Этот непонятный Шостакович

В. Перепелица, режиссёр самодеятельного образцового театрального коллектива «Балаганчик» МБУК «Троицкий ДК» Губкинского городского округа Белгородской области, кандидат педагогических наук

«Этот непонятный Шостакович»

Час музыкальной культуры для учащихся старших классов

Подготовка. Оформлена книжная выставка по теме мероприятия.
Эпиграф:
«В совершенстве владея языком мирового искусства, он остаётся русским».
Г. Нейгауз 

Мероприятие сопровождается демонстрацией слайдов (см. в тексте). Понадобятся аудиозаписи фрагментов произведений Д.Д. Шостаковича: Трио для фортепиано, скрипки и виолончели №2 (ми минор), Первой, Пятой, Седьмой («Ленинградской») симфоний, Второго концерта для виолончели, Сонаты для альта и фортепиано, ор. 147, романса из к/ф «Овод» (реж. А. Файнциммер,1955); видеозапись фрагмента кинофильма «Юность Максима» (реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг, 1934).

Действующие лица: Ведущая, Ведущий, Чтец, Искусствовед, Биограф, Музыкант. На сцену выходят Ведущая и Ведущий. Ведущая и Ведущий (вместе). Добрый день, дорогие друзья!

Ведущая. В преддверие Международного дня музыки, который во всем мире ежегодно отмечается 1 октября, наша встреча посвящена одному из ярких представителей Её Величества Музыки – Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, чей 110-летний юбилей мы будем отмечать 25 сентября 2016 года. Ведущий. Композитор говорил, что без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполной, бедной и глухой. Он был уверен, что людям нужны все жанры музыкального искусства – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат, потому что:

Чтец.
Есть в музыке такая сила,
такая тягостная власть,
что стоит под неё подпасть,
и жизнь покажется красивой.
 

Ведущая. Согласны ли вы, ребята, с таким мнением? Что вы думаете по этому поводу? (Ребята отвечают.)

Искусствовед. Дмитрий Дмитриевич Шостакович уже при жизни познал мировую славу, услышал о себе, что он гений, тем самым став при­знанным классиком в одном ряду с Чайковским, Моцар­том и Бетховеном. Личность сложная и противоречивая, Шостакович был человеком необычайной душевной чи­стоты и отзывчивости. Он не считал себя храбрецом, но в вопросах творчества никаких компромиссов не признавал, что нередко навлекало на него гнев сильных мира сего. Вели­кому композитору ничто человеческое не было чуждо. Поговорим об этом и о многом другом.

Необыкновенный мальчик

Биограф. Будущий композитор родился 25 сентября 1906 г. в Санкт-Петербурге. Его родители были родом из Сибири. Отец, Дмитрий Болесла­вович, после окончания Петербургского универ­ситета долгое время работал в Главной палате мер и весов, основанной Менделеевым. Позднее стал управляющим поместьями крупного землевла­дельца Ранненкампфа. Мать, Софья Васильевна, происходила из семьи золотопромышленника из Бодайбо. Окончив Институт благородных девиц в Иркутске, она переехала в Петербург, чтобы про­должить образование в консерватории, где и встре­тила свою судьбу. Шостаковичи были достаточно обеспеченными людьми. Для воспитания Мити и двух его сестёр родители наняли гувернантку, обучавшую детей немецкому языку, и няню, водив­шую их гулять. Семья отличалась особым радуши­ем, гостеприимством, хранила сибирские обычаи, устраивая, например, частые обеды с пельменями.

Музыкант. Любопытно, что до девяти лет маленький Митя «скрывал» свои музыкальные способности, никоим образом не показывая их. Кто знает, как обстояло бы дело в дальнейшем, если б не мама, которая хотела, чтобы её дети были об­разованы всесторонне. А это значило, что они должны были получить и хорошее музыкальное образование. Неожидан­но для всех у мальчика оказался абсолютный слух и великолепная память. Занятия музы­кой, начавшиеся весной 1915 г., давались ему с необыкновенной лёгко­стью. Не желая сделать из сына профессиональ­ного музыканта, Софья Васильевна тем не менее определила его на курсы к известному педагогу И.А.Гляссеру, сказав при этом, что привела к нему необыкновенного мальчика. На что Гляссер вполне резонно ответил, что какая же мать считает своего сына обыкновенным? Однако мнение учителя кардинально изменилось, когда одиннадцатилетний Митя темпераментно и грамот­но исполнил высокотехничные фуги и прелюдии И.С.Баха: в школе это было редким явлением.

