Три маленьких шага в одну большую страну музыки

Г. Соболева, главный библиотекарь отдела досуга и творческого развития читателей, поэт, член Союза российских писателей, Липецк

Три маленьких шага в одну большую страну музыки

Театрализованный урок-знакомство с музыкальными жанрами для учащихся V-VI классов

Предлагаемый сценарий предназначен библиотекарям, педагогам дополнительного образования для проведения мероприятий, знакомящих школьников с популярными музыкальными жанрами и представляет для освещения три жанра: бардовскую песню, рок- и рэп-музыку. В качестве соведущих персонажи Шарик и Матроскин выбраны не случайно. Давно ставшие классическими, эти герои обладают ярко выраженными характерами. Благодаря им познавательный процесс знакомства с некоторыми направлениями современной музыки приобретает весёлый и непринуждённый характер.

Действующие лица: Ведущий, Бард, Матроскин, Рэпер, Рокер, Шарик.
Реквизит: экран, видеопроектор, бутафорский сказочный камень, который обычно находят на развилке трёх дорог, наушники (2 шт.).

Под лёгкую музыку одновременно появляются Ведущий и Шарик с Матроскиным. Шарик с Матроскиным в наушниках и пританцовывают.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я думаю, вы узнали моих сегодняшних спутников... Матроскин! (громко) Мат-рос-ки-ин! (Кот не слышит.) Ведущий обращается к псу: Шарик! Шарик! (Шарик не слышит.) Ведущий сердится и снимает с обоих наушники.

Да что ж это такое! В конце концов, это невежливо - вы хотя бы с ребятами поздоровайтесь!

Матроскин. А? Что?

Шарик. Где? Когда?

Матроскин. Здравствуйте, ребята!

Шарик. Привет!

Ведущий. Сегодня как раз разговор пойдёт о музыке. Вот ты, Матроскин, зачем музыку слушаешь?

Матроскин. Мяу! Кла-а-ссно!

Шарик. Клёво! Гав!

Ведущий (иронично). Понятно. Спрошу-ка я лучше у ребят: ребята, вы любите слушать музыку? (Ответы детей.)

А почему вы любите слушать музыку? (Ответы детей: Потому, что без неёплохо, а с ней хорошо... Потому, что она поднимает настроение...)

А какую вы любите слушать музыку? (Дети, как правило, называют музыку и песни различных стилей и жанров.)

Ведущий. Замечательно! Музыка - это особый вид искусства, она обладает редкой способностью влиять на эмоциональное состояние человека. Несколько аккордов - и мы можем перенестись на много лет назад, в прошлое, или помечтать о прекрасном будущем.

Шарик. Благодаря музыке хорошее настроение становится ещё лучше.

Матроскин. А у меня наоборот. Ты, Шарик, убежишь на свою фотоохоту, Дядя Фёдор в город уедет, а погода такая дождливая, даже погулять нельзя... Грустно так... Я тогда музыку тоже грустную включаю, и прямо облегчение наступает. Каким-то образом музыка помогает мне понять, что я не одинок.

Ведущий. Учёные давно доказали, что некоторая (заметьте, не вся!) музыка положительно влияет на организм человека, например может облегчить головную боль.

Шарик. Ой, а есть такая музыка - для увеличения объёма шерсти?

Матроскин. Тебе, Шарик, для увеличения объёма мозга музыку слушать надо.

Ведущий. Шарик! Матроскин! Давайте не отвлекаться! Вы же слышали, сколько различных жанров назвали ребята, когда я у них спросила, какую они любят слушать музыку.

Шарик. Каких таких жанров?

Матроскин. Музыкальный жанр - это музыкальные произведения, которые отличаются от других музыкальных произведений особыми признаками. Эти признаки только у него есть, понял?

Шарик. Нет, не понял. Какие такие особые признаки?

Ведущий. Давайте все вместе представим, что мы совершаем путешествие в волшебное царство музыки. И ведёт в это царство много-много дорог.

