Самородок земли Костромской

Академическая дача имени И.Е.Репина – первый и старейший в России Дом творчества художников, принадлежащий сегодня Союзу художников России. Дача расположена в Вышневолоцком районе Тверской области, на живописном полуострове, образованном истоком реки Мсты и озером Мстино. Дом творчества был открыт 22 июля 1884 года «на сорока десятинах, прилегающих к землям крестьян деревни Малый Городок», и назывался первоначально Владимиро-Мариинский приют для летней практики малоимущих студентов Академии художеств. <...>

День для открытия приюта был выбран неслучайно – это день тезоименитства Государыни Императрицы Марии Александровны. Всё произошло с одобрения тогдашнего президента Академии художеств – Великого князя Владимира Александровича. Отсюда и название – Владимиро-Мариинский приют. От первых построек сохранились две – павильон и музей, где собраны материалы о почти 130-летней истории Академической дачи. <...>

Своим появлением приют обязан великому русскому художнику Илье Ефимовичу Репину и выдающемуся русскому промышленнику и меценату Василию Александровичу Кокореву. Но дача носит имя только одного из них. И это, безусловно, историческая несправедливость, которую ещё предстоит исправить. Ведь В.А.Кокорев (1817–1889) был не только крупным предпринимателем, но и обладателем одного из крупнейших собраний русского и западноевропейского искусства в России. В 1885 году на его средства и по проекту архитектора В.А.Кенеля на территории приюта был возведён восьмигранный павильон, украшенный пропильной и глухой резьбой, который и сегодня является художественным центром ансамбля «Академической дачи» и его визитной карточкой. Только в 2004 году на праздновании 120-летия Академической дачи на здании павильона была открыта мемориальная доска, посвящённая Кокореву.

В.Грибков, член Союза журналистов РФ

В. Митрофанов, студент Московской финансово-промышленной академии
Л. Цыганова-Степанова, журналист

Самородок земли Костромской

Богата Костромская земля самородками. И если о золотоносных рудниках нашего края ходят только легенды, то люди – самобытные, с неповторимой судьбой, даже через столетия несут свою энергию предпринимательского таланта, разумного авантюризма, природного дарования и сердечной доброты. Именно таким самородком, появившимся в Солигалическом Уезде Костромской области, был Кокорев Василий Александрович.

По слухам, когда золотодобытчики находят самородок, они говорят камню: «Здравствуй!», и узнают, где он родился, сколько ему лет, где и как он путешествовал, откуда у него шрамы и царапины, жив ли ещё родивший его источник? Мы предлагаем и Вам по знакомиться с удивительным человеком, незаслуженно забытым в череде столетий.

Василий Александрович Кокорев родился 23 апреля (5 мая н.с.) 1817 года в городе Солигаличе. В 19 лет, совместно со своими дядями, он становится совладельцем семейного бизнеса – небольшой солеварни.

Убедившись, что новые соляные скважины дают раствор, экономически не выгодный для выпаривания соли, Кокорев понял, что пятисотлетняя история солеварения в Соли Галичской может продолжиться, если приспособить эти скважины для медицинских целей, и открыл в городе водолечебницу. Химический анализ Солигаличской минеральной воды проводил прибывший по просьбе Кокорева врач и химик Александр Бородин, более известный сегодня как выдающийся композитор, автор оперы «Князь Игорь». Тот как раз только что получил степень доктора медицины и целое лето провёл в Солигаличе, анализируя местную воду, наблюдая за лечебными процедурами и не забывая при этом сводить с ума игрой на рояле местных дам и девиц. Водолечебница в Солигаличе существует и по сей день. Называется она «Санаторий им. А.П. Бородина», а отдыхающие говорят: «Бородино».

В 1839 году из-за поспешного введения правительством в обращение серебряного рубля цены по всей стране моментально выросли в три и более раз, а огромное количество малых и средних купцов разорилось. Сокрушительным ударом по фамильной солеварне Кокорева стала отмена ввозной пошлины на соль. И юный Кокорев отправляется в Петербург, надеясь только на свою смекалку по части извлечения прибыли.

Его деятельность связана с винными откупами. В 33 года Василий Кокорев становится одним из самых богатых купцов Российской империи, реформатором откупной системы. Современники нарекли Василия Кокорева винным гением, а за покровительство министра финансов в шутку на­зывали ктайным советником. Время расцвета пред­принимательского таланта Кокорева пришлось на царствование Александра II. В 1857 году он основы­вает Закаспийское торговое товарищество, успешно торговавшее с Персией и Средней Азией. В этом же году в Суруханах, в 17 км от Баку, он создаёт завод для извлечения из нефти осветительного масла. Первый в мире нефтеперерабатывающий завод про­изводит фитонафтель (керосин). Наладить произ­водство помогал сам Дмитрий Иванович Менделеев.