Ведущая. Параллельно Дмитрий получал общее образование сначала в коммерческом училище, а затем в гимназии. Однажды его одноклассница, Ира Кустодиева, пригласила Митю поиграть её отцу, знаменитому художнику Борису Михай­ловичу Кустодиеву, который относился к юному дарованию с удивительной нежностью. Эта встреча стала началом дружбы двух семей. Написанный в 1919 г. портрет Дмитрия Шостаковича с трогатель­ной надписью – первое живописное изображение будущего композитора. (Слайд — портрет Мити Шостаковича кисти Б.М.Кустодиева.)

Ведущий. Определившись в правильности вы­бора, Митя мечтал о поступлении в консерваторию на отделение фортепиано. Связывая свою жизнь с музыкой, он пробует свои силы в композиции. Родители тревожились – достаточно ли у сына та­ланта, чтобы стать композитором. За советом обра­тились к известному композитору А.А.Глазунову, который, прослушав сочинения Мити, лишь под­твердил очевидное: у мальчика композиторский дар, и его непременно нужно развивать. А на всту­пительных экзаменах сказал, что юный музыкант обладает моцартовским талантом. Таким образом, тринадцатилетний Митя становится студентом Петроградской консерватории.

«На сестёр так трудно угодить…»

Наступили совсем иные времена. Осталась по­зади та счастливая пора, когда со сверстниками он играл во дворе в лапту. Изменилось всё, что было раньше, и прежде всего – круг его знакомых. Теперь приходилось общаться с людьми гораздо старше себя по возрасту, некоторым из них было уже за тридцать. Что и говорить, в сравнении с Митей – возраст солид­ный. Но для творческого человека главное не ко­личество лет, а общность интересов. И потом – всех объединяла музыка.

Ведущая. Общеобра­зовательную школу Мите пришлось заканчивать экстерном. Время было трудное. Отец, чтобы хоть как-то обеспечить семью, трудился в нескольких местах, но заработанных денег всё равно едва хва­тало на хлеб. Умственные и нервные перегрузки при постоянном недоедании вызвали у подростка острое малокровие. От недостатка сахара слабела память. Четыре ложки – такова была его месячная норма. По распоряжению Глазунова Митя получал стипендию из «Бородинского фонда», но она не слишком-то спасала. Не очень щедрой оказалась и помощь, которую, опять-таки по просьбе Глазу­нова, оказали Луначарский и Горький. Ситуация намного ухудшилась, когда семья потеряла кор­мильца. В феврале 1922 г. после смерти отца вскоре заболел и Митя. Врачи обнаружили у него тубер­кулёз лимфатических узлов. На шее образовалась опухоль, и её пришлось удалять. Так что очередной экзамен Митя сдавал с забинтованной шеей.

Искусствовед. К счастью, всё закончилось благополучно: туберкулёз лимфосистемы менее опасен, чем заболевание лёгких. Но теперь тре­бовалось лечение в Крыму. Продав семейный рояль «Дидерихс» и одолжив ещё денег, Митя со старшей сестрой Марией отправились в Гаспру. В санатории «Кореиз», где он принимал процедуры, состоялось знакомство с Таней Гливенко, школь­ницей из Москвы, дочерью известного профессора-литературоведа, приехавшей в Крым на каникулы с сестрой. Невысокого роста, полноватая, с тём­ными пышными волосами и очень миловидным личиком, Татьяна была весёлой, общительной и пользовалась среди молодёжи большим успехом. Митя также не остался равнодушным к обаянию девушки, а вскоре понял, что его чувства вызывают ответный отклик. Молодые люди были ровесни­ками, обоим вскоре должно было исполниться по семнадцать. (Слайд – Митя и Таня Гливенко.)

Ведущий. Завязавшийся среди магнолий и кипарисов юношеский флирт, очень встревожил старшую сестру Мити Марию. Она сообщает о нём матери: «Митя вырос, загорел, весел и влюблен… Девушка странная, кокетка, мне не нравится, но ведь на сестёр так трудно угодить…». Софья Васи­льевна тоже забеспокоилась. Сыну она написала большое письмо, в котором предостерегала от поспешных решений и трудностей семейной жизни, которые могут погубить его талант.

