Свободная стихия
Т. Ветрова, г. Лесной Свердловской области
Свободная стихия
Уроки развития речи в вопросах и ответах
(Продолжение. Начало в №4, 5, 6, 2015г.)
Вопрос 11. Как войти в сказку? (Дополнение к вопросу №10.)
Сейчас вы убедитесь: чтение, развитие речи и сочинительство тесно связаны между собой. Нам уже приходилось рассуждать на тему: как совершить воображаемое «попадание» в сказку? И правда, где этот волшебный переход? Каков адрес нашей сказки и на каком виде транспорта возможно доехать-доплыть-долететь до неё? Прежде чем ответить на этот важный вопрос, позволим себе очередное отступление.
Однажды мама моей ученицы-первоклассницы сказала:
– Вы всё время читаете сказки. Не пора ли заменить их на более серьёзную литературу?
Пользуясь случаем, отвечаю этой маме и всем другим мамам, озабоченным тем, что читают (и чего не читают) их дети.
Сказки – особенная территория. Никакое удовольствие не сравнится с чтением настоящей сказки. А тем, кто справедливо озабочен вопросами "полезности 2 сказочной кухни, скажу: сказка соразмерна возможностям ребёнка, читая сказку, он без усилий и напряжения впитывает те уроки, которые может преподнести более опытный собеседник менее опытному. Препятствия существуют для того, чтобы их преодолевать. Слово надо держать. Да и понятно: Иван-царевич женится на Царевне-лягушке не потому, что ему так уж нравятся лягушки. Но пообещал вот батюшке – и женится... Правда, другой Иванушка в другой сказке проявил непослушание. Велел ему Конёк-горбунок не поднимать перо жар-птицы ("Но для счастья своего не бери себе его..."). А он, как хорошо известно, поднял. "Много, много непокоя Принесёт оно с собою..." И правда. "Непокоюя много, зато и любовь свою нашёл, и счастье обрёл".
Уроки сказок не лежат на поверхности (что само по себе немаловажный урок). Это не перечень жизненных правил и установок. Слова "сказка – ложь, да в ней намёк" безусловно соответствуют истине. Ну да ведь "намёки" надо ещё уметь расслышать. Уловить. Иначе говоря, от читателя сказки, как и от читателя любой настоящей, взрослой литературы, требуются проницательность, чуткость, любопытство к жизни, и – это главное – умение пойти по той чудесной дороге, по которой нас ведёт рассказчик. (У нас ещё будет возможность поразмышлять над страницами знакомых сказок. Уверена: эти уроки размышлений в равной степени интересны взрослым и детям, родителям и педагогам. Потому что все мы, надеюсь, – читатели. Или, по меньшей мере, стремимся к этому.)
Удовольствие читать сказки, слушать сказки, рассказывать сказки, по-моему, недооценено, в первую очередь, учителями словесности. Конечно, не им принадлежит идея о делении художественной литературы на реалистическую и фантастическую (и, добавлю, с явным предпочтением, традиционно отдаваемым литературе, отражающей правду жизни). Повторяю: это изобретение не их рук дело, однако его плодами они пользуются с видимой охотой.
Что ищет ученик (ведомый учителем) в художественном тексте? О, безусловно, важные вещи! Характеристику эпохи, во время которой создавалось произведение; типичных представителей этой эпохи; актуальные проблемы названного времени, а также проблемы непреходящие, вечные вопросы; справедливость требует добавить, что на завершающем этапе не будет забыто и художественное своеобразие...
Нечего и говорить, что ни один из перечисленных пунктов не заслуживает того, чтобы их упоминать пренебрежительно или свысока. Настоящая книга всегда порождает множество вопросов, каждый из которых – своё множество; этот сад расходящихся тропинок будет жив до тех пор, пока будет жив последний читатель.
Забегая вперёд, хочу сказать: этот последний читатель ещё жив, но смертельно болен. Он болен тотальной скукой, которую вызывает у него художественное произведение; даже не проблемы, актуальные для той или для этой эпохи, – вообще художественное произведение; длинные описания; французская речь; впрочем, и русская тоже... Разговаривают, разговаривают – бывшая собака Шариков знал, что говорил...
Этот последний со слабыми признаками жизни читатель – сегодняшний старшеклассник. (Да и не один только старшеклассник; то же относится и к младшим подросткам, и к младшим школьникам – просто в старших классах проблема становится отчётливей. И чем отчётливей, тем безнадёжней.)
Не стану (я и не готова) обсуждать данный вопрос с точки зрения, скажем, негативного воздействия массового искусства на неокрепшее сознание (да и на окрепшее, наверное...), с других, не менее актуальных точек зрения...
Проблема нечитающего поколения существует; книга для современного молодого человека – не предмет культа, не источник знаний, не объект досуга. Это лишь урок литературы (пока ты в средней школе), и урок литературы, к которому, слава богу, больше не надо готовиться – в дальнейшем...
Мне не известен рецепт, с помощью которого можно настоящую ситуацию кардинально изменить; излечить больного... Всё же я беру на себя смелость высказать соображение, которое, может, и не превратит минус в плюс, но, как мне кажется, поубавит в общей картине безнадёжности.
Признание того, что вся подлинная литература есть не что иное, как коллекция сказок, вовсе не нуждается в оправдании. Такой взгляд никак не является попыткой адаптировать труднодоступный текст или, тем более, приукрасить его; это лишь опыт проникновения сквозь некий искусственный барьер. Что я имею в виду? Только одно: насильственное превращение хорошего читателя в плохого литературоведа; в очень плохого литературоведа... Думаю, по поводу последнего вопросов не возникнет, а вот что до хорошего читателя – ну что ж, давайте вспомним. Кажется, когда-то очень давно нам рассказывали сказки. Читали, рассказывали... А мы? Мы даже просили рассказывать ещё и ещё! Мы (во всяком случае, многие из нас) готовы были слушать эти истории в ущерб множеству прочих занятий. Неужели прав Толкиен, и нас обманом выманили из этой страны, чтобы завлечь – куда?
