Художник и природа: преодоление разрыва
А. Мелик-Пашаев
Художник и природа: преодоление разрыва
Природа для меня, огонь, вода, ветер, камни, растения, животные — всё это части разбитого единого существа.
А человек в природе — это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство.
М. Пришвин
В нашем сознании, в нашей профессиональной деятельности, в наших статьях и книгах заботы педагогической повседневности и размышления о сути, целях, духовных возможностях Искусства зачастую существуют отдельно друг от друга. Думаю, что это неправильно. Тем более что это и невозможно. Наши представления «о сути искусства», ясные или расплывчатые, верные или ложные, может, и вовсе не осознаваемые, неизбежно влияют и на наши методические принципы и разработки, и буквально на всё, что реально происходит на уроках. Поэтому лучше не отгораживаться, а идти навстречу размышлениям о высших возможностях искусства и здраво соотносить, проецировать их на то, что мы можем «здесь и теперь» дать нашим ученикам. А может быть, и получить от них, поскольку в благоприятной педагогической ситуации ребёнок может раскрыть в себе непредвиденные нами возможности. Это, несомненно, касается и темы этой статьи: отношения художника к природе, или, лучше сказать, отношений художника и природы.
Внимательный читатель заметит, что нормально развивающийся ребёнок, даже в нынешних условиях угрожающего дефицита общения с живой природой, психологически ближе в этом отношении к позиции художника, чем среднестатистический, рационально мыслящий взрослый. И эти его наивные, но бесконечно ценные предпосылки должного отношения к природе мы обязаны развивать в художественной практике. Но об этом я предлагаю подумать самим читателям, педагогам-практикам, тем из них, кому последующее изложение покажется убедительным. Я же в дальнейшем буду говорить не столько о детях, сколько о художниках.
Представляют ли отношения художника и природы проблему, требующую обсуждения? Разве мы не знаем, что художникам, музыкантам и поэтам от века свойственно любоваться красотами природы, слушать «музыку ручьёв» и «хоры птичьих голосов», ставить мольберты на высоком берегу, у живописной излучины,— словом, находить в природе «неиссякаемый источник творческого вдохновения»?
Но присмотримся внимательнее к тому, как изображается — и преображается! — облик природы в творчестве великих писателей и живописцев; прислушаемся, что и как говорят они о своём общении с природой,— мы не найдём поверхностного любования её красотами. Мы обнаружим, что большого художника часто побуждают к творчеству такие стороны жизни природы, такие её явления, предметы, существа, которые вовсе не считаются «красивыми» с житейской точки зрения, «прекрасными» или «возвышенными» с позиций традиционной эстетики. А главное, мы почувствуем, что за изображениями природы в произведениях разных авторов стоит нечто, предшествующее работе кисти и пера, нечто, гораздо более общее, глубинное, первичное — какое-то особое отношение человека к природе.
В чём же его своеобразие? Поспешная попытка дать ответ в форме однозначных определений едва ли удовлетворит читателя. Ведь речь идёт о целостном, богатом переживании, которое несводимо к рациональным формулировкам: чтобы его действительно понять, надо в какой-то степени быть сопричастным ему. Иначе говоря, припомнить, осознать или приобрести некий духовный опыт — пусть не равный, но подобный тому, каким обладают большие художники. А помочь нам могут те из них, кто старался осмыслить и описать внутренние условия, при которых общение художника с природой приводит к зарождению творческих замыслов.
Иногда своеобразие отношения художника к природе само по себе становится содержанием произведения. Как, например, в строках Ф. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Знаменитое четверостишие даёт повод для серьёзнейших вопросов! Насколько буквально надо понимать эту характеристику природы? Или — что, конечно, привычнее и спокойнее — всё это «только метафора»? Но тогда — что такое метафора? Придуманный людьми искусства условный приём, которому ничто в действительной жизни не соответствует? Или — наиболее адекватный способ сказать о чём-то таком, что присутствует в жизни, в опыте художника, но не поддаётся удовлетворительному выражению в иной, рациональной форме?
На чём основана очевидная уверенность поэта в правоте своего воззрения? заметим, как интонация Тютчева отличается, например, от наивно-романтического протеста Е.Баратынского. Его лирический герой — «дитя последних сил природы» (здесь и далее курсив мой — А.М.), пытаясь отстоять «поэзии ребяческие сны», исчезнувшие «при свете просвещенья», способен лишь гордо пасть под напором рационализма и «промышленных забот» железного века. А Тютчев веско предупреждает, говорит «как власть имеющий», хотя и не очень верит в пробуждение своего омертвелого оппонента («Увы, души в нём не встревожит / И голос матери самой»).