Биограф. Митя и не помышлял тогда о браке. Молодые люди просто проводили вместе время, наслаждаясь морем, чудесной крымской природой и обществом друг друга. Жизнь в Крыму стоила до­рого, инфляция была чудовищная, и деньги обесце­нивались на глазах, поэтому без проблем не обходи­лось. В одном из писем домой Мария сообщала о том, что за концерт в Алупке Митя получит миллиард. А в действительности заработанных миллиардов едва хватило на обратную дорогу. Возвратившись в Петроград, Дмитрий постоянно помнил о Тане.

Чтец.

Ещё не раз Вы вспомните меня

И весь мой мир волнующий и странный,

Нелепый мир из песен и огня,

Но меж других единый необманный.

Н. Гумилев «Ещё не раз Вы вспомните меня...»

Искусствовед. Повседневные обязанности и заботы не отрезвили влюблённого юношу. Своё первое трио – для фортепиано, скрипки и виолонче­ли – он посвятил ей. Давайте послушаем фрагмент из этого произведения. (Звучит трио для фор­тепиано, скрипки и виолончели №2, ми минор.)

Всего лишь тапёр

Музыкант. В 1923-м Дмитрий Шостакович закончил консерваторию по классу фортепиано, отложив на время композиторское образование, так как семья нуждалась в его помощи.

А теперь, ребята, давайте вспомним начало прошлого века. Чем оно примечательно? (Ребята отвечают.) Совершенно верно, в эти годы зарож­дается отечественный кинематограф, а правильнее будет сказать, синематограф. Сегодня, сидя в уют­ном кресле у телевизора или компьютера, наслаж­даясь просмотром любимой картины в домашних условиях, многие из вас даже не задумываются о «преданьях старины глубокой», не представляют, что современное кино когда-то было совсем другим – чёрно-белым и немым. А знаете ли вы, каким об­разом кино «разговаривало»? (Ребята отвечают.)

Ведущая. Правильно, молодцы! Благодаря музыканту, который, сидя за инструментом (как правило это было расстроенное фортепиано) «озвучивал» картину в меру своих способностей. Одни умело импровизируя, другие же – просто наигрывая из своего репертуара подходящие про­изведения. Кто скажет, как «называли» этого му­зыканта? (Ребята отвечают.) Верно, это – тапёр. (Слайд – тапёр за роялем.)

Ведущий. Ребята, на ваших недоумённых ли­цах я читаю вопрос, зачем мы рассказываем вам об этом. Тому есть объяснение. Дело в том, что и Д.Д.Шостаковичу тоже пришлось потрудиться на этом поприще. Он устроился тапёром в кинотеатр «Светлая Лента» и иллюстрировал, по его выра­жению, «бремя страстей человеческих». Правда, ему там не особенно повезло. За два месяца работы в данной «должности», он всего лишь один раз получил зарплату, остальные деньги пришлось требовать через  суд. То же самое повторилось и в других  кинотеатрах.

Биограф. К этому времени относится и начало дружеских отношений Шостаковича с марша­лом Тухачевским, который услышав о молодом талантливом композиторе, попросил общих зна­комых привести его к нему, когда тот будет в Москве. Мало кому известно, что маршал, будучи человеком разносторонних интересов, обожал му­зыку, считая её своим вторым призванием. Он не только прекрасно играл на скрипке, но даже сам изготовлял эти инструменты, стремясь постичь секреты скрипичных дел мастера Страдивари. В начинающем композиторе, скорее всего, он видел осуществление своих несбывшихся музыкальных надежд. Несколько раз оказывал он молодому Шостаковичу и материальную помощь.

Плодотворно, но безуспешно

Искусствовед. Закончив в 1926 г. факультет композиции, Дмитрий Шостакович поступил в аспирантуру. Совершенствуясь в исполнитель­ском мастерстве, он пробовал себя и в качестве пианиста, получив даже почётный диплом на конкурсе пианистов в Варшаве. И всё же в области композиции его успехи были куда значительнее. Подошла к своему успешному завершению работа над Первой симфонией. Сначала её исполнили в Ленинградской филармонии, а весной 1927 г. со­стоялась берлинская премьера. Затем ей рукопле­скали аудитории в Северной и Южной Америке, а немного позднее она вошла в репертуар самого Артуро Тосканини. (Звучит фрагмент из Первой симфонии.)

