Значимое переживание - исток художественного творчества
А. Мелик-Пашаев, З. Новлянская, ПИРАО, Москва
Значимое переживание — исток художественного творчества
Надеемся, многие читатели согласятся: искусство в общеобразовательной школе, как, впрочем, и в школах искусств и творческих студиях, существует не для того, чтобы научить детей худо-бедно что-то изобразить в соответствии с правилами перспективы, разбирать ноты, знать, как называются некоторые произведения и как звали их авторов. Конечно, можно представить себе немало ситуаций, когда подобные «зуны» могут для чего-нибудь пригодиться, но не это главное.
Мы хотим сделать детей наследниками и носителями художественной культуры человечества. Приобщить их к тому, ради чего от века существует искусство, что движет художественно одарёнными людьми, которые почему-то кладут жизнь на то, чтобы творить особую реальность -художественные произведения. А чтобы ребёнок понял ценность этого творчества, он должен и сам прикоснуться к нему, пробудить и развить свою собственную художественную одарённость.
И это касается всех детей, а не только тех немногих, кого причисляют к особо одарённым, кто захочет и сможет посвятить искусству жизнь и занять своё, великое или малое, место в его истории. Преподавание по творчески развивающим программам показывает, что в сенситивном возрасте (условно от 6-7 до 9-10 лет) практически каждый ребёнок выходит на уровень создания полноценных художественных образов (конечно, отмеченных возрастной спецификой). Приобретённый ценный опыт останется с ним навсегда и так или иначе скажется во всём, чем он будет заниматься в дальнейшей жизни.
Каков же исток художественно-творческого развития человека? Что нужно, в первую очередь, пробуждать, охранять, развивать в ребёнке и как это делать? Могут ли что-то подсказать психологи, изучавшие проблематику художественной одарённости?
Но для начала обратимся не к научным трудам, а к воспоминаниям прекрасного русского художника Константина Коровина.
Он рассказывает, как, будучи ещё студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, прогуливался с приятелем по вечернему пригороду.
«Смотри, – говорю я, – как красиво, какая интимность, как приветливо светит фонарь, таинственная печаль в этом уходящем заборе, какая тайна… Вот что бы я хотел писать…
– Что тут хорошего? – сказал мой товарищ. – Да это глушь какая-то, пустыня, забор, мокрый тротуар, лужи, бузина. Гадость. Да ты это нарочно говоришь? < ... >
– А что же тебе нравится? – спросил я, идя вдоль забора.
– Как что? Многие картины мне нравятся. Ну, «Фрина» Семирадского, «Русалки» Маковского…»
Коровин и не подозревал, что этот бесхитростный фрагмент беседы высветит важнейшую проблему психологии и педагогики искусства! В чём различие позиции юношей, один из которых стал выдающимся живописцем, а другой не достиг успехов в творчестве? Первый внутренне сопричастен самой жизни, «сырой», художественно не переработанной, даже невзрачной действительности. Для него существуют не забор и фонарь как таковые: он «видит» в них печаль, приветливость, тайну, и это именно «хотел бы писать». Он предвосхищает возможность так изобразить видимые явления, что в них выявятся невидимые и трудно выразимые ценности, которые открываются именно ему, «здесь и теперь».
Второй отчуждённым взглядом видит просто забор и фонарь как плоские факты повседневности, не заслуживающие художественного преобразования. А нравятся ему картины (сейчас неважно даже, насколько они хороши или плохи), то есть действительность уже кем-то другим оцененная, эстетически переработанная и ставшая фактом изобразительного искусства. Он передоверяет другим самое главное: первичное преобразование впечатлений собственной жизни в будущий
художественный образ, которое совершается в душе художника, чтобы потом воплотиться в картине или в произведении какого-либо другого вида искусства. И тем самым обрекает себя на вторичность, на эпигонство в искусстве.
Можно предвидеть, что для первого источником творчества станет его неповторимая жизнь, а второй будет искать его в освоении чужих образцов и наработанных способов специальной деятельности.
Аналогию из другой области искусства находим в работе Б.М.Теплова «Заметки психолога при чтении художественной литературы». Теплов сопоставляет образы Сальери (конечно, пушкинского, а не исторического) и Моцарта. Сальери сводит всю свою жизнь к овладению музыкой как профессией и ожидает, что его собственная музыка родится в результате освоения той, что уже создана другими. Он как бы пытается «делать музыку из музыки», тогда как Моцарт превращает в музыку поток «внемузыкальных» впечатлений собственной неповторимой жизни.
Об этом очень точно сказал М.М.Бахтин: «Эстетическая активность моя – не в специальной деятельности художника-автора, а в единственной жизни, недифференцированной и неочищенной от неэстетических моментов, синкретически таящей в себе зародыш будущего художественного творчества».