Наконец, кто же этот оппонент? Кому, вернее, какому типу сознания адресованы настойчивые тютчевские "не" ? С этого, пожалуй, и следует начать.
Отношение к природе, которое гак явно осуждает поэт, играло (и продолжает играть) важную и противоречивую роль в истории европейской культуры нового времени. Чтобы напомнить о его истоках, приведу слова великого мыслителя, оказавшего исключительное влияние на формирование новоевропейского сознания (которое иногда так и называют — "картезианским").
"В камнях и растениях,— пишет Р. Декарт,— нет никаких тёмных сил, никакой диковинной симпатии и антипатии и, наконец, нет ничего во всей природе, чего нельзя было бы свести на причины исключительно телесные, то есть лишённые души и сознания" [1, 117].
Излишне говорить, какое значение имело для становления естественнонаучной картины мира такое понимание природы, независимо от того, в какой мере оно может быть принято сегодняшним естествознанием (об этом — ниже). На его основе стало возможным открытие "законов природы и научное предвидение". Оно же дало человеку способность (и моральное право!) в небывалых масштабах подчинять силы природы своим целям, согласно приписываемой Ф.Бэкону формуле "знание — сила". С ним в значительной степени связан самый пафос представления нового времени о "могуществе человеческого разума".
Но столь же очевидно и другое: получая однобокое, гипертрофированное развитие, врастая в повседневную практику и психологию людей, такой подход к природе обнаруживает свои отрицательные черты. Формируется и становится господствующим отчужденно-потребительское отношение к природе как к "безгласной вещи" (выражение М.М.Бахтина), весь смысл существования которой — послужить человеку сырьём, полезным средством для достижения его утилитарных целей. Несправедливость этого подхода была изначально чревата возмездием: человек, не способный соотносить свою деятельность с интересами самой природы, «вставать на её точку зрения, всерьёз испытывать благодарность к ней, уважать её само-ценность, оказался перед лицом экологического краха.
Последствия вещного подхода к природе отразились на человеке самым непосредственным образом: лишив природу «души и сознания, научно-теоретическая мысль и с человеком начала обходиться подобным же образом.
Если Декарт признал "живыми автоматами" животных, то уже в следующем столетии в науке была открыта тема "человек-машина". Вариации на эту тему — разумеется, выполненные на уровне современных научных знаний — звучали ещё совсем недавно и, скорее всего, не в последний раз.
Понятно, что вопрос этот не чисто теоретический: он охватывает и философские позиции, и научные парадигмы, и человеческие ценности, и сам уклад жизни людей. Полузабытый К.Маркс был совершенно прав, когда писал, что европейское общество его времени поражено «отношением всеобщей полезности, «всеобщей годности к употреблению. Чуть позже, на рубеже веков, выдающийся физиолог А.Введенский с какой-то педантической пунктуальностью объяснял, что, оставаясь на почве строго научной аргументации, невозможно убедиться в одушевлённости другого человека. Я вижу те или иные действия другого человека, мимику и т.д., а того, что во всём этом проявляется его внутренняя жизнь, его душа, нельзя научно доказать, в это можно только верить по аналогии с самим собой. Это и неудивительно, поскольку наука занимается тем, что можно «свести на причины, лишённые души и сознания, и потому упускает или заведомо исключает из своей компетенции собственно человеческое в человеке (на это в 70-80-е годы упорно обращал внимание учёных талантливый философ А.Арсеньев).
Но, кажется, мы становимся свидетелями того, как набирает силу противоположное движение мысли. Крупные философы (например, Н.Лосский), учёные-естественники, математики (назову здесь хотя бы эволюционное учение Тейяра де Шардена и более поздние работы В.Налимова), экспериментаторы, которые показывают, как «эмоционально отзывчивы могут быть растения – все они по-разному говорят о том, что во всём мире разлиты – в потенциальных, слабых или просто "иных" формах – душа и сознание. Природа всё менее напоминает "натюрморт" ("мёртвую природу"), всё более – "штильлебе" ("тихую, безмолвную жизнь").
