Хоровое пение и другие виды исполнительской деятельности на уроке музыки

И. Красильников, композитор, доктор педагогических наук

Хоровое пение и другие виды исполнительской деятельности на уроке музыки

Хоровое пение, наряду с игрой на музыкальных инструментах, было, есть и будет важным элементом урока музыки, приобщающим школьников к музыкально-исполнительской деятельности.

В каждом виде учебно-исполнительской деятельности есть свои преимущества и недостатки. Так, хоровое пение отличается минимальной материальной затратностью, опирается на солидную методическую базу и обширный детский репертуар. Оно имеет наибольшие перспективы развития в рамках общества, в котором данная деятельность распространена в быту. (Этому, в частности, способствуют такие факторы, как высокий удельный вес крестьянского уклада жизни и основополагающая роль религиозной культуры.)

В частности, урок пения играл большую роль в начальной школе XIX века в России, где он был направлен на подготовку церковных певчих. А уже в 60-х годах ХХ века О.А. Апраксина отмечала снижение интереса школьников к хоровому пению. И тем более сегодня предвижу большие сложности с привлечением к этой форме деятельности современных школьников, живущих в ещё более урбанизированном обществе. В этих условиях сделать хоровое пение интересным для всех является сложной и вместе с тем чрезвычайно важной образовательной задачей.

Музыкальные инструменты, на которых играют школьники, можно подразделить на механические (элементарные и оркестровые) и электронные. Первые либо слишком примитивны, чтобы интерес к ним сохранялся надолго, либо дороги и сложны для обучения в условиях школьного урока. Вторые - электронные инструменты - гораздо более перспективны в этом плане. Они недороги, портативны, многофункциональны, обладают высоким качеством звучания, а главное - повсеместно распространены в быту.

Работа с микроструктурой звука на основе этих инструментов открывает перспективу значительного обогащения образного строя продуктов художественного творчества школьников. Включение в музыкальную деятельность аранжировки, предполагающей обращение к элементам композиции, звукорежиссуры, звукового синтеза, позволяет преодолеть узко исполнительскую направленность обучения и способствует гармонизации развития музыкальных способностей школьников. А компьютерная интерактивность делает данную деятельность доступной самому широкому контингенту учащихся - от малышей, которые в своей игре, при минимальных знаниях и практическом опыте, могут достигнуть яркого многопланового музыкального звучания - до профессионалов, которым данный инструментарий позволяет совершать художественные открытия.

Эти причины обусловили широкое распространение электронных инструментов в профессиональном творчестве и системе дополнительного музыкального образования. Сегодня около 2000 школ искусств, домов детского творчества и других учреждений осуществляют обучение по классам клавишного синтезатора, ансамбля клавишных синтезаторов и компьютерной студии (а ведь еще в 2000 году подобная практика отсутствовала в отечественном образовании).

Не меньшие перспективы открываются и на уроке музыки в общеобразовательных школах, тем более что в Примерной основной образовательной программе стандартов второго поколения предусматривается применение информационнокоммуникационных технологий для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах. Конечно, было бы наивно думать, что наличие в классе синтезатора или компьютера автоматически обеспечивает массовое увлечение ими школьников. Так же, как и в случае обращения к хоровому пению и игре на элементарных инструментах, всё решает методика, построенная на прочном научнотеоретическом фундаменте. И такого рода разработки имеются. В частности, создана концепция электронного музыкального творчества как учебнохудожественной деятельности нового вида. На её основе построены учебное пособие «Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы)», 2004 г.; учебно-методический комплекс «Электронное музыкальное творчество» для 5-9 классов общеобразовательной школы на основе программы Д.Б. Кабалевского, 2008 г.

Такого рода методические продукты создаются как художественно-педагогические произведения. В их рамках школьникам предлагается множество разнообразных творческих заданий, предусматривающих продвижение учащихся от урока к уроку, от класса к классу. И ключевой задачей является направленность на совершенствование их музыкально-творческой деятельности и музыкальных способностей.

Приветствуя возрастание интереса к хоровому пению и лозунг Д.Б. Кабалевского «Каждый класс - хор», предлагаю дополнить его новым лозунгом: «Каждый ученик - музыкант-электронщик». Учитывая мощь современных компьютерных технологий и имеющиеся научно-теоретические и методические разработки, приобщить каждого школьника к аранжировке и исполнительству на основе синтезатора и компьютера - вполне осуществимая задача.

Искусство в школе: 
2013
№4.
С. 11.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.