Значит, исток художественного развития надо искать не в освоении специальной изобразительной, музыкальной или иной художественной деятельности, а в том, что ей предшествует и её порождает: в какой-то особой, целостной позиции человека перед лицом «единственной жизни», в его готовности преобразовывать свой жизненный опыт в художественные образы.
Что касается освоения деятельности, то этот путь, при всех оговорках, традиционной педагогикой более или менее освоен. А про личностную позицию, порождающую творчество, этого не скажешь. В чём она состоит? Можно ли помочь ребёнку занять эту позицию? Как это делать?
Правда, о личностном истоке творческой одарённости сказано немало. Учёные писали об «особой целостно-личностной реакции» на явления жизни, об «особой модификации сознания», присущей художникам.
Упомянутый Б.М.Теплов, основоположник систематического изучения специальных способностей и одарённости в отечественной психологии, утверждал, что у человека не бывает никаких способностей, не зависящих от общей направленности его личности, и настаивал, что значительным музыкантом может быть только большой человек, который не просто владеет языком музыки, но которому есть что сказать на этом языке.
Великий виолончелист ХХ века Пабло Казальс считал, что истинный музыкант – это, прежде всего, личность, направленная к добру, и лишь потом – деятель искусства, исполнитель и т.д. Замечательный пианист и педагог Г.Г.Нейгауз говорил, что в произведении искусства он видит, прежде всего, огромного человека, и ему, в известном смысле, безразлично, высказывается ли этот человек в мраморе, как Микеланджело, в слове, как Пушкин, или в музыке, как Бетховен.
Но правомерен вопрос: что делает этого «огромного человека» художником? Ведь масштабная личность, «направленная к добру», вовсе не обязана проявлять себя именно в художественном творчестве! Что этот человек хочет и может сказать такого, что требует выражения на языке музыки или иного искусства? Почему творческий потенциал человека, то, что В.В.Зеньковский удачно назвал «внутренней активностью души», актуализируется именно в искусстве? Вот, казалось бы, коренная проблема психологии художественного творчества, или творческой личности в искусстве.
Исторически сложилось, однако, так, что предметом исследований отечественных психологов стали, в первую очередь, конкретные качества (способности), благодаря которым человек может успешно осваивать какую-либо специальную деятельность в области искусства, а не та целостно-личностная позиция, благодаря которой «внутренняя активность души» проявляется в художественном творчестве.
Конечно, несправедливо было бы утверждать, что учёных интересуют только специальные способности, а не личность одарённого человека. В поле их внимания часто попадают отдельные личностные черты, предположительно связанные с творческой одарённостью. Но это не отвечает на вопрос, который мы сейчас обсуждаем. Во-первых, потому, что речь в таких исследованиях идёт именно об отдельных чертах, а не о цельной личности творца; во-вторых, потому, что наличие корреляционной связи, к тому же не всегда «статистически значимой», не делает понятной связь содержательную.
Часто говорится, например, что творческому человеку присуща так называемая терпимость к неопределённости. Что же, наверное, открытость тому, что ещё не предопределено, в самом деле характерна для психологического облика творца.
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Ещё не ясно различал.
А.С. Пушкин
Исследователи предполагают также, что одарённым людям бывает свойственна повышенная тревожность. Но если это и так, речь должна идти о какой-то особой тревожности, не о той, которую выявляют с помощью психологических опросников, и не о той, которая заставляет человека обращаться за консультацией психотерапевта.
О, вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьёшься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Ф.Тютчев
Называют и многие другие качества – такие, например, как «склонность к риску», или таинственная, почти эзотерическая андрогинность творца, о которой писал, в частности, известный психолог нашего времени Михай Чиксентмихайи (сочетание в одном человеке психологических черт, обычно присущих либо мужчинам, либо женщинам). Или популярная креативность, выявляемая с помощью остроумных, но искусственных методик, которые не ставят значимых творческих задач, способных на личностном уровне увлечь человека.
Можно поверить, что какие-то из этих качеств, действительно, в большей мере свойственны творческим людям, чем «нетворческим». Но очевидно, что они могут в равной мере проявляться и играть положительную или отрицательную роль в разных, если не во всех областях человеческой жизни. А тот, кто ими обладает, может не иметь никакого отношения к художественному или какому-то иному творчеству.
Можно допустить, что эти качества сопутствуют творческой и, в частности, художественной одарённости человека, или благоприятствуют её развитию, а может быть, сами являются её отдельными, неспецифическими проявлениями. Они могут служить внешними «опознавательными признаками», которые с какой-то долей вероятности сигнализируют о возможном творческом потенциале человека. Но ни по отдельности, ни в совокупности они не могут быть личностным источником способности-потребности в художественном или ином творчестве.
