Общедоступное или предпрофессиональное?

Г. Москвина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории искусства и художественно-педагогического моделирования Института искусств и дизайна, Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Общедоступное или предпрофессиональное?

Художественное образование в школах искусств

Всегда считалось, что задачи эстетического развития детей призваны решать общеобразовательные школы, кружки и творческие студии. Однако многолетний педагогический опыт говорит лишь об отдельных удачах в этом направлении. К сожалению, современные методы художественного развития детей в этих учреждениях всё ещё невозможно оценить как достаточные.

Говорить о массовом эстетическом развитии обучающихся в наших школах искусств тоже не приходится: их процент не велик, к тому же они никогда не считали это своей главной задачей. Надо признать, что в основном школы всегда были ориентированы не на общее художественное развитие, а на дальнейшую профессиональную подготовку детей. Об этом говорит конкурсный отбор, проводимый при поступлении, большое количество учебных часов в нагрузке учащихся. Об этом, к сожалению, говорит низкий процент (на сегодняшний день лишь 2,7%) обучающихся в них детей по сравнению с количеством учащихся общеобразовательных школ. Тем более что полный курс образовательной программы, по данным Министерства культуры, осваивали меньше половины поступивших в школу детей. В отчётах же с гордостью докладывалось о количестве поступивших в вузы выпускниках. Эти показатели становились определяющими критериями качества работы преподавателя и эффективности работы школы искусств.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу совсем недавно, обозначил принципиальную стратегическую линию совершенствования системы образования в области культуры и искусства в России как развитие более тесного взаимодействия и выстраивания согласованных партнёрских связей между системами культуры и образования. Ведь не секрет, что многие годы существуют серьёзные противоречия между школами искусств и общеобразовательными школами: непонимание того, что дети занимаются с удвоенной учебной нагрузкой. Казалось бы, обозначен важный момент, акцентирующий внимание на том, что художественное развитие детей как составляющая культуры - это всеобщее дело. А их взаимодействие не только реально, но и взаимовыгодно.

Министерством культуры разработана дорожная карта, в которой сформулированы основные ожидаемые результаты, и с ними нельзя не согласиться: там говорится о приобщении «...наибольшего количества детей и подростков к творческой деятельности», о формировании «гармонично развитой личности, грамотной, заинтересованной аудитории зрителей и слушателей как части интеллектуально развитого российского общества».

Но, к сожалению, в официальных документах почему-то речь совсем не идёт об искусстве, общение с которым необходимо каждому. Речь идёт о «реализации предпрофессиональных программ как приоритетных, а не общеразвивающих». Подчёркивается также, что предпрофессиональные программы «являются прямой аналогией программ ДШИ середины ХХ века» [12], и это является основным признаком детской школы искусств как особого вида учреждения дополнительного образования детей.

Профессионализм - это высшее достижение, а в искусстве - особенно. Это совокупность развитых в процессе обучения творческих способностей и приобретённое мастерство. Профессионал должен объединять в себе качества мастера и художника. Мастерство, даже высокое мастерство, - это, прежде всего, знания и умения; средство, с помощью которого абстрактная идея приобретает конкретную форму. Истинную же ценность в искусстве определяет творческая составляющая.

Следует отметить, что традиционно в российской методике преподавания изобразительного искусства творческому развитию детей внимание не уделялось, профессионализмом же считались задачи развития мастерства, они всегда были наиважнейшими. Однако прежде эти задачи носили скорее рекомендательный характер. Ранняя профессионализация, хотя и была очень желательной, но не обязательной. Вопросы профессиональной ориентации школьников были, безусловно, значимы, но не первостепенны.

В методических рекомендациях Минобрнауки России указана не только приоритетность в реализации ДШИ предпрофессиональных программ, но даже подсчитано, что по ним в дальнейшем должны обучаться 12% от общего количества детей в Российской Федерации. А что же будет с оставшейся частью детей, которые не попадут в эти 12%? Эти дети составят 88%! Что будет с ними? Они должны стать зрителями, но станут ли?

Помимо доминирующей предпрофессиональной подготовки предлагается для реализации общеразвивающее направление образования. При этом подчёркивается, что «срок реализации общеразвивающих программ не должен превышать 3-х или 4-х лет (2 года 10 месяцев и, соответственно, 3 года 10 месяцев) для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно» [11, 2]. Как такое возможно? Если ребёнок начал обучение шестилетним, то заканчивает его в девять лет? И это предлагается всерьёз, «с целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования» [12, 7-8]. Распределение учебных часов в примерных учебных планах окончательно убеждает, что странное какое-то получается у детей развитие.