Матроскин. Три.

Ведущий. Что «три»?

Матроскин. Когда «волшебное», то всегда три дороги. И надо из них одну выбрать.

Ведущий. Ах вот как! Ну что ж, пусть всё будет так, как ты сказал.

Звучит волшебная музыка, и ведущий выдвигает камень. На нём надпись. Ведущий читает и по ходу комментирует.

«Направо пойдёшь — на вопрос «что?» ответ найдёшь». То есть если мы пойдём направо, то узнаем, как различают музыку по содержанию - что исполняют: лирическое произведение, шуточное, а может, и трагическое.

«Налево пойдешь - на вопрос «где?» ответ найдёшь». Здесь мы узнаем, что музыку различают по условиям и месту исполнения. То есть где её можно услышать: на концерте, в кино, в театре.

«Прямо пойдёшь - на вопрос «как?» ответ найдёшь». В данном случае музы­ку различают по способу исполнения: вокальная, вокально-инструменталь­ная, сольная.

Шарик. Передача «Что? Где? Когда?» получается.

Матроскин. Пошли направо. Очень мне лирическая музыка нравится. Я романсы люблю! (Поёт.)

Соло-мяу-вей мой, соло-мяу-вей,

О-очень вкусный был соло-мяу-мяу-вей!

Ведущий укоризненно смотрит на Матроскина.

Шарик.Не-е, налево пошли. Я мультики люблю, там про меня песня есть. (Поёт.)

Собака бывает кусачей

Только от жизни собачьей!

Ведущий. Чтобы вы не спорили, прямо пойдём. Всё равно, так или иначе музыкальные жанры пересекаются друг с другом. О, да нас, кажется, встречают.

Под фонограмму «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» появляется бородатый человек с рюкзаком и гитарой.

Матроскин. Это что за бородач такой? И почему он с рюкзаком? А в рюкзаке-то топорик. Бандит, наверно. Пошли от него подальше!

Ведущий. Да ну что ты, Матроскин! Это типич­ный бард. Барды очень доброжелательные люди. Они сами сочиняют стихи и поют свои песни под гитару. И песни у них, знаешь, какие душевные - про жизнь, про природу, про любовь. В них целый мир, создаваемый автором песни. И грустный, и весёлый, разнообразный и непостижимый.

Матроскин. Ага, а топорик-то в рюкзаке зачем?

Ведущий. Поначалу осно­ву жанра составляли студен­ческие и туристские песни. Вот и этот молодой человек, видимо, турист, которому топорик нужен, чтобы на­рубить дров для костра или сделать колышки для па­латки.

Бард. О! Здравствуйте, здравствуйте, дорогие мои друзья! Сегодня я сочинил новую песню. Она отражает мое представление о смысле жизни. Хотите, я вам сейчас же её спою?

Ведущий (тихо говорит Шарику и Матроскину). Барды очень любят всем петь свои песни. (Обращается к барду.) Здравствуйте! Бар­довская песня как явление отечествен­ной культуры с недавних пор вызывает значительный интерес у самых разных слоёв населения нашей страны, вклю­чая учёных-культурологов, политиков, философов... А не могли бы вы моим спутникам немного рассказать о ней? Простите, о вас... Ну об этом жанре? А правда, что в древности бардами назы­вали поэтов и певцов?

Бард. Да, это так. Сегодня барды - это поэты, которые сами пишут и исполня­ют свои песни, обычно в сопровождении гитары. Впитав в себя свободолюбивый дух эпохи 1960-х годов, бардовская песня пропо­ведовала патриотизм, любовь к природе, святость дружеских уз и презрение к мещанскому уюту. Лирический герой авторской песни - человек, лёг­кий на подъём, любитель путешествий, романтик по натуре. Вечер у костра, рюкзак, палатка, гита­ра - нехитрые атрибуты, которые окружают его в жизни. И важнее всего чистые и светлые челове­ческие отношения, в которых нет места мелочной зависти и стяжательству, а лучшая поддержка в жизни - бескорыстно и самоотверженно протяну­тая по первому зову рука друга.

