Костюм – хранитель ценностей этноса

О. Пудакова, преподаватель Детской школы искусств «ДА-ДА», г. Набережные Челны, член Союза дизайнеров России.

Костюм – хранитель ценностей этноса

Истоки духовной и материальной культуры казанских татар надо искать в художественном наследии их предков – волжских булгар. История Волжской Болгарии (Булгарии), её экономика, социальный строй, культура не могут быть восстановлены без широкого привлечения исторических хроник, записей современников, научных трудов последних лет, а также изучения археологических артефактов.

Для правильной оценки художественного наследия народа требуется глубокое знание истории, духовной культуры, его жизни. Исторический подход позволит извлечь ценное из художественного опыта прошлого, где смыкаются традиции многих народов. Правильная датировка памятников искусства позволяет установить взаимосвязи народов, характер жизненного уклада, территориальные образования, перемещения на новые земли.

В районе Средневолжья, выше Самарской луки, уже в раннем средневековье существовали поселения булгар, впоследствии объединившиеся в раннефеодальное государство на территории Восточной Европы. Археологические исследования позволяют говорить о высоком развитии экономики и культуры этого государства. Крупнейшие булгарские города – Болгар, Биляр, Сувар, Хулаш имели богатые кирпичные и деревянные дома, керамический водопровод. В Болгаре (Булгаре) и Суваре чеканили монеты для русских князей. Булгары раньше других народов Европы освоили чугунное литьё. Не только в городах, но и во многих поселениях ещё в IX веке были открыты мектебе и медресе1. В Булгаре, столице государства, улицы мостили камнем, берег реки был хорошо укреплён дренажными сооружениями, что свидетельствует о высокой инженерной культуре булгар. По благоустройству и чистоте, по совершенству ряда общественных зданий и других сооружений Болгар намного превосходил большинство европейских городов того времени. Народ волжской Булгарии оставил потомкам интересные образцы декоративно-прикладного искусства, включая костюм.

Из всего комплекса народного костюма татар, дошедшего до нас через столетия, наиболее полно представлены сегодня ювелирные украшения.

Хорошую сохранность этих памятников приклад­ного искусства легко объяснить – материалы, из которых они выполнены – металл, драгоценные камни, лучше сохраняются в земле, чем другие компоненты костюма, такие как обувь, головные уборы, одежда. Поэтому мы можем сегодня изучать украшения средневековья, что практически невоз­можно в отношении тканей, вышивок, обуви, стоя­щих в одном хронологическом ряду с ювелирными украшениями. И здесь невозможно переоценить те немногочисленные свидетельства, которые нам оставили современники событий в виде путевых заметок, документов различного характера. Из них мы узнаём, что "одежда их похожа на мусуль­манскую", что "главное богатство их составляет куний мех", а также что "вечером и ночью воздух холодает, так что нужно много одежд". Собранные сведения постепенно выстраиваются в определён­ный зрительный ряд, где есть место одежде, по­хожей на мусульманскую, с использованием меха и включающей в ансамбль костюма несколько видов одеяний, исходя из климатических усло­вий. Вот так, используя факты свидетелей эпохи, можно попытаться реставрировать образный строй костюмного комплекса. Особенно увлекательной становится эта реставрация, когда имеешь дело с детским воображением, стремлением осмыслить исторические факты и попыткой передачи худо­жественного образа современными средствами изображения.

В архитектурно-дизайнерской школе "ДА-ДА" дети делают эскизы костюмов по этой теме с ис­пользованием меха и кожи, выклеивая из них ап­пликации или же работая только в графической технике. Мы не стремимся воссоздать полный исто­рический аналог, мы стремимся к максимальной стилизации. К костюму Волжской Болгарии мы "подбираемся" через освоение художественного наследия скифов, сарматов, кочевников Великой Степи и Алтая, а также изучаем традиционный мусульманский костюм. Осмысление этого мощ­ного пласта культуры и "фокусирование" его в определённых образах – цель наших занятий по курсу "История костюма и дизайн одежды". Рабо­та вызывает интерес учащихся и в какой-то мере привлекает внимание к народному костюму, в частности к творчески переосмысленному костюму Волжской Болгарии. На ранних этапах обучения дети знакомятся с мифами разных народов, в том числе и тюрко-татарскими. Мифопоэтические образы в дальнейшем помогают в развитии образно-пластического решения костюмного комплекса древних цивилизаций.

Татарский народный костюм изучается сегодня в республике очень активно специалистами разного профиля и конечно же входит в программы раз­личных учебных заведений. Широкое обращение к национальному костюму выражается в копиро­вании деталей кроя, декора, которые используются различными коллективами во время проведения народных праздников, особенно Сабантуях.

Сценическая жизнь народного костюма – это в том числе и средство приобщения современников к народной культуре, традициям, эстетике, истории. В том, как понимается народный сценический ко­стюм, отражается наше общественное и культурное самосознание. До сих пор даже у очень известных и популярных коллективов можно видеть оголте­лый "национальный колорит". Трудно пробиться через этот диктат формальной развлекательности, и наша задача – научить детей извлекать наиболее ценное и значимое из этнографических образцов и, творчески переработав, воплотить основные национальные идеи в эскизах современных ком­плектов одежды.

Изучая костюм народов своего края, мы вы­деляем главные, типичные элементы костюмного комплекса, цветовую гамму, характерные особен­ности отделки и украшений.

