Музыкальный ринг
М. Топчий, учитель музыки МБОУ СОШ №10, г. Борисоглебск Воронежской области
Музыкальный ринг
Добрый день! Мы рады приветствовать Вас на очередной интеллектуальной игре марафона «Дорогу осилит идущий» среди учащихся VII классов.
У Д.Б. Кабалевского есть замечательные слова: «Если кто-то проживёт всю жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского, не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский, ни Мусоргский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много».
Ребята, я надеюсь, что этого не произойдёт с вами. В школе есть замечательный предмет «Музыка», на котором вы знакомитесь с жизнью и творчеством композиторов, учитесь слушать и понимать музыку.
Академик Д.С. Лихачев сказал: «Для восприятия искусства нужны знания». А какой багаж знаний вы получили за время обучения, мы и определим за время игры «Музыкальный ринг», в которой участвуют команды 7 «А» и 7 «Б» классов.
Конкурс 1. О каком композиторе идёт речь?
1. Твой чудный звук!
Вот долетел до слуха он —
И кажется, всем хором муз я окружён.
Органный твой аккорд в нас зависть приглушает,
А сквернословов дара речи он лишает.
Музыкальная подсказка. И.С. Бах. Токката ре минор.
Музыкальная подсказка. В.А. Моцарт. Реквием. Лакримоза.
Музыкальная подсказка. И.Штраус. Вальс «Сказки Венского леса».
Музыкальная подсказка. Л. Бетховен. Симфония №5. Фрагмент 1-й части.
Ритмов тех, что подскажет капель,
Соловей, растревоженный в роще,
Пастуха зоревая свирель...
Всё впитается в чуткую душу
И вернётся мелодией вдруг.
Тихий мальчик из Воткинска слушал
Звуки милой природы вокруг.
— так писал об этом русском композиторе XIX века поэт С. Широбоков.
Музыкальная подсказка. П.И. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1.
Музыкальная подсказка: Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада».
Конкурс 2. Найди соответствие
страна | композитор |
Австрия | Моцарт |
Россия | Шопен |
Польша; | Бородин |
опера | композитор |
Руслан и Людмила | Бородин |
Евгений Онегин | Глинка |
Князь Игорь | Чайковский |
3. Русская народная песня «Дунай мой, Дунай». (Баритон.)
Конкурс 4. Поговорим об оркестре
— Какие виды оркестров вы знаете? (Симфонический, духовой, народных инструментов, джазовый.)
— Назовите австрийского композитора XVIII в., установившего основной состав симфонического оркестра. (И. Гайдн.)
— Назовите основные группы симфонического оркестра. (Струнно-смычковая, деревянно-духовая, медно-духовая, ударная.)
— Уберите лишнее: скрипка, виолончель, орган.
— Уберите лишнее: треугольник, барабан, тарелки, скрипка; валторна, труба, тромбон, рояль.
Определите на слух звучание инструментов симфонического оркестра.
- С. Рахманинов. «Вокализ». (Виолончель.)
- И.С. Бах. «Шутка» из оркестровой сюиты №2. (Флейта.)
- П. Чайковский. «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро». (Труба.)
Конкурс 5. Легенды и мифы Древней Греции. Игра со зрителями
— Кто в Древней Греции являлся покровителем искусств, богом света, гармонии и поэтического вдохновения? (Аполлон.)
— Как в Древней Греции звали певца и музыканта, чьей игрой заслушивались не только люди, но и звери. Не смирившись со смертью своей любимой жены, он отправился в царство теней к мрачному Аиду, которого смог растрогать своей песней? (Орфей.)
— Вспомним знаменитый поход аргонавтов в Колхиду. Неминуемую гибель несла им встреча с сиренами, обитательницами морских островов. Что же зловещего таилось в этих загадочных существах - полуптицах-полуженщинах? Ведь они не нападали на мореплавателей, не преследовали их корабли, у них не было ни пушек, ни ядовитых стрел. Однако у них было другое. Что? (Божественный голос, необыкновенно притягательный. Слышавшие пение сирен, не помня себя, бросались в море на их призывный зов и погибали.)
