Влияние музея на развитие личности ребёнка

О. Петрунина, магистр педагогических наук, г. Чехов Московской обл.

Влияние музея на развитие личности ребёнка

Встреча с искусством – это всегда новый взгляд внутрь себя, новый диалог с самим собою. Музыка затрагивает самые потаённые и иногда неведомые слушателям частички их души. Поступки книжных героев находят у читателей отклик и сравнение с собственными поступками и жизненными ситуациями, а в поэзии они находят ответы на свои размышления, созвучность своим эмоциям и психологическим состояниям. Так, познавая себя через музыку и литературу, человек разумный познаёт мир – в прошлом, будущем и настоящем.

А как же обстоит дело с изобразительным искусством? Не всегда картина легко и быстро находит отклик и понимание у зрителя. Разумеется, классическая живопись визуально больше отра- жает реальный мир, который окружает человека. Зачастую то, как художник способен убедительно передать на полотне то, что его окружает, отобразить окружающую его действительность как «живую», приводит в невероятное восхищение зрителя. Ещё с древни х времён человека увлекала возможность передать на плоскости изображение мира, будь то его крошечный фрагмент или космически-огромное пространство.

Многие художники работают над своими полотнами порой не один год, вкладывая в них весь свой предыдущий опыт, собранный по крупицам из того, что их окружает, чем они вдохновились. Однако зритель в музее созерцает картину очень короткое время. Некоторые посетители музеев и выставок, вдумчивые, умеющие видеть и понимающие живопись, ещё не единожды могут вернуться к понравившимся полотнам. Но для большинства людей поход в музей или галерею всё-таки редкое событие.

Как учитель рисования и человек, который с детства «спал в обнимку» с альбомами по живописи, в этой статье я хочу затронуть на первый взгляд простую и, как может многим показаться, не особо значительную тему – влияние музея на ребёнка. Часто ли родители предлагают своим детям устроить такое путешествие в мир искусства? А как часто в современной семье звучит просьба ребёнка: «Мама, папа, пойдемте завтра в музей!»?

Однако тема эта важная и актуальная, особенно в наш век, когда многие культурные и социальные ценности, накопленные многовековым опытом наших предков, сегодня запросто подменяются их упрощёнными, примитивными современными моделями. Так, например, сложно бывает объяснить нынешней девочке, почему важно сохранить в доме скатерть, вышитую вручную 50 лет назад её бабушкой, когда можно купить в магазине пластиковую клеёнку – практичную и удобную в использовании. Так же непросто донести до мальчишки, зачем ему надо уметь сколотить резной табурет, если ассортимент на рынке – на любой вкус и цвет. И только мудрый родитель способен донести до ребёнка всю ценность вещей, сделанных вручную, с большим эстетическим посылом и художественным мастерством.

В каждой семье должно быть занятие, которое объединяет совместным интересом и участием в семейном мероприятии, которого с нетерпением ожидают как родители, так и дети. Семейный досуг – важный способ укрепления семьи, а такое полезное мероприятие, как посещение музея с детьми, может способствовать расширению кругозора, научит понимать и ценить искусство. Многим родителям кажется, что детям будет скучно рассматривать картины, и они вряд ли запомнят их авторов. Тогда какой же смысл похода в музей? На самом деле дети усваивают информацию иначе, чем взрослые. Это касается и картин. Дети воспринимают их эмоционально, образно, а некоторые произведения могут вызывать сильный отклик в душе ребёнка и рождать много вопросов.

Ходить в музей с детьми необходимо, если взрослые заинтересованы, чтобы их дети выросли культурными и образованными, чтобы не хихикали при виде обнажённой натуры в живописи или скульптуры, а подобные произведения искусства воспринимали осознанно и доброжелательно. Поэтому у родителей, начинающих водить детей в музей с раннего детства, есть надежда: в музейных залах эти мальчики и девочки получат «прививку» от дурного вкуса и асоциального поведения.

Чтобы каждое посещение музея было ожидае- мым, позитивным и познавательным, необходимо учитывать некоторые важные факторы.