Ведущая. После такого успеха на Шостаковича, как «из рога изобилия», посыпались интересные и заманчивые предложения. Он приступает к ра­боте над сатирической оперой «Нос» по повести Гоголя. И написал её всего за 2,5 месяца, но вот подготовка к постановке в Ленинградском Малом  оперном театре заняла поч­ти полтора года. Поначалу певцы недоверчиво и с до­лей осторожности отнес­лись к опере, где одну из главных партий следовало петь с… зажатым носом. 1 января 1930 г. состоя­лась её премьера. Единого мнения о музыке не было: с одной стороны, она под­вергалась резкой критике, с другой – являлась образцом для решения проблем со­временной оперы. И всё же итог оказался неутешительными, увы, не в пользу композитора, с которым от огорчения случился сердечный приступ. А на следу­ющий год опера и вовсе ушла и з репертуара.

Музыкант. За тот немалый подготовительный период к осу­ществлению данной постановки Шостакович успел создать новую симфонию, музыку к спектаклям «Клоп» и «Выстрел», параллель­но работая при этом над балетом «Золотой век». Премьера балета, где одну из главных ролей ис­полнила совсем ещё юная Галина Уланова, состоялась осенью 1930 г. (Слайд – Галина Уланова.) Жаль, но и это творение начи­нающего композитора критикой одобрено не было. Непривыч­ная острота музыки «резала» слух воспитанным на класси­ке балетоманам. Театральная участь «Золотого века» тоже оказалась недолгой. Не имел успеха ещё один балет Шоста­ковича – «Болт».

Биограф. Дом Шостаковича был открыт для всех музыкан­тов, нуждающимся в помощи, а Дмитрий с матерью и сёстра­ми по-прежнему обходились немногим, сохраняя непри­хотливость в быту. В квартире стояли те же никелированные кровати, диван с продавленными пружинами и старый буфет. Разве что рояль появился новый – чудесный «Блютнер», с мягким матовым звуком, купленный за гонорар от фильма «Новый Вавилон». Этот инструмент стал музыканту верным спутником на всю жизнь. (Слайд – Д.Д.Шостакович за роялем.)

Личная жизнь

Чтец.

Не тайны и не печали,

Не мудрой воли судьбы –

Эти встречи всегда оставляли

Впечатление борьбы...

А.Ахматова

Биограф. Дмитрию исполнилось двадцать пять лет. Он так и не определился в отношениях с Татьяной Гливенко, которые были не просто сложными – мучительными. Ещё в 1925 г., девятнадцатилетние, они вместе отдыхали в Анапе. В дальнейшем встречались лишь от случая к случаю, во время наездов Дмитрия в Москву, или же Тани – в Ленинград.

Чтец.

Рас-стояние: вёрсты, мили...

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

М.Цветаева

Ведуший. Такая ситуация сложилась во многом из-за нерешительности Дмитрия Шостаковича, который опасался, что семейная жизнь станет лишь препятствием в его творчестве. Солидарна с ним была и Софья Васильевна, полностью разделявшая взгляды сына, ведь Митя был смыслом её жизни, кумиром, которому она поклонялась и служила. Мама всегда излишне опекала и баловала сына, благодаря чему композитор до конца своих дней сохранил непрактичность. Неопределённость в отношениях с Татьяной длилась несколько лет. После чего, не выдержав затянувшейся паузы, девушка вышла замуж за другого. Но и после этого оставались редкие встречи в Москве, всегда волновавшие их обоих. Свидания прекратились только после того, как у Татьяны родился сын.

Чтец.

Кое-как удалось разлучиться

И постылый огонь потушить.

Враг мой вечный, пора научиться

Вам кого-нибудь вправду любить.