И вот, мы убеждаемся, что художественное сознание, художественная практика людей по-своему утверждали именно такое отношение к природе. Оценим драматизм этой неравной борьбы, этого плавания против главного течения культуры (если не мировой, то западноевропейской), которое на протяжении последних веков предпринимали живописцы и поэты. И делали это тем более сознательно и упрямо, чем более научная мысль утверждала, а бытовое сознание принимало картину бездушного мира. И становились (конечно, не только по этой причине) "чудаками", аутсайдерами современной культуры, или, как выразился один современный социолог, её "священными животными", которых общество всеобщей полезности на определённых условиях соглашается кормить.
Сопоставляя высказывания выдающихся мастеров искусства, замечаешь удивительный факт: эти люди были разделены пространством и временем, принадлежали к далеким друг от друга народам, обладали несхожим мировоззрением, работали в различных видах искусства, но когда они говорят о восприятии природы, рождающем творческие замыслы, то словно описывают один и тот же непреходящий феномен художественного сознания; при этом мысль облекается даже в почти совпадающие слова. Сходство это столь очевидно и разительно, что позволяет отвлечься от культурно-исторического контекста, в котором родилось высказывание того или иного мастера. Вот несколько примеров.
Великий японский поэт XVII века утверждает: "Если предмет и я существуем раздельно, истинной поэзии не получится" [2, 29]. И русский писатель, наш современник, говорит: "Я назову победой момент творческой высоты, когда субъективно я и мир — одно, а объективно остается свидетельством этому созданная новая форма" [3, 343]. Тот же смысл — в словах выдающегося армянского живописца: "Необходимо раствориться в природе и растворить её в себе. Слиться с природой. Я глубоко убеждён в том, что именно это и есть основа субъективной активности художника. Ведь какой бы объект ни писал художник, он пишет и себя самого. Если нет тесной связи между изображаемым миром и внутренним миром художника, искусства... никогда не получится" [4, 65-66].
Число подобных высказываний можно увеличить во много раз, но и приведённых достаточно, чтобы заметить важнейшую "родовую черту" отношения художников к природе: они преодолевают незримую психологическую преграду, которая в обычной жизни разделяет человека и природу как "я" и "не — я", субъект и его объект, и непосредственно переживают свою единоприродностъ с миром, глубинную сопричастность ему.
Именно осознанное переживание изначального, бытийного единства с природой, а не любование ею как внешним объектом, составляет сердцевину отношения большого художника к природе. Больше того, как подчёркивают мастера искусства, только при этом условии становится возможным истинное творчество художника.
С этим исходным переживанием связаны и другие особенности отношения художника к природе. Так, он не может воспринимать природу в целом или какое-либо отдельное явление её как "безгласную вещь", внешний объект (рационального познания, утилитарного использования или гедонистически окрашенного интереса к внешним красотам — в данном случае различия несущественны). Он начинает видеть в ней некую "субъектную" глубину и самоценность, ценить прежде всего самый факт её существования.
Вместе с утилитарно-потребительским отношением к природе рушатся и предвзятые представления о том, что одни явления и существа природы более достойны быть запечатлёнными в искусстве, чем другие, одни "возвышенны", "изящны", а другие грубы, заурядны, ничтожны и т.п. Ведь такая иерархия чаще всего является лишь оборотной стороной, а может быть — и оправданием потребительского подхода к природе в реальной жизни. И тогда "прекрасное", "изящное" и "возвышенное" предпочитают искать вдали от своего крыльца, от повседневного опыта, или — в ограниченном круге специально для того предназначенных явлений природы, и исключают из сферы эстетического всё привычное, "невзрачное" и простое.
Но истинно художественное отношение к природе не знает такой дискриминации, а в новейшее время "простое" даже получило преимущество в глазах художников. Так, Р.-М.Рильке советует начинающему поэту "обратиться к природе, к простому и малому в ней, которого не замечает почти никто и которое может гак непредвиденно стать большим и безмерным, стоит лишь Вам полюбить неприметное и со всей скромностью человека, который служит, попробовать завоевать доверие того, что казалось бедным" [5, 337]. "Из всего, что нас окружает,— утверждает М.Басё,— можно извлечь поэзию, её только нужно заметить, она существует в простых вещах, поэзия, о которой говорили издревле, она — повсюду" [2, 33].
