Искусство игры в Го

В 2017 году мы часто слышали в СМИ размышления по поводу введения во внеурочную деятельность в школах уроков шахмат. Глава Минобрнауки О.Ю. Васильева горячо поддержала идею, но вместе с тем возникает множество организационных вопросов, связанных с введением данных уроков. Например, где найти такое количество квалифицированных педагогов, способных увлечь ребят игрой? Или, если найдутся такие преподаватели, то есть ли у них специальное педагогическое образование? С данными вопросами уже столкнулись школы. Кто-то в поисках шахматистов как альтернативу предлагает ученикам игру в шашки. Но есть вариант очень простой и в то же время очень сложной интеллектуальной игры - игры в Го, которую с лёгкостью освоят и педагоги и дети.

На данный момент в России активно разрабатываются дистанционные курсы обучения игры в Го. В Москве и Подмосковье клуб «Сэнте» проводит занятия с детьми и взрослыми, консультирует преподавателей школ, клубных объединений, центров культуры, досуга. Руководителем клуба - одним из сильнейших тренеров России Алексеем Кожунковым созданы курсы повышения квалификации, которые в ближайшее время станут доступны для педагогов России даже в самых отдалённых её уголках и помогут вырастить первых дипломированных специалистов. Уже сейчас Алексей Викторович успешно консультирует тренеров в Магадане, Москве, Жуковском. По всем вопросам и предложениям обращайтесь go-game@list.ru - вам обязательно помогут!

Л. Раздобарина  

А. Кожунков, руководитель школы ГО «Сэнтэ», тренер-преподаватеоь юношеской сборной России

Искусство игры в Го

Так что же такое Го?

Китайский вариант - вейчи, корейский - бадук, японский - иго. Легенды приписывают изобретение Вейчи князю Ву, изобретателю китайской иероглифической письменности. Некоторые современные историки полагают, что игра Го придумана математиками Центральной Азии в III тысячелетии до н.э. и уже из Индии проникла в Китай. Так или иначе, традиционно считают, что родилась она в Китае, где наряду с игрой на лютне, каллиграфией и живописью считалась одной из «четырёх добродетелей». Затем покорила Японию, став обязательным искусством самурая и дав миру самых сильных игроков, затем устроила настоящий бум в Корее, где ныне признана национальной игрой, и, наконец, относительно недавно пришла в Европу. Как так получилось, что свыше пятидесяти миллионов человек играют в Го, а мы, возможно, первый раз слышим это слово?

Игра третьего тысячелетия!

Го - самая древняя игра на планете (её история насчитывает около 5000 лет. И она же самая сложная игра в мире! Эксперты предсказывали, что победа машины в Го будет равносильна созданию искусственного интеллекта, и прорыву в развитии технологий самообучения машин. 2017 год нейросеть Альфа го обыграла человека, фактически повторяя его мышление, основанное на интуиции. Прямым пересчётом эту проблему было решить невозможно. Шахматной программе-чемпиону Deep Blue пришлось бы тратить по 170 лет на расчёт каждого хода, чтобы оказать достойное сопротивление человеку. В Го есть место присущей нам иррациональности, интуитивности ходов. Недаром говорят: «Го — зеркало души человека». Несмотря на потрясающую глубину, правила этой игры гораздо проще шахматных. В начале ХХ века чемпион мира по шахматам Эммануил Ласкер, знакомый с  Го не понаслышке, диплома­тично заметил поэтому пово­ду: «Го превосходит шахматы простотой правил, не уступая им богатством фантазии». Китайская пословица более экспрессивна и лаконична: «Шахматы – это сражение, а Вейчи – это война».

Го и чай.

Го – это не кроссворд или со­ревнование в смекалке. Го – это больше, чем игра! Это преграда, испытание себя, узкая калитка, за которой открываются про­сторы иного, стратегического и философского осмысления жизни.

В конце концов, это тысяче­летняя культурная традиция. Несомненно, можно сыграть партию пуговицами на кар­тонке (как, за отсутствием комплекта, нередко случалось в СССР), однако настоящий го­бан (так переводится иероглиф Вейчи) и хорошие камни дают дополнительное тонкое эсте­тическое переживание. То же самое можно сказать о хорошем чае и грамотной чайной цере­монии. Недаром Го и Чайные дома постоянно идут рука об руку. Аромат чая, неспешная беседа, «дыхание камней» на го бане — всё  это вместе создаёт удивительную атмосферу пребывания: интеллек­туального, созерцательного, вкусового.

Го и бизнес-стратегия.

С древнейших времен Го являлось не только обязательным искусством самурая, но и считалось привилегией правителей и полководцев. В наши дни ГО преподают в бизнес-школах Японии, Ки­тая и Кореи. Например, компания LG оплачивает ведущим сотрудникам регулярные занятия по Го. Билл Гейтс и Стэн Ши, руководители корпорации Microsoft и Acer, объясняют успехи своего бизнеса использованием стратегического мышления Го в планировании деятельности компании.

Влюблённость в Го.

Роман с Го обычно начинается с влюблённости в таинственный восток. В его широкие и точные движения иероглифической кисти, пустоту пол­ной чаши инь-янь, магию многокилометровых крепостных стен, изысканные чаи. Но потом всё меняется: краски становятся насыщен­нее и спокойнее, у Го-картины появляется собственное содер­жание, которое захватывает независимо от сюжета. По­степенно глубина созерцания, которую может подарить Го, оказывается гораздо важнее обрамляющей его экзотики. И вот наступает время, когда ход мастера говорит больше, нежели его молчание. Недаром иное название игры –   «Сю-дан» – означает «язык жестов».

История одного хода.

«Чересчур стремящийся к победе не победит» (китайская пословица). Вот у меня в руке матовый белый камень. Удобно устроившись в ладони, он ждёт своего часа. Кажется, его мер­цающая глубина хранит в себе память о всех великих ходах прошлого. Он слышит время… Вот тени величайших игроков Мэйджин, Хонин бо,  Го Сэйген с улыбкой одобрения следят за игрой.

Он не знает, какая судьба уготована ему; здесь бог — я; но он, погрузившись в себя, пытается угадать тот момент, когда точёным движением, за­жатый кончиками указатель­ного и среднего пальцев, он молнией взлетит над полем боя. В мгновение ока, едва успев оглядеться, он нырнет в мир игры и с отчётливым звуком ка­сания или рождения начнёт свою жизнь.

Может быть, он станет острием молниенос­ной атаки «кеймой» или придёт в жизнь го бана долгожданным спасителем и простым «цуги» или «вазари» выведет на свободу отчаявшиеся группы камней. Может быть, он займёт звёздное «хоси» или рука божества направит его в «сан-сан», от­крывая «ворота в ад»…

Он не дрожит в нетерпении – не подобает вы­казывать излишние эмоции; игра идёт на поле вечности – он просто ждёт. Даже зная о своей жертве, он просто ждёт, ведь это его мгновение жизни! Когда придёт его ход, и он, блеснув в луче света, взлетит над расчерченной Вселенной боя, он познает «судзи» — мой замысел о нём, он откроет мне свою силу, он познает себя.

Искусство в школе: 
2018
№2.
С. 26-27.
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.