Вернёмся к нашей главной проблеме и обратимся снова к наследию замечательного учёного Б.М.Теплова, имя которого, конечно, знакомо учителям искусства, и прежде всего – музыки. В его классической работе «Психология музыкальных способностей» явственно обозначилось поучительное противоречие, которое стоит рассмотреть подробно. Но предупредим, что обсуждаемая проблема относится в равной мере ко всем областям художественного творчества, а не только к музыке, специфики которой мы вообще не касаемся.
Выше Теплов был упомянут в числе тех, кто на первое место ставит личность музыканта. Такова его общая позиция, но конкретное исследование повело его по несколько иному пути. Его работа, основополагающая для отечественной науки о специальных способностях, и по содержанию, и по стилю не случайно распалась на две неравные части.
автор различает, казалось бы, синонимичные понятия: «музыкальность» и «музыкальная одарённость». По Теплову, первое понятие – более узкое. Музыкальность – лишь компонент музыкальной одарённости, это совокупность специальных способностей, необходимых именно для музыкальной деятельности. (Напомню, что Б.М.Теплов понимал под способностями такие психологические качества, которые нужны для освоения и успешного выполнения какой-либо конкретной деятельности.) А музыкальная одарённость – понятие более широкое, она не сводится к специальным способностям, может проявляться не только в музыкальной деятельности и целостно характеризует личность человека.
О музыкальной одарённости Теплов упоминает постоянно, но по существу говорит о ней лишь в первой, как бы вводной главе книги. Написана она в том свободном описательном стиле, в каком только и можно говорить о вещах, неподвластных лабораторному эксперименту, объективному измерению или логическому доказательству, а требующих понимания человека человеком. Что же касается комплекса музыкальности, то ему посвящено развёрнутое, тщательное, можно сказать – образцовое экспериментальное исследование, которое обнажает ограничения, препятствующие изучению творчества в данной области.
Теплов говорит, правда, что проведённое им исследование качеств, непосредственно связанных с музыкальной деятельностью, должно стать неким введением к будущему полнокровному анализу этой деятельности. Можно догадаться, что Теплов имел в виду изучение творческой составляющей данной деятельности. Однако к этому, второму, этапу не перешёл ни он сам, ни его последователь В.И.Киреенко, автор добросовестного исследования изобразительных способностей, который в своей области декларировал те же намерения, что и Теплов, никто-либо другой, изучавший с аналогичных позиций специальные способности. В каждом случае на то были свои причины, но в целом это едва ли можно считать совпадением.
Позволю себе предположить, в чём была главная причина такого ограничения области исследования. Изучение комплекса музыкальности (особенностей слуха, чувства ритма, музыкальной памяти...) позволяло оставаться на почве науки в традиционном, чтобы не сказать – узком смысле слова, когда возможен строгий неоднократный эксперимент, измерение, сопоставление данных с объективными эталонами и т.д.
Но эти надежды были в большой степени иллюзорными. Попытка изъять из органического целого музыкальной одарённости его измеримую часть – «музыкальность» и исследовать по отдельности её компоненты не могла оказаться вполне успешной. То или иное качество, которое внутри живого целого «играет» как одна из музыкальных способностей, будучи вырвана из этого целого, перестаёт быть музыкальной способностью.
Проницательный учёный, бывший к тому же и музыкантом, Теплов не мог не видеть возникающих противоречий. Потому он постоянно подчёркивает, что сам по себе звуковысотный слух, сколь угодно точный, это слух настройщика, а не музыканта: музыкальный слух – это эмоциональный слух.
(Сразу приходит на ум аналогия из области изобразительного искусства: способность различать тонкие оттенки цвета не делает человека живописцем. Существуют упоминания о том, что опытные красильщики старых времён, работавшие на глаз, различали несколько десятков оттенков чёрного и, наверное, могли в этом отношении превзойти тончайшего колориста. А современное электронное устройство без труда превзошло бы их обоих. Живописца создаёт не цветоразличительная способность как таковая, а чуткость к эмоциональному воздействию цвета и способность выражать в цвете эмоционально значимые содержания.)
Также, как о слухе, Теплов говорит о чувстве ритма и других компонентах «комплекса музыкальности». Но формальный «слух настройщика» экспериментатор может выявлять и измерять в лабораторных условиях, а оценить эмоциональный отклик человека на музыку не может. Во всяком случае, если иметь в виду не само наличие и степень выраженности эмоциональной реакции, а её содержательное наполнение и ценностную значимость для человека.