Шарик. Знаю-знаю: «Если друг оказался вдруг..» Бард. Да-да, эту песню написал Владимир Се­мёнович Высоцкий. Вам наверняка знакомо это имя, он к тому же был актёром, и вы могли видеть фильмы с его участием. Его незаурядная личность давно стала легендой.

Под небольшой отрывок песни в исполнении В.СВысоцкого «Если друг оказался вдруг» демон­стрируется фото поэта.

Ведущий. В давней анкете на вопрос «кто твой лучший друг» Владимир Высоцкий ответил: «Валерий Золоту­хин». Кто не помнит - это известный актёр. Так вот лучший друг написал о поэте книгу. Я думаю, она будет интересна всем. (Демонстри­руется книга В.Золотухина «Секрет Высоцкого».)

В Москве на Арбате есть памятник еще одному леген­дарному поэту-барду. (Демон­стрируется фото памятни­ка Б.Окуджаве на Арбате.)

Бард. Да, это памятник Булату Шалвовичу Окуджа­ве. Вот послушайте, как он пел о дружбе.

Звучит отрывок из пес­ни Б.Окуджавы «Давайте восклицать» и демонстри­руется фото памятникаДавайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всём друг другу потакая, —

Тем более что жизнь короткая такая.

Бард (восторженно). Булат Шалвович - это... Это такой человечище!

Матроскин. Ишь, разволновался-то как.

Бард. Да как же не волноваться?! Ведь изна­чально бардами называли песни непрофессио­нальных авторов. Ах, как условен и обманчив этот критерий профессионализма! Многие бардовские песни можно причислить к шедеврам песенного творчества, а их авторов - к творцам в лучшем смысле этого слова.

Ведущий. Конечно-конечно. Большое вам спа­сибо за интересный рассказ. (Бард уходит.)

Шарик. Нам бы про что-нибудь посовременнее послушать. Вот мой один знакомый очень увле­кается роком.

Матроскин. Наверное, это увлечение он от своего прадедушки перенял.

Шарик. Чего-чего?! От какого ещё прадедушки?

Ведущий. Не возмущайся, Шарик. Жанр, ко­торый ты считаешь суперсовременным, появился в середине прошлого века. Не знаю, как насчёт прадедушки, а вот поколение ваших дедушек и бабушек очень увлекалось роком. Намного острее и глубже, чем нынешняя молодёжь.

Шарик. Как же так? Мой знакомый очень даже современный молодой человек, а слушает только рок!

Ведущий. Ничего удивительного. Рок - самая популярная музыка последнего столетия. А вы думаете, почему? Потому что у него огромное количество разнообразнейших направлений, ори­ентированных на самых разных слушателей. Рок могут слушать все, независимо от пола и возраста. Рок - обобщающее название.

А вот и рокер. Он идёт к нам.

Появляется молодой человек в наушниках, чёр­ных джинсах, чёрной футболке и тёмных очках. Он подходит медленно, чтобы за это время Веду­щий и Матроскин успели обменяться фразами.

Матроскин. Рокеры - это мотоциклисты, что ли, которые по ночам трещат, народ пугают и спать мешают?

Ведущий. Видишь ли, слово «рокер» у нас упо­требляется в двух значениях: рокерами называют и исполнителей рок-музыки, и определённую часть мотоциклистов. Сейчас к нам идёт явный любитель рока. Видите - покачивается в ритм музыки, кото­рая у него в ушах звучит? Потому что слово «rock» в переводе с английского - «качать», «укачивать», «качаться». Началом зарождения рок-музыки был жанр рок-н-ролла. А зародился он в США и Великобритании.

Матроскин(обращаясь к рокеру). Мяу, спик инглиш?

Шарик (обращаясь к рокеру). Гав, дую ду?

Рокер. Привет!