Чего же мы достигнем, признав мифологическую (или сказочную) природу художественного произведения? Отказавшись от назойливых поисков отражения реальной жизни? И просто согласившись, что и их Наполеон, и наш Кутузов придуманы до последней пуговицы ворчливым магом с насупленными бровями, так хорошо знакомым нам по портретам в кабинете литературы. Что приобретём мы в результате такого признания, что утратим? Утратим – это уж точно – непомерно серьёзное выражение лица; приобретём, возможно, ту лёгкость (лёгкость, а не легковесность), которой так катастрофически нам недостает, и именно при чтении "серьёзных" книг... Посмотреть на прославленный роман, как на сказку, – быть может, это ещё одна, последняя попытка? Прочитаем нашу книгу заново, и тогда (как сказал один великий сказочник), кто знает, что откроется нам...
~ ~ ~
Игру "Обживать" предложением, найти в нём Вселенную придумала не я. Её автор — моя коллега по Школе искусств, замечательный педагог по основам сценического искусства. Нечего и говорить, с каким удовольствием я включилась в эту игру на своих уроках словесности.
Задача, которая ставится перед учеником, на первый взгляд проста: в сказке, которую он читает (хотя и не обязательно в сказке, в любом тексте), необходимо выбрать предложение – но какое? А вот какое: предложение, в котором можно жить. Там должно быть всё необходимое для жизни – только и всего: земля и небо, деревья, трава... звёзды. Может, и звёзды – ведь кому что необходимо, – верно?
Главное – суметь обосновать, что для твоей жизни там есть действительно всё! (Так, одна второклассница весьма убедительно доказала мне, что в её предложении можно жить, ибо там есть взбитые сливки – сплошные взбитые сливки!)
И вот мы начали играть... выбирать, доказывать... прислушиваться... Оказывается, предложение – во всяком случае предложение, которое входит в настоящий текст, – сделано из весьма прочного материала. И дело не в том, какое из предложений длиннее, так сказать, увесистее... В чём же? Кажется, тут у нас начались самые настоящие лабораторные поиски, потому что, по-моему, мы столкнулись именно с тем законом (одним из тех), которые желательно всякий раз открывать заново, самому. Из какого такого материала (невидимого материала!) построено предложение, если ухитряется вмещать в себя целую Вселенную? (А вмещает! Мы сами убедились.) Версии были высказаны разнообразные.
Предложение состоит из слов. Ну и что? – спрашивается. Предложение "Я иду в магазин" тоже состоит из слов, однако ж никакая Вселенная туда не поместится.
Из мыслей. Ну, допустим. Хотя какая уж тут особенная мысль: "В некотором царстве, в некотором государстве"?
Может, из чувств? Кстати, о "некотором царстве". Какое, по-вашему, тут живёт чувство? Изумление? Это очень возможно, на мой взгляд, – царство, не поддающееся точному описанию, некоторое царством.
Что же ещё?
Из снов, сказал кто-то, а другие рассмеялись, хотя и напрасно: по-моему, сны – весьма прочный материал, тем более если уточнить, чьи именно сны... Чьи, кстати? Рассказчика, сказителя? Его сны – выдумка, фантазия? Вкупе с его мыслями и чувствами? И это всё в каждое предложение вместило целую Вселенную? ("Волшебством", – добавил один из участников исследования.) Волшебство... Ну что ж, не без этого...
Но, полагаю, главное открытие ждало их впереди. Довольно скоро выяснилось, что в каждом предложении можно увидеть не только сказанное, но и несказанное. Реконструировать, додумать, воссоздать, довообразить. Это открытие, в общем, принципиального свойства, потому что тогда что же получается? Выходит, что в каждом предложении живём, помимо огромного мира, мы – читатели этих предложений, слушатели сказок, участники бесконечных историй. Это мы заглядываем в скрытую от невнимательных и равнодушных глаз глубину предложения; мы раздвигаем его границы ровно настолько, насколько требуется, чтобы там разместился мир; мы входим в это предложение, как Алиса Льюиса Кэрролла в крошечную дверцу, чтобы проник проникнуть в заветный сад...
Ну а дальше начинается самое интересное. Потому что там, в том мире, следует осмотреться. (А иначе стоило ли совершать подобные усилия?) Осмотреться в мире, который видим только мы, а кто-то другой увидит его уже иначе. Если увидит, конечно...
Посмотрим... "Вечером, окончив работу, Золушка забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой". Понятно, это очень большое предложение: тут живёт Золушка в своём доме, и она смотрит на огонь, а огонь – это кусочек целого солнца; и, вообще, если присмотреться, чего только не увидишь в играх пламени! Жар-птицу? Огненного всадника? Золотоволосую принцессу? Они все и многие другие живут в коротеньком предложении – это их мир...
Марина, 11 лет
Извиним огненного коня, который выскочил прямо из пламя, сложно указывать коню (да и огню) на его ошибки, важно, что дверца – приоткрылась!
А вот предложение из другой истории:
В общем, "ночь приходит, месяц всходит". Тут есть на что посмотреть – тут на большую планету, на Землю, опускается ночь. Эти четыре слова вместили в себя Землю и небо, а ещё все запахи и все звуки Земли и неба. Мы перечислим и назовём их, насколько хватит знаний и опыта; припомним, как пахнет трава и что напоминает прикосновение ночного холодка; и кто видел ночью (ночью!) огоньки и о чём при этом подумал...
Аня, 9 лет
Другая девочка, постарше, разглядела в этой ночи не только красивую луну, но почувствовала, что в мирной картине таится угроза (что и понятно: человек ночью должен спать, у ночи свои тайны).
Таня, 11 лет
Ну и в качестве заключительного примера ещё одно предложение – также, пожалуй, из сказки (её автор – Эдвард Дансейни, и я не вижу оснований отказать ему в имени Сказочника): "Вскоре длиннобородый старик в жёлтой одежде, с взглядом, перед которым, казалось, проплывали пейзажи дальних стран, появился на пороге комнаты и сказал: ”Всё готово”". Вот предложение так предложение – уже не Вселенная, а Вселенные, Миры!
На моего ученика (ему 14 лет) из этого предложения дохнула, посмотрела сама Африка.
И ещё:
Дима, 14 лет
И так далее.