С однозначными определениями то же возникают трудности. Музыкальность, сначала означавшая комплекс качеств, необходимых для музыкальной деятельности, определяется в дальнейшем как «способность воспринимать музыку как выражение некоторого содержания», под которым подразумевается содержание эмоционального плана; Теплов признаёт, что дать исчерпывающее определение музыкальности пока невозможно, и т.п. Одним словом, предмет исследования противится методу...
Впрочем, эти трудности и противоречия для нас сейчас не так уж важны. Даже если согласиться, что совокупность способностей, которые исследовал Теплов, отвечает задачам «музыкальной деятельности», это не даст ответа на один простой вопрос.
И Теплов, и другие учёные, в том числе те, с которыми он жёстко полемизирует по другим поводам, – все они «по умолчанию» исходят из того, что музыка уже существует как одно из явлений объективного мира, и всё дело в том, чтобы её воспринимать и исполнять. Если так, то, задача учёных ясна – определить как можно точнее, какие психологические качества позволяют человеку справляться с этой задачей. Но, как писал Б.В.Асафьев, размышляя о методологии преподавания музыки в школе, музыка – это не предмет, который изучают; музыка – искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком. То есть, говоря до наивности просто, чтобы музыку воспринимать, исполнять и изучать, её нужно прежде создавать, и, как говорилось выше, создавать не из музыки.
Здесь мы касаемся вопроса, который требует глубоких раздумий и специального обсуждения, поэтому сейчас мы только наметим его «пунктиром». То, что человек создаёт искусство, а не «преднаходит» его в мире в качестве предмета для освоения и изучения, относится, конечно, не только к музыке, но здесь тайна его возникновения наиболее очевидна и должна была бы наиболее остро восприниматься. В живописи, например, или в литературе острота эта несколько притупляется тем, что они так или иначе, в тех или иных формах отображают объективный мир, и мы порой почти готовы забыть, что суть дела не в отображении, а в творческом преображении видимого мира, его явлений и событий.
Живописец, изображая, преображает видимый мир, но язык не повернется сказать, что композитор делает что-то подобное со слышимым миром! Мы видим мир «сплошь» и целиком, в цветах и формах, а звуки его фрагментарны и слишком уж мало похожи на музыку.
Наверное, правы те, кто считает, что музыка – «искусство из искусств»! Не в том смысле, что она «лучше» других, а в том, что ее не назовешь «отражением»: в ней в наиболее чистом, беспримесном виде выступает творческий акт создания особой, художественной реальности.
При каких же условиях человек может создавать музыку «не из музыки»? Каков её вне-, или до-, или сверх-музыкальный источник? В первой главе своего труда Б.М.Теплов совсем близко подошёл к ответу на этот вопрос. Он говорит, что комплекса музыкальности, то есть, повторимся, тех качеств, которые нужны для освоения музыки, недостаточно, чтобы понять одарённость музыканта. И, описывая детство и юность Н.А.Римского-Корсакова, делает наблюдение, затрагивающее самую суть дела: потенциал одарённости будущего создателя музыки проявлялся сначала «не по отношению к музыке», то есть не в освоении музыки, уже созданной. Тогда в чём же?
Ученый обращает внимание на то, что яркой чертой Н.А.Римского-Корсакова всегда была способность «переводить в звучания зрительные впечатления и видеть в звуках зрительные образы». Говоря про острое «чувство природы», с детства свойственное композитору, Теплов пишет: «Нельзя, строго говоря, назвать эти признаки не музыкальными. В том-то и дело, что у Римского-Корсакова и зрительное воображение было музыкальным, и природу он чувствовал музыкально».
Замечу: это не уникальное свойство одного композитора. К.Дебюсси, например, говорил: «Шум моря, изгиб какой-то линии горизонта, крик птицы откладывают в нас разнообразные впечатления. И вдруг... одно из этих воспоминаний изливается из нас и выражается языком музыки».
Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И вот уж стих звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
А.Ахматова
С.В.Рахманинов, отвечая на упрёк в том, что он «повторяется» и пишет не так, как пора бы писать в ХХ веке, отвечал, что не может изменить тому тону, под которым воспринимает жизнь.
Этот опыт, осознанно или неосознанно переживаемый творцами музыки, Б.В.Асафьев назвал «плавлением музыки из жизни». А знакомая нашему читателю Д.К.Кирнарская применила точную метафору, написав, что для композитора всё, что он видит и чувствует, «хочет стать именно музыкой». Своеобразным свидетельством «плавления музыки из жизни» служит сам факт существования огромного количества произведений разных веков, которым авторы давали названия, связанные с явлениями видимого мира и с событиями повседневности.