(Шарик и Матроскин переглядываются.)

Матроскин. Да он вообще не амери­канец и не англича­нин!

Шарик (радост­но). Наш человек!

Расскажите нам, пожалуйста, о роке.

Рокер. Да вы что?! (С пафосом) Нельзя объять необъятное!

Ведущий. Ну расскажите о самых ярких пред­ставителях рок-музыки.

Рокер. А, ну это - пожалуйста. Первым боль­шим направлением в середине 50-х годов стал рок-н-ролл. Музыка была лёгкой и под неё здорово было танцевать. А вот это - король!

Под отрывок песни в исполнении Элвиса Прес­ли демонстрируется фото певца.

Матроскин. Какой ещё король? Людовик XIV?

Рокер. Это король рок-н-ролла Элвис Пресли! Его известность настолько широка, что многие люди называют его лишь по имени - Элвис. Первые телевыступления Пресли вызвали шок в Америке и поклонение тысяч американских подростков. Музыка, одежда, движения, мане­ры и молодость Элвиса - всё было не похоже на обычных эстрадных певцов. А родители подрост­ков возмущались, считали его вульгарным и без­дарным. Но так считали, конечно, не все. Другие говорили, что Элвис Пресли - «действительно порядочный молодой человек». Когда Элвис стал таким популярным, осуществилась его давняя мечта стать актёром. Элвиса пригласили в Голли­вуд, где он снялся в нескольких фильмах.

Шарик. А, теперь понял, откуда пошла эта при­ческа «Элвис». Она периодически входит в моду, и я на днях видел парня, причёсанного «под Элвиса». (Демонстрируется фото причёски.)

Рокер (с интонацией шпрехшталмейстера). А тепе-ерь - внимание!

Под песню в исполнении TheBeatlesдемон­стрируется фото группы.

Великолепная ливерпульская четвёрка - груп­па TheBeatles! Основана в 1960 году, в её составе играли Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, РингоСтарр.

Шарик. Как же, про «битлов» мы наслышаны! А почему их ещё ливерпульской четвёркой на­зывают?

Матроскин. Ты у нас, Шарик, не развиваешься совсем. Люди живут не только в Простоквашино. Вот «Битлы» - они из Ливерпуля, а Ливерпуль в Британии, во-от.

Рокер. Ещё бы! Я пока не встречал человека, который не слышал бы песни «Битлз»!

Ведущий. Прошло более пятидесяти лет с того времени, как про них узнал весь мир, а люди и сей­час о них помнят и слушают. А вы представляете, какой ажиотаж был тогда, в начале 60-х? Если прочесть книгу знаменитого радиоведущего Артура Макарьева «Битлз. Секретные материалы», можно погрузиться в эпоху, когда музыканты играючи взорвали мир!

Рокер. Ой, что было, что было на их концертах! Сами музыканты осознали масштабы битломании, только когда увидели, какая толпа фанатов, несмотря на проливной дождь, ждала в лондонском аэро­порту их прилёта из Швеции. Каж­дый концерт - огромные очереди, и даже беспорядки! Газеты писали о массовой истерии сопровождающей выступления группы. Причёски и костюмы «под Beatles» завоевали все­общую популярность у подростков.

TheBeatlesпрекратили совмест­ную работу в 1970 году. В 1980 году возле своего дома был убит Джон

Леннон, в 2001 году скончался Джордж Харрисон. Пол Маккартни и РингоСтарр продолжают зани­маться творчеством и пишут музыку.

Шарик. Что ты нам про какие-то древности рассказываешь. Мы о современном роке услышать хотим.

Рокер. Что?! Да что вы понимаете, сами вы древности дремучие! Э-э-э, да что с вами разгова­ривать!.. (Уходит.)

Шарик. Обиделся...

Матроскин. Ранимый какой...

Ведущий. Конечно, обиделся. Для настоящих меломанов Элвис Пресли, группы Beatles, RollingStoneи некоторые другие - это легенды, стоящие у истоков жанра.