Текст – предложение – слово – звук. "Не является ли язык хранилищем времени?" – размышлял И.Бродский. ("Слова, даже их звуки, гласные в особенности, почти осязаемые сосуды времени".) Является, конечно, является, – не хватало только спорить с Бродским... Кто-то, однако, может возразить, что откупоривать сосуды – небезопасное занятие; кто знает, каким дымком потянет из открытого сосуда, кто явится нашим глазам? Что верно, то верно – не знает никто. Но, быть может, в этом незнании и есть мощная притягательность, которая всё завораживает и завораживает нас, как город, который построили не люди, а джинны?
Вернёмся же к нашему вопросу: как войти в сказку?
Это важный вопрос, так как помогает ребёнку стать активным участником, соавтором книжки. Задавая такой вопрос, мы как бы выходим ЗА границу сказки, но при этом оперируем "сказочными" методами, то есть наши мышление и воображение ведут нас к новым – собственным – сказкам. А на помощь, естественно, приходит наша речь... Ведь чем ярче мы поведаем о своём путешествии в сказку и обратно, тем интереснее будет слушателю, а главное – нам самим. Примем в качестве исходного тезиса утверждение: наш опыт – очередная игра во время чтения сказки.
С младшими школьниками – учениками II, III, IV классов – уместно понаблюдать за уже знакомыми сказками. Зададим вопрос: как герои известных нам сказок попадали в сказочную страну? По-разному. К примеру, девочка Элли из "Волшебника Изумрудного города" очутилась в Волшебной стране случайно: её принес – прямо в домике – ураган, который подстроила злая волшебница Гингема (удобный, между нами говоря, способ: почти каждый ребёнок в тайне завидует такому полёту). Другая девочка – Алиса – нырнула в нору за белым кроликом – и полетела, полетела... Наблюдать этот полёт – одно удовольствие. Из такого полёта вообще может получиться отдельная сказка... В общем, Алиса очутилась в Стране Чудес тоже как будто случайно. Ей тоже повезло. Надо сказать, без этого "везения" нечего и рассчитывать побывать в сказке. (Позднее мы поймём, что такая удача имеет вполне определённое имя. Это наше воображение, фантазия, смелость мысли делают нас способными на такие "полёты" и "перемещения".)
В любимых детьми "Хрониках Нарнии" разработан целый арсенал различных способов, помогающих очутиться в сказке. Волшебные кольца. Ожившая картина, когда нарисованное море вдруг оживает, и высокая волна плещет прямо в детскую комнату. Знаменитый платяной шкаф... (Надеюсь, участники нашего "исследования" обратили внимание: мы сейчас занимаемся тем, что впоследствии – и нередко безуспешно – требует учитель литературы от своих более взрослых учеников, – мы размышляем над логикой художественного текста, причём делаем это без угрюмого напряжения, обычно сопровождающего в школе подобные упражнения.)
Второклассник или третьеклассник с удовольствием узнает, что в замечательной сказке "Книга зверей" (Несбит) мальчик по имени Лионель оказался в сказочном дворце по специальному приглашению. За ним явились двое важных придворных и пригласили его быть королём! Так-то. И вот вместе с нянюшкой он отправляется в своё королевство (в сказку) – кто бы, как говорится, отказался?
Да мало ли примеров! Буратино открывает золотым ключиком заветную дверь, Мари (в сказке Гофмана "Щелкунчик и мышиный король") вместе со Щелкунчиком оказалась в Кукольном царстве, пробравшись туда через рукав папиной шубы... Неважно. Отыщите примеры в соответствии с возрастом и возможностями вашего ребёнка или вашей аудитории.
Эти наблюдения, безусловно, помогут нам изобрести – понарошку, как водится, – собственный способ попасть в сказку. А это не напрасный труд! Повторю: такие упражнения оттачивают воображение и читательскую наблюдательность, развивают интерес к слову писателя, а главное – стирают многочисленные речевые преграды. Попробуйте и убедитесь: ребёнок без напряжения, легко и свободно поведает вам, как однажды один мальчик (одна девочка) рисовала что-то фломастером... Что? Ну, к примеру, бабочку. И вдруг фломастер оказался волшебным! И бабочка ожила, взмахнула крыльями, вылетела на волю. Мальчик бросился за ней, но стал маленьким, и сел на бабочку, как на самолёт, и отправился в волшебную страну!
...Кто-то наверняка расскажет вам, что как-то дети играли в мяч. А мяч укатился, ну и кто-то один побежал по дорожке за мячом, и вдруг...
Вы убедитесь, как изобретателен ваш ребёнок. Кто бы мог подумать! Если вам повезёт (повезёт, повезёт!), вы услышите множество версий попадания в сказку. Верхом на драконе (на бабочке, на стрекозе). В детском поезде, который до того катался только по рельсам в детской комнате. Просто через картинку в книжке. И так далее.
Однажды, услышите вы, мальчик играл в своей комнате в паровозик, и вдруг...
Дальше неизбежно последует сказка. Коротенькая или длинная, в которой – очень возможно – не сойдутся концы с концами. Будет маловато (или многовато) событий. Совсем не будет уроков и намёков. Но сказка – будет. Он сочинил её сам, рискнул... Ступил на территорию – не самой сказки даже – сочинительства, свободной речи...
Поздравим себя. С чем? Ну хотя бы с тем, что теперь мы учимся плавать не на берегу. Мы ступили в эти воды сочинительства, живой незаученной речи. Самое время взять первые уроки плавания.
Вопрос 12. Что можно делать и чего нельзя делать внутри сказки?
Поговорим о логике сочинительства.
Мы начали сочинять – с этим уже ничего не поделаешь. А, как говаривал по аналогичному поводу один умный коротышка, всякому делу учиться надо... Что ж, истинная правда.
Позволю себе заметить, что нынешние дети развращены чудесами. В современных сказках-мультиках-детских сериалах чудес пруд-пруди. Тот же симпатичный мальчик Гарри Поттер так и сорит чудесами. Да и не он один.
