю, у меня там много друзей, учусь я хорошо. Люблю математику, особенно решать задачи и удлинённые примеры. Я очень люблю сам читать и слушать, когда мама читает мне вслух. Перед спектаклем мы перечи­тали все сказки Пушкина и даже поэму «Руслан и Людмила». Не за один день, конечно, а за целый месяц. Получился настоящий Пушкинский март.

Мы часто ходим всей семьёй в театры и музеи. На спектакль «Сказки Пушкина» я ходил с мамой и папой 10 марта. За день до спектакля мы семьёй ходили на каток в Парк Культуры. Это не совсем каток, а целый город на льду! Всё было прекрасно, жаль, что каток закрылся до следующей зимы!

На протяжении спектакля у меня были все чув­ства, которые только бывают.

Рассердило, что старик пошёл к рыбке, что­бы рыбка была на посылках у старухи. Рыбка исполняла все их желания, а они что сделали? Ишь, раскомандовались! Считаю правильным, что старик и старуха вернулись в землянку, это очень справедливо. А рыбку было жалко, что её так сильно обидели.

Скучно мне было в начале спектакля, когда длинноногий аист приставал к Коту и Дубу.

Было жалко, что поп умер. Хоть он и плохой, но жалко. Наказать его надо было, но не смертью. И было жалко маленького чёртика, когда Балда обманул его с лошадью, так нечестно.

Песни не очень понравились, не все слова понят­ны. В остальное время спектакля всё было весело.

Сказку о Золотом петушке я знаю меньше других сказок Пушкина, эта часть спектакля мне понравилась меньше. Сражений слишком мало, в книге их больше. Про Балду и про золотую рыбку интереснее.

Кот действительно учёный, много знает из старины. Понятно объяснил малышам, что такое полба.

Я решил написать письмоКоту и Дубу, потому что они добрые и умеют рассказывать сказки. Я обожаю сказки и много знаю про старину.

Уважаемые Кот и Дуб, у меня к Вам много во­просов. Не затруднит ли Вас ответить мне? Где на­ходится Лукоморье, как туда добраться? Сколько лет Дубу и сколько лет Коту? Сколько всего сказок Вы знаете? Откуда Вы узнали все эти сказки? Как Кот стал Учёным, кто был его учителем? Нрави­лось ли Коту учиться, и какие оценки он получал? Есть ли у Кота ученик, например котёнок? Может ли быть учеником другое животное, и какое? Кто сковал золотую цепь и зачем она (Кот же умеет сам по деревьям лазать)?

Какие сказки Кот рассказывает добрым ребя­там, а какие злым? Какие невиданные звери оби­тают в Лукоморье, добрые они или злые?

Уважаемые Кот и Дуб! Я мечтаю побывать в Лу­коморье, увидеть чудеса и послушать Ваши сказки!

Лёня Коньков. Мне 8 лет.

Письмо мне помогла записать мама. Я говорил, а она записывала.

Её зовут Елена.

«Иван Царевич» – спектакль в стиле «НО»

Когда я 7 апреля второй раз в жизни ехал в Мо­сковский областной государственный ТЮЗ, я был в прекрасном, предвкушающем настроении. Ещё бы, к этому зданию только подходишь – и праздник начинается: колонны, парк, уютное фойе в кирпичиках… Но не представлял, что спектакль будет таким хорошим и нестандартным. Хотя мог бы и догадаться: ведь я уже смотрел представление «Винни Пух и все-все-все»!

Название спектакля очень обычное, сколько сказок с таким названием я читал! Но очень хитрый сюжет в спектакле: и детей подменили, и царь со служанкой доходом «обменялись», и неясно даже сразу,  к какому из Иванов-Царевичей название относится: к генетическому или мельниковому.

Герои все теже, что в привычной сказке. Но не совсем…

Вот царь. Уж такой избалованный! Это уже впервой сцене видно, очень смешно, все ему под­дакивают, а царь и рад:

– Хорошо живём!

– Хорошо, хорошо, хорошо!

– И всё у нас есть...

– Есть, есть, есть!

Очень удивило изменение царя и служанки через 20 лет: и не сразу даже понятно, что произо­шло: откуда лохмотья на царе? Почему постарел, понятно, а вот лохмотья… и с чего служанке так богатеть? Оказывается, царь был честным и держал слово, но в итоге несколько разорился.

А Варвара совсем без стыда, даже царём немного управлять пыталась, и даже немного получалось. Но это не удивляет. Ведь когда царь подбирал бума­гу и перо, чтобы написать указ о спасении царевны Милолики, он капризничал, как ребёнок, которому страшно начинать делать уроки. Ну как я, напри­мер… Но не царское это дело – капризничать!

