Церковное пение и современное музыкальное воспитание

Б. Критский

Церковное пение и современное музыкальное воспитание[1]

Современные концепции музыкального воспитания призваны выступать историческими восприемницами всего отечественного музыкально-педагогического опыта, в том числе и того, который веками кристаллизовался в православном богослужебном пении. Однако эта мысль ещё не в полной мере нашла своё теоретическое и методическое преломление возможно потому, что до последнего времени отсутствовала всякая возможность обсуждать вопрос о той роли, которую сыграло в духовно-нравственном, эстетическом, музыкальном просвещении и воспитании народа Православная Церковь и церковное пение, в частности.

Это, в известной мере, нарушало принцип историчности, без которого невозможно было получить истинные представления о сути музыкального воспитания и вокально-хорового, в частности.

Церковное пение, прежде всего, ориентируется на Устав, который обусловлен сложившимися в православии представлениями о возвышенном, небесном, внеземном. Такой идеал вбирает в себя не только эстетические категории, но он немыслим вне морально-этических, религиознонравственных переживаний.

Открывая для себя высшие ценности, постигая возвышенное, человек внутренне преображается. Это преображение мыслится как свобода по отношению ко всему материально-чувственному, что становится основой для духовного обновления человека. Духовность человека по природе своей - отражение внеземного, богоданное явление. Оно озаряет жизнь человека во всей её целостности и проявляет себя в различных его поступках, действиях. А в пении оно выражается в самом содержании песнопений, их структуре, а также в манере вокально-хорового исполнения. Последняя должна быть лишена всякой вычурности, крикливости и театральности, что подчас выражается в чрезмерной темброво-динамической насыщенности, форсированности звучания. В православном храме полагается петь просто и с искренним желанием, душевным предрасположением. Основу такого пения составляет внутренняя сосредоточенность, самоуглублённость и самозаб-венность. Богослужебное пение, с точки зрения православия, есть отражение пения небесного, которое как высокая цель направляет деятельность певчих.

В детском исполнении такое пение должно представлять собою аналог светлого «ангельского» звучания - быть звонким, чистым, серебристым, стройным и, конечно, полным смысла, выразительным. Именно в этих исполнительских качествах характерные особенности, которым должны следовать детские хоры.

Но главное - не в этом. Для методики обучения церковному пению пути к идеалу пролегают только через духовно-нравственное, через стремление к возвышенному в помыслах и поведении поющих. Никаких отвлечённых от христианского вероучения действий нет и не может быть в храме. Здесь, говоря современным языком, смысл, содержание на всех этапах подготовки песнопений остаётся основным и главным. Только сквозь его призму ребёнок приучается смотреть на своё исполнение.

Нет сомнения в том, что современные концепции музыкально-певческого воспитания школьников, хотим или не хотим мы этого, являются развитием и продолжением тех положений, принципов, которые сложились в церковно-певческой практике. Когда мы сегодня читаем в учебных программах о необходимости воспитывать слуховое внимание детей, когда говорим о восприятии как основе хорового пения в школе, то мы, прежде всего, должны подразумевать под этим не формальное слышание музыкальной ткани, а вчувствование в неё, переживание определённого состояния. В итоге возникают предпосылки для рождения своеобразной установки и соответствующей ценностной ориентации у детей, когда совместное пение становится путём преобразования внутреннего мира человека, погружения его в музыку, в жизнь.

Возникающий при этом эмоциональнонравственный тонус естественным образом настраивает всю «механику» певческого процесса. И он в целом становится «незаметным», «невидимым», т.е. занимает в структуре деятельности положенное ему место средства.

Современная методика стоит на том, что эстетическое чувство, переживание ребёнка должно стать основой любого действия, связанного с исполнением, анализом музыки, беседой о ней в классе. Но если в школьном воспитании эти переживания возникают под влиянием самой музыки, которая, однако, должна восприниматься детьми в широком жизненном контексте, то в церковной практике соответствующее эмоциональное состояние поющего обусловлено обращением к внеземному идеалу в контексте христианского вероучения. В этом контексте в обобщённой форме представлен драматизм соотношения небесного и земного, возвышенного и обыденного, духовного и материально-чувственного.

Эстетика переживания прекрасного в православном богослужебном пении формировалась на основе сопоставления, соотношения с жизненной реальностью этого небесного идеала как всеобщего, особого свойства, присущего всему мирозданию. Он-то и должен был стать недостижимым образцом во всех начинаниях, во всех сферах деятельности христианина, в том числе и в церковном пении. Тем самым перед поющими открывался высший смысл человеческого бытия, который становился основой его духовности.

Если мы хотим не потерять своих исторических корней, то одна из важнейших задач музыкальной педагогики видится в том, чтобы шире открыть дверь в сокровищницу культурно-исторических ценностей, прежде всего, обозначив преемственность современных концепций музыкального воспитания с положениями, принципами церковнопевческого воспитания как объективную закономерность.


[1] Статья была опубликована в сборнике: «Педагогика искусства в творческих поисках»: Материалы Всероссийского совещания-семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях». Москва-Самара, 1996.

Искусство в школе: 
2018
№1.
С. 17-18,
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.