Когда какой-то круг явлений природы, будь то снежные пики или цветки и стрекозы, всё же получает в глазах художника преимущество, то это означает лишь, что этот художник (как индивидуальность как носитель мироощущения своей культуры) в общении именно с ними наиболее полно и остро переживает свою сопричастность природе. А в принципе потенциальная эстетическая ценность присуща всему в природе: величественному и неприметному, экзотическому и будничному; всё это подлежит художественному освоению как проявление того же всеобщего бытия, неотъемлемой частью которого сознаёт себя и сам человек.
Всякое явление природы открывается художнику как наделённое внутренней жизнью, родственной его собственной и потому понятной ему. Чтобы поведать об этом, он прибегает к метафоре; постоянно соотносит природу с собой, судит о ней "по себе" (такое суждение "по себе" М.Пришвин считал обязательным моментом в творчестве).
Тут уместно сказать о характерной черте отношения художника к природе именно как отношения эстетического. "Эстетическое" – значит, связанное с чувственным восприятием. Действительно, восприятие чувственного облика предмета играет для художника огромную роль. Но конкретная, чувственно воспринимаемая, индивидуально-неповторимая форма существ, предметов, явлений природы выступает для художника не просто как их "внешняя сторона", за которой предполагается некая внутренняя, умопостигаемая сущность, а как выразительный лик, как непосредственное раскрытие души, родственной человеку внутренней жизни.
"Внутреннее состояние, "настроение", "характер", "судьба" предмета — всё это художник познаёт и сопереживает именно в связи с восприятием внешнего облика вещей, их неповторимой и преходящей формы. Замечательно говорит об этом Р.-М. Рильке: «...не поверхность ли всё то, что перед нами, всё, что мы воспринимаем, объясняем, истолковываем? Всяческое счастье, от которого во веки веков трепетали сердца, всяческое величие, мысль о котором почти разрушает нас ... в одно какое-то мгновение всё это было ... тенью на лбу, этой черточкой у рта ... пятнами и полосками звериной шкуры, морщиной утёса, углублением плода..." [б, 139-140].
Это помогает понять, что, в отличие от житейского словоупотребления, имеют в виду художники, когда говорят о красоте природы. Красота это свечение самоценной и неповторимой внутренней жизни предмета, которое открывается в его внешнем облике в момент, когда художник не отделяет себя от мира. Сбивчиво, как о внезапно пережитом откровении, пишет об этом в одном из писем М.А.Врубель: "... сколько красоты у нас на Руси! ... И знаешь, что стоит во главе этой красоты - форма, которая создана природой вовек. И без справок с кодексом международной эстетики, но бесконечно дорога, потому что она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою. Понимаешь?" [7, 181].
Конечно, это понимание красоты как прозрачности формы, раскрывающей душу, относится не только к восприятию природы. Вспомним, например, хрестоматийные строки Н.Заболоцкого о красоте некрасивой девочки: «Младенческая грация души / Уже сквозит в любом её движенье».
Итак, отношение художника к природе — это переживание сопричастности с ней, осознание её неутилитарной ценности и родственной человеку внутренней жизни, которая раскрывается художнику в неповторимом, чувственно воспринимаемом облике предметов и явлений. Было бы, однако, ошибкой внушать читателю "идиллическое" и "облегчённое" представление об этом отношении к природе и о возможности его достичь, действительно вступить в такой диалог с природой, о котором говорят большие мастера и сами их произведения. Необходимо также иметь в виду, что приведённые до сих пор высказывания художников — это свидетельства побед, которых они достигли в стремлении к природе. А путь к этим победам требует подчас долгого и сурового труда, преодоления психологических преград, изменения себя и приносит не только удовлетворение.
Начнём с того, что упомянутый выше призыв судить о природе "по себе" таит опасность превратного понимания. Можно подумать, что человек просто навязывает природе нечто, на самом деле присущее только ему самому: антропоморфизирует её явления, приписывает ей мнимое созвучие его настроениям и судьбе, пользуется картинами природы как средством косвенного описания сугубо человеческих проблем и т.д. и т.п. И в самом деле,— хотя творчество большого художника не произрастает на почве такого подхода — в широкой художественной практике он имел и имеет место. Нашёл он отражение и в науке об искусстве, например, в эстетике "вчувствования".
Согласно этой теории (в некоторых отношениях очень содержательной – не случайно она привлекала критическое внимание таких учёных, как В.Вундт, М.М.Бахтин, Л.С.Выготский и др.), эстетическое восприятие чего-либо – это объективированное самочувствие человека; он переживает лишь то, что "вчувствовано" в предмет им же самим, содержится в объекте в силу вчувствования.
