Cовременный храм. Какие храмы нужны сегодня?
А. Копировский
Cовременный храм. Какие храмы нужны сегодня?
ХРАМЫ... ГОЛЛАНДИИ
Почему именно Голландии? Отчасти потому, что автору нижеследующих строк удалось лично в течение почти полутора месяцев знакомиться с культурой этой страны, особенно с её церковным искусством. А ещё потому, что Голландия, не имея ни столь богатой истории, ни такого количества разнообразных произведений искусства эпохи средневековья, как, например, её соседка Германия, интересна именно своей типичностью. А ещё большим интересом к современности и завтрашнему дню, в том числе и в области храмовой архитектуры.
Настоящий готический собор XIV века интересно посмотреть в Утрехте. Контрфорсы, аркбутаны, нервюры, стрельчатые арки... Души готической рассудочная пропасть», – писал о таких храмах Мандельштам. Но никакого внутреннего отторжения не чувствуется, хотя по сравнению с византийским или русским крестовокупольным храмом это, можно сказать, другая планета.
Есть у него и уникальная особенность. Все его архитектурные элементы на месте, кроме … самого «тела» собора. Его разрушил в XVII веке ураган, и теперь на этом месте – площадь (илл. на цв. вклейке). Сохранилась лишь алтарная часть по одну её сторону и башня по другую. Зато теперь Утрехтский собор, ничем особенным не выделявшийся среди своих готических собратьев из Франции, Германии, Англии и т.д., привлекает к себе толпы туристов.
В Амстердаме, в храме св. Франциска Ксаверия, построенном в XVII веке, можно хорошо рассмотреть почти невидимую на репродукциях полупрозрачную алтарную преграду.
Она представляет собой что-то вроде контура одноярусного иконостаса, в который вставлены небольшие скульптуры. Правда, находится преграда не в нижней, а в верхней части алтарной арки. Это зримое подтверждение того, что сплошной иконостас не родился органично из алтарной преграды, а просто занял её место. Его появление имеет свои причины, но с храмом как целостностью, микрокосмом он мало связан. Интерьер любого храма протестует против сплошной поперечной перегородки в нём.
Ещё очень впечатляет огромный готический собор XVI века в Гронингене, на севере страны. Не архитектурой – она аскетична до сухости, – а тем, как в нём звучит орган! Произведения Баха даже при среднем исполнении звучали как откровение. Разумеется, это не значит, что вне храма Бах (как в православном контексте – икона) непостижим. Но без храма понять до конца и то, и другое невозможно.
Теперь о другом полюсе церковной архитектуры. В Амстердаме есть приход Московского патриархата. С 1995 по 2006 годы он размещался в здании бывшей протестантской церкви, фасад
которой мало чем отличался от обычного жилого дома. Протестанты соорудили в храме что-то вроде небольшого купола. Правда, не над всем зданием, а только над алтарем, выходящим во двор, поэтому с улицы его не видно. В верхних этажах, выше купола, живут люди, которые косо – в прямом и в переносном смысле – смотрели на храм и всячески старались его "прижать". Эта ситуация по наследству перешла и к новым хозяевам храма – православным. Например, жильцы требовали, чтобы службы, и даже спевки, не проводились помимо заранее утвержденного расписания. Это отнюдь не "религиозная война", скорее антирелигиозная. Против православного храма выступали вовсе не рьяные протестанты-иконоборцы, а самые обыкновенные голландцы, которым всё, что выходит за пределы обыденности, – хуже горькой редьки. Голландские православные приходы почти всегда в эту обыденность не вписываются, потому что состоят не только из наших эмигрантов, но также из голландцев-"конвертов" (convert – это "новообращённый", а отнюдь не почтовая принадлежность). Энергия в таких людях, особенно в первые годы их церковной жизни, бьёт ключом. Поэтому "сладкий плен" подобным приходам, по крайней мере в ближайшие десятилетия, не грозит.
Что же касается интерьера, то в этой церкви он был таким: храм – на первом этаже, а выше, как в некоторых древних базиликах, , хоры. Стоит напомнить, что это совсем не место для хора, не место для женщин, как было в древних храмах, а (по-гречески) просто "место". Во время службы там может стоять любой. Тем самым экономится драгоценная внутрихрамовая площадь, а люди оказываются ближе к алтарю и друг к другу.