А.Ахматова

Ведушая. Между тем у Дмитрия зарождается любовь к Нине Варзар, с которой он познакомился ещё летом 1927-го. (Слайд – Нина Варзар.) Нина, весёлая обаятельная блондинка, училась в универ­ситете на физико-математическом факультете, но несхожесть профессий не помешала их возник­шему чувству. Казалось, всё шло к счастливому финалу. Однако Шостаковича вновь мучили всё те же сомнения относительно женитьбы. Он никак не мог определиться, что ему делать. Мысленно он то возвращался к Татьяне, и даже вызывал её, не­смотря на замужество, в Ленинград, то в который раз приходил к решению, что брак с Ниной внесёт в его жизнь стабильность, столь необходимую для творчества. Поэтому свадьба то назначалась, то откладывалась. Наконец 13 мая 1932 г., никому не говоря, Дмитрий с Ниной тайком, в сопрово­ждении лишь одного близкого друга Шостаковича, уехали в Детское Село, где без всяких торжеств зарегистрировали свой брак.

Биограф. Несмотря на то что Нина Васильевна приложила немало сил, для того чтобы создать мужу необходимые условия для его плодотвор­ной работы, начало их совместной жизни вряд ли можно назвать идеальным. Виной тому послужило увлечение композитора в 1934 г. юной переводчи­цей Еленой Константиновской. Чувство вспыхнуло настолько сильно, что даже встал вопрос о разво­де. Впрочем, отношения скоро закончились. Как знать, возможно, семейные неурядицы того перио­да отчасти были вызваны отсутствием детей, ведь врачи запретили Нине иметь их, так как у неё были больные почки. Шостакович же, напротив, мечтал о детях, брак без них он считал неполноценным. И, вопреки строжайшему запрету медиков, в мае 1936 г. в семье появился первенец, дочь Галина, а ещё через   два года сын Максим.

Гонимый гений

Музыкант. Оперу «Леди Макбет Мценского уезда», написанную ещё в 1932 г., композитор по­святил своей жене Нине. Произведение это очень долго готовили к постановке. И вот наконец 26 января оперу показали в Москве в Большом театре. На спектакле присутствовал И.В.Сталин. И что же? Опера вождю решительно не понравилась. Раздра­жённо буркнув: «Сумбур!», он, не дождавшись окон­чания спектакля, покинул ложу. Той же ночью, в обычное для Сталина время работы, последовал его телефонный звонок в редакцию газеты «Правда». Уже на следующий день, согласно мнению вождя, произведение Шостаковича было подвергнуто уни­чижительной критике. Композитор узнал об этом из утренних газет, находясь с концертной программой в Архангельске. Развернул, прочитал и пошатнул­ся, услышав язвительное: «С утра набрался!»

Ведущий. Так началась кампания шельмования Шостаковича, отнявшая у Дмитрия Дмитриевича много здоровья. «И каждый раз над новым сочине­нием он, задыхаясь, жизнью рисковал», – скажет о композиторе известный поэт Марк Лисянский. Но Шостакович был сильным человеком, не в его правилах сгибаться под ударами судьбы. В конце 1937-го он написал Пятую симфонию, признанную критикой истинным шедевром мировой музыки. После её исполнения в Ленинграде, на банкете в гостинице «Европейская», известный писатель А.Н.Толстой провозгласил тост: «За того из нас, которого уже сегодня можно назвать гением!» (Звучит фрагмент из Пятой симфонии.)

«Максим хорош!»

Музыкант. Без всякогосомнения Д.Шостаковича можно назвать серьёзным музыкантом. Основные жанры его творчества – симфонии, инструментальные концерты и камерные произ­ведения – отличаются сложным музыкальным языком. Однако значителен вклад композитора и в российское киноискусство. Работа в кино – самая малоизвестная страница его биографии. Например, по количеству саундтреков к фильмам он уступал лишь Исааку Дунаевскому. Только для одной кар­тины из трилогии о Максиме он написал больше тридцати музыкальных номеров.

Искуствовед. К слову, госчиновникам картина не понравилась. Вряд ли бы она попала в золотой фонд киноклассики, если бы не Сталин. Когда по­сле просмотра зажёгся свет и все «кинокритики» стали высказывать своё отрицательное мнение, неожиданно послышалось утвердительное: «Мак­сим хорош! Хорош Максим!». Стало ясно: фильм прошёл испытание. Больше спорить никто не осмелился. Песня из этого фильма «Крутится, вер­тится шар голубой» была очень любима старшим поколением. Дошла она и до наших дней. Да и вы её, ребята, уверен, хорошо знаете. Предлагаем вам посмотреть сейчас тот фрагмент из кинофильма, где звучит эта песня в исполнении главного героя, замечательного артиста Б.Чиркова. (Демонстриру­ется фрагмент кинофильма «Юность Максима». Реж. Г.Козинцев и Л.Трауберг, 1934 г.)

