Солдатушки, бравы ребятушки…
В. Перепелица, кандидат педагогических наук, режиссёр Образцового театрального коллектива «Балаганчик», «Троицкий ДК» Губкинского городского округа Белгородской области
«Солдатушки, бравы ребятушки…»
О фронтовом юморе
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне.
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Так во время Великой Отечественной войны пели очень многие. Некоторые солдаты, по словам очевидцев, носили с собой специальные блокноты, куда записывали полюбившиеся им стихи и песни. Наибольшей популярностью пользовались произведения современных поэтов И. Френкеля («Давай закурим»), М. Исаковского («Огонёк»), А. Суркова («Землянка»), К. Симонова («Жди меня») и других. И тем не менее несмотря на непререкаемый авторитет мастеров пера, должное место в этих тетрадках занимало и «авторство» самих бойцов, шедшее из самого сердца. Один ветеран так писал по этому поводу: «Я не буду лгать, язык солдатский суров, малограмотен. Но если бы вы знали, сколько любви, юмора и остроумия идет из глубины души». Вот эти-то «солдатушки-ребятушки» и были основными авторами песенного самодеятельного творчества.
Справедливости ради заметим, что и в период военного лихолетья, и в первые послевоенные годы в публикациях и исследованиях фольклор Отечественной войны 1941-45 годов был представлен, мягко говоря, в довольно-таки сокращённо-усечённом виде: одни темы умалчивались, на другие накладывалось табу, а иные и вовсе подвергались преследованию. «Светлый путь» был открыт лишь тем сатирическим и юмористическим песням, которые высмеивали фашистскую армию и её главарей. Например, песня фашистов, переделанная из прекрасного старинного русского романса «Мой костёр в тумане светит».
Песенный же поток, иронически оценивающий и подмечающий многие стороны советской жизни, оставался вне поля зрения статей и сборников. Действительно, какая цензура пропустит такие вот откровения в отношении разведроты ?
Понятное дело, что подобные "художественные вольности", с точки зрения тогдашних идеологических цензоров, не выдерживали никакой критики. Рассказ о жизни разведчиков на мотив песни "Гоп со смыком", конечно, не мог устроить никакие политуправления.
Фольклорная тематика была самая разнообразная. Немало посвящений отдельным воинским частям. Такова, к примеру, песня дивизии московского ополчения.
Слагали песни и о своих боевых товарищах, сражавшихся тут же, бок о бок, например о снайпере Александре Мозовце.
Смеялись солдаты над трусостью своих сослуживцев. Да и к самой службе относились не без чувства юмора:
Особенно много на фронте, да и в тылу тоже, было переделок известных песен 1920–30-х го¬дов. И чем популярнее был прототип, тем больше он рождал переработок. Например, "Синенький скромный платочек" способствовал появлению "Беленького скромного халатика".
Эти переделки являются подлинно военным фольклором. Самодеятельный автор исходил из того, что его слушатель и читатель хорошо знакомы с мотивом и словами оригинала и обязательно сопоставят его с новым текстом. Основой поэтического решения становился контраст между известным и вновь созданным "шедевром". Часто несоответствие между подлинником и подражанием созда¬вало требуемый комический, сатирический или иронический эффект. Вот как перелицовывалась песня Исаковского "И кто его знает" для высмеивания Гитлера и фашистов:
На территориях временной оккупации эти переделки популярных песен напоминали о прежней мирной жизни, которая, как ни была трудна и тяжела, в годы войны представлялась счастливой и безоблачной. Противоречие между оригиналом и переделкой подчас носило трагический характер:
Интересно, что чем строже цензура накладывала свою руку на печать, тем активнее шло развитие устного поэтического и песенного творчества. Не столько военный, сколько идеологический ценз накладывал запрет даже на такие песни, как 4Зем¬лянка~, которой пришлось претерпеть массу мытарств. Блюстителей нравственности не устроило в ней "меланхолическое" настроение. Тем не менее народ её полюбил. И вот уже в "землянку" летят письма–"ответы".
Борясь с ненавистным врагом, песня подмечала и многое негативное, что творилось у себя дома, на фронте и в тылу.
Тема "Война и частная жизнь человека" в те годы в фольклоре разрабатывалась куда с большей интенсивностью и глубиной, чем в официальной художественной литературе. Неудивительно, что иногда между песнями-переделками "завязывался" любопытный разговор-диалог, который выстраивался в своеобразные цепочки. Всем знакома песня:
Имеется и "достойный" ответ любимой:
Незатейливый сюжет песни "Или в Вологде, или в Рязани" повествует о том, как девушки вязали варежки и гадали, к кому же из отважных сынов Родины эти варежки попадут. Одна из них вложила в варежку записку со словами: "Мой товарищ, тебя я не знаю, но любовь в моем сердце живая". Их получил на фронте командир батальона. Прочитав ту записку, он подумал:
В песне "Принесли мне в землянку посылку" боец получает посылку, на которой следующая надпись: "Или Феде, или Пете, или Мише – всё равно!" Но солдат очень рад этой передаче, так как от неё веет теплом родного дома. Он отвечает: "Кто вы? Таня, или Маня, или Женя – всё равно!" И добавляет, что им нужно встретиться, чтоб отпраздновать победу кили в Омске, или в Томске, или в Туле – всё равно.
И всё же надо заметить, что, несмотря на столь шутливый тон в отношениях, тема верности и преданности любимой оставалась одной из самых важных в фольклоре Отечественной войны. Подтверждают это и строки лейтенанта М.И.Андронова, выразившие общее мнение своих сослуживцев. Вот что написал он на эту животрепещущую тему фольклористу В.Ю.Крупянской: "Для нас верность любимой девушки – это больной вопрос". Почему так популярны стихи Симонова "Жди меня"?.. Да потому, что много есть тех, кого не ждут. И это тоже была суровая правда времени.
Говоря о той незабываемой войне, мы, как правило, сразу настраиваем нашу память на серьёзную волну, что вполне справедливо. Но война, по мнению поэта-фронтовика, "это – просто трудная работая, где находилось место и подвигу, и шутке, и доброму юмору, что было тогда особенно необходимо для русского человека, так как вселяло надежду в победу, веру в успех правого дела.
Литература:
Доронин И.И. О Родине, о мужестве, о славе / И.И. Доронин. М.: Изд-во Советская Россия, 1975.
Кузьмин А.И. Военная героика в русском народно-поэтическом творчестве / А.И. Кузьмин. М.: Просвещение, 1981.
Луковников А. ~ Жди меняя / А.Луковникова // Встреча. 1997. С. 5-6.
Смолицкий В. "Беленький скромный халатик...": судьбы песен военных лет / В. Смолицкий // Встреча. 1995. С. 18-19.
Интернет сайт http://www.studfiles.ru/preview/2278427/
Оставить комментарий