Спрашивается – что плохого? И разве не об этом чудесном изобилии мы мечтали в нашем дефицитном на чудеса детстве? Хорошего должно быть много... Увы. Никакая банальность не уничтожит факт: изобилие породило инфляцию. Чудо перестало восприниматься как что-то уникальное, единственное и неповторимое. Перестало цениться, а главное – почти исказило собственную природу. Раз уж чудо – значит, можно всё, что угодно! Сделать хотел грозу, а получил козу... И тому подобное.
– В волшебной стране, – рассказывает ребёнок,
– все ходили вверх ногами.
Я спрашиваю:
– Зачем?
– Ну, – задумывается ребёнок, – там ведь было всё волшебное.
– Зачем, – повторяю я, – ходить вверх ногами? Ведь это неудобно.
Бессмысленных чудес не бывает. А если бывают
– значит, это не чудеса, а глупость.
Зададим себе вопрос: почему Фея сделала карету из тыквы, а не из шляпы? Превратила в лошадей – мышей, а не гусениц? Ах, они – похожи? То есть тыква больше, чем шляпа, похожа на карету (это так)...
Получается, чтобы творить чудеса (пусть и в сказочной стране), – не мешает понаблюдать за характером вещей и явлений. Чтобы не остаться с розовою козой с желтою полосой...
Отступление (о характере предметов).
Это упражнение поможет нам убедиться: сказка, как и реальность, имеет чёткие контуры и подчиняется определённым законам. К примеру, логике. Понять это, в первую очередь, не мешает нам, взрослым, а уж потом найти подходящие слова и объяснить ребёнку, вооружив его первым важным опытом осмысленного сочинительства.
Итак, предметы. Мы уже замечали: предметов вокруг нас не меньше, чем людей, животных или облаков. Нередко мы не обращаем на них особенного внимания. Ещё реже задумываемся, что в них интересного (помимо того, что из чашки можно попить чай, а в школьный рюкзак напихать учебники).
Кстати, и в рассматриваемом случае территория сказки – особенная. Там почти не бывает неодушевлённых предметов, чаще всего они – тоже персонажи сказки. Почти... Не случайно ведь в знакомых нам историях так много волшебных вещей. Скатерть-самобранка и шапка-невидимка, яблочко на тарелочке и меч-кладенец, волшебная палочка и золотой орех, в котором спрятано царство. Цветик-семицветик. Аленький цветочек. Бобовое зёрнышко. Короче говоря, целый арсенал чудесных и полезных предметов.
Нас, впрочем, сейчас интересует не столько польза. Любопытно, что мир предметов в принципе куда более живой, чем принято считать. Более одухотворённый, очеловеченный... Да и не удивительно. Ведь предметы живут рядом с человеком, а следовательно, перенимают те или иные человеческие свойства... Чуть-чуть. (Художникам эти свойства неодушевлённых предметов очень хорошо знакомы. Потому-то настоящие натюрморты не похожи на склад готовой продукции. В их вещной природе дышит жизнь. Художники так и говорят: тихая жизнь предметов.)
Приглядимся и прислушаемся к этой тихой жизни.
Мир чувств младшего школьника уже довольно богат. Палитра настроений относительно многоцветная. Помогите ему нанести на эту палитру некоторые оттенки. Настроения, выясняем мы, бывают весёлые и грустные, праздничные и унылые. А еще – звонкие, как колокольчик, и задумчивые ("скучные", – подскажут вам)... Бывают и разноцветные, как радуга...
– Какое у тебя сегодня настроение? Какого оно цвета? На что похоже больше – на весенний ручеёк или на осеннюю лужу подо льдом? На звонкий дождик или на тихие зимние снежинки? А у твоей собаки или киски какое чаще всего бывает на настроение? Всегда весёлое? Ну, считай, ей повезло...
А теперь давайте представим, что предметы, которые нас окружают, тоже живые. Как наши домашние животные, как мы сами. Понарошку, но всерьёз представим это... Оглядимся по сторонам. Отыщем – просто ради опыта – самый весёлый предмет. Мяч? Что ж, это очень возможно. И вот колокольчик на брелочке. И, пожалуй, кукла-клоун, хотя – как сказать... Ну а самый печальный предмет? Снова кукла-клоун? (Я готова согласиться.) И вот пожелтевшие листья у гортензии в цветочном горшке... Листья увяли, так что весёлого, понятное дело, в этом мало.
Так-так. Мы начали приглядываться, и кое-что важное (ОЧЕНЬ важное) открылось нам. Жизни в нашей комнате гораздо больше, чем можно было предположить. И живые в ней не только мы сами... (Не могу не напомнить историю про Синюю птицу. В ту самую минуту, когда фея Берилюна повернула волшебный алмаз на своей зелёной шапочке, бедное жилище лесника преобразилось. Стены засияли волшебным сиянием, но главное – заговорили животные и ожили неодушевлённые предметы! Души этих предметов, как объясняет нам сказочник, вырвались на волю, освободились, – и вот вода и молоко, сахар и хлеб, чашки и ложки – все стали живыми.) Почему произошло такое чудо? Конечно, не без участия феи... Но и наше зрение приобрело известную остроту, мы начали не только смотреть, но и видеть.
Вот и сейчас мы предпринимаем аналогичный опыт. Он-то и поможет нам установить: предметы
бывают различны не только по предназначению, форме или материалу, из которого они сделаны.
Они разные по характеру и даже по настроению. Это важное открытие ещё не раз поможет нам.
Вопрос 13. Что можно и чего нельзя делать в сказке? (Продолжение)
Логика, смысл. Не рано ли мы обращаемся к этим понятиям? А может наоборот – слишком поздно? Ведь наши игры в слова, казалось бы, наоборот вели нас "туда, не знаю куда". Какой уж тут смысл...
Думаю, говорить о смысле самое время. Смысловая рамка не табу, не знак "хода нет"!. Это своего рода необходимое ограничение. Если угодно – путеводитель по сказочному бездорожью (мнимому бездорожью). Да и сами сказки, кстати говоря, полны подобных ограничений – об их смысле нам ещё предстоит поразмыслить. Почему, спрашивается, фея-крёстная велит Золушке вернуться домой не позже 12 часов? Почему у цветика-семицветика всего семь лепестков (а не тридцать семь, к примеру)? А аленький цветочек – вообще один-единственный? С какой стати заветных желания – только три, а хрустальных башмачков – одна-единственная пара, а не обувной магазин? И так далее. Безусловно, ограничения имеют куда более глубокий смысл, чем может показаться (и уж куда более глубокий, чем в состоянии осознать ребёнок). Ну а пока просто учтём. Эти ограничения существуют. Несмотря на самые расчудесные чудеса. Учтём, повторяю, это замечание и сделаем очередную остановку во время чтения сказки. Сочиним свои истории о сказочных предметах...