Понятно, что в таком случае о диалоге с природой говорить не приходится: возможна лишь иллюзия диалога, а по существу отношение остаётся вполне монологическим. Человек, может быть, неосознанно использует природу как средство эгоцентрического самовыражения. Он остаётся целиком на своей, внешней по отношению к природе точке зрения, не приобщается к её истинной жизни, какова она "в себе" и "для себя" ,— а потому не открывает и в себе самом ничего существенно нового.
Общение с другим человеком будет диалогическим лишь для того, кто может и хочет воспринять этого другого как родственное, и в то же время отличное от себя существо; кто ценит эту "другость" другого (выражение М.М.Бахтина), а не игнорирует и не нивелирует её; кто способен увидеть мир глазами другого, не теряя собственной точки зрения, и в силу этого раскрыть в себе новые грани самосознания и самоощущения.
Мы знаем, что эта способность даже в общении с себе подобными достигается обычно лишь путём упорного самовоспитания, а вернее само-перевоспитания, преодоления эгоцентризма. (Выдающийся ученый А.А.Ухтомский хорошо показывает, какого труда требует перенос психологической доминанты с себя самого на другого [8, 371-435].) Насколько же труднее вступить в диалог с природой — тут надо преодолевать не только эгоцентрическую, но и антропоцентрическую установку! Поначалу нам трудно даже заметить, как неправомерно видеть в природе лишь объект нашей преобразующей деятельности, или — если говорить об искусстве — экран, послушно принимающий отсветы и тени наших эмоциональных состояний, и материал, позволяющий их выразить. Тем более что подобное отношение так легко принять за чуткую любовь к природе и тесное общение с ней!
Но в какой-то момент человек, идущий по пути художественного развития, начинает догадываться об иллюзорности такого "диалога" с природой, не требующего от него усилий, изменений и перерастания себя. Он понимает, что до сих пор говорил сам с собою, а природа хранила молчание. Иллюзия близости сменяется острым и горьким чувством её непроницаемости.
"Признаемся наконец: пейзаж нам чужд,— пишет об этом переживании Р.-М.Рильке,— и страшно одиноким чувствуешь себя среди деревьев, которые цветут, и среди ручьев, которые текут мимо. Наедине с мертвецом и то не чувствуешь себя таким заброшенным, как наедине с деревьями. Ибо какой бы таинственной ни была смерть, ещё таинственнее не принадлежащая нам жизнь, жизнь, безучастная к нам, не замечающая нас, празднующая свои праздники, за которыми мы, словно случайные, иноязычные гости, наблюдаем не без некоторого замешательства" [б, 53].
Но если бы природа была чужда человеку – и только, – как мог бы художник испытывать боль отчуждения? На чём была бы основана потребность преодолеть разрыв? Это стремление к природе как раз и свидетельствует об исходном единстве. Оно подобно глубинной памяти о потерянном Рае и движимо предчувствием того, что воссоединение и действительное общение с природой — возможно.
Но какие практические шаги предпринять для этого? Понятно, что речь не идёт о приёмах или правилах, которые достаточно изучить и применить, чтобы восстановить общение с природой. Но может ли человек, сознательно ищущий такого воссоединения, воспользоваться опытом тех, кто в этом преуспел? Большие художники, которые сознательно учились диалогу с природой, оставили для нас важные вехи на пройденном пути. Их указания, туманные или "метафорические" для того, кто хотел бы, подобно хрестоматийному схоласту, сперва научиться плавать, а потом войти в воду, будут, напротив, понятны и насущны для каждого, кто и сам готов к "духовно-практическим" усилиям, и, не будучи художником по профессии, жаждет преодолеть своё отчуждение от природы. Вот, например, что говорит в своём автобиографическом произведении В.Гёте: "Я стремился ... с любовью смотреть на то, что происходит вовне, и подвергнуть себя воздействию всех существ, каждого на его собственный лад, начиная с человеческого существа и далее — по нисходящей линии — в той мере, в какой они были для меня постижимы. Отсюда возникло чудесное родство с отдельными явлениями природы, внутреннее созвучие с нею, участие в хоре всеобъемлющего целого..." [9, 456].