Если бы нужно было назвать наиболее интересные примеры храмовой архитектуры конца XX века, пожалуй, стоило бы остановиться на чём-то подобном. Естественность – самая надёжная союзница и традиционности, и современности. Отсутствие привычного для православного храма фасада и то, что купол не виден с улицы, здесь, скорее, преимущество. Потому что стилизация церковной архитектуры в современном городском пейзаже часто имеет конфетно-игрушечный оттенок и не даёт серьезного представления о церкви. Суперсовременные храмовые здания просто подавляют. А традиционный (базилика), предельно экономичный, не перегруженный иконами и подсвечниками интерьер – вот то, что, скорее всего, сохранит актуальность и в XXI веке.
НОВЫЕ ХРАМЫ РОССИИ
Вопрос. Какая архитектура храма – и внешняя, и внутренняя – была бы, по-Вашему, наиболее соответствующей современному большому городу (например, Москве)? Поясню вопрос: внешняя – с точки зрения гармонизации с современным деловым, "хай-тековским" стилем; внутренняя – с точки зрения гармонического присутствия в нём людей.
Что касается внешнего. На память приходят примеры заведомо неудачного сочетания традиционной храмовой и современной городской архитектуры: Никольский старообрядческий храм на Белорусской и Троицкий в Конькове. (Фото не передаёт всего: храм расположен во дворике жилого микрорайона и окружён со всех сторон унылыми серыми "брежневскими" девятиэтажками 1970-х годов.)
Что касается внутреннего. Если я верно понимаю аллюзию, скрытую в названии интернет-конференции, речь идёт о соответствии внутреннего храмового пространства целям именно верующих людей, собравшихся вместе? То есть о пространстве, наиболее подходящем для богослужения христианской общины. А как тогда быть с людьми пока только интересующимися, внешними? Их нужно принимать в расчёт? И под конец – практическое. Существует ли надежда (не говорю – возможность) на осуществление оригинальных проектов храмовой архитектуры в нашей стране?
Александр Копировский. Вы привели хорошие примеры. Число таких примеров можно умножить, более того – оно растёт и, к сожалению, будет расти. Например, потому, что храмы, построенные давно и далеко от города, всё чаще оказываются внутри городской застройки. А она не считается с такими "мелочами". Я надеюсь, что когда-нибудь микрорайоны вокруг храмов будут перепроектированы хотя бы для того, чтобы дать храму возможность "дышать", ну на полгектара. А окружающим смотреть на него не в упор. Лучше увеличивать размеры города, чем ставить постройки почти впритык друг к другу и/или ставить их квсё выше, и выше, и выше...
В районах современной застройки, где нет больших свободных площадей, не нужно, мне кажется, ставить храмы, стилизованные под древние. Современные храмы а-ля кинотеатр или магазин тоже не подойдут – лучше просто кинотеатр и магазин. А суперсовременные храмы, вроде батискафа (такой есть в Швейцарии, Женеве) или хрустальной горы (в Америке), по моему разумению, чаще всего не сильно отличаются от светских строений такой же архитектуры. "Дом Мой домом молитвы наречётся, а вы сделали его..." (Мф 21:13) цирком, банком, космическим кораблём, игрушкой (добавить недостающее по желанию). зачем?
Третья часть ответа вытекает из первых двух. Думаю, что современный храм (если это новая постройка) почти ничем не должен выделяться, по крайней мере не должен бросаться в глаза, что-то специально своими формами символизировать. Если его строители хотят, чтобы он соответствовал своему прямому назначению, пусть сконцентрируют своё внимание на интерьере как месте церковного собрания – именно из интерьера начиналось христианское зодчество. Что и привело затем к преображению архитектуры, которую значительной вначале никто не считал. И к переработке уже известных её форм, ранее существовавших в языческих храмах.
