Melik-Pashaev A.A.

Мелик-Пашаев Александр Александрович

Мелик-Пашаев Александр Александрович

Мелик-Пашаев Александр Александрович (9 июля 1941) - российский психолог, кандидат психологических наук (1975), доктор психологических наук (1995), специалист в области общей психологии. Член диссертационных советов при ПИРАО, ИХО РАО, член Международного совета по музыкальному воспитанию.

С моей точки зрения, писатель Пришвин и по сей день многократно недооценен, чему, пожалуй, отчасти сам дал повод. 

2024
№4.
С. 40-45
А. Мелик-Пашаев,
ФНЦПМИ (ПИРАО), г. Москва

Творческое созерцание – вызов для педагогики искусства

Созерцание, хотя его и называют пассивным, очень полезно художнику,
через него художник научится любить мир, без чего, я глубоко убеждён, совсем нельзя работать.
Константин Истомин
2024
№4.
С. 2-6

Арттерапия - чрезвычайно распространённое, востребованное явление, популярность её оправдана и заслужена. Но порою возникает вопрос: насколько сущностно арттерапевтические практики связаны с искусством как таковым?

2024
№3.
С. 17-18
Главный научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО, доктор психологических наук Александр Александрович Мелик-Пашаев на 17-м Санкт-Петербургском саммите психологов провел интерактивную лекцию «Личность художника и психология художественного творчества».
В Госдуме вызревает закон о введении уголовной ответственности с 12-летнего возраста. Может, и не примут, но само обсуждение уже звучит как приговор. Не 12-летним только, а всем нам: нация, которая жестока и (или) безразлична к своим детям, – нация вымирающая, это аксиома.
2013
№2.
С. 2-3
После окончания художественной школы при институте имени В. Сурикова я в течение некоторого времени брал уроки у Глеба Борисовича Смирнова. Уроки длились недолго, меньше года. Но дружеские отношения с этим замечательным человеком у меня сохранились до конца его дней, и я пользуюсь случаем добавить к воспоминаниям И.В. Макарова несколько разрозненных фрагментов.
2023
№6.
С. 18-19
Что значит «полноценное», или «сотворческое», восприятие искусства? Как оно связано с собственным творчеством? Что оно даёт тем, кто не свяжет с искусством своё профессиональное будущее?
2023
№5.
С. 2-11

Какими должны быть психолого-педагогические условия, обеспечивающие целенаправленное развитие художественно-творческих способностей ребёнка? 

2023
№4.
С. 4-14

Поздравляем с юбилеем

народного художника России, академика

Бориса Михайловича Неменского

В начале 1970-х, когда я только начинал заниматься психологией художе­ственного развития, в нашем доме появилась небольшая книжка «Распахни окно». Моя мама, едва перелистав её, очень веско сказала: "Тебе надо позна­комиться с этим Неменским".

2013
№1.
С. 5

В начале 1991 года Геннадий Алексеевич По­жидаев, тогда еще в ранге и.о.главного редактора, представил читателям первый номер нового журнала "Искусство в школе". Стало быть, нам 22 года? Дата, прямо скажем, не круглая. Но мы имеем основания праздновать в этом году и круг­лую дату - тридцатилетие нашего издания! 

2013
№3.
С. 2-3

Мы привыкли думать, что творчество - это всегда создание «чего-то», в чём талант автора воплотился, «опредметился», что остаётся на века и сохраняет имя автора. А результат творчества педагога - не «что-то», а «кто-то», его ученик, который пробудился к духовной жизни и к самостоятельному творчеству.

2023
№3.
С. 9-13

Образ мира и «вибрация души»

В предыдущем номере журнала была опубликована статья Л.3опотаревой о взаимосвязи искусств в импрессионизме с нашими комментариями к ней. Сегодня мы знакомимся с работой педагога, который тоже старается раскрыть детям глубинное род­ство разных искусств, но иными методами и на ином материале, не слишком доступном не только детям, но и взрослым.

2014
№6.
С. 32

Материалы, включённые в книгу, можно услов­но поделить на три части:

  • о жизни Детской киностудии "Поиск", на базе которой возник фестиваль;
  • об истории фестиваля "Жар-Птица", его ат­мосфере, о некоторых его участниках; о мульти­пликации (анимации) как таковой, её своеобразии, образовательных и воспитательных возможностях.
2014
№4.
С. 63-64

Поэтому совершенно логично выглядит давно назревшее и перезревшее утверждение, что «Программы обучения в средней школе должны включать – как обязательный, а не дополнительный, компонент – получение детьми базовых навыков восприятия и создания произведений искусства: изобразительного, музыкального, вокального, драматического.

2014
№4.
С. 2-3
Конференция «Художественное творчество детей как профилактика асоциальных явлений», организованная Детским музыкальным театром имени Н.И.Сац, ГБНУ "Московским ин­ститутом развития образования" (МИРО), Научно-методическим журналом "Искусство в школе", Московским институтом развития образования, Некоммерческим партнёрством содействия разви­тию культуры и образования "Гражданский долг", Школой №324 "Жар-птица", прошла 23.04.2014 г.
2014
№3.
С. 51-54
Тексты двух художников, публикуемые ниже, не­преднамеренно и чрезвычайно отчётливо ставят некоторые важные вопросы, касающиеся духовного воспитания, художественного развития и даже со­временной культуры в целом.
2014
№3.
С. 5
Начнём с того, чего можно, а чего не следует ожидать от предлагаемого курса лекций. Всё, что нас окружает, является объектом искусства, вот только видеть это или эти объекты надо научиться. А ребёнка надо обучать.
2023
№2.
С. 2-10
В «светском» искусстве главным будут не названия и последовательность возникновения художественных направлений, не биографии авторов, а приобщение к тому образу человека и его отношений с миром, к тем ценностям, которые характерны для искусства того или иного направления или автора. 
2023
№1.
С. 23-24

Развивающие программы эстетического цикла (к которому, конечно, относится и литература как искусство слова!) представляют собой отечественную культурно-образовательную ценность и ждут своего признания и распространения.

2023
№1.
С. ***
Фестивали  и  конкурсы детского творчества давно стали неотменяемым фактом культурной и педагогической действительности; в эпоху Интернета их количество значительно увеличивается. Наша редакция тоже не раз объявляла конкурсы. 
2022
№6.
С. 36-37

Pages

Subscribe to Melik-Pashaev A.A.