Вот эта «Рок-энциклопедия «Ровесника» во­брала в себя не только цвет мирового рока, но и малоизвестные, редкие и стилистически раз­нообразные группы. (Демонстрируется книга.) Советую прочесть.

Матроскин. А как же наши Виктор Цой, «Ма­шина времени», ДДТ?

Шарик. Да! Это вам не заграница! Это наши люди!

Ведущий. Ну как же! И про них написано в этой энциклопедии. Виктор Цой - лидер группы

«Кино», легенда, последний роман­тик советской эпохи, кумир несколь­ких поколений. Отдельно ему посвя­щена книга «Виктор Цой. Последний герой». (Показывает книгу.) Здесь вы найдёте не только воспоминания друзей, но ещё и стихи и песни Цоя.

Под песню в исполнении В.Цоя демонстрируется его фото.

Песни Виктора знают все и повсю­ду; надписи «Цой жив!» есть на мно­гих домах, в парадных, где только возможно, по всему бывшему СССР. Он создал группу, которая, без пре­увеличения, была самой популярной в конце 80-х. Песни Цоя буквальнобрали каждого за душу, в них ты узнавал себя, свою жизнь.

Матроскин. Как давно это было! А сейчас в моде электронная клубная музыка.

Шарик. Как это - клубная?

Матроскин. Ну, молодёжь где тусуется? В клубах. Там музыка играет.

Ведущий. В клубной музыке почти нет чётких текстов, а если пару фраз и вставляют, то почти всегда на английском языке. Основное, что состав­ляет электронную музыку - это ритм и плавные переходы незамысловатой мелодии.

Шарик. А! Мне не нравится! Я другую музыку послушаю. (Надевает наушники и пританцовы­вает в такт своей музыке.)

Ведущий. Ну что ж, любить весь рок невоз­можно.

Матроскин. А Шарик-то у нас, пожалуй, для себя нашел любимый жанр.

Ведущий.Интересненько, что ж это?

Матроскин. Это то, что я никак промяукать не могу. Это только он пролаять может. Сам сочиняет. Музыка, говорит, такая.

Ведущий. Шарик, ну исполни нам, пожалуйста. Шарик. Легко! (Шарик исполняет рэп.)

Я пёес, я охотник,

Я Шарик, Я Шарик,

Мне не нужен фонарик, Ведь я не очкарик. А вот моё фоторужьё!

Ё-оо!

Появляеся рэпер. На нём футболка и джинсы на несколько размеров больше; бандана. Идёт танцующей походкой. Как бы в ответ Шарику он продолжает.

Рокер.

Человек я, не пёс,

Я в себе песню нёс,

Но увидел твой нос —

Он до рэпа дорос,

Барбос!

Шарик от радости подпрыгивает.

Шарик. Я не Барбос, я Шарик, ура!

Матроскин. Мяу! И что это было?

Ведущий. А это, Матроскин, встретились род­ственные души. Два рэпера.

Матроскин. Кого-кого?

Ведущий. Рэпер — это исполнитель рэпа. Слово «рэп» произошло от английского rap— «стук», «удар» (намёк на ритмичность рэпа). «Torap» также означает «говорить», «разговаривать». Рэп - значит ритмичный речитатив. Да пусть вот товарищ сам расскажет, что в нём хорошего.

Рокер. О, слова и ритм - это сердце рэпа. Один или несколько вокалистов читают, а диск-жокей обеспечивает ритм, быстро двигая пластинку под иголкой взад-вперёд, создавая, таким образом, характерный для хип-хопа звук.

Зачастую в текстах рэп-композиций испол­нитель рассказывает о том, как сложно жить, о разных жизненных ситуациях, которые являют­ся проблемами многих, о том, что за себя нужно бороться, что нужно проявлять уважение к себе и остальным, учит быть человечнее. Рэп - это, по сути, доморощенный, уличный жанр. К сожале­нию, бывают и такие, которые показывают свою силу, их тексты грубы и некрасивы. Такие «ис­полнители» портят рэп-культуру.

