История о том, как встретились Свирель, Сказка и Голос
История о том, как встретились Свирель, Сказка и Голос
(несколько слов об интеграции образовательных областей дошкольников)
Как помочь ребенку, который начал заниматься музицированием, когда ему всего 5 лет? А целому детскому коллективу? Как превратить музицирование в увлекательный и эффективный процесс?
Идеальным ответом на эти вопросы для меня стало знакомство с методикой «Свирель Э. Я. Смеловой», которую я активно использую в рамках дополнительного образования в ДОО. При организации образовательной деятельности использую интегрированный подход. Объединяя образовательные области и разные виды музыкальной деятельности в единую систему, интеграция выступает доминантой в организации образовательного процесса.
В моем музыкальном путешествии по шести ступенькам свирели есть небольшой опыт интеграции таких видов музыкальной деятельности как музицирование на Свирели Смеловой и пение на начальном этапе игры (диапазон 0-3), где Свирель и Голос встречаются вместе и объединяются в сказочный сюжет. Такое соединение и интегрирование двух видов музыкальной деятельности происходит в различных вариантах.
В игре «Птичий базар», автор Т.А. Боровик, дети не только поют и музицируют на Свирели Смеловой, но также продолжают усваивать ритмические группы ТА и Ти, где ТА - длинный звук, а ти - короткий. Ценность использования ритмических слогов состоит в том, что, с помощью них быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм. Мы с детьми читаем по схемам, фантазируем и исполняем, подключаем координационные движения, звучащие жесты, шумовые инструменты и, конечно, проигрываем на Свирели Смеловой.
В процессе этой игры происходит активное развитие звуквысотного слуха. Детям задаются вопросы: «Где птичка?», «На какой веточке она сидит?».Музицирование и пение птиц на веточке сопровождается звуками, воспроизводимыми на Свирели Смеловой: высоко- 0, 1; ниже- 1, 2; еще ниже -2, 3.
В песенке нет цифровых знаков написания мелодии, поэтому дети сами могут сочинить, исполнить мелодию и записать ее цифрами, придумать, какие штрихи они будут использовать при музицировании на Свирели, а также могут использовать и различные варианты исполнения: ансамблем, в форме диалога между двумя группами ансамбля, солиста и ансамбля. В игре происходит развитие не только музыкальных и творческих способностей, но и таких качеств как детская инициатива и самостоятельность. Эту игру по инициативе детей мы включили в итоговое событие: музыкальная сказка «Весенний птичий хор».
Игра «Птичий базар»
Ходим, ходим по базару выбираем птичек пару – мелодию исполняют все дети.
Петеньку - петушка (ТА - ти-ти; ти-ти - ТА)
Курочку – рябу (Та - ти-ти; ТА - ТА)
Чик - чиришек – воробьишек (ТА - ТА; ТА - ТА)
Ворона с вороною (ти – ти – ти-ти; Та - ти-ти)
Филина, совушку (Та - ти-ти; ТА - ти-ти).
Когда дошкольники усвоили игру в диапазоне 0-3, этой радостью мы делимся с родителями, приглашая их на праздник или записывая видеооткрытку.
Я надеюсь, что со мной многие согласятся, что дети очень любят сказки, а Свирель – это и есть музыкальная сказка, связанная с радостью и творчеством!
В моем опыте работы есть такая история, как реализация методики Э.Я. Смеловой через сказочный сюжет, в который по инициативе детей и музыкального руководителя мы включаем различные игры (развивающие игры с голосом, на развитие певческого дыхания, ритмические и пальчиковые, а также упражнения), пение, импровизации, сочинительство, создание аккомпанемента к стихам, а также в совместной деятельности с детьми рождается небольшая музыкальная сказка.
Итоговое событие по мотивам русской народной сказки «Колобок».
История о том, как подружились Свирель, Сказка и Голос
(автор Кузичкина Л.Н.)
Видеофрагменты сказки (Встреча с волком, медведем и лисой).
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
|
|
Индивидуальная ( Персонажи) |
Массовая |
Испекла бабка Колобок, сидел он на окошечке и…покатился
Вот так Свирель и Голос подружили героев Сказки.
Вот и сказочке конец, а кто слушал |
(Слова Кузичкиной Л.Н. музыка. р.н.п. «Ай, на горе дуб, дуб») Заяц поет: Я по лесу бежал, Колобка повстречал. Ты гуляешь здесь зачем? как поймаю, сразу съем. Колобок поет: Если даже я хорош, Ты меня не проведешь, Видишь, птицы прилетели слушать песенку Свирели.
Заяц: Тоже я хочу играть и искусство познавать(берет Свирель, лежащую на пеньке, смотрит на ребят, пытается играть) Волк поет: Я по лесу бежал, Колобка повстречал Ты гуляешь здесь зачем? как поймаю, сразу съем.
Волк тоже я хочу играть и искусство познавать (играет вместе с детьми «Марш «муз. Тиличеевой)
Медведь поет: Я по лесу бежал, Колобка повстречал Ты гуляешь здесь зачем? как поймаю, сразу съем.
Медведь: Тоже я хочу играть и искусство познавать(играет вместе с детьми в ритмическую игру «Передай ритм»)
Лиса поет: Я по лесу бежала, Колобка повстречала Ты гуляешь здесь зачем? как поймаю, сразу съем.
Лиса поет: Про лисичку песню знаю На Свирели вам сыграю(в музицировании «Уж как шла лиса по травке» р.н.п. выполняет роль солиста)
|
Покатился?
Покатился Колобок Поют на одном звуке, играют на Свирели на одном звуке.
«Зайчик» р.н.п. – поют, играют на Свирели.
Поют: Если даже он хорош. Ты его не проведешь. На Свирели мы играем Марш для сказки сочиняем.
Марш, муз. Тиличеевой - Диалог между двумя группами ансамбля.
Поют: Мишка, Мишенька, медведь. Не умеет песни петь, не умеет танцевать. Будем в ритм мы с ним играть.
Ход игры: Ведущий ребенок задает ритм, к нему присоединяется второй участник игры, затем третий и так до конца круга. К завершению игры ритмический рисунок играют все дети.
Поют: Если даже он хорош, Ты его не проведешь.
«Уж как шла лиса по травке» р.н.п. Игра с солистом.
Поют на одном звуке: Молодец. |
Это начало нашего творческого пути. К концу года дети будут играть на шести «пенечках», а каждое такое выступление — это опыт в нашу общую копилку творчества и радости.
Список литературы: Т. Боровик «Звуки, ритмы и слова» ч-1, Минск Книжный дом, 1999г.