Мастер-класс «Музыкально-ритмические упражнения для развития речи на музыкальных занятиях с палочками Клавесы»

Уткина Тамара Викторовна,
музыкальный руководитель 
ГБОУ Школа №1912

Мастер-класс «Музыкально-ритмические упражнения для развития речи на музыкальных занятиях с палочками Клавесы»

(2 слайд) В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. 

Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развитию интеллектуальных способностей ребенка.

(3 слайд) Что же такое ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. А чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и воспроизводить его. Если чувство ритма несовершенно у ребенка, как правило, слабо развита речь, она невыразительна, либо слабо интонирована.

Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным.

Но, современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше.

Поэтому моменты по развитию чувства ритма, нужно включать в работу уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте.

(4 слайд) Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковой гимнастики, ритмических упражнений.

И, конечно, же чувство ритма развивается на муз. занятиях. 

Ритм присутствует во всех моментах занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.

Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка и на положительных эмоциях дети лучше и быстрее усваивают материал.

Мы привычно используем в играх с малышами покупные развивающие музыкальные игрушки. Но, оказывается, даже самые простые и привычные вещи могут быть не менее полезными и развивающими. Нужно только присмотреться и посмотреть на них чуть-чуть иначе.

И сейчас речь пойдёт о ритмических палочках. Но вообще, это настоящий музыкальный инструмент, который называется КЛАВЕСЫ.

(5 слайд) Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты и представляют собой две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля.

(слайд 6) Были изобретены немецким композитором и, педагогом Карлом Орфом. Начинать знакомство детей с ними можно уже с младшей группы.

Для начала клавесы можно заменить тем, что есть под рукой: незаострённые карандаши, толстые фломастеры, палочки от суши, счётные палочки…

(слайд 7) Почему полезно играть с детьми палочками?

1. Играя с палочками, мы развиваем мелкую моторику.

2. Упражняя пальчики, мы развиваем речь ребенка.

3. Развиваем мозг малыша, задействуя одновременно правое и левое полушарие.

4. Развиваем точность и координацию движений, повторяя простые двигательные композиции.

5. Развиваем творческую фантазию детей в тот момент, когда они превращают палочки в разных персонажей.

6. Игры с палочками развивают чувство ритма.

7. Ощупывая гладкую, шершавую или ребристую поверхность разных палочек, малыш обогащает сенсорный опыт.

8. Учат ребенка сосредотачивать внимание и быть усидчивым.

9. Рассматривая картинки, которыми сопровождаются игры, можно изучать окружающий мир.

Не маловажно то, что детям очень нравится играть в подобные игры!

(слайд 8) Исследователи (Борис Теплов – советский психолог, Карл Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

(слайд 9) Развитие чувства ритма – это одна из главных задач, которую ставит музыкальный руководитель при работе с дошкольниками. Чувство ритма помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально - ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально -дидактических играх.

Можно использовать разные формы работы, чтобы добиться нужного результата. Главное, чтобы это проходило в игровой форме, ненавязчиво и интересно. Одной из таких форм работы является игра с клавесами.

В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами. Сначала разучиваются движения по показу педагога, затем текст, потом все вместе. Сначала игру проводит педагог, затем ведущим выбирают ребенка. Ребята с удовольствием принимают участие в таких играх.

Приёмы игры на клавесах:

- стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются;

- кладём одну клавесу на пол горизонтально, стучим по ней другой;

- трём одну клавесу о другую;

-  ставим одну клавесу на пол вертикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»)

- вращаем палочками в воздухе в направлении « от себя» («моторчик»)

- кладём клавесы на пол перед собой, катаем их вперёд –назад («брёвнышки»)

- удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так , чтоб клавесы не упали

- одна клавеса лежит на полу горизонтально, вторая толкает концом, чтобы она катилась («машинка»)

- держим одну клавесу горизонтально перед собой, второй-стучим попеременно то по одному, то по другому концу

- кладём на пол несколько клавес плотно друг к другу, удерживаем их с краю, чтобы не сдвигались, проводим по ним второй клавесой, как по ксилофону (« стиральная доска»)

- стучим клавесами, как по барабану, по резиновому мячу, воздушному шарику, зажатому между коленей, по миске, перевёрнутой вверх дном, или по пластмассовой крышке.