Так что к царю отношение сложное: и жалко его, и иронично посмеяться хочется. Что-то слиш­ком для сказки реально…

Царский (мельников) сын хоть и воспитывался во дворце, но это ему не очень помогло: какие-то не­царские пришепётывания, картавость. Но с царём что-то общее проглядывает.

Очень царь раскаивался, когда исполнить указ вызвался его сын (но на самом деле не царский, а мельников), чуть бедняга не повесился. Но хоро­шо, что появился настоящий царевич. Царя он не узнал (в таких-то лохмотьях!), но от верёвки спас.

Снарядили как бы царского сына хорошо: и мельника группой поддержки добавили, и мешок золота для подкупа Кощея Бессмертного выдали, и шашки волшебные (что-то не помню таких ска­зочных  предметов!)… Но на пути к Кощею наши герои встретили Бабу-Ягу и не прошли испытание на жадность-щедрость. В итоге подкуп не удался… Молодец Баба-Яга.

Но волшебные шашки сработали, началась большая игра с Кощеем: на мельника, на царевну и на смерть Кощея. У как бы царского сына был шанс, но он нарушил договор, а, как известно, уговор дороже денег, и не только в жизни, ещё и в сказке. В итоге Иван потерял все свои шансы и его превратили в маленький безобидный кустик.

Дальше вступает в дело Иван-правда-Царе­вич. Он тоже встретился с Бабой-Ягой, но! Дал ей мастер-класс по приёму гостей. А потом Баба-Яга не смогла ему отказать и дала ковёр-самолет, чтобы он полетел на восток и украл жар-птицу для Ко­щея. Кощей был замечательный, хоть и несколько необычный для сказок: азартный игрок, готов всё поставить на кон, даже свою жизнь. Когда я уви­дел его в первый раз, то мне очень понравилась его игра: очень выразительная, острая, непривычная. Потом немного попривык, но было здорово! И ве­сёлый, шашечная партия была смешная и не ска­зочная,  а как в жизни у весёлых друзей! И, кстати, внимательные зрители теперь знают, как грамотно в шашки играть: «Надо всегда с угла ходить!»

Но и традиционного коварства у Кощея хватало. Особенно он всех запутал с яйцом со своей смертью! И уж точно никто не ожидал, что он сам это яйцо разобьёт! Вот что делают нервы!

Конец спектакля был такой, как и положено в сказке. Всё запутанное распуталось, все тайны от­крылись. И как всегда общие поклоны. Но! Кощей после смерти выезжал на тележке, такой скрючен­ный… А царь и Баба-Яга взялись за руки. Может, они тоже решили пожениться, как Иван-царевич и царевна?

Зубков Кирилл, 10 лет

О спектакле Московского областного государственного театра юного зрителя «Иван-Царевич»

Мы всей семьёй посетили этот спектакль в вос­кресенье, 7 апреля. Мама повезла ребят из театрального кружка, а я с братом и папой поехали из дома на машине. Было интересно, кто из нас раньше приедет. Спектакль начинался  в 12 часов, а приехали мы в 11.20 и обнаружили там Макса с мамой, которые приехали самостоятельно самыми первыми. Но маму с ребятами мы всё же обогнали.

Настроение было хорошее, несмотря на накра­пывающий дождь. Мой младший брат Юра уже вто­рой раз участвовал в работе зрительского клуба и очень радовался, что его опять взяли на спектакль со старшими ребятами, он ещё дошкольник, ему 6 лет. Я удивилась, что в этот день на спектакль, кроме меня, приехали только мальчики из нашего коллектива.

В этом театре я была впервые, хотя хорошо знаю заповедник «Царицыно», но не догадывалась, что он находится рядом. В прошлом году мы даже парковались на стоянке перед ним. Мне очень по­нравилось здание с колоннами, которые стройные и торжественные.

На улице было пасмурно и сыро, а в театре чисто и сухо. Нам сделали много фоток в фойе, но пред­ложили магниты с некачественно распечатанными фотографиями и очень дорого. Заняться было не­чем, мы с братом ели пирожные в буфете, а папе там было есть нечего, потому что у него специальная диета, без сладкого.

В зале были свободные места, и мы с ребятами пересели ближе, в партер, а некоторые на балкон. Слева на сцене стояло оборудование: разные огонь­ки перемигивались, и было интересно, как этот аппарат работает.

Больше всего мне запомнилось исполнение ролей Кощея Бессмерт­ного и Жар-птицы, что является не­сомненной заслугой исполнителей. По отзывам спектакль должен был быть очень смешным, но, оказа­лось, что это не так. Мне очень было жалко Кощея и плохо, что Мельник и поддельный Иван ожили.