И снова аналогии из других областей искусства. Мы видели, что живописец в зримом облике окружающей «внехудожественной» действительности находит некую ценность, требующую запечатления в живописных образах.
М.Цветаева утверждает, что стихи создаются не из стихов. М.М.Пришвин говорит, что главное для писателя – переводить всерьёз жизнь свою в слово и утверждает, что «уловить словом», а значит, сохранить поэзию пролетающих мгновений жизни – такой же нравственный долг, как выхватить из воды утопающего ребёнка.
Федерико Феллини замечает за собой способность «превращать неприятности, страхи, опасения, долги в материал для повествования», и т.д. Видно, речь идёт о некоторой общей закономерности всякого эстетического творчества.
А может, не только эстетического? Вспоминается исследование математических способностей, которое провёл последователь Б.М.Теплова, психолог В.А.Крутецкий. Он обнаружил, что одарённые математики, в том числе дети, отличаются особой «математической» направленностью ума – они ищут во всех явлениях окружающего мира количественные отношения и по настоящему интересуются именно этой стороной действительности. Заметим: не математикой, о которой они могут пока не иметь представления, а теми основаниями возможного математического творчества, которые таятся в жизни.
«Единственная жизнь», о которой говорил М.М.Бахтин, «синкретически таит в себе» возможность разных видов творческой самореализации человека. И творческие замыслы вспыхивают на той границе, где «внутренняя активность души» встречается с родственным ей аспектом всесодержащей, неисчерпаемой действительности. Или иначе – там, где, по мысли того же Бахтина, конкретный человек творчески приобщает к своей личной жизни ту или иную возможность, которую в потенции содержит «единственная жизнь».
Скажи заветное он слово –
И миром новым естество
Всегда откликнуться готово
На голос родственный его.
Ф.Тютчев
Каждый из нас подвергается постоянному воздействию потока бесчисленных впечатлений: больших и малых событий, встреч, информации, чувственных восприятий и т.д. Мы произвольно или непроизвольно реагируем, приспосабливаемся к ним, и не более того. Но какие-то из этих впечатлений (иногда, казалось бы, сами по себе маловажные) по глубине воздействия и по его последствиям резко выделяются из этого потока и становятся тем, что Г.О.Винокур, автор замечательной и малоизвестной работы «Биография и культура», называет значимыми переживаниями. Когда то или иное впечатление жизни становится для меня значимым переживанием, я воспринимаю его как обращенное лично ко мне, как что-то такое, чем, по словам другого автора,«задета моя судьба», и что требует от меня творческого отклика, требует поступка.
Каким будет этот поступок, в какой области он совершится – зависит от того, какого рода переживания личностно значимы для человека. Искусство, художественное творчество является одной из таких областей. (Для Винокура поэма, например, это, в первую очередь, не факт культуры, а поступок поэта, факт биографии созидающей себя творческой личности.)
Однородность значимых переживаний, побуждающих человека к определённому творчеству, например к художественному, очевидно, зависит от того, каково его постоянное преобладающее отношение к миру в целом, какой стороной повёрнута к нему всеобъемлющая действительность. Но можно ли говорить о художественном, или эстетическом творчестве, как о чём-то едином? Ведь для живописца, для музыканта, для представителя иных видов искусства наиболее значимыми, побуждающими к творчеству могут становиться разные стороны и впечатления бесконечно многообразной жизни. Тем не менее, анализ автобиографических материалов, «самоотчётов», трактатов и отдельных высказываний мастеров искусств разных времён и народов, а также наш исследовательский и педагогический опыт позволяют утверждать, что в основании разных проявлений художественного творчества лежит общее по своему психологическому содержанию отношение к жизни.
Назовём его эстетическим отношением. Каково же психологическое содержание этого отношения, на основе которого зарождаются конкретные «значимые переживания» эстетического типа, возникают творческие замыслы и создаются художественные произведения?
Первое, чем оно характеризуется, это преодоление почти незаметной, но весьма реальной психологической границы, которая в повседневной жизни отделяет наше замкнутое на себе «я» от окружающего мира (от «не-я») и непосредственное переживание своей сопричастности этому миру, изначального единства с ним.
Всё в о мне, и я во всём!..
Ф.И.Тютчев
Человек с развитым эстетическим отношением, осознанно или не осознанно, относится ко всему в мире, «как к живому»: для художника в мире нет «безгласных вещей», а только «выразительное и говорящее бытие» (М.М.Бахтин). Причём, как подчёркивал крупнейший русский философ и психолог Н.О.Лосский, речь идёт не о склонности художника всё ошибочно одушевлять, а о способности действительно видеть всюду разлитую жизнь. Особое значение для такого человека имеет чувственный облик вещей и явлений мира: это для него не «внешняя форма», а прямое выражение родственной ему внутренней жизни, характера, состояния, судьбы, неутилитарной ценности вещей. (Напомню, что само слово «эстетическое» означает не «краси
вое» или «прекрасное», как считают многие, а «связанное с чувственным восприятием».)
