Музыка и смысл жизни

Кирилл Шубин, 8 класс Лицея №3, г. Дзержинский

Музыка и смысл жизни

Музыка присутствует в нашей жизни с самого рождения, мы слышим её повсюду. Она внедрилась в нашу жизнь, стала её составляющей частью. Ещё древнегре ческий философ Платон говорил: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему... Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».

А вот высказывание Аристотеля, который жил в IV веке до нашей эры: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».

Я даже не предполагал, что уже в те времена люди знали о воздействии музыки на человека, на то, как она может поменять жизнь в ту или иную сторону!

Музыка помогает выразить себя; по тому, что человек слушает, можно понять его характер, душу и его направление в жизни. Музыка может стать и всей жизнью: в истории нередки случаи, когда музыка захватывает всего человека с раннего детства и навсегда. Многие музыканты и композиторы посвящали себя музыке, несмотря на все преграды и несчастья. Например, Бетховен, совершенно потеряв слух, продолжал писать гениальные музыкальные произведения. Музыка звучала в нём.

Звуки музыки, услышанные человеком, находят отклик в его душе, проявляются в эмоциях: радость, грусть, восторг, умиротворение или бодрость, иногда уныние . Музыка развивает, обогащает, стимулирует подрастающие поколения на действия. Но действия эти могут быть разные. В наше время существует музыка различных стилей. Некоторые молодёжные субкультуры, например панки-металлисты, закладывают в музыку «нехороший смысл». Для меня нехорошая музыка – это грохочущая, в которой присутствуют не только басы, но и какие-то свисты, визги, которые мне неприятны. Под эту музыку молодые люди «медитируют», входят в агрессивное состояние и идут громить… На такую музыку очень часто накладывают нецензурную речёвку, с агрессией и даже садистскими наклонностями.

Я занимаюсь музыкой четвёртый год. За это время моё мнение о ней сильно изменилось. Когда я только начинал играть на музыкальном инструменте, у меня не было такой сильной привязанности именно к классической музыке. Но, изучая классику, я чувствую грани блаженства , достоинство и культурную ценность музыки. Я играю на классической гитаре, и за всё это время я тесно сдружился с музыкой, стал получать от неё заряд энергии, стремление развиваться во всех направлениях.

В моём музыкальном образовании был кризис: мне не хотелось ходить на уроки сольфеджио, даже был момент, когда я хотел бросить музыкальную школу. Но, к счастью, прошло время, я приложил усилия к этому предмету и ещё больше сдружился с музыкой. Я люблю гитарную музыку и свой инструмент. Теперь я беру гитару и просто играю, в душе возникает прилив энергии, что я справился, что уже освоил новый стиль, и у меня всё получается. Я поставил для себя задачу играть каждый день. За эти годы, как мне кажется, я хорошо изучил свой музыкальный инструмент, и он не создаёт для меня сложностей. Сложности бывают при изучении новых музыкальных приёмов и «зубрёжке» аккордов. Когда новый приём освоен, и я могу его использовать – музыка вызывает у меня восторг, чувство движения, стремление идти вперёд к заветной цели. Да, бывает, я устаю от музыкальных уроков, но всё равно стараюсь и учусь новому.

Человек сам должен создавать условия для существования музыки вокруг себя: ходить на концерты, слушать музыку, учиться играть на музыкальных инструментах. На данный момент я могу точно сказать, что музыка может быть смыслом жизни. А вот профессией музыке не обязательно быть, она может быть просто «хобби» у человека, что даёт выход его чувствам, эмоциям, стремлениям, настроению. Думаю, музыка может стать двигателем самосовершенствования.

Руководитель работы, педагог-организатор Г.И. Кузнецова  

От редакции

Много ли молодых людей, которые, подобно Кириллу, предпочитают классическую музыку? Уверен, что Кирилл не одинок, но подозреваю, что он далеко не в большинстве. Я и в мыслях не имею рассуждать о том, какую музыку должны слушать хорошие мальчики и девочки; приведу лишь один факт, имеющий отношение к проблеме смысла жизни. Знаменитый американский учёный с «типично американской» фамилией Маслов (Maslow) исследовал интереснейшее психологическое явление, которое он назвал пиковым, или вершинным опытом. Под этим он подразумевал особые состояния, которые чаще или реже испытывают многие люди, и которые дают человеку новое осознание самого себя, переживание счастья, единства с миром, творческого подъёма, высших возможностей, осмысленности своего существования.

Такие состояния обычно не бывают длительными, но в той или иной степени изменяют отношение человека к жизни и к самому себе. Они могут возникать под воздействием разных впечатлений, например, в общении с природой и искусством, в том числе – даже в первую очередь – с музыкой. И вот, А.Маслов пишет, что в его практике не встретилось ни одного случая, чтобы на эти вершины человека поднимал рок, или джаз, или так называемая «попса»: только классическая музыка. Маслов не вдаётся в эстетические оценки, не рассуждает о воспитании; он не утверждает, что другая музыка плоха или в принципе не может возвышать человека. Он просто констатирует, что не встретил ни одного такого случая… Есть о чём задуматься?
А.М.  
Автор: 
Искусство в школе: 
2017
№3.
С. 12.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.