...Но вначале – это будет логично – ещё раз приглядимся к этим предметам-персонажам. В условиях сказки любой привычный предмет может поменять присущие ему свойства и стать чем-то другим. зонтик, к примеру, может превратиться в парашют, или – если его перевернуть – стать лодочкой (кстати, лист кувшинки, на котором путешествовала Дюймовочка, тоже изначально не был средством передвижения). Шляпа, подскажут вам, может превратиться в гнездо, кастрюля – в шлем, а морская раковина – в радио... В знакомых сказках, повторяю, подобные перевоплощения происходили не раз. "Свет мой зеркальце" бойко отвечало на вопросы, ковёр – летал, а избушка вертелась на своих курьих ножках, как плохо смазанная карусель...
Мы уже отмечали, и не раз: новые, "волшебные" свойства предметов целиком связаны с его природными свойствами. И с характером предмета – это тоже важно... Тем более что "характером" обладают не только сказочные, но и окружающие нас реальные вещи. Стоит только присмотреться, и мы увидим, что у будильника нетерпеливый нрав, а самовар, наоборот, надутый и важный; что кресло – уютное и умеет нашептывать красивые сны, а распахнутое окно, за которым летят облака, умеет мечтать...
Не менее увлекательна игра, которую мы назовём "цепочка превращений". Вот уж поистине школа волшебников! Ничего случайного, никаких высказываний наугад; наблюдательность, логика, выверенность ассоциаций и здравый смысл. На уроках обычно мы берём в руки мяч и, перекидывая друг другу, выстраиваем свою "цепочку". Итак, наше исходное слово, к примеру, "одуванчик". Во что его можно понарошку превратить? Проще всего – в маленьких парашютистов; те, в свою очередь, естественно превратятся в крошечные зонтики; зонтик – в грибок, грибок – в старичка-лесовичка. (Думаю, вы уже догадались: любое звено в такой "цепочке превращений" может служить отличным материалом для волшебной сказки, зёрнышком, из которого, возможно, вырастет своя история.)
Мир сказочных персонажей (в который мы включили, помимо героев – людей и зверей, неодушевлённые предметы) позволяет нам сочинить собственные истории про некоторых из них. Собственно, это наша постоянная практика – отклоняться от столбовой дороги повествования и идти по собственным тропинкам...
Русские народные сказки – знакомая и до странности малоизвестная территория. Казалось бы, именно эти сказки читают нам в детстве родители, но "прелесть" этих сказок, замеченная Пушкиным, нередко растворяется в растиражированности героев и сюжетов, а также в "замыленности" нашего собственного взгляда. Между тем присмотреться к знакомым сюжетам, безусловно, имеет смысл. В некотором царстве, в некотором государстве, как и в любой сказочной стране, живут и действуют персонажи смешные и зловещие, грозные и великодушные, узнаваемые и фантастические. Даже знакомая с детских лет избушка на курьих ножках с Бабой Ягой – если взглянуть на неё словно в первый раз – поразит грозной зловещей колдовской силой... (Конечно, такой взгляд мы бросим не с первоклассниками, а по меньшей мере с детьми возраста 10-11 лет.)
Баба Яга в Избушке на курьих ножках сидит. Посмотрит на нас – испугает. Шевельнётся, заскрипит, качается, трещит... Куриные лапы – не ногти, а когти! Побежит – шум в лесу стоит! Катя, 10 лет
Полина, 11 лет
Страшновато? Очень хорошо, если страшновато. Потому что народные сказки – не площадка детских аттракционов. Мои ученики 10-11 лет уже хорошо знают, что рассказывались они не только детям (и не столько детям). Представления об окружающем мире, о добре и зле, о природе, о земле под ногами и о небе над головой – вот материал для устного народного творчества, и педагог имеет возможность поговорить об этом со своими повзрослевшими учениками. На этих же уроках, возможно, ему удастся заложить основы представления детей о прекрасном; преподать первые уроки... Красивыми, оказывается, могут быть не только приятные картины; скрипучая избушка Бабы Яги тоже не лишена своей зловещей прелести. Это же относится и к "отрицательным", недобрым персонажам.
На небе яркие языки пламени! Кажется, это лучи солнца, и всё жарче и жарче... Вдруг с огромной скоростью пронёсся сам Змей Горыныч. Огромными крыльями он рассекал воздух! Из пасти извергался огонь, все травы увяли... Огромное беспощадное чудовище... Катя, 10 лет
Герои древних сказок – не плюшевые игрушки. И чем скорее наши дети это поймут, тем более чуткие читатели, люди, наделённые чувством и вкусом, вырастут из них. Описания сивки-бурки, родственника Конька-горбунка, свидетельствуют: у наших десяти-одиннадцатилетних читателей
выработались и слух, и зрение. Их воображение позволяет им воссоздать – собственными словами – облик сказочных персонажей. Это уже не рассказ-изложение. Это самостоятельные творческие работы, в которых слово, как ему и надлежит, имеет цвет, и звук, и вес.
Сивка-бурка над землей кометой летит, а из-под копыт искры вылетают. Грива развевается, и дует холодный ветер. Диана, 12 лет
Кованы его копыта золотом. Побежит – вся земля содрогнётся. Из ноздрей пар идёт, как будто всё туманом покрывается... Как чёрная туча, мчится он! Прыгнет так высоко в небо, как звезда горит! Катя, 10 лет
Полина, 11 лет
Вернёмся к нашему вопросу: что можно и чего нельзя делать в сказке? Думаю, вы уже догадались:
- сказке можно делать всё, что не противоречит художественной логике произведения. К примеру, внутри сказки можно сочинить новую сказку. И не одну!
Вопрос 14. Надо ли изгонять "страшилки" из детских сказок и из детского сознания?