Что касается создания современного храмового интерьера, наиболее подходящего для верующих, членов общины, но чтобы при этом не обидеть и "внешних", интересующихся, этот ларчик, по-моему, открывается совсем просто. Что хорошо нормальному верующему человеку, будет хорошо (и интересно!) всем. Нужно лишь закрыть храм для любых "захожан" во время литургии верных, так как его функционирование в качестве проходного двора привлекает лишь на минутку, а по сути отталкивает людей. "Чего изволите?" они и в магазине слышат.
Наконец, о "практическом", то есть об осуществлении по-настоящему оригинального проекта храма: надежды на такое мало. Это не пессимизм, а просто трезвая оценка ситуации. Да и откуда он появится? Ведь, прежде всего, нужно хорошо знать традицию. Всё-таки есть ещё много прекрасных древних храмов, и нужно сначала всерьёз научиться их видеть и воспринимать, возрождать и сохранять.
Но традиция – не только история храмовой архитектуры. Главное – это само содержание церковной жизни. К ней нужно быть непосредственно, изнутри причастным. При проектировании и постройке храмовых зданий нужен особый вкус и такт, которым большинство современных архитекторов не отличается. С другой стороны, и сам наш церковный народ пока безмолвствует. Да его никто и не спрашивает, и, что ещё хуже, не учит. Вот и растут новые псевдохрамовые постройки – и модернистские, и стилизованные под древность как грибы...
Вопрос. Как я понимаю, храм можно рассматривать в качестве произведения архитектурного искусства с использованием понятий "подлинное", "стилизация", и как конструкцию определённого функционального назначения с использованием аналогичных понятий "прототип", "усовершенствование". В чём заключается и как проявляется взаимосвязь между этими двумя качествами храма (если такая взаимосвязь существует)?
Александр Копировский. Если ответить кратко: такая взаимосвязь существует, но проявляется она очень по-разному. А главное: для храма она не самое существенное из того, что ему нужно. Ведь не скажем же мы, что стилизованный храм нам вообще не годится или, если место собрания, в котором совершается Евхаристия, окажется по обстоятельствам времени на стадионе или где-нибудь под лестницей, что там служить нельзя! "На всяком месте владычества Его, благослови, душа моя, Господа..." (Пс 102:22).
Вопрос. Внешний вид и внутреннее убранство православного храма, католического костёла, мусульманской мечети заметно отличаются друг от друга. Какая взаимосвязь между вероучением религий и архитектурой храмов?
Александр Копировский. Я бы уточнил вопрос: вид и убранство какого православного храма, какого костёла и т.д.? Некоторые православные храмы не отличишь от костёла или кирхи. И наоборот: новейшие католические храмы практически не отличаются от протестантских. А некоторые протестантские молитвенные дома уже стилизуются под православные храмы (в Сыктывкаре баптисты отстроили себе что-то вроде Святой Софии Константинопольской, конечно, поменьше).
А подлинную Святую Софию в ХУ веке мусульмане легко превратили в мечеть, и после этого многие мечети в Константинополе и не только стали строить как "маленькие Святые Софии". В этом, кстати говоря, можно увидеть проявление одного хорошего вероучительного принципа, общего для разных религий: не символикой единой жив человек!
Но, конечно, эта взаимосвязь существует, точнее, существовала когда-то. Вот только говорить о ней коротко не получится: это специальный и сложный вопрос. Сейчас принадлежность храмов выражается чисто внешними конфессиональными атрибутами: куполами, шпилями, символами в верхней части и т.п. О сути вероучения, адекватно выраженной современными архитектурными средствами, остаётся сегодня только мечтать, это завтрашний день, если не послезавтрашний...
Вопрос. Влияют ли элементы архитектуры и внутреннего убранства храма на полноту совершаемых в нём таинств?
Александр Копировский. Если бы архитектура влияла на содержание таинства, то главным таинством была бы она сама...
Вопрос. Храмовая архитектура обычно отражает дух эпохи, глубинные переживания создателей. Тотальная стилизация означает отсутствие духа, или творчества, или глубинных переживаний архитекторов и устроителей храмов в России? Есть ли примеры храмов, оформленных в новом, постконстантиновском духе? Есть ли новый "большой стиль" в храмовой архитектуре, хотя бы и в других странах? Есть ли примеры храмов, в своём убранстве предполагающих общение и общую жизнь верующих? Как церковный народ мог бы повлиять на качество храмовых зданий?
