Смотрим, читаем, обсуждаем

Е. Коровина, зав. медиацентром Липецкой областной детской библиотеки,
Е. Щетинина, зав. сектором отдела библиотечного развития, психолог Липецкой областной детской библиотеки

Смотрим, читаем, обсуждаем

Из опыта работы киноклуба «За кадром»

Сегодня библиотека не мыслит своей деятельности без творческого подхода, поиска новых идей, применения информационных технологий. Последние открывают массу возможностей в работе с современным читателем-ребёнком, для которого компьютер, Интернет и прочие инновации являются неотъемлемой частью жизни.

В Липецкой областной детской библиотеке медиацентр открылся одним из первых в Российской Федерации — в январе 2007 года. Основная задача его состоит не только в том, чтобы помогать пользователям ориентироваться в мире информационных технологий, но и в том, чтобы привлекать их к чтению книг. Для этого активно используется богатый мультимедийный фонд отдела.

Уже давно замечено, что даже дети, пришедшие изначально только лишь для того, чтобы окунуться в мир компьютерных игр, постепенно становятся пользователями и других отделов библиотеки, предлагающих разнообразие изданий художественной, научно-познавательной и другой литературы.

Именно для популяризации ресурсов отдела и библиотеки в целом, для приобщения детей и подростков к миру художественной литературы через кинематограф, для расширения круга общения читателей, формирования навыка выражения своего мнения и в целом для повышения культурного и образовательного уровня детей в апреле 2015 года был создан детский киноклуб «За кадром».

В ходе заседаний мы рассказывали детям о «кинокнигах» — знакомили с экранизациями и читали подлинники. Формы работы были разнообразными: урок памяти, час личного мнения, сказка вслух, салон общения и др. Разнообразные речевые задания и забавные развивающие игры способствовали развитию у детей навыков устной речи и способности воспринимать речь на слух. А увлекательные рассказы об авторе, интересные факты создания экранизации «включали» детское внимание и фантазию. О некоторых заседаниях клуба стоит рассказать подробнее.

Начнём, пожалуй, со встречи, посвящённой Дню сказок. Ребята познакомились с советским фильмом «Звёздный мальчик», снятым по мотивам сказок Оскара Уайльда «Мальчик-звезда» и «День рождения Инфанты». Оказалось, что мало кто из участников клуба читал эти произведения. И, к сожалению, не нашлось тех, кто смотрел бы представленную экранизацию. Сначала участники с неохотой начали просмотр чёрно-белой кинокартины. Да и чему тут удивляться? Экранизация 1958 года — ни компьютерной графики, ни спецэффектов, которые привыкли видеть современные дети на экранах. Но после обсуждения начального фрагмента большинство поменяло своё мнение. Фильм произвёл впечатление своей смысловой наполненностью. Ребята высказывались относительно характеров героев и их поступков. А в конце, чтобы встреча закрепилась в памяти участников, они мастерили из фольги и картона звёзды.

В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне была показана картина режиссёра Виктора Эйсымонта «Жила-была девочка». Мы не случайно остановили выбор на этой киноленте. Ведь она повествует детям о детях, о двух маленьких жительницах блокадного Ленинграда - 7-летней Настеньке и 5-летней Катеньке, перенёсших наравне со взрослыми все тяготы войны. Фильм несёт глубокую смысловую нагрузку — он призван направлять детей на путь постижения добра, исторической правды и уважения к памяти тех, кто ценой неимоверных усилий завоевал для нас мир и свободу. Сюжет фильма вызвал у ребят много эмоций: они сопереживали героям, испытывали гордость за их поступки, «примеряли» некоторые спорные ситуации на себя. А многие после просмотра делились различными историями о войне, рассказанными их родственниками.

Всего через месяц после открытия клуба у него появились завсегдатаи, и мы решили привлечь их к выбору фильма для просмотра на следующем заседании. Из предложенного списка дети остановились на экранизации рассказа Константина Паустовского «Телеграмма» режиссёра Юрия Щербакова.