В сущности, этот вопрос, возможно, стоило задать и позднее. Но так уж получилось, что в наш разговор вторглись довольно зловещие персонажи
- картины. Так что какой смысл откладывать неудобный вопрос на потом?
Вопрос этот беспокоит меня (не меня одну, естественно). Наверное, вы заметили: последнее время появилось очень много людей, взявших на себе ответственность судить о том, что можно и чего нельзя читать детям. Указания "очистит" литературу следуют с пугающей стремительностью одно за другим... Возрастные ограничения то и дело накладывают то на великие книги Астрид Линдгрен, то вообще на "Ёжика в тумане"... Ведь это страшно – заблудиться в тумане, верно? Так зачем пугать ребятишек? Пусть лучше они никогда не узнают, как вылепилась из молочного тумана белая лошадь
- как кто-то, большой и таинственный, вывез ёжика на своей спине по тихим туманным водам...
Сама постановка вопроса привела мне на память остроумное (умное!) эссе Честертона – речь там идёт о чёртовой бабушке. Существует ли, мол, такая в природе, а главное – надо ли рассказывать про неё всякие небылицы? Умница Честертон отвечает своему воображаемому оппоненту примерно так: вам, во всяком случае, слушать такие сказки бесполезно. Поскольку, надо думать, у вас вообще никогда не было бабушки, которая рассказывала бы вам сказки! Постараемся же не превращаться в человека, у которого не было бабушки. И в жизни которого, соответственно, никогда не было сказок... А главное – сделаем всё возможное, чтобы вспомнить наше собственное детское удовольствие, когда, набросив на голову одеяло и сделав страшные глаза, мы рассказывали ужастики (среди которых, между прочим, попадались и отредактированные нами, рассказчиками, версии гоголевских повестей или чудесных сказок Гауфа)...
Похоже, мы нашли ответ на наш вопрос? Очень надеюсь, что так оно и есть.
Отступление: "Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?"
Рассуждения учителя словесности о таинственном и фантастическом в литературе
1.
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой...
Под хладною мглой высокой словесности расцветают, как выясняется, весьма разнообразные растения, от тривиальной капусты до деревьев с синими листьями. Этот литературно-ботанический сад наводит на определённые размышления. Программная литература, помеченная черной меткой обязательности и неизбежности, традиционно является самой презираемой, как минимум самой докучной и неинтересной для широкой школьной аудитории. Кажется, даже учителя не избегли при работе с классическими текстами общей участи сделаться жертвами тотальной скуки. Классическая литература, однако, не нуждается в реабилитации; тем более в адаптации для малоподготовленного читателя. Адаптировать, как нетрудно понять, надо не писателя, а читателя; подготовить к встрече с умным, противоречивым, ироничным и не опускающимся до объяснений собеседником. С классическим автором классического текста.
Как осуществить эту важную задачу?
Но весь школьный курс литературы, возразят мне, служит именно этой высокой цели: приблизить подростка к избранным образцам отечественной словесности. Берусь утверждать, однако, что усилия, предпринятые в названном направлении, и полученный результат несопоставимы; что пропасть, разделяющая классику, с одной стороны, и современного выпускника – с другой, не то что не уменьшается; она волшебным образом углубляется, будто каждое ученическое сочинение – новый удар лопатой, расширяющей этот ров до немыслимых, поистине эпических глубин!
Перевод В.А.Жуковского "Лесного царя" внесён в программу школьного курса литературы. Говорю именно об этом тексте по двум причинам: это одно из немногих "программных" школьных произведений, включающих мощный волшебный, фантастический пласт, безусловно, притягательный для детей. Ну а вторая причина – личная. Дело в том, что именно это стихотворение стало первым в ряду опытов прочтения с моими учениками классического и хорошо знакомого текста как текста впервые открытого, незнакомого.
Об этапах этого прочтения расскажу подробнее.
Думаю, всем хорошо известно, что романтические настроения – удел, скорее, юности, чем зрелости. Думать о смерти куда привлекательнее в ту пору, когда смерть кажется несуществующей; потому такие насущные романтические атрибуты, как кладбище, чёрный мёртвый лес, призраки, грозные и мрачные фигуры на фоне громоздящихся скал, бледные девы и т.п., подростками воспринимаются куда легче и естественнее, чем крепкая фундаментальная реалистическая литература. (Не потому ли тянулись наши дети к так называемым "готам", "эмо" и т.п.?) Органическое тяготение к романтизму обнаруживалось у них давненько; ещё тогда, возможно, когда они пугали друг друга "страшилками", любовь к которым, прошу заметить, окончательно не выветрилась даже под напором сильных конкурентов – фильмов ужасов. Дети любят страшилки, склонны к романтическим сюжетам – как бы ни менялись моды и ориентиры. Этим, безусловно, есть смысл воспользоваться, чтобы верхом на романтической традиции, точно на том самом коне, высеченном из мрака, въехать в большую литературу и, даст бог, ощутить себя в ней не пришельцами-варварами, а своими среди своих.
Наше вступление под романтические своды осуществлялось вначале на основе личного опыта, а впоследствии – на основе культурного опыта многочисленных предшественников. Я предложила своим ученикам (это были шестиклассники) поделиться личными жизненными впечатлениями, которые вписывались бы в понятия "таинственное", "жуткое", "фантастическое". Мы уточнили, что личный опыт включает конкретные события, личные впечатления от книг или кинофильмов, услышанное тобой от других людей и оставшееся в памяти в силу яркости и необычности; сны, кстати, тоже наш личный опыт, который нет смысла игнорировать. Именно в этом ключе прошёл наш урок, названный, наподобие рассказов Хичкока, "Тёмные разговоры". Довольно скоро выяснилось, что такие разговоры гораздо удобнее вести в сумраке и при мерцающем пламени свечи. Что ж...
