Путешествуя по миру: почтовая марка в творчестве дошкольников

Г. Селезнёва, педагог доп. образования ГБОУ «Гимназия № 1590 имени В.В. Колесника», дошкольное отделение №1, Почётный работник общего образования РФ, член жюри международного конкурса «Я вижу мир: путешествуя по миру»

Путешествуя по миру: почтовая марка в творчестве дошкольников

Марка. Коллективная работа  детей 3-6 лет

Создание эскизов почтовых марок, использование игровой технологии «Путешествие в реальные и предполагаемые обстоятельства» стали эффективными формами художественного развития дошкольников и воспитательной работы с ними в процессе подготовки к участию в международном конкурсе детского рисунка «Я вижу мир».

В современном мире люди общаются друг с другом, в основном, используя мобильный телефон или скайп. Информационные технологии вытесняют древнюю форму общения через письменное послание. Сохранится ли эпистолярный жанр, или письма и почтовые марки на конвертах останутся только в музеях и у коллекционеров?

Появившись на свет несколько столетий назад, почтовая марка и сегодня выполняет свою основную функцию. Марка имеет ещё и художественную ценность. Не зря филателисты так трепетно относятся к своим коллекциям. В России в 1884 году был создан Почтово-телеграфный музей. Сейчас в нём насчитывается более 4 миллионов почтовых марок всех стран мира, там же хранится эскиз первой российской марки.

С целью раскрытия художественных достоинств марки и её содержания была разработана серия занятий: «О чём рассказала марка?». Почтовая марка стала источником информации, способствующим расширению детских представлений о деятельности художника, который создаёт рисованные марки. Такая форма работы позволила юным художникам создать изобразительные образы марок на разные темы, а также узнать много нового о своей стране, её истории и о других уголках мира.

В начале диалога детям были заданы вопросы: «Кто такой почтальон? Что такое почтовая марка?» Дошкольники затруднялись с ответом, однако некоторые вспомнили строчки Сергея Маршака «Кто стучится в дверь ко мне». После прочтения и обсуждения этого стихотворения младшие и старшие дошкольники стали представлять себе профессию почтальона: человека с сумкой на плече, разносящего почту. Узнали, что современные почтальоны, как и прежде, разносят письма, открытки, телеграммы, журналы, газеты и ещё горы корреспонденции, связанной с рекламой.

До «интернетовского бума» люди в городах и сёлах с нетерпением ждали почтальона, знали его в лицо, встречали всей семьёй на улице, получали в руки любимые газеты или журналы: «Огонёк», «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Пионерская правда», «Правда», «Крокодил», «Здоровье», «Крестьянка», «Работница», «Юный натуралист» и другие издания, на которые никогда не жалели денег и выписывали в большом количестве. Но более всего все ждали писем от близких людей.

На занятии я рассказала ребятам о своём детстве, о том, как мы, будучи школьниками, получили письмо с красивой маркой от Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева. Наш отряд носил его имя. Все ученики класса наизусть знали книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Вместе с классным руководителем Тамарой Александровной написали письмо герою в Москву. К всеобщей радости он нам ответил. Все с трепетом рассматривали листочек, где от руки был написан текст письма, адресованный нам. Письмо, конверт с маркой, на штемпеле которого стояло число и 1965 год, стало храниться в пионерской комнате школы.

Был интересен ещё один случай, связанный с маркой. Девочка из нашего класса, побывавшая в «Артеке», переписывалась с ровесницей из другой страны. Какие необыкновенные открытки она получала от своей новой подруги! Мы всем классом любовались красочными иностранными марками на конвертах. Чтобы стать счастливым обладателем очередной марки, нужно было отделить её от конверта. С каким трепетом мы держали конверт над носиком закипевшего чайника, из которого валил пар! Ювелирная работа отклеивания марки доверялась хозяйке.

С тех пор весь класс стал собирать марки. Их отклеивали или вырезали из конверта. Одинаковыми марками делились и обменивались с друзьями. Хранили их в обыкновенной школьной тетради, но не приклеивали клеем, а делали маленькие прорези с четырёх сторон и вставляли в них уголки марки. Впоследствии в продаже появились специальные альбомы для марок, которые мы любили рассматривать. Так постепенно почти половина нашего класса стала филателистами.

В своём альбоме я коллекционировала марки по темам: животные, художественные произведения, космос и т.д.

Прозрачные кармашки альбомов позволяли любоваться красотой марки, не вынимая её. Позднее филателистами стали мои сыновья и пополнили альбомы марок новыми темами: футбол, бокс, самолёты и др.