Следует добавить, что обучение в этом случае платное и без отбора детей по способностям. Такая ситуация будет неинтересна и экономически невыгодна преподавателям. Скорее всего, школы сами откажутся от общеразвивающего направления, как это уже было прежде, как это происходит во многих школах и сейчас. Либо обучение перестанет быть доступным (будет очень дорогим), либо будет не эффективным. Уже сейчас «намечается тенденция к сокращению бюджетных мест для детей в ДШИ в целом, что неминуемо приведёт к сокращению контингента обучающихся в ДШИ» [12].

Как же может любая из многочисленных школ искусств заниматься предпрофессиональной подготовкой детей, да ещё с шестилетнего возраста? И надо ли? Ведь если речь идёт о будущих профессионалах, то это особо одарённые дети, прошедшие серьёзный творческий отбор, они должны быть не только мотивированы, но и готовы к регулярным, каждодневным многочасовым занятиям. Для чего нужно ломать уже сложившуюся систему, когда серьёзной предпрофессиональной подготовкой детей занимались очень немногочисленные школы при специальных учебных заведениях: колледжах, академиях, консерваториях. Во всех школах искусств выявляли талантливых детей и при достаточной мотивации ориентировали в такие специальные школы. При этом дети уже имели опыт общения с искусством и, как правило, это был их осознанный выбор.

С другой стороны, невозможно заниматься предпрофессиональной подготовкой детей и не иметь достаточного количества учебных часов, отличной материальной базы, высокопрофессиональных преподавательских кадров, а теперь ещё и методистов.

К сожалению, большинство школ искусств имеют и кадровые и материально-технические проблемы. Существуют школы, в которых практически отсутствуют музыкальные инструменты. А если они есть, то очень старые, нуждающиеся в замене или дорогостоящем ремонте. Износ музыкальных инструментов составляет 60%, а в некоторых случаях и 80-90%. Юные художники не имеют выставочных залов и библиотек, как это требуется.

Оправдана ли подготовка такого количества профессиональных художников? И в праве ли мы оказывать воздействие на судьбу молодого человека? Учиться или не учиться искусству профессионально - решать не преподавателю и не школе, а самому выпускнику. Нельзя вторгаться в чужую жизнь только потому, что это повысит наш профессиональный статус.

Мы не можем предугадать, кем станет наш ученик, повзрослев, но он должен развить в себе многие важные качества: быть изобретательным, гибким, оригинальным, уметь нестандартно мыслить.

Но в документах лишь в общих чертах говорится о самом главном - о творческом развитии детей. Творчество же - это та уникальная человеческая способность, которая необходима любому человеку, в любой его деятельности. И если этой важнейшей составляющей художественного образования не уделять должного внимания, то в результате искусство станет чужим для большинства наших детей, а творческие способности, необходимые для каждого человека, останутся неразвитыми. Останется невостребованной и воспитывающая роль искусства, его участие в формировании духовно-нравственной личности, потому что «ничто не делает нас человеком в такой степени, ничто не вводит нас так в духовную жизнь, в творческие задачи и перспективы, открытые перед человечеством, как эстетические переживания» [2]. Пользуясь терминологией польского педагога-художника Стефана Шумана, здесь речь идёт не о воспитании для искусства (подготовка профессионалов), а о воспитании через искусство. И не о каком-то одном его виде, а об искусстве в целом [6].

Так возможно ли говорить о массовом художественном воспитании детей в школах искусств? Как же реализовать эти фантастические мечты при нынешней непростой экономической ситуации? И существует ли где-нибудь такой опыт?

Финские школы искусств определяют свою главную задачу как всестороннее художественное образование, ориентированное на личностное развитие детей и молодёжи от 5 до 16 лет; на поддержку и расширение художественного образования, предлагаемого в детских садах и общеобразовательных школах, а также на создание предпосылок для профессионального образования в области искусства. Для обучения в финских школах искусств характерно любознательное отношение к обучению, воспитанию и самовыражению. Финские педагоги подчёркивают, что образование должно быть творческим, а также пытливым и проблемноориентированным, что необходимо эффективно направлять активную, умственную деятельность учащихся. Наблюдение и игра, по их мнению, должны быть центральными формами работы, а основой образования - собственный опыт, навыки, знания, а также интерес ученика и радость от работы и обучения. Процесс преподавания считается столь же важным, как и конкретные конечные результаты, которые появляются во время работы. Обучение искусству - это создание нового, так же как и само искусство.