Не буду пересказывать то, о чём говорили мои ученики. Вы без труда услышите нечто подобное, если не пожалеете времени на такие "посиделки". Упомяну лишь, что среди наиболее частых мотивов звучали рассказы из раннего детства – лето, деревня, деревянный бабушкин дом, скрип половиц, вообще какие-то звуки неизвестного происхождения; и вдруг! О, что же там произошло? Кто-то заглянул в окошко. "Ты его видела?" – "Нет, не видела". – "Как же догадалась?" – "Я почувствовала на себе ей-то взгляд! . Кто-то рассказал собственный сон – наполовину виденный, наполовину выдуманный; страшненький такой, с таинственными фигурами призраков... Потом была дьявольская смесь фильмов, детских страшилок и слабо уловимых ощущений, перемежаемых подростковым сленгом, решительно не годным для употребления в романтическом контексте.
Что же мы получили в итоге, помимо, так сказать, запаха остывающего воска? А вот что. Выяснили, что 1. Тайна притягательна. О ней говорить интересно, ещё интереснее слушать. 2."Страшилки", или рассказы о таинственных жутких впечатлениях, волнуют нас, так как приоткрывают невидимую дверь в сказочный, фантастический мир. З. Этого мира не существует в реальности, но он живёт в нашем воображении и делает его ярче и богаче. 4. А ещё стало ясно, что все эти таинственно-жутковатые предметы приметы – красивы. Ну вот красивы, да и всё... Как гаснущий закат, как облако, перечеркнувшее небосвод мрачным силуэтом; как осколок скалы, выдающийся над тёмным лесом и выхваченный из бледного пространства последним лучом уходящего солнца... (Поэтому, когда на следующих уроках мы рассматривали, допустим, работы художника-романтика К.-Д.Фридриха, никому не составило труда уловить и объяснить прелесть романтических переживаний. Таинственно! Мрачновато! Волнующее одиночество на фоне суровой и величественной природы только подчёркивает эти ощущения. А главное – очень, очень красиво!
Дверь в стихотворение В.А.Жуковского "Лесной царь" отворилась сама собой.
2.
Дети любят это стихотворение. По-моему, это один из немногих текстов, о которых они говорят без неприязни. Возможно, потому, что в школе изучению стихотворения отводится не так-то много места? Но, думаю, есть и другая причина. О ней же говорилось: тяготение детей к таинственному волшебному миру. Воспользуемся же этим...
Музыка Шуберта – превосходный проводник в царстве, нарисованном в стихотворении. Под её звуки ребятам было предложено сделать несколько свободных словесных этюдов из той серии, что мы называем "заметки на полях" текста. Словесная палитра, состоящая из строчек, слов и словосочетаний, строчек-образов, а то и небольших поэтических фрагментов. Эта работа не соревнование великим поэтом, а лишь способ вчитаться в то, что уже написано; важный и плодотворный прием.
Даша Казак
Владик Иванов
Саша Староверов
Туман закрывает глаза белой рукой, дёргает за ниточки одежду... Диана Девятых
Ночь, полная звёздных глаз, манящая тебя... В это царство ведёт дорога из лунных лучей. Лес глубокий, как ночное озеро. Яркие глаза смотрят из темноты. Это всё ловушки Лесного царя. Влада Шабалина
Земля в стремительной скачке рушится под копытами ночной лошади! Даша Казак
Алена Бирюкова
Как видите, стихотворение Жуковского раскрылось, как веер; читательское дыхание и пристальный детский взгляд убеждают: колорит текста, его волшебный контур, зловещий ритм, ослепительно-мрачная яркость и таинственные глубины не остались незамеченными. Помноженные на собственные детские вымыслы и воспоминания, строчки знакомого текста как бы зазвучали "вслух". Чтобы этот голос не растаял, попробуем перевести слово – в действие; поиграть в словесные этюды.
3.
Должна признаться, что при работе со сценическим пространством я действую не как педагог, а как зритель. Иначе говоря, осваиваю это пространство вместе с детьми; открываю давным-давно открытые законы и с удовольствием изобретаю колесо. ...Перед нами совершенно пустое пространство. А мы затеяли наполнить эту пустоту целым миром, причём миром вымышленным, фантастическим. Вдвойне сложная задача.
Как построить на сцене царство Лесного царя? Нарисовать? Вырезать из бумаги? Сделать ещё какие-нибудь "игрушечные" декорации? Но ведь это царство, как мы убедились, – весьма зыбкий объект. Оно то ли существует, то ли нет. И вообще – скорее кажется, чем существует. Там нет деревьев или пеньков в привычном для нас виде. Отсутствуют буреломы... Вернее, они есть; но и деревья, и пни, и буреломы – всё другое! Живое? Да, безусловно. А раз живое – значит, подверженное беспрерывным изменениям. То ли пень – то ли старик-лесовик; дерево? Нет, уж не дерево,
дева, воздевшая руки к чёрному небу! Но при этом царство и красиво. Естественно, красиво, а иначе как заманить туда путника? Всё это царство, убеждаемся мы, соткано из обманов (из иллюзий, как скажем мы позднее). А иллюзии обычно очень, очень красивы, даже самые гибельные из них...
Итак, возвращаясь к нашему вопросу: как перенести на сцену этот зыбкий, ускользающий мир? Решение, оказывается, в нас, внутри: надо побыть этим миром. И деревьями, и девами, и ночными призраками, и самим невидимым коварным царём. Поиграть в них (не попритворяться, а именно поиграть).
Однако остаётся ещё один очень важный вопрос: как сделать так, чтобы наши игры стали интересны кому-то, кроме нас? зрителям? (Ведь даже нам, малоопытным участникам сценического действия, хорошо известно: раз имеется сцена, а на сцене что-то происходит – будут и зрители. Таково правило, с которым не поспоришь.)
Очень просто. Нам придётся рассказать (и показать!) зрителям какую-нибудь историю. Потому что истории – это всегда интересно. Не забыть, однако, при этом, что главная нота, аккорд нашего сочинения – стихотворение В.А.Жуковского "Лесной царь".
Такая "история" складывается практически сама собой. Почему? Потому, что уже многое понятно. К примеру, на вопрос, где может она произойти, чтобы быть уместной (органичной), – ученики после небольших колебаний говорят:
- старинном замке. Там лучше всего, наверное, было бы послушать рассказы про Лесного царя. От очевидцев, так сказать... Да и старинный замок – особенное место. Он слишком много знает и видел. Потрогаешь камень рукой – вот тебе и зловещая история... (Они знают, что говорят. В рамках наших уроков по стихотворению "Лесной царь" мы совершили настоящее путешествие по готическим замкам. Их изображения, а также мои рассказы об историческом и культурном контексте помогли им составить впечатление об этих памятниках. Самое благоприятное впечатление, если вам интересно...)
