Музыкальный ринг

М. Топчий, учитель музыки МБОУ СОШ №10, г. Борисоглебск Воронежской области

Музыкальный ринг

Внеклассное мероприятие для учащихся VII классов

Добрый день! Мы рады приветствовать Вас на очередной интеллектуальной игре марафона «Дорогу осилит идущий» среди учащихся VII классов.

У Д.Б. Кабалевского есть замечательные слова: «Если кто-то проживёт всю жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского, не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский, ни Мусоргский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много».

Ребята, я надеюсь, что этого не произойдёт с вами. В школе есть замечательный предмет «Музыка», на котором вы знакомитесь с жизнью и творчеством композиторов, учитесь слушать и понимать музыку.

Академик Д.С. Лихачев сказал: «Для восприятия искусства нужны знания». А какой багаж знаний вы получили за время обучения, мы и определим за время игры «Музыкальный ринг», в которой участвуют команды 7 «А» и 7 «Б» классов.

Конкурс 1. О каком композиторе идёт речь?

1. Твой чудный звук!
Вот долетел до слуха он —
И кажется, всем хором муз я окружён.
Органный твой аккорд в нас зависть приглушает,
А сквернословов дара речи он лишает.

Так писал о музыке великого немецкого композитора XVIII века его современник поэт Л.Ф. Худеман. При жизни композитор не получил заслуженного призвания. Интерес к его музыке возник почти сто лет спустя после его смерти. Самым любимым его инструментом был орган. Никто в мире не писал для органа столько музыкальных произведений, как он.

Музыкальная подсказка. И.С. Бах. Токката ре минор.

2. Д. Шостакович так говорил об этом композиторе: «Это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления». Более двухсот лет назад по всей Европе распространилась молва об удивительном пятилетием музыканте из австрийского города Зальцбург. Рассказы о том, что он с необыкновенным мастерством играет на клавесине, на скрипке, на органе, передавались из уст в уста. Поразительный дар мальчика сочинять и играть музыкальные произведения восхищал не только любителей музыки, но и известных композиторов. «Этот мальчик затмит нас всех», — признавали многие из них. За свои 36 лет он написал более 600 произведений. «Вечно солнечный свет музыки», — так говорил о нём Рубинштейн. И лишь его последнее произведение полно скорби и трагизма.

Музыкальная подсказка. В.А. Моцарт. Реквием. Лакримоза.

3. В XIX веке в Вене, столице Австрии, появилась удивительная семья. Удивительная потому, что отец и его три сына прославились как авторы танцев, главным образом вальсов. Самым талантливым из трёх братьев оказался старший, названный в честь отца. Он превзошёл своего отца, братьев, современников, сочинявших модный танец вальс. Его прозвали «королём вальсов». О том, насколько успешно началась его карьера, говорит такой факт: на первом же концерте, в котором он выступал как композитор, скрипач и дирижёр, его вальс, начинавший программу, по просьбе публики был повторен четыре раза, а заключительный — 19 раз!

Музыкальная подсказка. И.Штраус. Вальс «Сказки Венского леса».

4. «Люди сами строят свою судьбу!» — утверждал великий немецкий композитор. Девиз его жизни и творчества «Через борьбу — к победе!» означает: побеждает тот, кто сражается. Его вера в жизнь, в победу удивительна, трудно найти человека, которому судьба преподнесла бы столько ударов: безрадостное детство, смерть любимой матери, опостылевшая служба с одиннадцати лет, постоянные неурядицы, потеря друзей и, наконец, самый страшный удар глухота. Но композитор не сдавался. Он сочинял музыку. И какую! В самый трудный час он писал: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня ей не удастся». Он сражался и победил. Р.Роллан писал: «Он самый большой, самый лучший друг всех, кто страдает и кто борется».

Музыкальная подсказка. Л. Бетховен. Симфония №5. Фрагмент 1-й части.

5. Не найти гениальней и проще
Ритмов тех, что подскажет капель,
Соловей, растревоженный в роще,
Пастуха зоревая свирель...
Всё впитается в чуткую душу
И вернётся мелодией вдруг.
Тихий мальчик из Воткинска слушал
Звуки милой природы вокруг.