Ведущая. Интересна судьба и популярной в про­шлом веке песни «Нас утро встречает прохладой»  из фильма «Встречный». Вначале мелодия этого произведения прозвучала в качестве гимна Органи­зации Объединённых Наций (после её  учреждения в 1945 г.), а потом, выйдя из кинотеатра, стала вполне «самостоятельной».

«В обмен на Шостаковича»

Ведущий. В 1941 г. Д. Шостакович получил Государственную премию, денежную часть из кото­рой роздал нуждающимся. Когда началась Великая Отечественная война, композитор дважды подавал заявления с просьбой отправить его на фронт, но оба раза получал отказ. Попытался вступить в ряды народного ополченияи – снова отказ. Тогда он записался в пожарную дружину местной про­тивовоздушной обороны. Во время ленинградской блокады Дмитрий Дмитриевич вместе с другими ленинградцами дежурил на крышах домов, куда падали зажигательные бомбы, что подтверждает и такой интересный факт.

Биограф. В июле 1941-го газеты многих стран обошла фотография, запечатлевшая Шостаковича в комбинезоне и шлеме пожарного на крыше Ле­нинградского оперного театра. Увидев это фото, один американский миллионер, любитель музыки и поклонник композитора, сказал, что «если в Рос­сии не хватает людей для тушения зажигательных бомб, я готов направить туда за свой счёт высоко­профессиональную пожарную команду в обмен на Шостаковича».

Музыкант. В это же время Дмитрий Дмитрие­вич с необыкновенным воодушевлением сочинял своё знаменитое произведение. Первые три части Седьмой симфонии, носящей подзаголовок «Ле­нинградская», Шостакович написал в блокадном Ленинграде. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному го­роду – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию» написано на партитуре летом 1941 г. «Музыка неудержимо рвалась из меня», вспоминал потом Шостакович. Работа над симфонией была завершена уже в Куйбышеве, куда больного и ослабевшего от голода композитора, вывезли с двумя маленькими детьми самолётом.

Бессмертная музыка

Ведущий. Напряжённо работая, Шостакович заканчивал свою «Ленинградскую» симфонию. Финал её был дописан в конце декабря 1941 г., а премьера состоялась 5 марта 1942 г. в Москве. Было принято решение исполнить это произведе­ние в блокадном Ленинграде. Из оркестра Радио­комитета, единственного в городе, в живых оста­валось всего лишь пятнадцать человек. Дирижёр Карл Элиасберг в это время лежал в стационаре гостиницы «Астория» с тяжёлой формой дистро­фии. Поэтому по распоряжению Политуправления Ленинградского фронта из частей действующей армии в Ленинград откомандировали сражав­шихся там музыкантов. Незабываемая премьера состоялась в воскресенье 9 августа 1942 г. (Звучит фрагмент Седьмой «Ленинградской» симфонии.)

Искусствовед. Дата эта была выбрана не случайно: на этот день немецкое командование назначило победный марш своих войск на Двор­цовой площади. Однако планы их были сорваны. Именно в этот день в измученном городе, где люди ежедневно гибли от голода и бомбёжек, в Большом зале Ленинградской консерватории, ныне носящей имя Д.Д.Шостаковича, была исполнена его Седь­мая «Ленинградская» симфония. Её слушали все ленинградцы: собравшиеся в зале филармонии, у радиоточек в своих квартирах, у репродукторов на улице. Тогда же весь мир был потрясён стойкостью и мужеством ленинградцев-блокадников. (Слайд – ленинградцы слушают симфонию.)

Музыкант. С огромным энтузиазмом Седьмую симфонию приняли и за рубежом. Её партитура была доставлена в Америку на военном самолете, а премьеру «Ленинградской» симфонии в Нью-Йорке транслировали все радиостанции США, Канады и Латинской Америки. Более 60 раз звучала Седь­мая «Ленинградская»  симфония Шостаковича на американском континенте в течение нескольких   месяцев 1942 года! А вскоре, в день своего 36-летия, композитор получил поздравления от многих вид­ных деятелей культуры, в том числе и от всемирно известного Чарли Чаплина.