Художники единодушно свидетельствуют: особая картина неотчуждённого мира, открывающаяся в те моменты, «когда я и мир – одно» (М.М.Пришвин), требует воплощения в образах. Эстетическое отношение по природе, казалось бы, созерцательно, но на определённом уровне развития оно побуждает человека занять активную и ответственную авторскую позицию, откликнуться на впечатление поступком: создать художественный образ пережитого.
Было бы ошибкой считать, что эта целостная характеристика личности – эстетическое отношение к миру – представляет одну из составляющих художественной одарённости (хотя бы и главную), к которой нужно добавить специальные свойства зрения и слуха. памяти и воображения, и т.д. Скорее это некий «системообразующий фактор» одарённости; именно эстетическое отношение «специализирует» все эти свойства человека, сами по себе нейтральные по отношению к задачам искусства; оно-то и придаёт им специфическую избирательность, характер и статус специальных способностей к художественному творчеству. С другой стороны, доминирующее эстетическое отношение преобразует всё многообразие жизненных впечатлений человека, извлекая из него поводы и материал для создания художественного образа.
Итак, эстетическое отношение к миру как устойчивая психологическая характеристика человека представляет собой первооснову и способности к художественному творчеству, и потребности в нём. Это как бы некое постоянное «плато», на котором возвышаются «пики» конкретных значимых переживаний эстетического типа, рождающих творческий отклик («поступок» ) – создание художественного произведения.
С педагогической точки зрения, это значит, что пробуждение, охрана и развитие эстетического отношения к миру – первейшая задача развивающей педагогики искусства. Ведь именно оно делает самую жизнь человека источником, который питает его творчество самостоятельными замыслами.
Подчеркну ещё раз: речь идёт об отношении не к искусству, а к «сырой», художественно непреобразованной, всеобъемлющей реальности – потенциальному источнику всякого ещё не бывшего, самостоятельного творчества. И это ни в коем случае нельзя подчинять, тем более – подменять освоением образцов, техники и сложившихся способов специальной деятельности в том или ином виде искусства в расчёте на то, что остальное «приложится» со временем.
Но может возникнуть вопрос: разве, формулируя таким образом педагогические приоритеты, мы не вступаем в кричащее противоречие стысячелетней культурной практикой, с реалиями педагогики и попросту со здравым смыслом? Разве возможно художественное развитие человека, игнорирующее художественную культуру человечества? Разве непонятно, что ребёнок, который не соприкоснулся бы ни с произведениями искусства, ни с людьми, их создающими, не сделал бы ни шага по пути собственного художественного развития и не испытал бы потребности в том, чего для него не существует? Даже если он обладает зачаточным, неосознанным опытом эстетического переживания, «внутренняя энергия души» не найдёт выхода в это пространство самореализации – в художественное творчество.
Разве неправ был Огюст Ренуар, когда говорил, что не перед прекрасным видом природы, а перед пейзажем, созданным другим человеком, юноша принимает решение стать художником?
Ренуар был, несомненно, прав, но в этом нет противоречия с тем, что говорилось до сих пор. Многое пояснит рассказ В.Солоухина о детском переживании, на всю жизнь сохранившемся в памяти: однажды на закате дня привычная картина повседневной деревенской жизни открылась ему как необъяснимая и недолговечная ценность, которую необходимо сохранить. «Я почувствовал, – вспоминал писатель, – что должен что-то с этим сделать!» Значимое переживание потребовало личного творческого отклика – поступка.
Шестилетний житель нищей послевоенной деревни, конечно, не имел представления о литературном сочинительстве, не знал, что и как можно «с этим сделать», и тем не менее раннее значимое переживание определило его будущий путь. Но осознать ценность этого переживания и заключённое в нём его личное долженствование он смог потом, встретившись с литературой как явлением культуры и осваивая литературную профессию.
Встреча будущего художника с «сырой» действительностью, потенциально содержащей все возможности актуализации творческого потенциала человека, – это условие и исток самой возможности творчества. Но она должна быть опосредована встречей с художественной культурой – с произведениями искусства и со способами деятельности в искусстве. Только тогда человек поймёт, «что» и «как» он должен «сделать» со своим переживанием. Без этого ему останется лишь неосознанное, не артикулированное, невыразимое, томительное ощущение «чего-то», с чем нужно было бы сделать «что-то»; ощущение, которое со временем угаснет.