Готовясь к конкурсу XXVII передвижной выставки «Я вижу мир: путешествуя по миру», принесла на занятие несколько старых альбомов с марками. Долго их рассматривали с детьми и решили написать письмо и приклеить на него марки, которые мы сами нарисуем. В канун Дня Победы стало доброй традицией проведение акции «Письмо ветерану». Старшие дошкольники уже могут сами написать слова благодарности, а малыши - нарисовать для ветеранов рисунки-послания о мире.

Работая над этой темой, дети узнали, что во время войны конвертов не хватало на всех. И марка не нужна была, письма доставлялись адресату бесплатно. Советские бойцы писали письма на обычном тетрадном листе в перерыве между боями, в окопах, на передовой, затем сворачивали исписанный листочек в виде треугольника. Родные с нетерпением ждали солдатские треугольники и радовались их получению. Треугольное письмо означало, что отправитель - сын, брат, отец или муж - жив. В обычных конвертах приходили письма-похоронки.

В нашей стране Великая Отечественная война коснулась почти каждой семьи: кто-нибудь из родных или воевал, или трудился в тылу. На занятиях дошкольники рассказывали, как они рассматривали с родителями медали, бережно хранящиеся в семейных архивах, читали пожелтевшие треугольные письма с фронта. Некоторые родители приносили в группу солдатские пилотки и фотографии родственников, погибших на войне.

Письма ветеранам

Маленькие художники научились складывать треугольные конверты, каждый создал их по несколько штук, чтобы потом написать письмо и маме, и папе, и другим родственникам на день рождения. Старательно писали послание ветерану. Письма и треугольные конверты, адресованные ветеранам, красиво украшались цветными фломастерами и заботливо опускались в «настоящий» почтовый ящик. Затем воспитатели передавали письма по адресу: ветеранам нашего округа.

В мирное время, чтобы послать письмо, используют прямоугольный конверт с маркой. Современные дошкольники, отвечая на вопрос «Что такое почта?», говорят: «Почта нужна, чтобы получить посылку с подарками от бабушки», «Послать или купить красивую открытку». Чтобы расширить детские представления о почте и почтовой марке, мы решили отправиться в путешествие на почту и отнести письмо.

В канун Нового года каждый воспитанник написал письмо Деду Морозу и пригласил его и Снегурочку на утренник. С любовью украшенные письма положили в конверты и пошли на почту. Познавательная экскурсия прошла интересно и плодотворно. Во время экскурсии к каждому конверту была приклеена красивая марка, выбранная по желанию детей. Письма были опущены в ящик, находящийся у входа в здание почты. Каким счастьем горели глаза детей, когда через некоторое время в детский сад почтальон принёс письмо с поздравлением от Деда Мороза. Как важно, чтобы дети верили в сказку!
Конверт с маркой  Экскурсия на почту
Конверт с маркой                                        Экскурсия на почту

В процессе экскурсии малыши узнали также о том, что приклеенная на конверты почтовая марка свидетельствует об оплате почтовой услуги по пересылке конверта или бандероли в пункт назначения. А если письмо отправляется в другую страну, необходимо наклеить несколько марок или одну, но очень красивую и большую. Ребятам показали наборы марок, которые были сброшюрованы вместе.

После экскурсии на занятии по рисованию дети с огромным интересом рассматривали принесённые мной новые альбомы с марками. Смотрели в лупу, обращали внимание на детали рисунка, оценивали марки, отмечали те, которые им больше нравятся. Особый интерес у малышей вызвали отечественные марки с изображением космоса, Олимпийских игр, растительного и животного мира, а также зарубежные марки, на которых изображены города и природа других стран мира. Было обращено внимание детей на цветовое оформление марок: одни были выполнены преимущественно в холодной цветовой гамме, другие - в тёплой. Вместе с детьми определили, что солнечные марки про Африку, пески, пирамиды и др. созданы художниками с использованием жёлтых, оранжевых, красных и коричневых цветов. А вот марки про Северный полюс - синих, фиолетовых, голубых и белых.

В процессе пристального просмотра и анализа марок был сделан вывод, что марка - это визитная карточка страны и о многом может рассказать пытливому зрителю. Выяснилось, что дома у некоторых детей тоже есть марки. Дошкольники говорили, например, что «у папы несколько альбомов с марками, которые он начал собирать ещё в школе», «у нас много марок, но они не в альбомах, а разложены в конвертах. Каждый конверт подписан и хранится в коробочке». В итоге всем детям захотелось нарисовать свою марку.

