Воспитать Читателя, Зрителя, Слушателя

Г. Сергеева, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ

Воспитать Читателя, Зрителя, Слушателя

Памяти Л.М. Предтеченской

Великое искусство требует великих читателей,
великих слушателей, великих зрителей.
Д.С. Лихачёвв   

Эти слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва я сочла возможным сделать эпиграфом статьи, посвященной 95-летию со дня рождения Лии Михайловна Предтеченской (1922-1999), создателя уникального школьного предмета «Мировая художественная культура». Думаю, что направленность научной, педагогической, методической, просветительской деятельности Лии Михайловны на протяжении всей её жизни напрямую связана с воспитанием великих читателей, слушателей, зрителей, людей высокой духовной культуры.

Моя первая встреча с Л.М. Предтеченской состоялась в конце 70-х гг. прошлого века, когда в состав лаборатории музыкального обучения НИИ школ Министерства просвещения РСФСР, руководимой композитором Д.Б. Кабалевским, ввели творческую группу из Ленинграда. Целью создания этого творческого коллектива была разработка и внедрение в практику нового предмета для 8-10 классов общеобразовательных школ: «Мировая художественная культура». Помню, как я увидела красивую, статную, элегантно одетую женщину, с идеальной причёской, ухоженными руками, с пытливыми взглядом тёмно-карих глаз. Увлечённо Лия Михайловна рассказывала нам, сотрудникам лаборатории, о том, как создавалась программа нового курса, какие идеи заложены в её содержание, кто из учителей Ленинграда уже работает со школьниками.

Потом были нечастые встречи с Лией Михайловной: на уроках музыки у Д.Б. Кабалевского, на заседаниях лаборатории, Учёного совета института, коллегиях Министерства просвещения РСФСР. Что меня откровенно поражало в поведении Лии Михайловны - это её уверенность и убеждённость при ответах на нелицеприятные вопросы её множественных оппонентов, терпеливость в объяснении цели, задач, содержания курса «Мировая художественная культура», методики его экспериментальной проверки.

В Ленинграде я бывала в тот период с так называемыми «бригадным командировками», когда сотрудники института - учёные, представляющие литературное, художественное образование, посещали уроки мировой художественной культуры у самой Лии Михайловны, у учителей города. Помню, как меня буквально потряс простой на первый взгляд методический приём: на доске был записан эпиграф занятия, раскрывающий его тему. К этому высказыванию школьники неоднократно обращались в течение урока, подтверждая понимание его смысла высказываниями, примерами, вопросами к учителю, обращением к фрагментам художественных произведений, своему опыту.

Лия Михайловна вела уроки МХК в обычной школе № 387 Кировского района Ленинграда, где учились дети из простых семей рабочих Кировского завода.

В 70-90 гг., в средней школе №209 г. Москвы, где Д.Б. Кабалевский вёл уроки, а я работала в качестве учителя музыки, мне приходилось проводить множество открытых уроков для гостей из разных городов и весей России - учителей, руководителей органов образования, методистов, студентов. Поэтому мне было понятно волнение, с которым Л.М. Предтеченская готовилась к урокам, разрабатывала сценарий занятия (используя сформулированный ею метод художественно-педагогической драматургии урока искусства), подбирала нужный материал - тексты, репродукции произведений изобразительного искусства, музыкальные фрагменты, а в процессе урока переживала за каждый ответ учащегося, пытаясь, как опытный учитель, «повернуть» класс на дискуссию, раздумья.

Энциклопедическая широта знаний Лии Михайловны об искусстве, прекрасный дар рассказчицы, уважительное отношение к своим воспитанникам -всё это делало её уроки подлинным «художественным событием» для каждого ученика. После урока, не обращая внимания на важных гостей, ребята обступали Лию Михайловну, задавали вопросы, делились своими внеурочными художественными впечатлениями, показывали книги, альбомы по искусству, принесённые из дома.

Именно тогда, в соединении теории и практики преподавания предмета «Мировая художественная культура», родилась идея разработки «Дневника читателя, слушателя, зрителя». Эта форма позже стала широко использоваться в практике разработки учебно-методических комплектов по разным предметам. Так, в комплектах по музыке разных авторов появились «Рабочие тетради», «Творческие тетради», «Дневник музыкальных впечатлений», «Блокнот юного музыканта»...