Я слово позабыл, что я хотел сказать.
Слепая ласточка в чертог теней вернётся...
О.Мандельштам
Но эта встреча с культурой должна быть организована так, чтобы художественное произведение и сами способы, которыми оно создаётся, воспринимались не как образцы для освоения и воспроизведения (это может стать одной из частных задач позже, на пути профессионального становления), а как свидетельство того, что другой человек творчески преобразовал «сырую» действительность и нашёл для этого необходимые средства. Встреча с произведением должна помочь соприкоснуться со значимым переживанием автора, породившим его поступок – создание этого произведения. Такая встреча «окликает» потенциального автора и в воспринимающем читателе, зрителе, слушателе, и, конечно, в ученике.
Мы думаем, в этом одна из причин несравненной успешности европейской «педагогики мастерских» XV–XVI веков. Она ведь, собственно, и не была педагогикой в нашем понимании слова; мастер менее всего думал о том, чтобы раскрыть творческую индивидуальность своих подмастерьев. Он принимал и учил подростков как своих помощников. Казалось бы, в этих условиях должен вырасти либо умелый ремесленник, либо, в лучшем случае, эпигон мастера. Можно не сомневаться, что в ряде случаев так оно и происходило, но важно другое: никогда после этого не появлялось столько самостоятельных, больших художников, многие из которых перерастали своих мастеров. В свидетелях и участниках чужого творчества пробуждался самостоятельный автор.
Но чем внимательней, твердыня Notre-Dame,
Я созерцал твои чудовищные рёбра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.
О.Э.Мандельштам
Ещё одно соображение, важное с педагогической точки зрения. Когда мы говорим, что развитие эстетического отношения к жизни имеет приоритет перед освоением образцов, норм и правил специальной деятельности, это не значит, что сначала надо заниматься развитием эстетического отношения, а потом – всем остальным. Речь идёт о приоритетности в иерархическом, но не обязательно в хронологическом отношении: последовательность движения может быть разной.
Философ И.А.Ильин в работе «О художественности» рассматривает одарённость человека искусства на трёх уровнях: на уровне профессионального мастерства, на уровне специального таланта, проявляющегося в выразительности (экспрессивности) образов и на уровне той картины мира, до которой способен возвыситься художник и которую он воплощает в произведении. В конечном счёте ценность произведения определяется этим третьим уровнем. (С нашей точки зрения, его можно соотнести с эстетическим переживанием в том смысле, в каком мы говорили о нём выше.)
Ильин утверждает, что равно успешное развитие может достигаться двумя встречными путями. Первый — от личностно значимых переживаний, с трудом поддающихся словесному выражению, к постепенному овладению поэтической формой; второй – от овладения поэтической формой к постепенному её наполнению опытом «высоких созерцаний».
Ильин имел в виду все виды искусства, но иллюстрировал свои идеи, анализируя путь великих русских поэтов: Пушкина. Лермонтова, Тютчева… А мы встретились с аналогичным явлением в литературном творчестве «обыкновенных» детей, когда вели занятия литературно-творческого кружка и проводили многолетнее исследование литературного развития учеников общеобразовательной школы в условиях преподавания по творчески ориентированной системе.
В рамках этой статьи мы не сможем, конечно, рассказать о путях становления юных авторов подробно, как того заслуживает тема. Ограничимся яркими примерами, которые сделают понятной суть дела. Сравним два стихотворения младших школьников.
Небо
Небо голубое, бездонное,
С облаками пушистыми, белыми,
Летящими в даль бесконечную,
Уносящими стаи журавлиные.
Восьмилетний мальчик, автор этого стихотворения, заворожен совершенством художественной формы, пластикой слова, он активно осваивает «взрослый» способ самовыражения. Но при всей красоте и напевности текст его пока остаётся вторичным: он насыщен традиционными образами, отражает мир, уже эстетически освоенный поэтами. Мальчик как бы присоединяется к их «картине мира», принимая её за свою собственную.
А вот стихотворение семилетней девочки.
Дворняжка
Нет ни будки, нет и дома,
Детям всем она знакома.
Нету дома, нету друга,
Потому ей очень худо!
Для автора этих стихов главное – выразить отношение к собственному жизненному впечатлению: к встрече с бездомным животным. Собака знакома всем детям в округе и при этом бесконечно одинока – у неё нет ни настоящего друга, ни надёжного пристанища. Стихотворение явно уступает предыдущему в совершенстве формы, но ярче и сильнее в эмоциональном отношении: первичность «значимого переживания» пробивается сквозь несовершенство словесного выражения.