Речь тут явно идёт о чём-то противоположном проецированию собственного "я" на пассивную природу. Р.Тагор рассказывает, как в юные годы специально учился смотреть на мир, на природу как бы "без себя" [10, 133]. Мацуо Басё требует: "Учись у сосны сосне, бамбуку — у бамбука. Уходи от самого себя. Эту истину не постигнуть, если не преодолеть себя. Учись — значит проникай в предмет, открывай его сущность, чувствуй её, тогда родится стихотворением" [2, 29]. значит, чтобы действительно проникнуть в предмет, надо "уйти от самого себя..."
Как же совместить эти, по-видимому, противоречащие друг другу указания мастеров: судить о природе "по себе" — и "уходить от себя", видеть мир "без себя"?
Мы уже убедились, что первую из этих формул нельзя понимать прямолинейно и буквально. В полной мере это относится и ко второй: "уход от себя", в буквальном смысле, погружение в явление природы вплоть до потери своей, человеческой и личной точки зрения,— даже если допустить, что это осуществимо! — сделали бы невозможным сознательное творчество, эстетическое преобразование впечатлений, создание произведения. Судить "по себе" — значит, прежде всего, относиться к явлению природы как к существующему в первом лице, как к некоему "я", наделённому самоценностью, стремлениями, неповторимой внутренней жизнью — то есть всем тем, что каждый из нас знает о себе самом, непосредственно обретает в своём внутреннем опыте, а не в познании или преобразовании внешних вещей.
А "уйти от себя" — значит, напротив, приобщиться к тому, в чём природа отлична от тебя самого, к её инобытию и иносознанию. И, следовательно,— измениться и вырасти самому, найти в себе родственный отклик таким явлениям жизни, которые прежде казались внешними и чужими. Открыть уже не столько человеческое в природе, сколько природное в человеке.
Это — две стороны одного процесса, равно необходимые "рабочие моменты" внутреннего пути художника к природе. А в конце этого пути (если он вообще может быть завершен!) наступает то, что великий китайский живописец назвал совместным рождением своего "я" и "я" гор и рек [11, 74]. "Уходя от себя" — от своего маленького, ограниченного "я", человек обретает новое, большое "я", новое самосознание и самоощущение в мире. Грань, отделяющая его от природы, существует отныне лишь "в снятом виде": он способен возвыситься над этой межой, не антропоморфизируя природу и не растворяясь в ней, и осознать своё особое место в мироздании, особый статус, который "по-человечески" можно определить как 4самосознание природы : "Я сделался нервной системой растений, / Я стал размышлением каменных скал..." (Н.Заболоцкий).
Наивно было бы ожидать, что грандиозность и острота этого опыта принесёт человеку лишь положительные переживания. Понятен соблазн уклониться от такой миссии, от груза пробудившегося, выступающего из бесконечной природы, лично ответственного сознания: "Дай вкусить уничтоженья,/ С миром дремлющим смешай" (Ф.Тютчев). Но природа не этого ждёт от человека - она рождает его, чтобы в нём очнуться, обрести свет личного самосознания:
Когда художник начинает ощущать себя самой природой, но наделённой сознанием, словом, личным даром творчества, как бы разумом природы, в нём пробуждается потребность стать также её голосом. Прибегая к незаменимой и неизбежной метафоре, художник говорит тогда, что природа и этот "мир немых существ" (Т.Руссо) — ждёт, просит, взыскует его творчества, чтобы высказать свою сокровенную жизнь, спастись от немоты и забвения. Этот внутренний опыт художников вновь поражает универсальностью.
Китайский живописец Ши Тао пишет: "Горы и реки требуют, чтобы я говорил за них". Это ощущение хорошо известно и Анне Ахматовой: "Многое ещё, наверно, хочет / Быть воспето голосом моим: / То, что, бессловесное, грохочет, / Иль во тьме подземный камень точит, / Или пробивается сквозь дым". Проникновенно говорит об этом А.Чехов: "И в торжестве красоты, в избытке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознаёт, что она одинока, что богатство её и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь её тоскливый, безнадежный призыв: певца! певца!" [13, 52].