Итак, место действия – замок. Как мы, однако, можем там оказаться? Самый простой способ – приехать и совершить экскурсию. Пусть же наши истории о зеркалах, сохранивших изображения давно ушедших людей в старинных нарядах, о картинной галерее, в которой одна рама почему-то пустует, так и подсказывая тему для очередного романтического сочинения! и наконец, о старинной библиотеке, в которой, как вы, наверное, догадываетесь, найдётся и книга в нарядном переплете, а в книге – стихотворение о Лесном царе! – и составят суть нашего театрального сочинения. 4Прогулки по старинному замку~ – вот и название. Не слишком оригинальное, зато своё собственное, к тому же вполне отвечающее вкусу детских романтических представлений.
Нет смысла, думаю, приводить детали нехитрого сценария. Ограничусь тем, что назову несколько принципиальных моментов.
- Весь проделанный нами путь – от первого чтения стихотворения (знакомого детям по школьной программе) до представления театрального сочинения, выполненного по самостоятельно написанным текстам и самостоятельно придуманным сценическим этюдам, куда входил и подбор музыкальных фрагментов, и составление зрительного ряда, – выполнил, на мой взгляд, важнейшую задачу: дал возможность моим ученикам взглянуть на знакомый (и даже когда-то заученный) текст свежим взглядом.
- Этот свежий взгляд позволил, как мне кажется, превратить "программное" стихотворение если не в факт биографии ребят (поскольку эта биография ещё только-только пишется и находится более в проекте, чем в реальной жизни), то как минимум сформировать достаточно пристальный и, безусловно, заинтересованный взгляд на классический литературный текст.
З. Важно и то, что, как и в обычной нашей практике, всякое "изучение" сопровождается собственными творческими опытами. Никаких теоретизирований на берегу. Войти в эту воду – однажды и дважды; ощутить её прелесть и глубину.
4. Методика, таким образом, прозрачна: вслед за текстом, вместе с текстом, в глубину текста; только тогда, вынырнув, есть шанс оказаться лицом к лицу с самим собой. И обнаружить, что ты – поменялся. Ещё вчера такие слова не пришли бы тебе в голову... Сегодня – другое дело.
Чудесный свет виднеется издалека.
От леса излучается тепло
И льются золото и серебро,
Прозрачные, туманные слегка...
Кирилл КомаровБез этого "чудесного света" изучение литературы в школе, думаю, теряет смысл.
Вопрос 15. Какого цвета настроение?
Мы немало поговорили о предметах – бытовых и сказочных. Убедились, что между внешним обликом предмета и его свойствами имеется связь. Поняли, что случайных "чудес" и "фокусов-покусов" невозможно проделать ни с каким сказочным предметом ни в какой сказке. Наблюдательность, здравый смысл, умение логически мыслить – это совершенно необходимые качества как для читателя, так и для сочинителя. В особенности если они дополнены богатым воображением.
Пришло время вернуться к разговору еще об одном важном свойстве, которым наделены в этом мире люди, животные, явления природы. Конечно, речь идет о настроении, не раз и не два нам придется обращаться к этой теме хотя бы по причине внешней неосязаемости этого свойства. А ведь для нас с вами, намеренных научить наших детей свободной речи, совершенно необходимо принять как данность: только человек с острым восприятием окружающего мира способен научиться свободно и выразительно выражать свои мысли (иначе такая потребность просто не возникнет).
Повторим: разговор о настроениях в этом смысле особенно полезен, ведь нам предстоит говорить о чем-то таком, что невозможно потрогать руками или попробовать на вкус. Иначе говоря, о том, что не так-то просто разглядеть, ощутить, принять во внимание.
Для начала договоримся: настроение – подобно тени или отражению – имеется у каждого из нас. Более того, наблюдательный человек способен заметить, что настроение присуще животным или явлениям природы (осень, к примеру, скорее грустна, а весна отзывается в нас радостью и надеждой...); произведениям искусства или предметам. Получается, чтобы войти в мир настроений, нам придется оглядеться в том мире, в котором мы живем? Так и поступим.
- Повторим: у каждого из нас есть настроение, и не одно – в течение дня к нам прилетают (откуда, спрашивается? Из какой страны?) то радость, то уныние, то настроение праздничного ожидания, то сонное настроение. Палитра настроений велика, и мы не всегда можем отличить одно от другого. Для начала попробуем – просто ради опыта – дать имя своему сегодняшнему настроению. На что оно похоже? Если на прыгающий звонкий мяч – это одно дело, и совсем другое – если на унылый осенний дождик... Договоримся: мы не станем ограничиваться для наших настроений такими именами, как "плохое" или "хорошее". Нас ведь тоже зовут не просто "мальчик" или "девочка". Родители потрудились дать нам имена собственные...
Итак, дадим имя нашему настроению – тому, что сидит в нас в эту самую минуту.
- А вот интересно: если бы наше настроение превратилось в бабочку – какая бы она была? С радужным разноцветным узором на крыльях? С зелеными разводами? Или с тёмно-фиолетовыми, как тёмная-тёмная ночь? (Об этой бабочке можно сочинить собственную сказку – здесь и сейчас; причём следует поторопиться... Не то улетит).
З. Снова обратимся к миру предметов и явлений. Но теперь постараемся разглядеть не только их "характер", но и "настроение". Мячик? Весенний ручей? Облако, спрятавшее солнце? Само солнышко? (Причём у летнего яркого солнца одно настроение, а у зимнего, замёрзшего – другое)...
(Наверное, вы заметили: наши занятия сейчас сродни урокам чтения, в ходе которых мы тоже предпринимаем попытку войти, вдуматься, всмотреться в мир книги. И сейчас мы предпринимаем тот же опыт – только книга наша выросла до размеров окружающего мира. Читать эту книгу мы будем всю жизнь, так что уроки настроений еще пригодятся нам не раз...
Оставить комментарий