Александр Копировский. Тотальная стилизация – то, что содержится в вопросе: и одно, и другое, и третье. И ещё – Божье наказание нам всем за теплохладность и за желание, явное или подспудное, вернуться только к старому, будто оно было во всем "доброе". Мы по-прежнему, как и во времена Пушкина, ленивы и нелюбопытны.
Есть ли новые храмы, соответствующие эпохе после разрыва союза церкви и государства, начавшейся с императора Константина в N веке и закончившейся в ХХ? С одной стороны, это все новопостроенные храмы, не копирующие слепо старых форм. Но они чаще всего оказываются просто светской архитектурой с использованием элементов церковного зодчества или даже без них. А с другой стороны, есть попытки "воцерковить" светские здания, начиная с подвалов и гаражей русской эмиграции 1920-х годов и заканчивая трансформаторными будками, зданиями бывших детских садов, магазинов и т.п., как это было в России в 1990-е годы (в одном из районов Псковской области под храм использовали здание райкома КПСС! )
Такие попытки в ряде случаев очень интересны и перспективны. Один пример: в подмосковных Электроуглях под храм временно использовался двухчастный подвал жилого дома.
Притвор, в который выходили после соответствующего возгласа многочисленные оглашаемые, там был больше по размеру, чем основное помещение храма, и находился не сзади, как обычно, а сбоку от него.
О "большом" стиле, и вообще о стиле в современном церковном зодчестве говорить не приходится постмодерн играет со всеми стилями, это и есть его "стиль", кавычки здесь пока неизбежны...
Что же касается общения церковного народа, выраженного в храмовой архитектуре: есть ряд проектов, в которых большое место уделяется пристроенным к храмам помещениям для занятий, встреч, детским комнатам; есть комнаты для библиотеки, гардероба и т.п. Это, собственно, уже не храмы, а целые храмовые комплексы. Но пока всё это только проекты. Для того чтобы они воплотились, недостаточно воли правящего архиерея и наличия спонсора. Потребуется перемена в сознании большинства членов церкви, не предполагающих, что храм может быть и местом проведения уставного богослужения, и домом Церкви во всех смыслах.
А чтобы повлиять на появление таких храмовых зданий, церковному народу нужно не столько обращаться к начальству с петициями, сколько приобретать познания об истории и культуре церкви, преодолевать инерцию мышления, разделения друг с другом, разрыв между "церковным" и "светским" в жизни, воцерковлять свою жизнь. Ведь, как известно, "Бог не в брёвнах, а в рёбрах". По мере того, как мы сами будем всё больше становиться живыми храмами, будут появляться у нас и храмы по-настоящему новой архитектуры.
Вопрос. С одной стороны, как будто ясно: подлинное творчество всегда лучше "стилизации" – имитации, подражательства. Но вот вопрос: возможно ли современное творчество в традициях средневекового искусства или необходим некий новый язык церковной архитектуры? Если взять иконопись, то в ней, наряду со стилизацией, известны примеры высокого творчества в рамках традиции (Иоанна (Рейтлингер), архимандрит 3инон (Теодор. Прим. ред.). Возможно ли подобное в церковной архитектуре?
Александр Копировский. Думаю, что ответ содержится в вопросе. "Творчество в рамках" – уже стилизация, по определению. Ведь подлинное творчество не предполагает ни рациональной оглядки на то, что было, ни принципиального отрыва от него и от того, что есть. Оно исходит из наличной традиции, но направляет её не к более отточенному мастерству, а дальше и выше. Так делал Андрей Рублев, так делала сестра Иоанна (Рейтлингер) по-разному и с разными результатами. Понятно, я их не уравниваю. Впрочем, интересно узнать, что скажут о ней через 500 лет...
Возможно ли такое в церковной архитектуре? Конечно, возможно! Но не одному человеку, вот в чём трудность. И не двум, и не трём...
Как писал К.Бальмонт:
Иллюстрации помещены на 1-й странице вклейки.
(Фрагмент книги (Введение во храм: Очерки по церковному искусству:. М., 2015.)
Оставить комментарий