Конвергентность в области «Искусство»: от дошкольника до выпускника школы
О. Бурлакова, учитель музыки, искусства и мировой художественной культуры,
И. Переверзева, учитель музыки и искусства ГБОУ Гимназия № 1748 «Вертикаль», г. Москва
Конвергентность в области «Искусство»:
от дошкольника до выпускника школы
Ни для кого не секрет, что искусство с древнейших времён является универсальным средством самовыражения, интегрирующим все виды духовной деятельности человека на всех этапах его развития. Ценность искусства для организации творческих способностей человека в любой области знания и деятельности неоднократно отмечали И.В. Гёте, А.П. Чехов, А. Эйнштейн и др.» (И.Э. Кашекова). В современном мире актуальность и значимость искусства трудно переоценить. Ведь искусство существует во имя людей, его высшая цель - гуманизм, счастье и полноценная жизнь личности. Ничем не заменима цель искусства: утверждать самооценку личности, доставлять эстетическое наслаждение, пробуждать творческий дух. Именно в свете этой цели художник и смотрит на мир, отбирая в нём необходимые связи. Предмет искусства - реальность, взятая в свете гуманистических целей искусства, или жизнь в её самом широком общественном значении, действительность в её эстетическом богатстве, мир в его значении для человечества.
В Гимназии № 1748 «Вертикаль» художественно-эстетическому направлению обучающихся всегда уделялось большое внимание. Сегодня же творческие проекты, фестивали, конкурсы являются неотъемлемой частью нашей жизни. В итоге настал тот момент, когда учителя музыки, изобразительного искусства, технологии и мировой художественной культуры объединили свои усилия, выработали единую линию создания образовательного пространства, сделали новый шаг на пути поиска новых вариаций образовательных траекторий в области познания искусства.
Одним из ключей к решению проблемы стал городской проблемно-тематический семинар из цикла «Конвергентность в области «Искусство»: от дошкольника до выпускника школы». На этом семинаре мы не только решили рассказать о своей работе, поделиться с коллегами накопленным опытом, но и создать условия для развития профессиональных компетенций учителей в области искусства на разных уровнях обучения.
13 апреля 2015 г. состоялся первый семинар этого цикла. В приветственном слове к участникам семинара директор гимназии заслуженный учитель РФ Банчукова Татьяна Алексеевна отметила, что в таком крупном образовательном комплексе «открываются дополнительные возможности сближения образовательных областей, уровней образования, раздвигаются границы внеурочной деятельности. В нашей гимназии после присоединения детских садов мгновенно образовалось методическое объединение музыкальных руководителей дошкольного отделения и учителей музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры и технологии начальной, основной и старшей школы. Педагоги стали делиться идеями, соотносить свою работу со стройной многоуровневой системой образования».
Именно в объединении усилий, в единстве целей, в тесном сотрудничестве педагогов мы видим неисчерпаемые возможности формирования нравственно-ценностного отношения к искусству у наших детей. Поэтому на семинаре мы обсуждаем с коллегами из других образовательных организаций вопросы преемственности дошкольного, начального, основного общего образования, а также структурно-содержательные особенности УМК образовательной области «Искусство» в их «полихудожественном» взаимодействии.
Понравился ли семинар педагогам, приехавшим из разных районов Москвы? На этот вопрос можно ответить, прочитав отзывы с комментариями, предложениями и благодарностями. Многие участники отметили, что темы всех секций были интересны, и наши коллеги хотели бы побывать на обсуждениях и мастер-классах не только в своей предметной секции.
И действительно, учителя гимназии обсудили с коллегами современные тенденции в преподавании предметов области «Искусство» и внеурочной деятельности, поделились своими методическими находками. Педагогами поднималась проблема введения ФГОС в ДОО на примере анализа примерной программы «От рождения до школы» с позиций художественно-эстетического воспитания, и проблема воплощения идей конвергентности области искусства в деятельности школьного музея. В ходе семинара был представлен ученический полихудожественный исследовательский проект «Панорама образов песен Великой Победы», который вызвал живой интерес его участников.
Подводя итоги первого семинара в живом общении с учителями музыки, изобразительного искусства, искусства, мировой художественной культуры, музыкальными руководителями и педагогами дополнительного образования, все мы почувствовали необходимость продолжения разговора, актуальность нашей методической работы и поняли, что проведение таких семинаров городского уровня станет ещё одной доброй традицией гимназии. Так и случилось, наши проблемно-тематические встречи с педагогами Москвы продолжаются.
Участники семинара имеют возможность рассуждать о важнейших вопросах познания искусства в контексте современного образования с нашими уважаемыми гостями. Идею конвергентности в области «искусство» поддержали и стали активно сотрудничать с нами Е.Д. Критская и Г.П. Сергеева, авторы учебников «Музыка» и «Искусство», А.А. Мелик-Пашаев, главный редактор нашего любимого журнала «Искусство в школе», О.В. Ибрагимова, автор элективных курсов по мировой художественной культуре, Л.Г. Чуракова, методист Городского методического центра, Н.В. Максимова и Н.В. Суслова, методисты Центра художественно-эстетического и физического воспитания издательства «Просвещение».
Для нас стало очевидным, что тема семинара неисчерпаема. Ведь сложно даже перечислить те ее аспекты, которые мы уже успели затронуть: специфика интеграции планируемых результатов обучения при освоении искусства; методы достижения и вопросы диагностики личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на уроках искусства и во внеурочной деятельности; новые подходы к проектированию рабочих программ урочной и внеурочной деятельности; апробация новых УМК по предметам искусства; возможности использования дидактических игр и квест-технологий в художественно-эстетическом образовании детей и многое, многое другое...
О том, что наши семинары пользуются популярностью свидетельствует количество их участников (на каждом семинаре мы принимаем от 120 до150 гостей) и отзывы благодарных коллег, в которых они отмечают актуальность идей семинара и выражают пожелания участвовать в следующих семинарах этого цикла.
В настоящее время гимназия вновь готовится к приёму гостей. В первой декаде октября состоится уже пятый проблемно-тематический семинар из цикла: «Конвергентность в области «Искусство»: от дошкольника до выпускника школы» по теме «Проектная и исследовательская деятельность в области “Искусство”». Оглядываясь назад, мы видим, как развивалась эта форма учительского взаимодействия: на третьем семинаре мы предложили нашим гостям новую систему организации встреч, которую назвали «Методический портфель». Благодаря этой системе мы помогаем всем участникам семинара «собрать» свою методическую копилку из представленных мастер-классов, не привязываясь к конкретной традиционной секции: «Дошкольное образование (музыка)», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Искусство, мировая художественная культура», «Внеурочная деятельность». Теперь наши гости сами выбирают индивидуальную траекторию посещения мастер-классов в зависимости от педагогических интересов. Идея понравилась, «прижилась», и привлекла новых друзей, ставших постоянными слушателями. Семинар уже давно вышел за рамки городского и стал межрегиональным. Теперь к нам приезжают педагоги не только из Москвы, но и из самых разных уголков Подмосковья. И как-то незаметно для нас оказалось, что наши профессиональные встречи на «Конвергентности...» привлекают коллег со всей нашей необъятной страны: «слухами земля полнится» ... С надеждой на новое творческое общение и с трепетом радости от предстоящих встреч мы ждём гостей на V семинаре.
Вы ещё не знаете, как применять в своей практике симфоническое моделирование, как развивать познавательные интересы детей через проектную или исследовательскую деятельность, или как выявлять метапредметные результаты обучения в художественно-творческих работах учащихся? Давайте учиться вместе!
Оставить комментарий