Культура – не «услуга», а условие жизни
Колонка главного редактора
Культура – не «услуга», а условие жизни
16 мая 2014 г. на Интернет-портале «Российской Газеты» появился Проект «Основ государственной культурной политики». Поначалу многое в Проекте воспринимаешь как привычные «правильные» слова, но, приглядевшись, замечаешь такие положения, которые выглядят крайне неожиданно на фоне перманентного погрома в культурно-образовательной сфере и беспардонной коммерциализации всего, что можно и «чего нельзя». Мы знаем, какие расстояния отделяют проекты от реальной жизни, и всё же сам факт появления такого документа вселяет некоторую надежду! Вот несколько примеров. В проекте говорится, что на протяжении всей российской истории культура сосредотачивала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, во многом определяла влияние России в мире, а сегодня определяет будущее нашей страны и создаёт основу государственного единства России. Заметьте: не экономика, не идеология, не политика, не вооруженные силы, а культура.
«Государственная культурная политика, – говорится в Проекте, – предполагает повышение общественного статуса культуры, влияние культуры на все сферы государственной политики и жизни общества, рассматривается не как единожды принятый и закреплённый в программах и мероприятиях комплекс мер, а как непрерывный динамичный процесс. в контексте государственной культурной политики понимание традиционных для нашей страны нравственных ценностей основано на выработанных человечеством и общих для всех мировых религий норм и требований, обеспечивающих полноценную жизнь общества».
Согласно предлагаемой концепции, ценности, обеспечивающие полноценную жизнь общества, «…это, прежде всего, честность, правдивость, законопослушание, любовь к Родине, бескорыстие, неприятие насилия, воровства, клеветы и зависти, семейные ценности, целомудрие, добросердечие и милосердие, верность слову, почитание старших, уважение честного труда».
Можно лишь согласиться и со следующим утверждением: «Состояние современного российского общества делает необходимым выделение в качестве приоритетных воспитательной и просветительской функций культуры. Это позволит существенно усилить воздействие культуры на процессы формирования личности, гуманизации об-разования, успешной социализации молодёжи, создания качественной, благоприятной для развития личности ин-формационной среды».
Принципы государственной культурной политики:
– влияние культуры на все аспекты политики государства и сферы жизни общества;
– понимание культуры России как неотъемлемой части мировой культуры;
– приоритет права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия России перед имущественными интересами физических и юридических лиц;
- преобладание качественных показателей при оценке эффективности достижения целей государственной культурной политики.
«Под культурным наследием, – говорится далее, – понимается и его нематериальная часть: языки, традиции, обычаи, говоры, фольклор, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп.
Неотъемлемой частью культурного наследия народов России является великая русская литература, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие, созданная в России уникальная система подготовки творческих кадров».
Сохранять культуру – не значит только оберегать от разрушения и восстанавливать то, что было создано и осмыслено в прошлом, будь то материальные памятники или интеллектуальные, нравственные, духовные ценности. Если ограничиться этим, то культуру как раз не сохранишь. Сохранять живую культуру – значит и постоянно пополнять, и развивать её. А это значит – воспитывать поколения творцов, а не только наследников.
Понимая это, авторы Проекта подчёркивают: «Действия государства в сфере государственной культурной политики адресованы в первую очередь молодому поколению рос-сийских граждан. Будущее России зависит от успешного решения задач воспитания, развития творческих способно-стей каждого человека и создания благоприятных условий для их реализации».
То, о чём мы твердим постоянно и безуспешно: творчески развивать каждого, а не отбирать и отсеивать в поисках будущих лауреатов!
В Проекте говорится о значении русского языка, о поддержке кинематографа как искусства (а не только – скажу своими словами – тех фильмов, которые дадут прибыль благодаря неразвитому вкусу большинства), о наметившемся снижении уровня подготовки отечественных музыкантов, о вредоносном влиянии уродливой архитектуры на человеческую личность...
Для нас особенно важно, что Проект не замкнут на во-просах профессионального искусства и профессионального художественного образования, а подчёркивает, что «условием культурного развития общества является и культурный уровень слушателя, зрителя, посетителя музеев и картинных галерей. Высокий уровень культурных запросов граждан является необходимым условием для успешного развития профессиональных искусств».
И об этом мы твердим постоянно! Если входят в жизнь всё новые поколения эмоционально-эстетически нераз-витых людей, которым искренне «нравится плохое»; если именно из этих людей рекрутируются начальники, менеджеры, и просто миллионы тех, кто платит – или не платит за билеты и книги, то истинное искусство повисает в пустоте, и его представители вынуждены либо уезжать, либо подделываться под вкусы тех, от кого зависят.