В тот день на заседание клуба пришли не только дети, но и их родители. Прежде чем появились первые кадры киноленты, участников познакомили с основными вехами жизни и творчества писателя, а затем с историей создания фильма. Сам просмотр картины проходил в полной тишине. И грустные взгляды детей, переживающих за главную героиню, и покрасневшие глаза родителей ярче любых слов говорили о том впечатлении, которое произвёл фильм. Экранизация не оставила равнодушным никого, кто-то из участников даже пытался поставить себя на место главных героев и проанализировать таким образом их поступки. Так или иначе, все единодушно пришли к выводу: телеграмма, которая опоздала, является напоминанием о том, как важно всё делать вовремя!

В конце занятия ведущая предложила ребятам написать письмо своим родителям, бабушкам, дедушкам, в котором они бы рассказали о самом важном: о том, что любят, помнят, всегда помогут и поддержат.

1 июня — День защиты детей, и одно из заседаний киноклуба было приурочено к этому замечательному празднику. Мы решили познакомить юных любителей кино с индийской культурой и выбрали для этого фильм «Звёздочки на земле». История маленького мальчика Ишан Авасти, больного дислексией, вызвала отклик в сердцах ребят. Больше всего говорили о том, как трудно быть не таким, как все остальные. Затем ведущая предложила желающим написать небольшую фразу наоборот и в зеркальном отражении, чтобы другие участники её прочитали. Оказалось, это не просто! Посетители киноклуба на себе прочувствовали, как сложно таким особенным детям.

Согласитесь, учить детей состраданию, толерантности и дружелюбию — это очень важно. Поэтому мы решили продолжить работу в этом направлении через знакомство с произведениями о «братьях наших меньших». Для показа был выбран известный фильм «Белый Бим Чёрное Ухо» — экранизация одноимённого произведения Гавриила Троепольского. Трагическая история дружбы человека и собаки поразила ребят. Мальчишки и девчонки, затаив дыхание, смотрели историю о Биме. Мог ли Бим остаться жить? — спрашивали себя читатели. Ответ оказался прост: если бы люди проявляли чуть больше заботы и внимания, история Белого Бима не повторялась бы так часто. Кто-то из участников клуба произнёс тогда: «Мы в ответе за тех, кого приручили». И действительно, эти слова Антуана де Сент-Экзюпери полностью отражают главную тему фильма.

Познакомиться с ещё одной удивительной историей дружбы ребята смогли в ходе просмотра драмы французского режиссёра Оливье Орле «Пеликан». Мы решили включить картину в план работы клуба, несмотря на то что она не является экранизацией. Во-первых, фильм снят сравнительно недавно (в 2011 году) и, соответственно, будет более интересен детям, чем советский кинематограф. А во-вторых, «Пеликан» является чудесной иллюстрацией взаимоотношений отца и сына и подаёт пример истинной дружбы. В перерывах между просмотрами фрагментов фильма рассказывали участникам об истории съёмок, работе киногруппы, а также об известном югославском и сербском актёре и кинорежиссёре Эмире Кустурице, исполнившем роль отца героя. Никто не остался равнодушен к истории трогательных взаимоотношений мальчика и пеликана.

В продолжение темы, в августе, ко дню святых Фрола и Лавра, которых считают покровителями лошадей, была проведена встреча, посвящённая лошадям, удивительно умным, грациозным и преданным животным. Сначала ребята узнали о праздниках и традициях народов мира, связанных с этими трудолюбивыми помощникам человека, а затем посмотрели одноимённую экранизацию сказки писателя и великого педагога Константина Ушинского «Слепая лошадь». История самоотверженного подвига Догони-Ветра, а также неблаговидный поступок хозяина коня впечатлила детей. В обсуждении юные члены клуба затрагивали совсем не детские темы — подлости и малодушия, благородства и торжества справедливости.

А посмотрев фильм, снятый по мотивам произведения Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени», ребята смогли ответить на вопрос: что может произойти с человеком, который бессмысленно проводит своё время?

Ребятам фильм понравился. Они единогласно пришли к мнению, что не стоит тратить время впустую, оно назад не вернётся! А ведущая предложила ребятам начать вести дневник личных дел, в котором можно отмечать повседневные и важные дела. Первую страничку читатели заполнили прямо в библиотеке.

