Вопросы преемственности основного и дополнительного образования
В. Копцев, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, доцент, учитель изобразительного искусства ГБОУ «Школа № 1150 имени К.К. Рокоссовского», г. Москва
Вопросы преемственности основного и дополнительного образования
В состав современной образовательной организации (школы) входят дошкольное и школьное отделения, в нередких случаях ещё и отделение дополнительного образования. Поэтому очень важно выстроить систему преемственности художественного образования взаимообусловленных, но разных по форме и содержанию структурных подразделений школы, не дублирующих, а органично дополняющих друг друга и обеспечивающих образовательный минимум (ФГОС) на бюджетной основе. Для удовлетворения потребности детей в инклюзивном или повышенном уровне художественного образования (взаимодействие изобразительного искусства, художественного труда и технологии) на всех этапах обучения, включая дошкольное воспитание, необходимо иметь многоуровневую систему дополнительного образования, в которую входят:
- внеаудиторные занятия по 1-2 часа в неделю в каждой параллели с I по VII классы на основе углубления основной учебной программы;
- занятия в кружке по 2-4 часа в неделю (ученикам необходим опыт работы над рисунком в форме сессии, поскольку 2-4 часовые занятия бывают на различных конкурсах и предметных олимпиадах;
- межпредметная проектная деятельность (иногда с участием учеников разного возраста) по социально значимым проблемам, например, постановка кукольного спектакля, оформление интерьеров школы или какого-либо социального учреждения и т.п.;
- поисковая и экскурсионная деятельность по изучению художественной культуры региона (музейная педагогика, участие в проекте «Музей и дети»);
- платные дополнительные образовательные услуги по отдельным запросам детей и их родителей, но при условии сохранения «бесплатных» занятий для всех желающих (часто талантливые дети не могут оплатить занятия по интересам).
Чтобы выполнить требования ФГОС необходимо решить ряд ежегодно возникающих проблем сохранения уровня преподавания художественных дисциплин.
Первая и ключевая проблема - уровень подготовки учителя, преподающего искусство детям. В настоящее время учитель начальных классов имеет право вести любой учебный предмет в I-IV классах, но не каждый учитель может вести уроки искусства на надлежащем уровне требований ФГОС. В начале каждого учебного года встаёт вопрос передачи часов по предметам искусства учителям специалистам. В подобных условиях трудно сохранить преемственность и требуемый уровень обучения. Часто это заканчивается сокращением учителя искусства или искусственным созданием ситуации «отсутствия вакансий».
В отдельных случаях воспитатели и учителя начальных классов, которые прошли надлежащую подготовку или курсы повышения квалификации, ведут занятия не хуже специалистов, поэтому данную проблему решить однозначно нельзя. Но для защиты от административного произвола учителей-предметников необходимо разработать рекомендации по сохранению приоритета преподавания искусства за специалистами.
Следующая проблема связана с обеспечением воспитанников художественными материалами, особенно на уроках ИЗО. Согласно ФГОС этих материалов немало, а некоторые семьи по разным причинам не приобретают даже необходимый минимум. В результате не все ученики могут выполнять практическую работу. Решение может быть в приобретении образовательными организациями на бюджетные средства канцелярских товаров для детей из социально незащищенных семей, которые будут храниться в учебном кабинете. Необходимо разработать инструктивные письма для администрации школы и устанавливать штрафы в случае их невыполнения.
Вопросы преемственности основного и дополнительного образования также лежат в плоскости содержания. Необходима разработка большого веера программ дополнительного образования по разным видам и жанрам изобразительного искусства, интегративных программ, программ проектной деятельности, программ для творческих бригад. Опыт такой работы накоплен в нашей школе. Бригадный метод показал свою состоятельность и может быть востребован современной практикой. Важно, чтобы программы дополнительного образования отличались вариативностью и гибкостью, были рассчитаны на разное количество часов.
Сегодня особенно востребованы программы для разновозрастной группы детей, для детей, объединённых по гендерному принципу, для инклюзивного дополнительного художественного образования. Важно, чтобы такие программы шли составной частью учебно-методического комплекта, чтобы не только программа, но и методические рекомендации, сценарии занятий помогали современному педагогу в освоении нового содержания художественного образования.
Учитывая современный уровень развития коммуникативных технологий, необходимы программы художественного плана для интегративных программ: ИЗО и ИКТ. Учителя, ведущие ИКТ, зачастую не обладают художественным вкусом. Создавая с детьми проекты, отличающиеся дурновкусием, они распространяют антикультуру и насаждают китч в качестве «эталона» красоты.
Таким образом, решение проблемы взаимодействия основного и дополнительного образования лежит по большей части в сфере содержания. Увлекаясь формой, мы часто забываем о содержании образования, которое должно основываться на образцах высокого классического и народного искусства, на принципах преемственности основного и дополнительного образования.
Оставить комментарий