Будем подводить итоги. Отношение к природе, свойственное художникам,— это, прежде всего, непосредственное переживание единства с природным миром. Пытаясь понять, или сознательно выработать в себе такое отношение, мы находим в нём два противоположных, но неразделимых и равно необходимых момента. С одной стороны, художник судит о природе "по себе", очеловечивает её, наделяет, а лучше сказать, открывает в ней нечто родственное собственному внутреннему миру. С другой — он уходит от себя, чтобы приобщиться к её инобытию и иносознанию, размыкает свои психологические границы, открывает в себе самом нечто родственное бесчисленным явлениям "не человеческого" мира. Благодаря этому, художник может стать — по крайней мере, в моменты творческого вдохновения с самосознанием и голосом природы, выразителем её жизни и ценности на языке искусства.
Для творчества художника это отношение к природе играет решающую роль. Во-первых, по привёденному уже свидетельству великих мастеров, без него просто "ничего не получится": не зародится художественный замысел, не сложится выразительная форма, не лягут, как должно, краски и слова. Во-вторых, не возникнет и властное побуждение создавать художественные образы природы, потребность "говорить за неё", достигающая у художника силы нравственной необходимости.
С этой точки зрения, именно соответствующее отношение к природе, а не специальные знания и навыки, должно было бы стать первой заботой при подготовке и самоподготовке художников, и традиционное невнимание к этой стороне дела нужно признать недомыслием, последствия которого для искусства весьма печальны.
Чтобы исправить дело, педагогика искусства должна была бы восстановить утраченную современным человеком культуру созерцательного (а не только деятельно-преобразующего) отношения к жизни, вплоть до конкретной практики созерцания. Практически не освоенным остаётся опыт самовоспитания выдающихся художников (в частности, многолетняя работа М.Пришвина над развитием "родственного внимания" к миру), и даже их педагогическое наследие (имею в виду, в первую очередь, работы Михаила Чехова, который учит артиста, как освобождаться из тисков маленького, не творческого "я"). Наконец, художник-педагог мог бы воспользоваться некоторыми результатами работы психологов, которые пытались с помощью конкретных заданий и методических приёмов развивать эстетическое отношение к жизни у детей. Но отношение к природе, свойственное художникам, нужно не только художникам или тем, кто собирается ими стать. Каждый человек, с большей или меньшей остротой, чувствует себя от века сопричастным природе и в то же время отлученным от общения с ней. И стремится — иногда сам того не зная,— восстановить потерянное единство и полноту собственного существа.
значит, художник, в силу личностных особенностей и профессиональной необходимости, предвосхищает тот уровень общения с природой, к которому, в конечном счёте, стремятся все. Но он не просто уходит чуть вперёд по общему пути, а делает нечто большее. Создавая произведение искусства, художник вольно или невольно утверждает в нём неотчуждённое бытие Человека и Природы. Он материализует образ очеловеченного мира, в котором угадывается всемирный человек, причастный природе, космосу, сумевший, в момент творчества, перешагнуть бездну, от них отделяющую. А восприятие таких произведений воздействует на зрителя, читателя, слушателя. И не просто "эмоционально воздействует", а пробуждает в них духовные силы, аналогичные тем, которые воплощены в произведении, поднимает со дна беспамятства их собственную, изначальную сопричастность природному миру.
Ведь всякое художественное изображение природы подобно древнему Сфинксу, в котором из первобытного камня, из звериного тела проступают человеческий лик и взгляд,— "разум великого существа, накапливающий силу, чтобы собрать всю природу в единство".
Литература:
- Декарт Р. Космогония. М.-П.: ГТТИ, 1934.
- Бреславец Т.И. Поэзия Мацуо Басё. М.: Наука, 1981.
- Пришвин М.М. записи о творчестве// Контекст-1974. М.: Наука, 1975.
- Сарьян об искусстве. Ереван: Советакан Грох, 1980.
- Рильке Р.-М. Новые стихотворения. М.: Наука, 1977.
- Рильке Р.-М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. М.: Искусство, 1971.
- Мастера искусств об искусстве. Т. 7. М.: Искусство, 1970.
- Ухтомский А.А. Письма // Пути в незнаемое. Писатели рассказывают о науке. Сб. Х. М.: Сов. писатель, 1973.
- Гёте В. Собр. соч.: В 10 т. М.: Худож. литература, 1976. Т. 3.
- Тагор Р. Собр. соч.: В 8 т. М.: Худож. литература, 1957. Т. 8.
- Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М, 1975.
- Завадская Е.В. Беседы о живописи Ши-Тао. М.: Наука, 1978.
- Чехов А. П. Собр. соч.: В 20 т. М.: Худож. литература, 1947. Т.7.
- Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1987.
Оставить комментарий