«Каюсь, каюсь, каюсь…»

Ведущая. Закончилась война, наступил такой долгожданный мир. А в феврале 1948 г. было опу­бликовано Постановление ЦКВКП(б), в котором учинялась расправа над всеми крупнейшими ком­позиторами, и, в первую очередь, над Шостакови­чем. Надежда, что идеологический контроль над искусством в стране немного ослабнет, рассеялся как дым. Дмитрия Дмитриевича обвиняли в «анти­народных формалистических извращениях», вновь началась травля в прессе, выливавшая на него уша­ты грязи. Шостакович был уволен из консервато­рии, в которой преподавал ещё  с тридцатых годов.

(Выходит Чтец и читает «Реквием» А.Ахматовой.)

Биограф. С концертных афиш исчезли все про­изведения Шостаковича. История, увы, повторя­лась, но отмолчаться, как в 1936-м, теперь было невозможно, да и небезопасно. Требовалось покая­ние, причём публичное. Композитору необходимо было во всеуслышание «посыпать голову пеплом», признаваясь, что он зачастую «говорил языком, непонятным народу». Пытаясь реабилитировать себя, Шостакович написал музыку к нескольким фильмам, в том числе и просталинской картине «Падение Берлина».

«Я разберусь »

Музыкант. Неизвестно, сколько бы ещё про­должалась травля композитора, но помог, как говорится, его величество случай. В начале 1949г. неожиданно Шостаковичу домой позвонил сам Сталин с тем, чтобы послать музыканта в США для участия в Конгрессе сторонников мира. А так как «хозяин» ничего «не знал и не ведал» про то, какие тучи сгустились над композитором, то Шо­стакович, набравшись смелости, возьми и напомни ему об этом, заявив о том, что и рад бы, но в каком положении он окажется в Америке, если на Родине его произведения запрещены к исполнению.

Ведущий. Неожиданно в трубке воцарилось молчание. Затем раздался удивлённый, вкрадчи­вый голос вождя: «Как запрещены? Кем запре­щены?» – «Главреперткомом», – сказал Дмитрий Дмитриевич. Ответ последовал незамедлительно: «Хорошо, я разберусь». И разобрался. Руководи­теля Главреперткома незамедлительно наказали, а произведения Шостаковича и некоторых других композиторов вновь зазвучали в залах страны.

Искусствовед. Дмитрий Дмитриевич не считал себя смелым человеком, но, пытаясь помочь попав­шим в беду людям, проявлял подлинное мужество. В конце 1950 г. по чьему-то навету был арестован композитор Александр Веприк. Шостакович отпра­вил письмо Л.Берии, попросив принять его по этому делу. В канцелярии всемогущественного министра госбезопасности композитора попросили позвонить через месяц. Он позвонил. Ему вновь повторили то же самое. И он аккуратнейшим образом раз в месяц звонил в канцелярию Берии в течение трёх лет, пока в конце 1953 г. Веприка не освободили.

Ведущая. Имелась у Дмитрия Дмитриевича своя слабость: он был страстным болельщиком футбола, сначала ленинградского «Динамо», по­том – «Зенита». На стадион приходил в любую по­году, стараясь не пропускать ни одного матча. Был знаком со многими футболистами и очень гордился этим. Как-то даже пригласил на обед к себе домой команду «Динамо» в полном составе.

«Один большой недостаток…»

Биограф. В декабре 1954 г. Шостаковича по­стигло большое горе, внезапно скончалась его жена Нина Васильевна. Композитор ощутил неве­домое ему прежде гнетущее чувство одиночества, от которого не спасала даже работа. Дмитрий Дмитриевич нуждался в близком человеке, на которого мог бы опереться. Так случилось, что ле­том 1956 г. Шостаковичу предложили возглавить жюри музыкального конкурса на Международном фестивале молодёжи, где и состоялось его знакомство с комсомольским лидером Маргаритой Андреевной Кайновой. (Слайд – Марга­рита Андреевна Кайнова.)

