Музыкальное и художественное образование - путь к успеху
Е. Зотова
Музыкальное и художественное образование - путь к успеху
1 октября 2012 года - Международный день музыки - стал точкой отсчёта уникального и удивительного проекта «Музыка для всех». В этот день в Постоянном представительстве Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации состоялось первое заседание научно методического совета под председательством Первого Президента Республики Саха (Якутия), депутата Госдумы РФ Михаила Ефимовича Николаева. В работе совета приняли участие видные учёные и педагоги в области музыкальной науки и образования: ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского профессор А.С. Соколов, доктор педагогических наук Э.Б. Абдуллин, доктор психологических наук Д.К. Кирнарская, доктор педагогических наук И.М. Красильников, профессор, крупный музыковед М.М. Берлянчик, а также директор Школы № 324 «Жар-птица» Е.Б. Зотова.
М.Е. Николаев стал идейным вдохновителем и лидером проекта «Музыка для всех». Представляя проект «Музыка для всех», он подчеркнул, что это программа, целью которой является не подготовка ребят для музыкальных специальностей, а «практическое применение самой мощной педагогической технологии образования для развития способностей, талантов и интеллекта ребёнка с самого раннего возраста».
Необходимость создания данной программы, по словам Михаила Ефимовича, лежала на поверхности: «Тысячи лет, используя разнообразные методы обучения, человек искал путь к совершенству разума. И только сейчас, будучи на вершине, как нам кажется, технологического и научного прогресса, мы только приближаемся к разгадке человеческого разума. Благодаря успехам современной нейробиологии, клеточной и молекулярной биологии вырисовываются бледные очертания, пока ещё размытые контуры тайны феномена человеческого разума. Но уже сейчас становится очевидным связь звука, музыки с активностью мозга человека. Звуки и музыка, создаваемые человеком, возможно, являются прямым отображением мыслительной деятельности человека, напрямую проецируются в его мозг, а не проникают опосредовано через промежуточный медиум передачи информации. При этом музыка является синтезом взаимодействия человека с музыкальным инструментом, имеющим специфический звуковой спектр, ограниченный его техническими характеристиками. Допустим, что музыка и есть отображение мыслительной активности человека, но обратное тоже должно быть верным, музыка может стимулировать мозг человека» (статья М.Е. Николаева «Музыка и новый ренессанс человечества», журнал «Музыка для всех»).
В течение пяти лет члены научно-методического совета работали как в самом Постоянном представительстве Республики Саха (Якутия), так и на различных форумах, фестивалях, конкурсах. Проводили мастер-классы, круглые столы, семинары. Постоянно встречались с учителями музыки, дополнительного образования, музыкальными руководителями, администрацией образовательных учреждений, как в Якутии, так и в Москве.
Под научным руководством Э.Б. Абдуллина, профессора, зав. кафедрой методологии и технологий музыкального образования МПГУ, разработана Региональная программа по учебному предмету «Музыка» для начальной школы (1-4 классы). Э.Б. Абдуллин и авторы программы кандидат педагогических наук М.С. Осеннева, профессор кафедры, А.В. Торопова, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, Е.А. Лахно, преподаватель, зав. педпрактикой Якутского педагогического колледжа постоянно проводят курсы повышения квалификации, семинары, консультации, мастер-классы.
По праву вошёл в проект «Музыка для всех» коллектив Школы № 324. Много лет в школе реализуется программа по интеграции науки и искусства, основного и дополнительного образования. Начавшаяся в далеком 1980 году деятельность музыкальной студии «Ласточка» переросла в глобальный проект. В школе делается упор на углублённое изучение искусства, так как многолетний опыт доказал, что научные знания только совместно с культурным воспитанием дают необходимый результат в формировании личности. Согласно учебному плану два часа в неделю отводятся на музыкальное образование. Искусство широко представлено в дополнительном образовании: хор, сольфеджио, музыкальная литература, сценическая речь, актёрское мастерство, восточная живопись, художественное конструирование, вокальные ансамбли, ритмика, хореография, вокал, индивидуальные занятия на музыкальных инструментах и др. В школе семь хоровых коллективов, два хореографических ансамбля, музыкальный театр «Жар-птица» отметил своё 15-летие.
Модель образования в области искусства Школы № 324 была положена в основу проекта «Музыка для всех». В школу неоднократно приезжали учителя и администрация школ Республики Саха (Якутия). Её педагоги принимали участие в работе летней школы в Высшей школе музыки и в работе жюри Благочиннического конкурса молодых исполнителей в рамках Пасхального фестиваля в Республике Саха (Якутия). Конкурс был организован Алданским благочинием Якутской и Ленской Епархии.