— так писал об этом русском композиторе XIX века поэт С. Широбоков.

Из родного Воткинска мать привезла его в Петербургское училище правоведения, после окончания которого он был направлен на службу в департамент Министерства юстиции. Но чиновник из него не получился. Немало удивив родных, он бросил службу, навсегда связав свою жизнь с музыкой. «С Глинкой мне, может быть, не сравняться, - писал рассерженному его «легкомыслием» брату, - но, увидишь, что ты ещё будешь гордиться родством со мной». Эти слова оказались пророческими. Он стал самым исполняемым и известным в мире русским композитором. В последние годы жизни он поселился в Клину, где после его смерти был открыт дом-музей, основанный его братом. Здесь вы увидите личные вещи композитора, ноты, письменный стол и, главное, рояль. Теперь на нём играют участники Международного конкурса, названного его именем.

Музыкальная подсказка. П.И. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1.

6. Барановская так начинала свой рассказ о творчестве этого композитора: «В хмурое туманное утро 1862 года из Кронштадской гавани отплывал корабль «Алмаз». На борту его находился девятнадцатилетний выпускник морского корпуса. Несмотря на то что впереди его ждало много интересного, на душе молодого моряка было безрадостно. Незадолго до плавания он познакомился с молодым композитором М.А.Балакиревым и вошёл в кружок под названием «Могучая кучка». Это содружество молодых талантливых людей, решивших посвятить себя делу создания русской национальной музыки. Но кругосветное путешествие послужило композитору источником разнообразных впечатлений, которые отразились в его творчестве. В историю мировой музыкальной культуры он вошёл как композитор-сказочник. Из 15 опер девять написаны на сказочные сюжеты.

Музыкальная подсказка: Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада».

Конкурс 2. Найди соответствие

страна композитор
Австрия Моцарт
Россия Шопен
Польша; Бородин
опера композитор
Руслан и Людмила Бородин
Евгений Онегин Глинка
Князь Игорь Чайковский

3. Русская народная песня «Дунай мой, Дунай». (Баритон.)

Конкурс 4. Поговорим об оркестре

— Какие виды оркестров вы знаете? (Симфонический, духовой, народных инструментов, джазовый.)
— Назовите австрийского композитора XVIII в., установившего основной состав симфонического оркестра. (И. Гайдн.)
— Назовите основные группы симфонического оркестра. (Струнно-смычковая, деревянно-духовая, медно-духовая, ударная.)
— Уберите лишнее: скрипка, виолончель, орган.
— Уберите лишнее: треугольник, барабан, тарелки, скрипка; валторна, труба, тромбон, рояль.

Определите на слух звучание инструментов симфонического оркестра.

  1. С. Рахманинов. «Вокализ». (Виолончель.)
  2. И.С. Бах. «Шутка» из оркестровой сюиты №2. (Флейта.)
  3. П. Чайковский. «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро». (Труба.)

Конкурс 5. Легенды и мифы Древней Греции. Игра со зрителями

— Кто в Древней Греции являлся покровителем искусств, богом света, гармонии и поэтического вдохновения? (Аполлон.)
— Как в Древней Греции звали певца и музыканта, чьей игрой заслушивались не только люди, но и звери. Не смирившись со смертью своей любимой жены, он отправился в царство теней к мрачному Аиду, которого смог растрогать своей песней? (Орфей.)
— Вспомним знаменитый поход аргонавтов в Колхиду. Неминуемую гибель несла им встреча с сиренами, обитательницами морских островов. Что же зловещего таилось в этих загадочных существах - полуптицах-полуженщинах? Ведь они не нападали на мореплавателей, не преследовали их корабли, у них не было ни пушек, ни ядовитых стрел. Однако у них было другое. Что? (Божественный голос, необыкновенно притягательный. Слышавшие пение сирен, не помня себя, бросались в море на их призывный зов и погибали.)
— Взятый в плаванье в Колхиду Орфей заглушал сирен пением и игрой на лире. А что предпринял Одиссей, проплывая мимо острова сирен? (Залил воском уши своих товарищей, чтобы они спаслись от искушающего гибельного призыва, и приказал привязать себя к мачте корабля.)
— Уродливый козлоногий бог полей Пан очень гордился своей игрой и однажды вызвал на соревнование самого Аполлона. Нежно неслись по склонам гор простые звуки пастушьей свирели Пана, их сменяли величественные звуки золотой кифары Аполлона. Когда смолкли последние звуки, все принялись славить Аполлона, признавая за ним победу. И только Мидас не восторгался, а хвалил простую игру Пана. Как поступил с ним разгневанный Аполлон? (Аполлон превратил уши Мидаса в ослиные. Опечаленный несчастный Мидас прячет их теперь под большим тюрбаном.)
— Как в Древней Греции назывался крылатый конь, символ поэтического вдохновения? (Пегас.)
— На склонах, какой мифической горы обитали музы — покровительницы искусства? (Парнас.)