В Ленинграде мне посчастливилось побывать на курсах повышения квалификации, которые проводились для учителей мировой художественной культуры не только в аудитории, но и в залах Эрмитажа, Русского музея. Блистательная лекция профессора Санкт-Петербургской консерватории, доктора искусствоведения Аркадия Иосифовича Климовицкого, посвященная творчеству Людвига ван Бетховена, поразила меня глубиной, творческим порывом, яркими примерами.

Я видела глаза людей, которые слушали его, затаив дыхание, анализировала проблемные вопросы, которыми озадачивал лектор аудиторию, погружалась в казалось бы давно знакомые музыкальные сочинения Бетховена, обретавшие в контексте лекции новый смысл, и размышляла о том, что только через высокое искусство можно зажечь сердца педагогов, научить их мыслить неординарно, искать в привычном - неизведанное, донести усвоенное на курсах до школьников-подростков. Думаю, что читателям этой статьи будет интересно познакомиться с материалами сборника, который издан в Санкт-Петербурге в 2015 г. в честь этого замечательного музыканта и учёного.

Работая методистом кабинета музыки Центрального института усовершенствования учителей (ЦИУУ), я была свидетелем того, как проходили курсы повышения квалификации для учителей России. Лия Михайловна и её коллеги - Любовь Максимовна Ванюшкина, Людмила Валентиновна Пешикова, Леонид Юрьевич Копылов, Дина Абрамовна Тёмкина и др. - читали лекции, проводили практические занятия, организовывали учебно-познавательные экскурсии в московские музеи. Жар сердец этого небольшого, но безумно работоспособного коллектива находил достойный отклик в душах слушателей курсов.

Особенно запоминались итоговые «Турниры знатоков МХК» (сегодня их назвали бы проектами), на которые в небольшом зале института собирались преподаватели с разных кафедр, слушатели. Из подсобных материалов (простыней, принесённых тайком из общежития, бумаги, красок) рождались истинные шедевры - костюмы, декорации, реквизит сценических представлений, наполненных шутками, юмором, но в то же время демонстрирующими нескрываемый интерес в новому предмету, к его содержанию и методике.

Возвращаясь в прошлое, хочу вспомнить о том, что в 1996 году по инициативе Министерства образования России и фонда Дж. Сороса проводился конкурс научно-методических работ «Обновление гуманитарного образования в России», где я принимала участие в качестве эксперта. Коллектив Л.М. Предтеченской представил на конкурс учебно методический комплект по курсу «Мировая художественная культура» (8-10 классы). Несмотря на то что в процессе экспертизы данный проект был удостоен высоких оценок, его полное издание не было осуществлено по причине его финансовой «затратности». Сэкономили на искусстве в школе! Абсурд, да и только.

В настоящее время идеи Л.М. Предтеченской продолжают давать пищу учителям образовательной области «Искусство». Работая в системе повышения квалификации, я постоянно обращаюсь к разъяснению научной и художественной основ предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура».

Для лучшего запоминания слушателями я раскрываю идеи основоположников данных курсов, сформулированные в начале 70-х гг. прошлого столетия, следуя современной терминологии, называя их «в формате 3D»: «три кита - песня, танец, марш» у Д.Б. Кабалевского (музыка); три Мастера - мастер Украшения, мастер Изображения, мастер Постройки у Б.М. Неменского; три принципа построения курса «Мировая художественная культура» у Л.М. Предтеченской - принцип историзма, принцип интеграции искусств, принцип опоры на творческий метод. Гениальное всегда просто!

Что бы ни говорили о новизне Федеральных государственных образовательных стандартов «второго поколения» для общего образования или новой «Концепции преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации», разработанной Институтом художественного образования и культурологии Российской академии образования», нельзя сбрасывать со счетов идеи великой «троицы» педагогов-новаторов - Дмитрия Борисовича Кабалевского, Бориса Михайловича Неменского, Лии Михайловны Предтеченской, которые впервые в истории отечественного художественного образования выделили приоритеты формирования духовной культуры школьников как части их общей культуры, поставили акцент на изучение закономерностей искусства, выявили возможности включения школьников в разнообразную творческую художественную деятельность.

Не буду в этой статье обсуждать содержание учебников по «Мировой художественной культуре», которые появились в достаточном количестве после ухода из жизни Л.М. Предтеченской. Хочу лишь с сожалением отметить тот факт, что игнорирование их авторами принципов, сформулированных создателем этого курса, не позволили этим учебникам оказать должное влияние на развитие интереса у старшеклассников-подростков к сокровищам мирового культурного наследия...