Работа с источниками – главная составля­ющая процесса изучения народного костюма. Посещаем выставки, знакомимся со старинны­ми образцами, но, в основном, используем различные иллюстративные материалы. Это буклеты, журналы, книги, в том числе и издания XVIII–XIX веков, это труды И.Г.Георги, И.И.Лепёхина, альбом Паули, этнографический альбом К.Ф.Гуна, опубликованные материалы коллекции Н.Л.Шабельской, а также издания Р.Г.Мухамедовой, С.В.Сусловой и другие, посвящённые татарскому национальному костюму.

Татары оказали значительное влияние на развитие костюма у различных  народов Поволжья и Приуралья. Они раньше других  народов этого региона стали  употреблять для изготовления одежды мануфактуру  – ситец, сатин, бязь. К середине XIX века они уже активно использовали покупные ткани фабричного производства, а XX  век превратил этот процесс в необратимый. Существенные изменения происходили и внутри самого  костюмного комплекса – уходили в небытие одни  детали, на смену им приходили другие, например  сахарная голова,  средневековый головной убор  казанских татарок, сменяется облегчённым калфаком. Меняется форма, но остаются традиционные  для народного искусства многодельность, разнообразие фактур, материалов, технологических  приёмов исполнения. Искусство национального  костюма предстаёт как целостная система декоративно-прикладного творчества народа. Главный принцип системной организации элементов  ансамбля женского татарского костюма – это живописность. В искусстве создания национального  костюма выражено народное понимание женского  образа, отшлифованное во времени, закреплённое в           формах, традициях, несущее опыт народного мировосприятия.

Сохранение традиций при современном прочтении национального наследия – именно эта задача стоит перед учениками в процессе работы над эскизами костюмов. В эскизах на заданную тему они добиваются многослойности впечатлений, подсказывают зрительные и эмоциональные "зацепки 2 нашему восприятию. Творческий замысел учеников, выражающих своё понимание красоты костюма через яркую образность с использованием оригинальных, запоминающихся элементов, решённый без подробного этнографического калькирования, представляет в конечном итоге изящную стилизацию. Вырвавшись из рамок этнографизма, учащиеся легко и свободно варьируют традиционные мотивы костюма, прорисовывая современные комплекты одежды различного назначения. Боль­шое внимание уделяем различным аксессуарам, бережно относимся к народному орнаменту, с любовью обыгрываем различные детали. Харак­терный орнамент виден и в отделке обуви, сумок, украшений. Чрезвычайно важно, как ученики пе­реосмысливают народную эстетику, оригинальное понимание орнамента и колорита, так как костюм выступает и как хранитель не только эстетических, но и нравственных ценностей этноса.

Мы стремимся воспитать у своих учеников умение мыслить современными эстетическими категориями и в то же время глубоко проникать и талантливо осваивать народную культуру. Ориги­нальность в использовании народного опыта, запо­минающаяся образность, предметы декоративно-прикладного искусства, сценический костюм и авторские модели одежды – таковы результаты работы наших учеников. Богатейшее наследие не затеряется во времени!

От редакции.

Слова автора о том, что учащиеся создают современные образы традиционной одежды, наводят на мысль, казалось бы, далёкую от содержания самой статьи. Каким бывает образный сценический костюм во множестве современных драматиче­ских, и особенно оперных, спектаклях, в которых воспроизводятся сюжеты из разных времён и культур? Восстанавливать в точности костюм древнего египтянина, боярина или светской дамы XIX века - это старо, не оригинально, не креативно, это «пахнет нафталином, «театр - не музей» и т.д., и т.п. Отчасти так оно и есть. Но одевать боярина в джинсы, даму XIX века в больничную пижаму или выпускать «безо всего», а Лоэнгрина в форме командира спецназа и думать, что осуществил смелое и креативное решение, - ещё гораздо бездарнее и к тому же вреднее для художественного и общего культурного развития зрителя. А действительно талантливо и труднодостижимо - создавать внешний образ, несущий существенные черты иной эпохи, но в таком современном, а иногда как бы «вневременном» преломлении, которое и приобщает нас к иной жизни, к её чертам, отличным от нашей, и одновременно делает эту иную жизнь, иную эпоху понятным и близким современному зрителю. Показывает, что прошлое - это наше прошлое. Что другое - это «моё другое»... Хочется верить, что художественное развитие учеников школы «ДА-ДА» идёт в таком направлении.

А.М.

1 Учебные заведения на территории Средней Азии, Казахстана, Кавказа и Поволжья. МЕКТЕБ (араб. мактаб) — название сред­ней общеобразовательной школы у тюркских народов. МЕДРЕСЕ (араб. мадраса, от дараса — изучать) – мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей, а также в странах Ближнего и Среднего Востока служащих и др. Медре­се действуют на территории Российской Федерации (в Грозном, Махачкале, Уфе) , а также в Узбекистане (Мири-Араб в Бухаре), Азербайджане (Баку).

2 Сабантуй (переводится с тюркских языков как «свадьба (тор­жество) плуга»: Сабан — «плуг» и туй — «праздник, свадьба»; — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у башкир и татар. Похожие праздники существуют как у народов Поволжья (чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов), так и у некоторых тюркских народов Кавказа (балкарцев и ногайцев). личные иллюстративные материалы. Это буклеты, журналы, книги, в том чис­ле и издания

Искусство в школе: 
2016
№2.
С. 30-32.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.