Конкурс 6. Игра «Да - нет!»

Приглашаются капитаны команд. Каждому выдаются карточки со словами «Да» и «Нет». Если вы согласны с услышанным утверждением, то поднимите карточку со словом «Да», если не согласны, то карточку со словом «Нет».

  1. Ансамбль из трёх исполнителей называется квартет.
  2. Этюд — это небольшая музыкальная пьеса-«упражнение» для развития техники музыканта.
  3. Баркаролла — песня гондольеров в Венеции.
  4. Многоголосное полифоническое произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы, построенное по строгим законам сочинения, называется увертюрой.
  5. Рондо — музыкальная форма, основанная на многократном повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания («круговая форма»).
  6. Создание музыкального произведения в момент исполнения называется импровизацией.
  7. Тарантелла — музыкальное произведение, исполняемое в вечернее время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви (песня в честь возлюбленной).
  8. Симфония — это большое музыкальное произведение из четырех частей, предназначенное для симфонического оркестра.
  9. Песня, романс, кантата и оратория относятся к жанрам инструментальной музыки.
  10. Музыкальное произведение для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром называется концертом.

Конкурс 7. «Танцевальная мозаика»

  1. Самый древний танец Польши. В старину его называли «великим» или «пешим». Этим танцем открывались все придворные балы. Это своеобразный марш в трехдольном размере. С XVIII века известен как музыкальный жанр. Музыкальная подсказка. Ф. Шопен. Полонез, соч. 53, №6.
  2. Об этом танце сказано немало.
    Он в песнях и в стихах воспет.
    Но сколько б танцев не бывало,
    А лучше и красивей нет!
    Появился в Австрии. С начала XIX века завоевал популярность по всей Европе. Его название произошло от немецкого слова Walzen — «прокатывать», «кружить». Музыкальная подсказка. И.Штраус. На прекрасном голубом Дунае.
  3. Излюбленный польский танец. Название его произошло из Мазовии — одной из польских областей. Весёлая, задорная мелодия в трёхдольном размере. Этот парный танец стал популярен на дворянских балах. Музыкальная подсказка. М. Глинка. «Мазурка» из оперы «Иван Сусанин».
  4. Старинный французский танец, характеризующийся большим количеством поклонов и реверансов. Музыкальная подсказка. В. Моцарт. Менуэт.
  5. Чешский парный танец. Название его означает «половинка», т.к. танцуют его маленькими шажками. Весёлый деревенский танец в двухдольном размере. Музыкальная подсказка: П. Чайковский. Полька.

Конкурс 8. Музыкальный диктант. Определите на слух название произведения и его автора

  1. Л. Бетховен. «Лунная соната».
  2. В.А. Моцарт. Маленькая ночная серенада.
  3. Ф. Шуберт. Серенада.
  4. М. Глинка. Романс «Жаворонок».
  5. Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля». Из оперы «Сказка о царе Салтане».

Подведение итогов игры и награждение победителей.

Литература:

  1. Алеев, В.В. Музыкальный словарь для учителя / В. В. Алеев, Т.И. Науменко. СПб., 1995. С. 52.
  2. Ботицкий М. Знаете ли вы музыку. Вып. 2. М.: Музыка, 1985.
  3. Васина-Гроссман В. Первая книга о музыке. Изд. 5. М.: Музыка, 1988.
  4. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1989.
Автор: 
Искусство в школе: 
2017
№2.
С. 37-39.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.