Две маленькие палочки, а сколько возможностей! Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу.

Музыкальные игры с клавесами вызывают положительный эмоциональный настрой у ребёнка. Дети лучше воспринимают эмоционально окрашенную речь педагога, когда он говорит на подъёме.

Когда мы работаем с палочками, мы сочетаем речь и движение, поэтому очень часто музыкальные руководители используют на логоритмике.

(слайд 10)  Целью использования музыкальных игр - помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально - ритмических способностей посредством музыкальных игр.

Игры с палочками дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным в период дошкольного детства для гармоничного и целостного развития детей. ​​​​​​​

Практическая часть

(представлено будет: аудиоматериал – плюс и минус, а также видео)

Первые два произведения входят в альбом «Варежки» авторов Н.Марютиной и И.Барминой.

КОРМУШКА

Для игры понадобятся клавесы, любые палочки для стука (карандаши) или можно обыграть пальчиковой гимнастикой.

ТЕКСТ:

Я хочу кормушку сделать, чтобы птичек накормить
Вот пилу возьму и доски, буду я пилить, пилить
(трём палочки друг о друга, имитируем как пилит пила)
Бжик..бжик.. бжик.. бжик.. бжик.. бжик.. бжик..
Я хочу кормушку сделать, чтобы птичкам помогать
Молоток возьму и гвозди,
Буду я стучать, стучать (стучим палочками)
Тук.. тук.. тук.. тук.. тук.. тук
Я кормушку разрисую, чтоб красивая была(рисуем палочками в воздухе или на полу)
Чтобы птичка прилетали и покушала пшена (машем палочками, как крыльями, словно летит птичка)
Чик..чирик.. чик.. чирик.. чирик..

Рекомендации: после песенки показать кормушку и насыпать туда семечек с детьми, обыграть как прилетят птички и там покушают.

ЗИМНИЙ ОРКЕСТР
Игра с музыкальными инструментами, можно идти по кругу с детьми и из центра брать муз инструмент или раздать заранее инструменты, каждый играет в свою очередь.

ТЕКСТ:

Мы по лесу шли, шли (идут по кругу или сидят на месте и стучат в ритм кулачками)
Там сугроб нашли, шли (можно руками показать сугроб)
А в нем зайка сидел (показывают руками ушки)
Выходить не хотел
Мы его позвали
Погремушку взяли (берем погремушки и звеним)
Мы по лесу шли, шли
Норку там нашли, шли (показываем руками)
Мышка там сидела (ушки ручками)
На ребят глядела
Мы ее позвали
Колокольчик взяли (колокольчик берем и звеним)
Мы по лесу шли, шли
Дерево нашли, шли (тянемся руками высоко показываем дерево)
На нем птичка пела (машем ручками)
Высоко сидела
Мы ее позвали
Ложечки взяли(ложечками стучим)
Мы обратно шли, шли и домой пришли, шли.
Нам пока не спится
Будем веселиться (все вместе играем, любые инструменты)

Следующие два произведения с клавесами (для младшего возраста) входят в авторскую сказку Натальи Левихиной «Снежинка-балеринка». Одно из произведений с клавесами на музыку С.С. Прокофьева, второе – на музыку Иоганна Штрауса.

На музыку Прокофьева дети повторяют ритм. Данная игра учит детей воспринимать и воспроизводить заданный ритм, слышать паузы.

Игра на музыку Штрауса: куплет: стучим клавесами в ритм песенки

Во время паузы замираем и делаем движение, о котором поется в песенке

     Презентация  скачать