Поэтому совершенно логично выглядит давно назревшее и перезревшее утверждение, что «Программы обучения в средней школе должны включать – как обязательный, а не дополнительный, компонент – получение детьми базовых навыков восприятия и создания произведений искусства: изобразительного, музыкального, вокального, драматического.
Владение языками искусств, способность понять то, что говорит нам великая музыка, живопись, театр, не ме-нее важно, чем полноценное владение родным языком и способность читать и понимать сложные литературные тексты. Знакомство и общение с великими произведениями искусств позволяет развить сферу образного мышления, эмоциональную восприимчивость, помогает привить вкус, эстетические критерии и ценностные ориентиры и тем самым обеспечить гармоничное развитие личности».
Заметьте – сказано не только о восприятии, но и о создании художественных произведений. Потому что истинно компетентный зритель, читатель, слушатель вы-растает из того, кто в детские и юные годы приобрёл в той или иной мере собственный авторский опыт в том или ином искусстве.
«Образование в сфере культуры и искусства, помимо системы подготовки профессиональных кадров, включает в себя развернутую систему детских школ искусств, которых могут обучаться не только будущие про-фессионалы, но и все желающие. Государственная культурная политика призвана создать условия для сохранения высокого качества художественного об-разования и для тех детей, которые не планируют становиться профессионалами. Способность свободно ориентироваться в классической и современной живо-писи, музыке и других видах искусства должна стать для молодого поколения нормой, образом жизни».
Невозможно не согласиться, что главное в решении задач культурной политики – это «изменение представ-лений органов власти и граждан о том, что культурная деятельность является сферой услуг, и её организация и оценка принципиально не отличаются от организации и оценки деятельности, например, бань, прачечных, со-бесов или почты. Если применять термин «услуги», то классические учреждения культуры оказывают обществу услуги, сравнимые с услугами армии, защищающей жизнь граждан и безопасность страны, или самого правительства, оказывающего обществу услуги по управлению функцио-нированием государства».
Проект не скрывает, что «Реализация государственной культурной политики потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации. К существен-ным направлениям развития законодательства о культуре следует отнести …законодательное закрепление права на художественное образование и эстетическое воспитание в самом широком смысле, которое должно быть раскрыто и обеспечено эффективными механизмами его реализации… Достижение поставленных в Основах государственной культурной политики целей и успешное решение сформулированных задач невозможно в рамках существующей системы государственного управления. Необходима достаточно глубокая реформа этой системы, в процессе которой она должна быть сущностно перенастроена на иные приоритеты, в основу оценки её эффективности должны быть положены иные – ориентированные на приоритеты культурной политики показатели».
Подводя итоги, обратим внимание: впервые ясно сказано, что культура в широком её понимании – это не «сфера услуг , а условие существования общества, народа, государства. Что с нею связано всё то жизненно важное, что деградирует и разрушается в современной действительности.
А деградация в этих отношениях неминуемо ведёт страну к исчезновению с культурной карты мира, а значит, в недалёкой перспективе и с карты как таковой. Поэтому совершенно оправдан тезис о том, что сохранение и развитие культуры не менее значимо для национальной безопасности, чем, например, существование армии.
Документ содержит много других положений, на ко-торые можно, не лукавя, опираться, отстаивая интересы педагогики искусства. Важным дополнением к нему было бы то, о чём мы, опять-таки, твердим постоянно.
Существует угрожающая статистика асоциального поведения, подростковой преступности, наркозависимости, суицида, психосоматических заболеваний и разных про-явлений психологического неблагополучия школьников.
С другой стороны, и отечественный. и зарубежный опыт свидетельствует, что люди, в ранние годы приобщившиеся к какому-либо виду художественного творчества, несравнимо реже подвергаются всем этим грозным опасностям.
Поэтому одним из направлений государственной культурно-образовательной политики должна стать «арт-профилактика» – поддержка общего, полноценного, твор-чески ориентированного гуманитарно-художественного образования.
Это касается и так называемого основного образо-вания, где искусство занимает ничтожное место и целе-направленно подталкивается к грани исчезновения, и так называемого дополнительного, которое должно быть повсеместным, разнообразным и общедоступным, то есть бесплатным. Потому что, как верно сказано в Проекте, инвестиции в данную сферу – это «инвестиции в будущее страны». И, без малейшего преувеличения, дело национальной безопасности.
Оставить комментарий