20 мая 2015 года М.Е. Николаев посетил нашу школу № 324 «Жар-птица». Он беседовал с учителями, детьми, выпускниками. Во время концерта познакомился с различными направлениями работы коллектива в области искусства и в завершение встречи сказал, что школа ему очень понравилась и что идея, к которой она стремится, - это будущее образовательных школ.
В августе 2015 года пять педагогов, шесть учащихся и директор школы № 324 Е.Б. Зотова приняли участие в работе Второго международного конгресса «Музыка для всех: международный мастер-класс». Конгресс собрал видных музыкальных деятелей и педагогов из различных стран мира (Канада, Швеция, Германия, Испания, Украина), возглавила работу конгресса Президент Всемирного общества музыкального образования (ISME) госпожа Шейла Вудворд (США). На конгрессе были представлены различные модели раннего обучения музыке, в том числе Школы Судзуки (Япония).
Гости конгресса смогли познакомиться и с первыми результатами проекта: введение в учебный план трёх часов в неделю предмета «Музыка» во всех общеобразовательных школах Якутии, расширение дополнительного образования через организацию вокальных и хоровых коллективов, ансамблей скрипачей, гитаристов, оркестров народных инструментов, программы детской филармонии. В течение недели мы присутствовали на пяти концертах и обратили внимание на умение слушать музыку, проявленное как школьниками, так и самыми маленькими детьми.
В рамках Второго международного конгресса педагоги школы №324 провели 16 мастер-классов, а Е.Б. Зотова провела семинар для директоров школ Якутии с презентацией управления образовательной модели школы № 324. Мастер-классы по фортепиано, вокалу, музыкальному театру, сценической речи и хору в течение четырёх дней конгресса привлекли более 250 преподавателей со всех уголков республики. Учителя музыки, преподаватели Детских музыкальных школ и школ искусств с большим интересом воспринимали работу наших педагогов. В группах мастер-классов по музыкальному театру наряду с московскими учащимися принимали участие юные актёры якутских театральных студий. Между детьми сразу возникло взаимопонимание, за несколько дней переросшее в настоящую дружбу.
Незаметно пролетели два года, и в августе 2017 года Е.Б. Зотова и заслуженный учитель России З.В. Богачева вновь были приглашены в Якутию на Первый форум учителей музыки и изобразительного искусства Республики Саха (Якутия) «Музыкальное и художественное образование - путь к успеху». На форуме были представлены результаты работы проекта «Музыка для всех» и дан старт новому проекту - «Рисуем все!». В работе форума приняли участие более трёхсот учителей музыки и изобразительного искусства, воспитателей со всех уголков Республики. Программа форума была очень насыщенной - мастер-классы и выступления учёных, концерты учащихся школ, курсы повышения квалификации, выставка-продажа музыкальных, инструментальных, научно-методических пособий, учебников по музыкальному и художественному образованию.
Одной из результативных форм проведения форума стали стратегические сессии, на которых обсуждались актуальные вопросы развития музыкального и художественного образования, выработка конкретных механизмов реализации обоих проектов. Форум вновь объединил учителей, педагогов, воспитателей, учёных, ведущих российских, зарубежных специалистов для консолидации усилий и принятия перспективных планов.
Каждая встреча с Якутией удивляла вовлеченностью в проект всех: членов правительства, министерств, профессионального сообщества, детей, родителей. Организаторы конгресса и форума позаботились об экскурсионной программе для гостей: посещение «Сокровищницы Якутии», Института мерзлотоведения, Музея музыки и фольклора Якутии, усадьбы Атласовых, концерта в Национальной якутской гимназии, концерта и национальной оперы в оперном театре. И, пожалуй, одним из самых ярких и незабываемых впечатлений стало путешествие на Ленские столбы.
Разнообразие деятельности, представленной гостям конгресса и форума, поражало воображение. Сохранение национальных традиций и одновременное освоение классических видов искусства на хорошем уровне удивительным образом уживаются друг с другом. Внедрение в образовательный процесс национального искусства, слаженная работа Министерства образования и Министерства культуры и духовного развития Республики Саха демонстрирует заботу о юном поколении, высокий уровень понимания и ответственности перед грядущими поколениями. Идея проектов «Музыка для всех» и «Рисуем все!» может стать локомотивом в воспитательной, развивающей и образовательной работе с детьми не только в Якутии, но и по всей России. Республика демонстрирует пример того, как бережно нужно хранить свои духовные сокровища, как нужно развивать молодёжь, прививая им неприятие различных разлагающих явлений в жизни общества. Важно увидеть, понять главное, что стремится донести до нас сегодня великий северный народ. Сегодня как никогда необходим их опыт выживания не только в суровых природных условиях Арктики, но и в суровых условиях современного мира.
Оставить комментарий