Когда появился Кощей, он при­творялся «мягким и пушистым», а потом переоделся в тёмный костюм и показал своё истинное лицо. Ког­да он «сдох», то потом зачем-то мор­гал и испортил всё впечатление. Я не поняла, почему артист так играл.

На деревьях висели яблоки, хотя это были совсем не яблони. У нас есть дача, и я хорошо их знаю. В фи­нале расколдовались не все деревья, в которые заколдовывал Кощей лю­дей, а только два персонажа. Количество деревьев не изменилось, лучше бы их и не расколдовывали.

Исполнители играли «хреново», и я не могла сопереживать героям, потому что им не верила. Оба Ивана-царевича были плохи, артист, исполнявший роль Царского сына вообще не играл, и в финале нельзя было за него порадоваться.

Было всё время скучно, пока не появился Ко­щей. Непонятно, почему оба яйца хранились ря­дом, ведь Иван-Царевич должен был сам совершить подвиг – поехать и добыть смерть Кощея, а здесь всё решилось без его участия.

Папа удивился, что Царь собирался повеситься, но он говорит, что это нельзя показывать детям, потому что опасно: «пропаганда суицида». Ещё он говорит, что очень хорошая идея выдавать до­полнительные подушки. В антракте мы остались в зале, а Юра полез на балкон и махал нам рукой.

Костюмы дорогие и качественные, кроме ко­стюмов одалисок, они не похожи на настоящие костюмы восточных танцовщиц. У гарема была ужасная хореографическая подготовка, элементы восточного танца исполнялись неправильно, лучше бы их вообще не было. Шах тоже был не на высоте, да ещё с нарисованной бородой.

Всем нашим мальчишкам спектакль понравил­ся, не пойму даже почему.

Крамаренко Ольга, 11 лет,

театральный коллектив «Класс» ГБОУ Школа № 218,

руководитель О.К.Крамаренко

«Пять вечеров»

В торой спектакль, который мы посмотрели с ма­мой в МОГТЮЗ, был «Пять вечеров». На этом спектакле стояло возрастное ограничение 16+. Я не первый раз посещаю спектакли, который старше в ограничениях моего возраста, но на данном спекта­кле я поняла, что возрастные ограничения имеют смысл. Если откровенно говорить, то мне было скучно! Поэтому опишу спектакль с позиции подростка 12 лет.

Спектакль по пьесе Александра Володина, режиссёр-постановщик Павел Сафонов. В основе сюжета встреча мужчины и женщины, ко­торые много лет не виделись из-за войны. Главные герои Тамара (заслу­женная артистка России Нонна Гри­шаева) и Ильин (Алексей Рыжков).

Действие происходит в середине XX века. Несколько лет прошло по­сле войны. Главная героиня Тамара живёт со своим взрослым племянни­ком Славиком, который сирота.

Ильин возвращается в свой родной город после длительного отсутствия. В начале он идёт к своей подруге и за­вязывает с ней отношения. Но потом он вспоминает свою первую любовь Тамару, находит её. Ильин приходит к ней в гости. Тамара в начале не очень рада и не доверяет ему. И есть основания. Ильин начинает её  обманывать с первых моментов. Чтобы приукрасить себя, он рассказывает, что занимает высокий пост, хотя на самом деле работает шофёром. Отношения Тама­ры и Ильина начинают налаживаться. И Ильину становится стыдно за своё поведение. Он бежит от Тамары. Но Славик и его подруга, помогают воссоединиться двум влюблённым.

Для меня по возрасту и пониманию был ближе Славик. Играл прекрасно – весёлый, задорный, энергичный, иногда хамоватый, но добрый и за­ботливый молодой человек. Постоянно шутил над тётей и периодически конфликтовал с Ильиным. Его подруга Катя, влюблённая в него, слегка ка­призная, как все девчонки. Благодаря этим геро­ям, мне, как подростку, во время спектакля было весело и интересно.

Остальных героев трудно описать. Во многом непонятно их поведение и причины поступков. Тамара, которая пытается учить Славика и посто­янно «пилит» за учёбу, которая кажется умной и сильной, но совершенно мягкохарактерной, бега­ет за Ильиным. Нона Гришаева смогла показать все внутренние противоречия героини. Она как всегда играла великолепно! Ильин не вызывает сочувствия, он жалок, и его поступки редко можно назвать мужскими. Алексей Рыжков играл хорошо и смог донести образ героя.

Декорации спектакля и костюмы актёров мрач­новаты и навевают грусть. Но это соответствует сюжету.

Подросткам этот спектакль не смогу рекомендо­вать. Но моей маме спектакль очень понравился, поэтому делаю вывод, что он для более старшего возраста.

Битюцких Вероника, 12 лет

 

Раздел: 
Искусство в школе: 
2018
№6.
С. 49-53

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.