– Поход в музей не должен быть утомительным для ребёнка. Лучше выбрать для этого будний день и отвести для просмотра 40-60 минут. Если его увлекут только 2-3 картины, это уже отличный результат. Остановитесь и обсудите их с ним. Важно качество, а не количество, поэтому нет смысла пытаться обежать с ребёнком разом всю галерею.
– В поисках знакомых картин в выставочных залах, возможно, ваше чадо привлекут и какие-то другие. Попробуйте придумать по этой картине какой-то рассказ для ребенка, пофантазировать вместе.
– Детям очень нравится, когда им предлгют решить небольшие задачки или пройти что-то вроде популярных сегодня квестов. Это вполне по силам устроить и родителям при совместном посещении музеев.

Таким образом, поход в музей станет увлекательной игрой для ребёнка и сфокусирует его внимание на деталях, что способствует развитию наблюдательности (качество, которое очень пригодится ему в дальнейшей жизни).

Дети растут и учатся не потому, что мы их заставляем, а потому, что это естественный процесс развития человека. Для того чтобы ребёнок хотел всё знать, не нужны специальные методики, ему просто должно быть интересно, и сам взрослый должен получать от этого удовольствие.

Но могут ли быть интересны дошкольнику или уже школьнику картины старых мастеров или древнеримские скульптуры? Зачем ребёнку ходить в музей? Многие обыватели скажут, что это пустая трата времени. Ведь вырастают же дети в сёлах и деревнях без этого и ничего, хорошими людьми становятся. Поэтому нет однозначного ответа на этот вопрос. Здесь, как говорится, каждому своё.

В старинные времена в каждом доме были произведения искусства, будь то всего один расписной сундук или репродукция знаменитой картины. Советская реальность с её крошечными квартирками в однотипных домах, кажется, безвозвратно вытеснила расшитые вручную наволочки, красивые часы, громоздкую, но уникальную резную мебель. Сегодня фотографии и постеры заменили в домах всё то, что имеет художественную ценность, семейное наследие, которое можно передавать из поколения в поколения потомкам.

Созерцание и погружение в произведения искусства закладывают в человеке, особенно в ребёнке, тот важнейший глубинный эстетический, культурный и психологический слой, который по зволит в дальнейшем познавать мир не на примитивном обывательском, а на духовном уровне, даст возможность развиваться ему как самодостаточной и разумной личности.

Доктор искусствоведения Михаил Герман пишет о том, что развитие искусства многим обязано мыслящему, внимательному и видящему зрителю. Принято считать, что искусство прекрасно независимо ни от чего, поэтому даже самые увлекательные беседы на эту тему ново- го не добавят. Однако это заблуждение, опасное тем, что исключает из духовной жизни человека плодородное зерно – способность осознавать движение собственных эмоций. Вот, к примеру, знакомая многим ситуация. Вы стоите перед каким-либо произведением искусства, восхищены или возмущены, пытаетесь подобрать слова для выражения ваших эмоций и ощущений; вас мучает эта приблизительность и неясность собственных суждений. Но вдруг вы слышите, читаете или находите в себе то самое слово, фразу которые максимально точно дают ответ на ваш вопрос. И тогда наступает успокоение и удовлетворение от того, что ещё одна ступенька в познании мира и себя преодолена. Так новая и уже осмысленная эмоция отправляется в тот золотой резерв, который позволяет человеку на новом, более высоком уровне производить анализ красоты, смотреть и видеть.

С.М.Даниэль в своей книге «Искусство видеть» пишет: «Способности видеть, слышать, ося зать , ощущать запа х и вкус даны от рождения и кажутся столь естественными, что мы просто не замечаем их. Мы просто пользуемся ими, как пользуются ногами при ходьбе. Правда, память подсказывает, что было время, когда мы не умели ходить и нас учили делать это. Но о времени, когда мы не видели и не слышали, память отказывается свидетельствовать. Наша память пробуждается вместе с первыми ощущениями и восприятиями». Жить – значит чувствовать, и когда чувства переполняют нас, мы говорим себе: это и есть жизнь. Однако человек не рождается во всеоружии способностей воспринимать мир, они взрослеют вместе с ним.

Музей для ребёнка – намного больше, чем увлекательная прогулка. Это выход из пространства привычных впечатлений, из рамок своего дома, из обыденности. Это большое и особенное путешествие, это знакомство не просто с произведениями искусства, а с людьми других эпох и культур, с их историей, традициями. Все эти факторы расширяют кругозор ребёнка и формируют в нём интересную, интеллектуально развитую личность.

Искусство видеть – это творческая способность восприятия, воспитание зрителя и знакомство его с языком линий и красок.

Искусство в школе: 
2018
№6.
С. 37-38
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.