Финские школы искусств готовы принять каждого, у кого есть мотивация заниматься искусством. Образование в школе искусств является благом для любого ребёнка или молодого человека, будет ли его жизнь и карьера проходить в области искусства или нет. При этом совершенно не обязательна ориентация в профессиональном направлении, которая должна определить старт художника. Однако образование должно быть всесторонним и в то же время настолько качественным, чтобы впоследствии было возможно профессионально обучаться искусству. Финские педагоги считают, что участие в искусстве оказывает влияние на человека в целом - «...это не вопрос тренировки только узких способностей или умений, но, среди прочего, развитие мышления, эмоций и наблюдения средствами искусства» [7].

Интересна и необычна концепция и система преподавания в чешских школах искусств. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться чешским педагогам, не менее серьёзны, чем наши.

Несколько лет тому назад в чешских газетах можно было прочесть радикальное: «Школы искусств - это чёрная дыра, в которую валятся государственные деньги». Были предложения о закрытии этих учебных заведений. В ответ на это в одной из пражских школ искусств прошла акция, организованная учениками и их преподавателями: по всем стенам школьных коридоров была раскатана дешёвая рулонная бумага, на которой маркерами ребята нарисовали хулиганов, наркоманов, бандитов в полный рост. Рядом с фигурами с ритмичной последовательностью повторялись надписи: «Хотели бы вы иметь таких детей?» И школы устояли. Хотя проблемы финансирования не только школ, но и культуры в целом, остаются, как и у нас, наиболее сложными и труднорешаемыми.

Чешские школы искусств также ориентированы на реализацию идеи массового художественного воспитания. Учебный процесс в школах выглядит иначе, чем в российских. Профессиональная направленность обучения совсем не является наиболее значимой. Чехи любят говорить, что учатся искусству «на радость». Ни в одной чешской школе не встретишь такой большой учебной нагрузки, как у нас. С малышами-музыкантами рекомендовано заниматься по 20 минут, поэтому урок проходит для двух детей сразу. Это и полезнее (в соответствии с возрастной физиологией), и забавнее (позволяет организовать урок в игровой форме). Преподаватели стараются приобщить к музыке всех детей, независимо от их способностей, раскрепостить их индивидуально-творческие силы, развить природную музыкальность с помощью музицирования и импровизации. Даже совсем необученным детям предоставляют возможность поиграть в школьном оркестре, например на треугольнике. Дают им почувствовать радость и ответственность совместного творчества, счастье выступления на сцене перед публикой. Большое внимание уделяется коллективным занятиям музыкой, в частности работе в хоре и в оркестре. Возможно, это отголоски методики Карла Орфа и Золтана Кодая. И не случайно эта сторона музыкальной педагогики наиболее сильна. Коллективные занятия, с одной стороны, экономически более выгодны, с другой - способны привлечь к искусству гораздо большее количество детей. Занятия изобразительным, театральным и хореографическим искусством проходят только в группе.

В результате к искусству приобщаются, если не все, то очень многие дети. Как правило, во всех чешских школах искусств четыре отделения: музыкальное, художественное, хореографическое и литературно-драматическое. Но они не просто существуют рядом. В школах создаются условия для того, чтобы дети проявили себя не только в какой-то конкретной области искусства. Благодаря небольшой учебной нагрузке и невысокой плате за обучение, дети получают возможность заниматься на нескольких музыкальных инструментах, и не на одном отделении. Как правило, каждый играет на двух-трёх инструментах. Например, на флейте, на фортепиано и на виолончели. Или на скрипке, на саксофоне и поёт в хоре. В этом же хоре может петь и ученик художественного отделения, а может начать учиться игре на каком-нибудь инструменте или заниматься в школьном театре. Потому что искусство - «единосущно и нераздельно» [1, 54].

Эстетическая жизнь ребёнка универсальна. По своей природе ребёнок предрасположен к целому ряду видов искусства. «Всё прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ребёнку совершенно чужда черта, столь часто встречающаяся у взрослых: дитя не знает нашего сосредоточения на одном-двух видах искусства - оно любит все виды искусства» [2, 171-172]. Художественное образование средствами различных видов искусства поможет не утратить этих качеств в дальнейшей жизни взрослеющего человека.

Учащиеся могут сами определять свою максимальную учебную нагрузку. Такая организация учебной деятельности, требующая от учеников активной личной позиции, дала в школе города Ческа Липа неожиданный, но очень интересный результат: учащиеся по своей инициативе начали объединяться в небольшие музыкальные коллективы. В школе уже был Big Band. Стихийно появились ещё шесть джазовых, вокальных и инструментальных коллективов. Как правило, один из учеников брал на себя руководство группой. У же впоследствии, узнав об этом «движении», преподаватели поддержали и немного помогли ребятам советом или аранжировками.