Ранее в моей педагогической практике уже был опыт работы по созданию с воспитанниками почтовых марок: ребята рисовали эскизы марок к 80-летию Московского метро, первая линия которого открылась 15 мая 1935 года. С каким энтузиазмом юные художники взялись тогда за работу! Играя в художников, они мечтали и фантазировали. Всем стало казаться, что, наверно, и правда скоро напечатают и выпустят в свет созданные ими марки, и люди будут наклеивать их на конверты.

Путешествуя по миру, люди на память о стране покупают какой-нибудь сувенир или книги, или посылают своим знакомым открытки и фотографии на фоне достопримечательностей. Маленькие художники тоже решили запечатлеть себя в различных уголках мира и нарисовать марку. Ведь по рисунку на марке можно будет догадаться, откуда отправлено письмо.

Реализуя проект «Путешествуя по миру: о чем рассказала марка», мы решили отправиться с детьми в путешествие на разные континенты: Евразию, Северную и Южную Америку, Австралию, Африку, Антарктиду. Дети узнали, что шесть континентов имеют отличный друг от друга климат, природные особенности, флору и фауну. Люди на разных материках отличаются друг от друга укладом жизни, традиционными народными праздниками и костюмами. Рассматривая страны и материки на глобусе, каждый ребёнок выбрал то место, где бы он хотел побывать и нарисовать об этом марку.

Для того чтобы края рисунка были как у марки, волнистые, дети воспользовались трафаретом и с интересом обводили завитки. В результате лист бумаги (А4) стал похож на марку. Большой размер листа позволил маленьким рисовальщикам, используя гелевые ручки или фломастеры, изобразить мелкие детали рисунка и раскрасить его восковыми мелками или пастелью (по выбору).

Сюжетами многих детских рисунков стал наш город Москва, Красная площадь, Московское метро. Некоторые дошкольники вспомнили своё путешествие с родителями в Крым и нарисовали ребятишек, купающихся в Чёрном море. Не обошлось и без верблюдов в пустыне, и без быстрого оленя в тундре. Один храбрый путешественник решил переплыть океан и оказаться у индейцев в Америке, две девочки - побывать в Японии - стране восходящего солнца. В выборе темы рисунка им помогли воспоминания о веерах, которые они недавно делали на занятии в детском саду. В гости к ребятам-негритятам поплыли на чудесном корабле под парусами. Некоторые ребята решили надеть тёплые шубы и валенки и отправиться в гости к пингвинам на Южный полюс и к белым медведям на Северный полюс, где можно полюбоваться полярным сиянием.

К работе были подключены родители, вместе с ними создана серия презентаций «Шесть континентов». Виртуально путешествуя по миру со своим ребёнком, каждый родитель узнал для себя много интересного: нашёл в Интернете или в библиотеки сведения о той стране или о континенте, куда малыш решил отправиться. Чтобы друзья узнали о путешествии друг друга, было решено послать письмо, сообщающее о выбранной для путешествия стране. На огромный конверт каждый ребёнок укреплял свою марку. Адрес на конверте тоже писали коллективно. Каждый юный художник рисовал красивую букву, вырезал её и наклеивал на конверт. Ребёнок-путешественник в конце своего рассказа приглашал друзей посетить свою любимую страну или континент. Например, путешественник, побывавший в Антарктиде, пригласил маленьких художников создать коллективную работу о жизни любопытных пингвинов. А малыши нарисовали пингвинят.

Путешествовать в Японию все отправились под красивым японским зонтиком, который мастерили и украшали своими руками. После получения письма из Америки, все дети с энтузиазмом стали мастерить жилища для коренных жителей Америки - индейцев.

Почтовая марка - это культурно-исторический феномен. Благодаря письмам и маркам, которые дети создавали сами, они рассказали о себе, о своих интересах, поведали о мечтах и путешествиях в дальние страны. Во время работы над образовательным проектом «О чём рассказала марка?» дошкольники и их родители узнали много нового и интересного о шести континентах, получили полезную познавательную информацию о почтовых марках. Метод путешествий в реальные и в предполагаемые обстоятельства стал эффективной формой работы с детьми дошкольного возраста. Участвуя в импровизированных театрализованных мини-спектаклях и играя в художника, дети создали серию выразительных работ. Некоторые из них стали участниками и победителями международного конкурса детского рисунка «Я вижу мир: путешествуя по миру». Юные художники с нетерпением ждут новых интересных путешествий по нашей стране и по другим государствам мира.

Искусство в школе: 
2017
№4.
С. 29-31.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.