На одном из следующих занятий ребята отправились в удивительное путешествие вместе с героями фильма «Последний дюйм», снятого по одноимённой повести знаменитого английского писателя XX века Джеймса Олдриджа. Что изменилось в сознании героев? Что помогло им побороть страх и боль и ещё раз доказать, что человек всегда выше обстоятельств? Эти и многие другие вопросы обсуждали участники заседания клуба. И конечно же не могла остаться в стороне извечная тема взаимоотношений отцов и детей, ярко показанная в фильме. Надеемся, что призыв находить общий язык со своими родителями и ценить каждое мгновение, проведённое с ними, не прошёл впустую и закрепился в сознании ребят.

Неоднократно заседания клуба посвящались пи-сателям-юбилярам. Так, в октябре прошлого года в преддверии 95-го дня рождения Джанни Родари члены клуба «За кадром» посмотрели мультфильм «Чиполлино», созданный в 1961 году режиссёром Борисом Дежкиным по мотивам сказки, любимой многими поколениям девчонок и мальчишек. На экране сменялись кадр за кадром, а ребята старались найти отличия между самим произведением и его мультипликационной экранизацией, это задание очень увлекло участников.

Занятие было примечательно ещё и тем, что дети имели возможность тут же заняться творчеством, отразить своё видение героев с помощью. пластилина. После просмотра мультфильма ребята слепили Чиполлино и его друзей. Персонажи из сказки как будто ожили и стали экспонатами выставки! Известно, кстати, что смена деятельности — прекрасный способ не утомлять детей, удерживать их внимание и подогревать интерес.

Конечно, в подборе фильмов для обсуждения мы действовали, что называется, по наитию. В этом был определённый риск, так как что-то из предложенного художественного материала могло не отвечать потребностям современных детей. Поэтому мы решили спросить самих юных членов клуба, что им было бы интересно смотреть и обсуждать. В нашем локальном исследовании приняли участие 63 человека, из них 53% - мальчики, 47% - девочки. Возрастной диапазон - от 9 до 12 лет.

Предпочтения детей, как мы и предполагали, оказались довольно разнообразными. Респонденты имели возможность выбрать из списка не более трёх жанров, а также предложить свой вариант.

Ответы распределились следующим образом: Фантастика - 46%, фильмы о других странах и путешествиях - 41%, о животных - 30%, детективы - 29%, о любви и дружбе - 25%, «ужастики» - 17%, о войнах и сражениях - 14%.

Так как основной задачей работы киноклуба является привлечение детей к чтению, мы специально задали ребятам вопросы о том, какие киноадаптации художественных произведений они хотели бы посмотреть и обсудить в рамках работы клуба «За кадром». Ведь подобным образом формируется интерес не только к кинематографу, но и к литературе.

Треть опрошенных респондентов указали кинокартины фантастического и фэнтезийного жанров. Было ожидаемо, что респонденты назовут современные экранизации, снятые в 2014-2015 годах, такие как «Дивергент», «Инсургент», «Облачный атлас», «Малефисента», «Хоббит». Конечно же не обошлось и без поклонников Гарри Поттера. Стоит сказать, что, помимо современных фильмов, в ответах ребят встречались и те, которые можно отнести к классике литературы и кино. Так, например, двое ответили, что им было бы интересно посмотреть фильм, снятый по известному научно-фантастическому роману Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», а также самый популярный в советское время детский фильм «Приключения Электроника», снятый по мотивам фантастических повестей Евгения Велтистова «Электроник - мальчик из чемодана». Хотелось бы отметить, что некоторые современные дети являются поклонниками произведений французского писателя Жюля Верна. В частности, им было бы интересно посмотреть экранизации таких его романов, как «Таинственный остров» и «Вокруг света за 80 дней».

В предпочтениях ребят ненамного «отстал» и приключенческий жанр. Так, у них вызывают интерес экранизации: «Приключений Тома Сойера», «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Вождь краснокожих».