Кроме того, Василий Кокорев был крупнейшим пайщиком нефтеналивной флотилии 4Кавказ и Меркурий~ Волжско-Каспийского пароходства, Русского общества пароходства и торговли. Транс­портировка нефти заставила его заняться железно­дорожным строительством Волго-Донской железной дороги, Уральской горнозаводской железной доро­ги. Также он был первым медиамагнатом в России. Ему принадлежали Северное телеграфное агентство, Северное страховое общество для защиты частных предпринимателей и склады с товарами с выдачей варрантов. Велика роль Кокорева в банковском учредительстве России. По склонности русской души к сельскому быту, Василий Кокорев создал музей-хранилище изделий русского народного ис­кусства. А в 1860 году в специально отстроенном здании в Трехсвятительском переулке на Покровке открылась первая частная публичная художествен­ная галерея, за 20 лет до Третьяковской. В ней были выставлены полотна русских художников: Карла Брюллова, Ивана Айвазовского, Александра Боголюбова, Алексея Венецианова, Александра Иванова, Федора Матвеева, Михаила Лебедева, Сильвестра Щедрина, Дмитрия Левицкого, Василия Боровиковского, Фёдора Алексеева, Василия Худя­кова, Михаила Клодта, Константина Трутовского, Георгия Мясоедова и многих других выдающихся живописцев. В 1884 году в Тверской области по­явилась дача-приют для русских художников. О ней Василий Кокорев пишет в своей рукописи:

«Трёхлетнее существование, при истоке из озера реки Меты, Владимиро-Мариинского приюта для пребывания академистов Императорской академии художеств впол­не оправдало попечительную заботливость о здоровье академистов Августейшего Президента Академии, Его Императорского Высочества Государя Великого князя Владимира Александровича, по мысли которого возник и устроился означенный летний приют. Из 30 академи­стов и 2 воспитанников Московского училища живописи, зодчества и ваяния в течение трёх лет никто не был болен, и все эти лица, вступая в конце мая в приют с увядшим цветом лица, оставляли его к 1 сентября с вы­ражением оживления и здоровья. Общая сложность веса ежегодно увеличивалась до 11,5 фунтов, а в отдельных личностях это увеличение доходило до 19 фунтов. В действительности этого удостоверяют показания на­блюдающего за приютом доктора, действительного статского советника В.И.Козловского, которым сверх того замечено, что в числе академистов были двое с грудными болезнями и получили полное выздоровление единственно от влияния воздуха и местности, способ­ствующей при разнообразных прогулках оживлению сил.

По всему, что сказано, Вышневолоцкая местность представляется самою удобною для устройства лет­него бесплатного пребывания в каникулярное время той учащейся молодежи, которой медицинская опытность даёт совет ехать в деревню, а материальное положение не позволяет исполнить этого благодетельного совета. В основание потребного для устройства означенного летнего житья капитала да послужит первым вкладом выручаемая через продажу «Экономических провалов»1 сумма. В заключение настоящего послесловия нельзя не пожелать от души, чтобы каникулярное время из­менилось в своих числах, чтобы ученье оканчивалось в половине мая и начиналось не ранее 1 сентября».

Сам не получивший должного образования, Кокорев охотно помогал учиться другим – платил стипендии. Но к образованию как к системе у Ко­корева были свои претензии:

«Мне не раз случалось посещать лекции политиче­ской экономии в Москве и Казани, и эти посещения впол­не убедили в том, что слушатели ничему научиться не могут, а сбить себя с толку (если будут верить в лекции, не относясь к ним критически) могут до такой степени, что потом между ними и народною жизнью образуется неисправимое непонимание друг друга. А сколько таких сбитых с толку людей попало впослед­ствии на влиятельные финансовые места? И начали эти люди направлять экономическую жизнь России по указаниям Мишелей Шевалье, Адамов Смитов и т.п., и зарыдали наши Трифоны, Прохоры, Матрёны и Лукерьи и т.д., а затем надели на себя суму и пошли смиренно по миру питаться подаянием».

Москве Василий Кокарев подарил парк и Рус­скую избу, деревянную, с резными наличниками, по проекту Никитина, в Погодинском саду. Историк К.А.Скальковский свидетельствует: 4В момент сво­его богатства Кокорев играл и роль мецената. Ему... обязан своим возникновением так называемый русский стиль в архитектуре, существенно отли­чающийся от русского стиля, сочинённого немцем Тоном по повелению императора Николая I~.

И, наконец, он построил в Москве общественно-культурный центр и обширнейший гостиничный-складской комплекс 4Кокоревское подворье . На Софийской набережной было возведено на тот момент настоящее архитектурное чудо. Комплекс, в который было вложено 2,5 миллиона рублей, был новшеством не только для Москвы, но и для Европы, поскольку предвосхитил появление кгранд-отелейя. Центр города, прекрасный вид, удобства, хороший ресторан привлекали постояльцев. В гостинице останавливались Чайковский, писатели Мельников-Печер­ский, Мамин-Сибиряк, худож­ники Репин, Верещагин, Крам­ской и Поленов, а их товарищи по кисти Виноградов и Коровин имели здесь свои мастерские. Кокоревское подворье простояло более 100 лет и в данный момент находится на реставрации.