В течение учебного года проходит большое количество концертов, выставок. Школы принимают участие во всех городских культурных событиях. Основой и средством обучения является творческая деятельность. В преподавании делается акцент на развитии детской фантазии, подводя учеников к оригинальному художественному выражению, к изобретательной реализации своих собственных замыслов.

С другой стороны, обучение фокусируется на восприятии искусства, готовит зрителей и слушателей, способных понять и оценить его достоинства. Ведь проблемы восприятия произведений искусства не менее значимы, чем проблемы непосредственного их создания. Это такой же сложный творческий процесс, и он не будет полноценным без достаточно серьёзной художественной подготовки, «...художник - это только часть художественной культуры народа. Вторая, не менее существенная, - зритель. Без него произведение, даже самое талантливое, мертво - зерно, не опущенное в почву, неспособно прорасти.

Художником, поэтом станет только один из тысячи. Зрителем должен стать каждый» [3].

Умение адекватно воспринимать произведения искусства, понимать их суть, переживать состояние восторга перед картиной, в театре, на концерте - это самое главное, чему мы должны научить ребёнка. «Ведь воспринимать искусство - не значит просто смотреть и слушать, не значит даже воспринимать произведение так же, как мы воспринимаем и оцениваем всё окружающее нас. Восприятие искусства - это особый труд души, напряжённая работа чувства и мысли. По словам, звукам, линиям, цветовым пятнам нам предстоит создать художественную картину мира, как бы проделать встречный путь к авторскому замыслу. Об этой нелёгкой «встречной» работе воспринимающего искусство М.Цветаева писала: «Книга должна быть исполнена читателем, как соната. Знаки - ноты. В воле читателя - осуществить или исказить» [4, 4]. А известный пианист Иосиф Гофман говорил, что «искусство - это посредник, связывающий, подобно телеграфу, два пункта -отправителя послания и получателя. Оба должны быть настроены одинаково высоко для того, чтобы передача была безупречной» [5, 203].

Чешские преподаватели подчёркивают, что школа - это не кружок по интересам и не краткосрочные курсы. Предпочтительным является регулярное, целеустремлённое и, что особенно важно, долгосрочное участие в жизни школы. В этом одна из особенностей чешских школ искусств: впервые сюда приходят дети в возрасте 5-7 лет, несколько лет продолжают заниматься, будучи школьниками, но могут и не прекращать занятий, когда становятся студентами высшего учебного заведения. Во всех чешских школах искусств обучение двухступенчатое. Окончив первую ступень, ученик может на этом завершить занятия, а может продолжать, если по каким-то причинам это ему необходимо. За долгие годы учёбы общение с искусством становится потребностью. Во многих школах есть так называемая «Академия сеньоров» - занятия для взрослых и пожилых людей. И этому направлению в последнее время уделяется очень большое внимание.

Подготовка к вступительным экзаменам в средние и высшие художественные учебные заведения для мотивированных учащихся является одной из многих, но не единственной и не наиважнейшей задачей преподавателей школы. Для особо одарённых учащихся и тех, кто захочет заниматься искусством профессионально, существуют также другие школы. Там и цели, и задачи другие.

В сложных современных условиях особенно остро встают вопросы формирования культурного слоя общества. И школы искусств, в первую очередь, призваны воспитывать художественно образованную публику, а уже потом - будущих абитуриентов художественных вузов. И это нормально, что для большинства учащихся искусство не станет профессией. Профессионализм в искусстве - уникальное, а не массовое явление.

Литература:

  1. Блок АА. О назначении поэта Статьи, речи, заметки М.: издательство «Правда», 1990.
  2. Зеньковский В.В. Психология детства Екатеринбург: Деловая книга, 1995.
  3. Неменский Б.М. Урок искусства //Комсомольская правда.30.08.1984.
  4. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев АА., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Знание, 1988.
  5. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Госуд. музыкальное изд-во, 1961.
  6. Stefan Szuman. O sztuce i wychowaniu estetycznym Warszawa: Panstwowe Zakaady Wydawnictw Szkolnych, 1969. 572 c.
  7. Elisse Heinimaa. From art school to basic education of art http://youngart.fi/in-engHsh/from-art-school-to-basic-education-of-art/
  8. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».
  9. План мероприятий («дорожная карта») по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018-2022 годы.
  10. Письмо Минобрнауки России от 04.05.2016 № АК-650/02, с изменениями от 08.08.2016 № АК-1841/02.
  11. Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств. Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ
  12. Справка к заседанию коллегии Министерства культуры Российской Федерации по вопросу «О современном состоянии и перспективах развития детских школ искусств».
Искусство в школе: 
2018
№4.
С. 5-9.
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.