Юные и взрослые в поисках смысла жизни

Юные и взрослые в поисках смысла жизни

Юные и взрослые в поисках смысла жизни

Когда я, уже в относительно взрослом состоянии, начал заниматься психологией, в научной среде довольно актуальны были размышления и споры на тему, которая меня, пришедшего «со стороны», удивила своей парадоксальностью: каков предмет психологии? Что именно она изучает, в отличие от прочих наук?

При подготовке институтских стенгазет и во время капустников поиски «утерянного предмета» обыгрывались в ироническом ключе, но в остальное время к ним относились со всей серьёзностью, присущей учёным старой школы, и представители разных научных направлений по-разному отвечали на роковой вопрос. (Замечу в скобках: сейчас я этого интереса не вижу, и, конечно, не потому, что ответ найден.)

А ведь, казалось бы, об основном предмете психологии и вопрос не должен был бы встать; всякий знает, как переводится на русский язык греческое слово «психология»: наука о душе. Перевод, конечно, упрощает суть; это и слово о душе, и учение о душе; знатоки находят в термине Логос и другие, ещё более тонкие смысловые оттенки, но нам довольно и «науки», потому что именно с ней связано возникшее недоразумение. Ведь с позиций «строгой» науки новейшего времени души либо вовсе нет, либо, ежели она в каком-то смысле и есть, она не является предметом научного изучения. То есть науки о душе быть не может – вот и ищи после этого предмет психологии!

В итоге получается, что научная психология накапливает необозримые знания, важные и ценные для тех, кто занимается этой самой научной психологией; но человеку, который хочет разобраться в том, что творится в его собственной душе и как ему жить на свете, такие объективные знания мало чем могут помочь. За этим его отправляют в сопредельные области философии, литературы, религии, или житейской мудрости... Такой была и судьба вопроса, важнее которого трудно придумать – вопроса о смысле человеческой жизни.

Но уже давно в нашем Психологическом институте Академии образования двое уважаемых учёных с вполне традиционной научной биографией – Алексей Александрович Бодалев и, в особенности, Вилен Эммануилович Чудновский, недавно ушедшие от нас, – создали традицию ежегодных симпозиумов, на которых эта многогранная проблема обсуждается в самых разных аспектах. Разумеется, все прекрасно понимают, что не может быть «окончательного», общего для всех, словесно оформленного ответа на этот запрос человеческой души, обращёный в бесконечность, – но как важно помнить о нём, носить его в себе, соотносить с ним и стараться наполнить смыслом свою повседневную жизнь! И как важно задуматься об этом пораньше, когда жизнь ещё впереди, и какова она будет – зависит от того, в чём ты увидишь её смысл, и увидишь ли его вообще!

…В 2010 году В.Э. Чудновский предложил пригласить для участия в XV симпозиуме «Психологические проблемы смысла жизни и акме» (акме – период расцвета, вершина развития) старшеклассников из Дзержинской гимназии №4 Московской области. Оказалось, что проблема актуальна, что подростки задумываются над смыслом своей жизни, но им негде и «неудобно» говорить о таких серьёзных вещах. Так возник научно-образовательный проект «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?», направленный на то, чтобы помочь подросткам и юношам разумно, осмысленно взрослеть, сознательно «выстраивать» перспективы собственного будущего с учётом трудностей, которые могут подстерегать взрослеющего человека. Ведь современная школа, ориентированная на учебные достижения, не только не даёт ответа на эти вопросы, но и не помогает их осознать.

Темы занятий, обсуждавшиеся в рамках проекта разнообразны: смысл жизни и общение… и семья… и профессия… и религия… и богатство… и здоровье… В 2015-2016 учебном году тема занятий была сформулирована так: «Творчество и смысл жизни». И после очередного, уже XXI, «взрослого» симпозиума в Психологическом институте РАО выступали по обозначенной теме участники молодёжного проекта. Открыто и доверчиво делились они своими соображениями – порой наивными, порой глубокими, но всегда правдивыми и основанными на личном опыте. Уважительно выслушивали соображения старших, спорили, не обижаясь, друг с другом. Общение с людьми, устремлёнными в будущее, производило отрадное впечатление и позволяло с некоторым оптимизмом думать об этом самом будущем.

Не обошли они вниманием и художественное творчество. По моей просьбе один из участников прислал письменный текст своего выступления. Я думаю, и ровесникам, и учителям стоит обратить внимание на его заметки.

Наша редакция предполагает не порывать связь с этим молодёжным проектом; а в каких формах может воплотиться наше сотрудничество – покажет будущее, в которое с таким интересом заглядывают наши юные коллеги.

А.М.  

Искусство в школе: 
2016
№3.
С. 11.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.