Купец и промышленник Ко­корев более всего прославился как общественный деятель и пу­блицист. Одни современники им искренне восхищались, другие посмеивались, но все признава­ли, что он необыкновенно остро чувствовал народный характер и нужды России. 4Экономические провалы по воспоминаниям с 1837 года, наделавшие в импе­раторской России много шума, актуальны и сегодня. Читая наблюдения и мысли, высказанные автором, за­бываешь, что они относятся к другому, теперь уже далёкому от нас времени.

«Почему бы не вводить освещение городов газом, вместо чуть-чуть теперь мигающих масляных фонарей?» (В.Кокорев)

"Почему в 2015 году голубое топливо является такой же роскошью для жителей российской глубинки", – подумает наш современник. (К слову, на родину Кокорева газ до сегодняшнего дня так и не пришёл, а мог бы дать огромную экономическую отдачу.)

«Почему не арендовать степи, втуне пропада­ющие у казны или у частных лиц, для разведения скотоводства, с употреблением в дело той травы, которую теперь иссушает даром солнечный жар?» (В.Кокорев)

Не аналогичную ли картину мы наблюдаем сейчас? Огромные территории когда-то пахотной земли ныне заросли молодым сосняком. В широких когда-то се­нокосных полях гуляет июльский полуденный ветер. И если в Российской империи были люди, которые хотели работать на земле, но не могли, то в сегодняш­ней России есть земля, но нет людей, и главное – нет средств, нет дорог, нет системного государственного подхода к сельскому хозяйству. «Придавая особен­ное значение примерам усовершенствованного хозяйства, как наглядно доказывающим крестья­нам пользу улучшенных способов ведения его, мы полагаем, что хозяйство сельского духовенства следует возвести на счёт правительства, на выс­шую степень совершенства, дабы это хозяйство изображало светящиеся точки сельского благо­устройства, сообщающие народной массе свет полезных знаний». (В.Кокорев)

Василий Александрович, даже обзаведясь мил­лионами, своё народное происхождение никогда не скрывал. А на одном из аукционов приобрёл болшой золотой лапоть и установил его в кабинете прямо на письмен­ном столе. Своим друзьям Васи­лий Александрович объяснял, что этот лапоть – он сам: был ведь когда-то лапоть – лаптем, да из низов выбился в знатные люди.

Не скрывал Кокорев и всеобъ­емлющей любви к своей стране

  • народу. Обладая прирождён­ным ораторским искусством, он говорил об этом и в народе, и на устраиваемых им банкетах. Больше всего его прославила историческая речь, произнесён­ная на рождественском банкете 27 декабря 1857 года. Выступле­ние Василия Александровича касалось позорного пережитка, мешающего прогрессу, а имен­но – крепостного права. Эта кокоревская речь долго ходила
  • списках. Есть воспоминания, что, когда вышел манифест об отмене крепостного права, некоторые крестьяне сочли, что освободил их не император Александр II, а Кокорев с друзьями
  • купцами Алексеевыми, Солдатёнковым – просто выкупили их у царя и дворян.

Остаться незамеченной такая народная попу­лярность купца не могла и вызвала "монарший гнев", в 1863-м у него отняли все откупы. Своё красноречие и недюжинный ум Кокрев воплощал в литературных трудах, в которых рассказывал об экономических ошибках правительства и о способах их исправления.

Его жизнь оборвал сердечный приступ. 22 апреля (4 мая н.с.) 1889 года. Вместо прощальных речей над могилой зачитали отрывки из книги Кокорева. Один из них звучит как завещание потомкам:

«Пора государственной мысли перестать блуж­дать вне своей земли, пора прекратить поиски экономических основ за пределами Отечества, за­сорять насильственными пересадками на родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу.

Всепреданнейший Василий Кокорев

От редакции.

Два выдающихся предпринимателя, костромичи Сытин и Кокорев. Их воспитывало не искусство, не наука. Одного - торговля на ярмарках, другого - солеварня. Каким же нравственным здоровьем нужно было обладать, чтобы стать просветителями и меценатами, служить культуре, понимать, что она жизненно важна для народа и государства! И таких было множество, из них лишь некоторые широко известны. На недавней большой выставке В.Серова в Третьяковской галерее едва ли не каждый третий портретируемый харак­теризовался как благотворитель. Надо ли говорить, как жизненно важно было бы в наше время возрождение не «традиции», а просто обычая благотворительности.

1 "Экономические провалы по воспоминаниям с 1837 года" – книга В.Кокорева.

 

 

Искусство в школе: 
2016
№1.
С. 45-47.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.