Так уже в начале младшего школьного возраста дети вступают на принципиально разные пути освоения искусства, и это те же самые пути, на которые указывал И.А.Ильин. В одном случае освоенная художественная форма превалирует над личным, эмоционально значимым жизненным опытом; во втором значимое переживание в нехудожественной реальности превышает возможности его словесного оформления.
Чтобы оценить перспективу успешного взаимодействия этих путей в художественном развитии детей, сравним эти две работы со стихотворением, сочинённым двенадцатилетней девочкой – подростком.
Собаки
Наш дом освещают собаки –
Мохнатые души добра.
Наш дом согревают собаки –
Тихонько сопят до утра.
Весёлые лапы,
Мохнатые лампы.
Собака пришла и легла –
И ночь расползлась по углам.
Здесь для жизненного впечатления, собственного и неповторимого, создана полноценная художественная форма, адекватно передающая эмоционально-ценностное содержание, которое открылось девочке благодаря присущему ей эстетическому отношению миру. Она уже овладела художественной формой настолько, что ей не нужны чужие образцы и культурные клише.
Можно считать, что её литературное развитие протекает благополучно.
Для детей, о которых шла речь выше, нельзя заранее предсказать подобного благополучного результата: на пути их развития могут встать серьёзные препятствия, притом совершенно разного характера. автор стихотворения «Небо», у которого владение художественной формой явно превышает возрастные возможности, скорее всего, привлечёт внимание взрослых, будет поощряться, побеждать на детских конкурсах; его, может быть, зачислят в ряды литературно одарённых.
Стихотворение «Дворняжка», напротив, вряд ли привлечёт внимание, разве что кого-то умилит его детская наивность. Зато будет замечена его «нескладность», «корявость» – огрехи формы как таковой. Нам случалось быть свидетелями того, как педагоги и даже литературные консультанты не замечают сильные, образные проявления чувства в детских текстах, а видят только некоторое естественное несовершенство их словесного воплощения. Авторов таких сочинений обычно литературно способными не считают и внимания их развитию не уделяют.
Между тем оба ребёнка нуждаются в бережном руководстве дальновидного педагога. Мальчик не станет полноценным автором, если не пробудить в нём внимание к «сырой» действительности, не развить способность черпать впечатления не только из искусства, но и из собственной неповторимой жизни. В работе с ним нужно акцентировать развитие эстетического отношения к миру.
Девочка, скорее всего, забросит занятия литературным творчеством, если её не поддержать, не помочь ей понять незаменимую ценность ее «значимых переживаний», в которых проявляется присущее ей эстетическое отношение. А в педагогической работе акцент нужно ставить на помощи в овладении литературно-художественной формой.
Этими принципами мы руководствовались в нашей экспериментально-педагогической практике. Реализуя курс развивающего обучения литературе, мы встретились с детьми, в первых творческих попытках которых уже отчётливо обозначились описанные выше стартовые позиции. Практика показала, что плодотворная конвергенция описанных путей художественно-творческого развития возможна при двух условиях. Первое – приоритетное внимание к развитию эстетического отношения, опирающееся на благоприятные возрастные предпосылки, которыми наделены дети. Второе – знакомство с произведениями художественной литературы не как с образцами для усвоения и подражания, а как с примерами воплощения значимых переживаний автора в адекватной им выразительной форме.
Можно не сомнваться, что аналогичные педагогические ошибки, проблемы и методы их разрешения актуальны и для преподавания изобразительного искусства, и для других видов детского художественного творчества.
Литература:
Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд.2-е. М.-Л.: Музыка, 1973.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство,1979.
Винокур Г.О. Биография и культура. М.: ЛКИ, 2007.
Зеньковский В.В. Проблема психической причинности. Киев. 1914.
Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве/ Собрание сочинений в 10 тт. Т.6.
Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
Крутецкий В.А.Психология математических способностей школьников. М.:Педагогика, 1968.
Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение: программа для I–IV классов. Литературное чтение: программа для V–XI классов. М.: Оникс, 2006.
Легенда о счастье. Проза и стихи русских художников. М.: Московский рабочий, 1987.-
Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. М.: Прогресс-традиция,1998.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребёнке. М.: Просвещение, 2008.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Истоки и специфика детского художественного творчества. М.: Навигатор, 2014.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1987.
Новлянская З.Н. Становление авторской позиции в детском литературном творчестве. М.: Authors Club, 2016.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003.
Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы/ Б.М.Теплов. Избранные труды. Т.1.М.: Педагогика, 1985. С.306–312.
Чинксентмихайи М. «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений». М.: Карьера-пресс, 2017.
Оставить комментарий