Идеи предмета «Мировая художественная культура» нашли воплощение в ряде творческих начинаний, которые получили широкое распространение, благодаря усилиям коллег и сподвижников Л.М. Предтеченской. Назову некоторые из них.

Особую популярность среди школьников, студентов (а затем и взрослых, включая российских учителей, а позже - иностранных граждан) приобрела программа «Город в подарок», направленная на изучение истории, культуры, искусства и достопримечательностей «северной столицы» - Санкт-Петербурга. Позднее на основе изучения особенностей этой программы в преддверии 850-летия Москвы (1997 г.) в московских школах появился новый учебный курс «Москвоведение». За разработку и внедрение этого курса его авторы, Н.А. Горелова и Н.М. Поникарова, были удостоены Премии Президента России в области образования.

Не менее интересен проект «Образ и цвет», который также вырос из курса МХК. Его результаты мне посчастливилось увидеть на одной из научно-практических конференций в Екатеринбурге в начале 2000 -х гг., в работе заслуженного учителя РФ И.В. Семениной, учителя музыки и МХК, верной последовательницы Лии Михайловны Предтеченской.

В издательстве «Просвещение» в начале этого века был разработан и внедрён в практику общеобразовательных организаций России интегрированный курс «Искусство» для учащихся 8 - 9 классов (авторы И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева - руководитель проекта), который, по сути своей, явился пропедевтическим, вводным курсом к изучению мировой художественной культуры в старших классах. Опирающийся на идеи освоения многочисленных функций искусства прошлого и настоящего в современном мире, данный курс также ориентирован на интеграцию различных видов искусства, изучение явлений культуры и закономерностей художественного творчества школьниками.

Большую значимость приобретают сегодня идеи Л.М. Предтеченской в области создания и распространения программ и творческих проектов музейного образования. Необходимо отметить значимость докторской диссертации Л.М. Ванюшкиной «Теория и практика внеаудиторного образования» (2003); грантовый конкурс программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» фонда В.О. Потанина (Л.Ю. Копылова, заместитель директора по развитию Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург), программы московских авторов: «Музей и культура» (Е.Г. Ванслова), «Музей и окружающий мир» (Т.Н. Панкратова, Т.В. Чумалова), современный проект «Урок в музее» (Е.Б. Медведева, М.Ю. Юхневич, http://cmr.msk.ru/projects/urok-v-muzee) и другие региональные программы, которые увидели свет в последние годы и оказали существенное влияние на образовательный потенциал музейной педагогики.

Думаю, что «вторую жизнь» предмету «Мировая художественная культура» дала Людмила Валентиновна Пешикова, которая в конце 90-х гг. прошлого века, ещё при жизни Л.М. Предтеченской, защитила кандидатскую диссертацию «Организация общения на уроках мировой художественной культуры как средство эстетического развития школьников» (1996), а позже подготовила и издала ряд пособий по мировой художественной культуре (издательство «Владос»). В 2009 г. Л.В. Пешикова организовала и возглавила Фонд «Социально-культурная инициатива» для получения возможности осуществлять в России антикризисную социально-культурную программу «Экология души и молодёжь» а также - вернуть программу и методику преподавания МХК, разработанную Л.М. Предтеченской, в российскую школу. (http:// www.fski.biz/)

В начале апреля 2017 г. в Академии социального управления Московской области уже в девятый раз прошла ежегодная региональная научно-практическая конференция «Всемирное культурное наследие в поддержку российского образования». Она была посвящена 95-летию со дня рождения Лии Михайловны Предтеченской. В конференции приняли участие около 200 человек - сотрудники кафедры методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла, школьники, представившие свои творческие и исследовательские проекты, их научные руководители - учителя музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, курса «Духовное краеведение Подмосковья». Это событие в жизни подмосковного образования продемонстрировало неиссякаемый интерес участников к проблемам воспитания искусством.

Талант и оригинальность мышления, неутомимая энергия и убеждённость в правоте «дела всей жизни», интеллигентность и энциклопедическая образованность - вот те замечательные качества, которыми Лия Михайловна Предтеченская щедро «поделилась» со своими, по выражению Д.Б. Кабалевского, «единоборцами и единоверцами» «единомышленниками» - учителями мировой художественной культуры.

Завершить статью о дорогой для меня Лие Михайловне, человеке который кардинально изменил моё отношение к художественному образованию, я хочу словами поэта Ф.И. Тютчева, в которых заключён глубокий философский смысл о природе человеческой деятельности, включая и педагогическую:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать...

Искусство в школе: 
2017
№6.
С. 18-20.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.