— Взятый в плаванье в Колхиду Орфей заглушал сирен пением и игрой на лире. А что предпринял Одиссей, проплывая мимо острова сирен? (Залил воском уши своих товарищей, чтобы они спаслись от искушающего гибельного призыва, и приказал привязать себя к мачте корабля.)
— Уродливый козлоногий бог полей Пан очень гордился своей игрой и однажды вызвал на соревнование самого Аполлона. Нежно неслись по склонам гор простые звуки пастушьей свирели Пана, их сменяли величественные звуки золотой кифары Аполлона. Когда смолкли последние звуки, все принялись славить Аполлона, признавая за ним победу. И только Мидас не восторгался, а хвалил простую игру Пана. Как поступил с ним разгневанный Аполлон? (Аполлон превратил уши Мидаса в ослиные. Опечаленный несчастный Мидас прячет их теперь под большим тюрбаном.)
— Как в Древней Греции назывался крылатый конь, символ поэтического вдохновения? (Пегас.)
— На склонах, какой мифической горы обитали музы — покровительницы искусства? (Парнас.)
Конкурс 6. Игра «Да - нет!»
Приглашаются капитаны команд. Каждому выдаются карточки со словами «Да» и «Нет». Если вы согласны с услышанным утверждением, то поднимите карточку со словом «Да», если не согласны, то карточку со словом «Нет».
- Ансамбль из трёх исполнителей называется квартет.
- Этюд — это небольшая музыкальная пьеса-«упражнение» для развития техники музыканта.
- Баркаролла — песня гондольеров в Венеции.
- Многоголосное полифоническое произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы, построенное по строгим законам сочинения, называется увертюрой.
- Рондо — музыкальная форма, основанная на многократном повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания («круговая форма»).
- Создание музыкального произведения в момент исполнения называется импровизацией.
- Тарантелла — музыкальное произведение, исполняемое в вечернее время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви (песня в честь возлюбленной).
- Симфония — это большое музыкальное произведение из четырех частей, предназначенное для симфонического оркестра.
- Песня, романс, кантата и оратория относятся к жанрам инструментальной музыки.
- Музыкальное произведение для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром называется концертом.
Конкурс 7. «Танцевальная мозаика»
- Самый древний танец Польши. В старину его называли «великим» или «пешим». Этим танцем открывались все придворные балы. Это своеобразный марш в трехдольном размере. С XVIII века известен как музыкальный жанр. Музыкальная подсказка. Ф. Шопен. Полонез, соч. 53, №6.
- Об этом танце сказано немало.
Он в песнях и в стихах воспет.
Но сколько б танцев не бывало,
А лучше и красивей нет!
Появился в Австрии. С начала XIX века завоевал популярность по всей Европе. Его название произошло от немецкого слова Walzen — «прокатывать», «кружить». Музыкальная подсказка. И.Штраус. На прекрасном голубом Дунае. - Излюбленный польский танец. Название его произошло из Мазовии — одной из польских областей. Весёлая, задорная мелодия в трёхдольном размере. Этот парный танец стал популярен на дворянских балах. Музыкальная подсказка. М. Глинка. «Мазурка» из оперы «Иван Сусанин».
- Старинный французский танец, характеризующийся большим количеством поклонов и реверансов. Музыкальная подсказка. В. Моцарт. Менуэт.
- Чешский парный танец. Название его означает «половинка», т.к. танцуют его маленькими шажками. Весёлый деревенский танец в двухдольном размере. Музыкальная подсказка: П. Чайковский. Полька.
Конкурс 8. Музыкальный диктант. Определите на слух название произведения и его автора
- Л. Бетховен. «Лунная соната».
- В.А. Моцарт. Маленькая ночная серенада.
- Ф. Шуберт. Серенада.
- М. Глинка. Романс «Жаворонок».
- Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля». Из оперы «Сказка о царе Салтане».
Подведение итогов игры и награждение победителей.
Литература:
- Алеев, В.В. Музыкальный словарь для учителя / В. В. Алеев, Т.И. Науменко. СПб., 1995. С. 52.
- Ботицкий М. Знаете ли вы музыку. Вып. 2. М.: Музыка, 1985.
- Васина-Гроссман В. Первая книга о музыке. Изд. 5. М.: Музыка, 1988.
- Газарян С. В мире музыкальных инструментов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1989.
Оставить комментарий