Респонденты выразили желание познакомиться с фильмами о героях Артура Конан Дойля Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, об их приключениях. Так что гениальный сыщик и его товарищ до сих пор не теряют популярности у поклонников детективного жанра.

Ребятам был задан вопрос и о мультфильмах, которые они хотели бы посмотреть. Чаще остальных упоминались мультипликационные экранизации всеми любимых сказок: «Золушка», «Красавица и Чудовище», «Снежная Королева», «Русалочка». Кроме того, несколько человек выразили желание познакомиться с мультипликационной адаптацией «Книги джунглей» Редьярда Киплинга. Конечно, не обошлось и без современной анимации — многие указали в своих ответах «Фиксиков» и «Лунтика».

Так как современным детям и подросткам не безразлична японская анимация (аниме), мы решили выяснить, не хотят ли пользователи библиотеки, посещающие или собирающиеся посещать занятия киноклуба, смотреть и обсуждать подобные мультфильмы. Однако, как показало анкетирование, подобных желающих оказалось меньше половины - 40%, из которых 25% даже не слышали про подобную анимацию (но хотели бы узнать, что это такое). Данный факт подтверждает мысль о том, что аниме - это в основном мультфильмы для старших подростков 14-16 лет.

Помимо предпочтений ребят, нам было важно узнать, как они видят работу клуба в целом. Мы попросили респондентов оставить рекомендации и отзывы по деятельности клуба. Приятно, что многие желали процветания, «продолжать в том же духе». Но были и конкретные предложения. Так, например, трое участников опроса высказали желание смотреть фильмы в формате 3D, а один предложил создать атмосферу кинотеатра: поставить диван и повесить тёмные жалюзи.

Звучали просьбы чаще показывать современные фильмы, в том числе документальные, давать больше информации об истории написания книги, проводить больше параллелей с книгой. Один респондент отметил, что хотелось бы узнавать «о создании фильма (мультфильма), больше времени уделять обсуждению сюжета и главных героев, а также посмотреть смешные отрывки со съёмок и “киноляпы”». Звучали предложения по конкретным кинокартинам, как то: экранизации романов Жюля Верна и фильм «Марсианин», снятый по мотивам одноимённого бестселлера Энди Уира и вышедший на экраны российских кинотеатров в октябре 2015 года.

Дети и подростки всегда с огромным удовольствием погружаются в мир кино, особенно в мир приключений и фантастики, который не только даёт «подпитку» их буйному воображению, но в целом развивает познавательную и эмоциональную сферы личности, расширяет кругозор. Также мы уделяем внимание нравственной, духовной и интеллектуальной ценности, которую несут в себе обсуждаемые экранизации.

В следующем году мы постарались учесть интересы юных читателей. Так как многие проявляли интерес к научно-познавательным фильмам, мы решили знакомить ребят не только с художественным, но и с документальным кино. Уже состоялось первое занятие, приуроченное ко Дню экскурсовода, на котором ребята посмотрели фильм «Давным-давно до нашей эры создали люди семь чудес».

Наши читатели вместе с ведущей отправились в виртуальное путешествие по необыкновенным местам, которые захватывают дух и завораживают. А медиаэкскурсию провела мудрая тётушка Сова и её помощники - домовёнок Непослуха и лесные жители. Участники заседания клуба познакомились с семью чудесами света, узнали, как создавались египетские пирамиды, знаменитые висячие сады, Александрийский маяк и другие архитектурные сооружения.

«Документальное» занятие вызвало массу положительных откликов, из чего мы поняли, что движемся в верном направлении. А впереди ещё столько увлекательных, познавательных, добрых и просто чудесных произведений кинематографа!

Бурное развитие мультимедиа открывает новые перспективы для досуговой деятельности, позволяет использовать в учебно-воспитательном процессе возможности не только кинематографа, но и телевидения, любительской фото- и видеосъёмки. Поэтому идея создания киноклуба на базе библиотеки видится нам содержательной, перспективной, открывающей новые возможности по привлечению читателей.

Искусство в школе: 
2017
№2.
С. 58-61.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.