История о том, как встретились Свирель, Сказка и Голос

автор: Кузичкина Лариса Николаевна,
музыкальный руководитель МБДОУ                                     
«Детский сад № 6» пос. Механизаторов
Соавтор:  Куликова Ольга Николаевна,
методист ГАОУ ДПО ВО,
Владимирский институт развития
образования имени Л.И. Новиковой

История о том, как встретились Свирель, Сказка и Голос

(несколько слов об интеграции образовательных областей дошкольников)

Как помочь ребенку, который начал заниматься музицированием, когда ему всего 5 лет? А целому детскому коллективу? Как превратить музицирование в увлекательный и эффективный процесс?

Идеальным ответом на эти вопросы для меня стало знакомство с методикой «Свирель Э. Я. Смеловой», которую я активно использую в рамках дополнительного образования в ДОО. При организации образовательной деятельности использую интегрированный подход. Объединяя образовательные области и разные виды музыкальной деятельности в единую систему, интеграция выступает доминантой в организации образовательного процесса.

В моем   музыкальном путешествии по шести ступенькам свирели есть небольшой опыт интеграции таких видов музыкальной деятельности как музицирование на Свирели Смеловой и пение на начальном этапе игры (диапазон 0-3), где Свирель и Голос встречаются вместе и объединяются в сказочный сюжет. Такое соединение и интегрирование двух видов музыкальной деятельности происходит в различных вариантах. 

В игре «Птичий базар», автор Т.А. Боровик, дети не только поют и музицируют на Свирели Смеловой, но также продолжают усваивать ритмические группы ТА и Ти, где ТА - длинный звук, а ти - короткий.  Ценность использования ритмических слогов состоит в том, что, с помощью них быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм. Мы с детьми читаем по схемам, фантазируем и исполняем, подключаем координационные движения, звучащие жесты, шумовые инструменты и, конечно, проигрываем на Свирели Смеловой.

В процессе этой игры происходит активное развитие звуквысотного слуха. Детям задаются вопросы: «Где птичка?», «На какой веточке она сидит?».Музицирование и пение птиц на веточке сопровождается звуками, воспроизводимыми на Свирели Смеловой: высоко- 0, 1; ниже- 1, 2; еще ниже -2, 3.

В песенке нет цифровых знаков написания мелодии, поэтому дети сами  могут сочинить, исполнить мелодию и записать ее цифрами, придумать, какие штрихи они будут использовать при музицировании на Свирели, а также могут использовать и различные варианты исполнения: ансамблем, в форме диалога между двумя группами ансамбля, солиста и ансамбля. В игре происходит развитие не только музыкальных и творческих способностей, но и таких качеств как детская инициатива и самостоятельность. Эту игру по инициативе детей мы включили в итоговое событие: музыкальная сказка «Весенний птичий хор».

Игра «Птичий базар»

Ходим, ходим по базару выбираем птичек пару – мелодию исполняют все дети.

Петеньку - петушка (ТА - ти-ти; ти-ти - ТА) 

Курочку – рябу (Та - ти-ти; ТА - ТА)

Чик - чиришек – воробьишек (ТА - ТА; ТА - ТА)

Ворона с вороною (ти – ти – ти-ти; Та - ти-ти)

Филина, совушку (Та - ти-ти; ТА - ти-ти).

Когда дошкольники усвоили игру в диапазоне 0-3, этой радостью мы делимся с родителями, приглашая их на праздник или записывая видеооткрытку.

Я надеюсь, что со мной многие согласятся, что дети очень любят сказки, а Свирель – это и есть музыкальная сказка, связанная с радостью и творчеством!

В моем опыте работы есть такая история, как   реализация методики Э.Я. Смеловой через сказочный сюжет, в который по инициативе детей и музыкального руководителя мы включаем различные игры (развивающие игры с голосом, на развитие певческого дыхания, ритмические и  пальчиковые, а также упражнения), пение, импровизации, сочинительство, создание аккомпанемента к стихам, а также в совместной деятельности с детьми рождается небольшая музыкальная сказка.

 Итоговое событие по мотивам русской народной сказки «Колобок».

История о том, как подружились Свирель, Сказка и Голос

 (автор Кузичкина Л.Н.)

     Видеофрагменты сказки (Встреча с волком, медведем и лисой).

Деятельность педагога

Деятельность детей

 

Индивидуальная ( Персонажи)

Массовая

Испекла бабка Колобок, сидел он на окошечке и…покатился

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот так Свирель и Голос подружили героев Сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот и сказочке конец, а кто слушал

 

 

 

 

 

(Слова Кузичкиной Л.Н. музыка. р.н.п.  «Ай, на горе дуб, дуб»)

Заяц поет:

Я по лесу бежал,

 Колобка повстречал.

Ты гуляешь здесь зачем?

 как поймаю, сразу съем.

Колобок поет:

Если даже я хорош,

Ты меня не проведешь,

Видишь, птицы прилетели

слушать песенку Свирели.

 

Заяц:

Тоже я хочу играть и искусство познавать(берет Свирель, лежащую на пеньке, смотрит на ребят, пытается играть)

Волк поет:

Я по лесу бежал, Колобка повстречал

Ты гуляешь здесь зачем?

 как поймаю, сразу съем.

 

 

 

 

 

 

 

Волк тоже я хочу играть и искусство познавать (играет вместе с детьми «Марш «муз. Тиличеевой)

 

Медведь поет:

Я по лесу бежал, Колобка повстречал

Ты гуляешь здесь зачем?

 как поймаю, сразу съем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медведь:

Тоже я хочу играть и искусство познавать(играет вместе с детьми в ритмическую игру «Передай ритм»)

 

 

 

Лиса поет:

Я по лесу бежала, Колобка повстречала

Ты гуляешь здесь зачем?

 как поймаю, сразу съем.

 

 

Лиса поет:

Про лисичку песню знаю

На Свирели вам сыграю(в музицировании «Уж как шла лиса по травке» р.н.п. выполняет роль солиста)

 

 

 

Покатился?

 

Покатился Колобок

Поют на одном звуке, играют на Свирели на одном звуке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Зайчик» р.н.п.  – поют,

играют на Свирели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поют:

Если даже он хорош.

Ты его не проведешь. На Свирели мы играем

Марш для сказки сочиняем.

 

 

 

 

 

Марш, муз. Тиличеевой -

Диалог между двумя группами ансамбля.

 

 

 

 

 

 

Поют: Мишка, Мишенька, медведь.

Не умеет песни петь,

 не умеет танцевать.

 Будем в ритм мы с ним играть.

 

Ход игры:

Ведущий ребенок задает ритм, к нему присоединяется второй участник игры, затем третий и так до конца круга. К завершению игры ритмический рисунок играют все дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поют:

Если даже он хорош,

Ты его не проведешь.

 

 

 

 

«Уж как шла лиса по травке» р.н.п.

Игра с солистом.

 

 

Поют на одном звуке: Молодец.

Это начало нашего творческого пути. К концу года дети будут играть на шести «пенечках», а каждое такое выступление — это опыт в нашу общую копилку творчества и радости.

Список литературы: Т. Боровик «Звуки, ритмы и слова» ч-1, Минск Книжный дом, 1999г.