Ведущая. Вскореонипо­женились. Нобракэтот, про­существовавшийвсеготригода, небылудачным. Мар­гаритаАндреевна, женщинарешительнаяислишкомпрямолинейная, всяческистремиласьнавестипорядоквэтойбескорыстнойи, поеё мнению, безалабернойсемье. Шостакович объяснилсясКайновойписьменно. Офор­мивразвод, онобеспечилеё финансово, позаботившисьоквартиреиопределивеже­месячнуюматериальнуюпомощь.

Ведущий. Семейное сча­стье улыбнулось великому музыканту в 1962 г., когда он женился на ИринеАн­тоновне Сухинской, лите­ратурном редакторе очень популярного в то время издательства «Советский композитор». (Слайд – И. А. Сухинская.)

Композитору Шебалину, своему другу, Шостакович сообщал о чрезвычайно важном для него событии: «Мою жену зовут Ири­на Антоновна. У неё имеется лишь один большой недостаток: ей двадцать семь лет. В остальном она очень хорошая, умная, весёлая, простая, сим­патичная». Дмитрий Дмитриевич по-прежнему много трудился, но, к сожалению, здоровье всё  чаще подводило его.

Музыкант. В январе 1965 г. он перенёс ин­фаркт. Только благодаря усиленной заботе Ирины Антоновны он всё ещё сохранял удивлявшую всех работоспособность. Был создан великолепный Вто­рой виолончельный концерт, куда композитор, со свойственным ему юмором, включил любимую, известную мелодию «Купите бублики». Предла­гаем послушать фрагмент из этого произведения. (Звучит музыкальный фрагмент из Второго концерта для виолончели.)

Искусствовед. Не прекращалась творческая дея­тельность Шостаковича и в кино. Однако здоровье его ухудшалось всё заметнее. В 1972 г. у него обнаружи­ли злокачественную опухоль в левом лёгком, почти рядом с аортой. Увы, она была неоперабельной, так что последующие несколько лет композитор прово­дил в основном в больницах и санаториях. Последнее своё сочинение – Сонату для альта и фортепиано, Шостако­вич заканчивал, превозмогая мучительные боли. (Звучит музыкальный ор. 147.)

Биограф. В начале августа 1975 г. Дмитрий Дмитриевич вновь лёг в больницу. Надеж­ды уже не было никакой. А он корректировал последние листы своей Альтовой сона­ты. 8 августа Шостакович попросил жену придти на следующий день пораньше, так как должен был состо­яться интересный футболь­ный матч, и он, большой любитель этого вида спорта, непременно хотел послу­шать репортаж. Но, придя в больницу, Ирина Антоновна уже не застала его в живых. (Тихо  звучит романс из к/ф «Овод».)

Музыкант. Прощание с композитором состоялось в Большом зале Московской консерватории, после чего зазвучала Седьмая «Ленин­градская» симфония. На улице траурную процессию сопровождал военный ор­кестр музыкой из кино­фильма «Овод». Похоронен Дмитрий Дмитриевич Шо­стакович на Новодевичьем кладбище в Москве. Из Карелии был привезён мрамор для памятника, на котором вычеканили скромную надпись без титулов и званий. У подножья положили неяркие полевые цветы, какие только и признавал великий музыкант.

Литература:

Ахматова А.А. Избранное. Смоленск: Русич, 2004.

Гумилёв Н.С. Избранное. М.: Сов. Россия, 1989.

Зубкова А. Творец созвучий века// Смена. 2015. № 10. С.16-27.

Лукьянова Н.В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. М.: Музыка, 1980.

Мазель Л.А. Раздумья об историческом месте творчества Шостаковича. М., 1982.

Медушевский В.В. Энциклопедический словарь музы­канта. М.: Педагогика, 1985.

Петров В.О. Творчество Шостаковича на фоне истори­ческих реалий XX века. Астрахань, 2007.

Сабинина М. Шостакович-симфонист: драматургия, эстетика, стиль. М.: Музыка, 1976.

Третьякова Л. Страницы советской музыки. М., 1980.

Хентова С.Д. Шостакович. Жизнь и творчество. М., 1985.

Я познаю мир. Музыка: дет. энцикл. / С.В. Истомин. М.: Астрель, 2005.

Интернет сайт: http://composers.ru/2011-08-18-01-25-34/556

 

 

Раздел: 
Искусство в школе: 
2016
№3.
С. 33-40.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.