Ведущий. Настоящее исследование по истории рэп-музыки изложено в книге музыкального кри­тика Дэвида Тупа «Рэп-атака. От африканского рэпа до глобального хип-хопа». (Демонстрируется книга.)

Шарик (нетерпеливо). Наших, наших самых популярных назови!

Рокер. Пожалуйста! (Демонстрируются фото и называются исполнители, напримерГуф, Дельфин.)

Рокер. Посмотрели? Познакомились? Ну, я по­шёл! (Уходит, пританцовывая и начитывая: «Я пошёл, я шёл, я друзей нашёл...». Шарик машет ему лапой.)

Матроскин. Ну вот. И ходить никуда не при­шлось. Сами к нам пришли и всё рассказали.

Ведущий. Всё рассказать невозможно. Музыка - это действительно огромная волшебная страна. И сегодня с помощью встретившихся нам музы­кантов мы только на шажок вошли в неё. А сейчас давайте попрощаемся с ребятами.

Матроскин. До свидания!

Шарик. Пока!

Литература:

Золотухин, В.С. Секрет Высоцкого / В. С. Золотухин. М.: Алгоритм, 2010. 320 с.

Макарьев, А.В. Битлз: секретные материалы / А. В. Макарьев. М.: Алгоритм, 2008. 192 с.

Музыка наших дней: энциклопедия / ред. М.Аксенова, Д.Володихин. М.: Аванта+, 2002. 428 с.

Окуджава, Б.Ш. Посвящается вам / Б.Ш. Окуджава: стихи. М.: Советский писатель, 1988. 144 с.

Рок-энциклопедия / авт.-сост. С.Кастальский. М.: Ровесник, 1997. 912 с.

Туп, Д. Рэп-атака: от африканского рэпа до глобаль­ного хип-хопа / Дэвид Туп; пер. с англ. О.Осовский. М.: Альпина нон-фикшн, 2012. 340 с.

Цой, В.Р. Последний герой: стихи, песни, воспоми­нания / В.Р.Цой. М.: Эксмо, 2008. 352 с. (Самое лучшее, самое любимое.)

Электронные издания:

Высоцкий, В. Если друг оказался вдруг [Звукоза­пись] М.: Рофф-Текнолоджис, 2003. 1 электрон. опт. диск.

ElvisPresley[Звукозапись]. М.: Albarecords, 2001. 1 электрон. опт. диск.

Окуджава, Б. Песенка влюблённых [Электронный ресурс] М.: Арк-Систем Рекордз, 2003. 1 электрон. опт. диск.

Песни: 1954-1959 [Электронный ресурс] / Э. Пресли. М.: Адепт, 2002. 1 электрон. опт. диск. (Классика).

Цой, В. Песни под гитару [Звукозапись] / В. Цой. М.: Morozrecords, 1999. 1 электрон. опт. диск.

От редакции.

Ориентируясь, в первую очередь, на классику художест­венной культуры, мы, тем не менее, считаем необходимым объективное освещение и осмысление тех её пластов, которые привлекательны для современного подростка. Может, правда, показаться, что в предложенном сценарии интонация ведущих, отвечая возрасту адресатов, несколь­ко противоречит характеру рассматриваемого материала. Однако автор не претендует на содержательный анализ. Его главная задача как работника библиотеки - пробудить познавательный интерес детей и привлечь внимание к соответствующей литературе. С этой точки зрения статья [".Соболевой будет полезна педагогам дополнительного образования.

Многогранная работа сотрудников Липецкой областной детской библиотеки заслуживает одобрения и поддержки. (см. статью Е.Коровиной и Е.Щетининой об опыте рабо­ты киноклуба в медиацентре библиотеки, с.58, и статью В.Мячиной «Художник рисует книгу» - в следующем номере журнала.

 

Искусство в школе: 
2017
№2.
С. 40-44.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.