Четверть века служения детству

Четверть века служения детству

К 25-летию первого в России Центра эстетического воспитания детей

25 лет назад на Дальнем Востоке, в городе Хабаровске, был создан первый в России Центр эстетического воспитания детей (ЦЭВД ) – образовательное учреждение инновационного типа. Центр предложил и реализовал на практике новую концепцию художественного воспитания, дающую возможность детям с 3-х лет соприкоснуться с основными видами художественного творчества, связанными с музыкальным звуком, линией и цветом, движением, танцем, словом, природными и другими материалами. Разработанная коллективом ЦЭВД программа эстетического воспитания детей «Третий путь» стала альтернативой программам, сложившимся в Советском Союзе во внешкольных досуговых учреждениях ведомства образования, и программам узкоспециализированного обучения с профессиональным уклоном, сложившимся в образовательных учреждениях ведомства культуры – детских музыкальных, художественных, хореографических школах и школах искусства.

Программа «Третий путь» создана в рамках «парадигмы раскрытия», рассматривающей эстетическое воспитание не как включение ребёнка в сферу накопленного эстетического и художественного опыта, а как погружение его в мир Прекрасного с учётом природных влечений, наклонностей, духовно-нравственных качеств, ему изначально присущих. Программа на начальном этапе обучения отказывается от авторитарной социализации ребёнка, вытесняющей его хрупкий, ещё не «национализированный» (Л.С. Выготский) социумом мир, от однобокого обучения профессиональной технике, языку, приёмам, предполагает сохранение индивидуальности, целостности и самобытности детского мировидения – прекрасного и гармоничного.

Программа «Третий путь» – это восхождение ребёнка к своему высшему Я, совершенствование его личностных и социальных качеств; это путь целенаправленного развития человека, в котором эстетическое воспитание выступает как первичное, «запускающее» все психические сферы личности и способствующее развитию необходимых для художественно-эстетической деятельности способностей и качеств; это уход от ложного целеполагания художественного воспитания – овладения предметной деятельностью, в то время как главной его целью должно быть воспитание духовно-нравственной личности, мыслящей, чувствующей, любящей жизнь, творящей красоту и добро; это воспитание эстетического отношения к действительности через её переживание и осмысление, которое, будучи сильным, может захватить человека настолько, что у него возникает желание выразить образ мира языком искусства.

 

Сегодня ЦЭВД представляет собой сложившееся образовательное учреждение со своей воспитательной системой, педагогическими принципами, критериями, традициями, инновациями, богатым творческим опытом. Центр ставит своей целью воспитание гармоничной личности с ярко выраженной мотивацией к познанию мира, самореализующейся в сфере художественного творчества и других областях гуманитарной деятельности с учётом специфики и возможностей Дальневосточного региона.

Образовательный блок в ЦЭВД представлен тремя ступенями.

Первая, дошкольная ступень – студия общего эстетического развития, в которой дети соприкасаются с основными видами искусства (музыкой, танцем, ритмикой, изобразительным искусством, словом, нормами этики, иностранным языком), воспитываются и обучаются по образовательным программам, связанным между собой общей темой или выразительными средствами искусства. В этой студии дети занимаются с 3 до 6 лет. Уроки проходят в игровой форме и длятся 20-25 минут. На этой ступени обучения реализуются следующие задачи: воспитание эстетического отношения ребёнка к действительности, развитие общей художественной одарённости, способности к коммуникации, выявление и развитие специальной одарённости, проявляющейся в конкретном виде искусства. Все предметы эстетического цикла на этой ступени «нанизываются» на единый интеграционный стержень, что, с одной стороны, позволяет детям иметь целостное представление о картине мира, с другой стороны, осваивать то или иное явление средствами различных видов художественного творчества. В качестве этого стержня могут выступать природа, стихии (земля, огонь, воздух и вода), путешествия по странам мира, приметы национальной культуры и др.

Вторая ступень – специализированные студии (музыкальная, танцевальная, театральная, изобразительного искусства, информационных технологий), которые стремятся к интеграции и объединяют свои усилия в совместных творческих акциях – утренниках, праздниках, концертах, театрализованных представлениях, выставках и презентациях.

Музыкальная студия

У музыкальной студии Центра имеется много черт, отличающих её от обычных музыкальных школ. Здесь, например, дети осваивают предмет «Развитие образного мышления», открывая для себя единство видов искусств – музыки, живописи и поэзии, прорастающих из одного корня. Наряду с традиционными отделениями, существующими в ДМШ – академическим и народным, здесь есть эстрадное отделение, где дети осваивают эстрадный вокал и инструменты эстрадного оркестра. Студия хорошо оснащена инструментами, аппаратурой, синтезаторами. В этом учебном подразделении дети получают полноценное музыкальное образование, учатся владеть музыкальным языком, «говорить» на нём, исполняя различные произведения и сочиняя собственные.

Танцевальная студия

Студия современной хореографии Центра эстетического воспитания детей обладает индивидуальными чертами, которые не позволяют спутать ее с другими учебными заведениями, обучающими танцу. Наряду с освоением классического танца здесь учат пластическому языку джаз-танца и танца в стиле "модерн". Надо заметить, что студия является на Дальнем Востоке «первопроходцем» в овладении этими танцевальными стилями.

Студия художественного и декоративно-прикладного искусства

Студия изобразительного и прикладного искусства – детский эстетический центр в миниатюре. Здесь дети рисуют, занимаются графикой, расписывают батики, делают витражи, пишут рассказы и делают к ним иллюстрации, изучают мировую художественную культуру. В этой студии нашло наиболее полное выражение стремление Центра к синтезу основных видов художественного творчества.

Театральная студия

Центр гордится своей театральной студией, которая представлена музыкальным и кукольным театрами. В ней обучаются дети с трёх до 16 лет. Дети осваивают сценическое движение, танец, вокал, актёрское мастерство, что позволяет им быть актёрами мюзиклов, умеющими петь и танцевать. Студия – победитель многих конкурсов театрального искусства, от городски х до международных. В 2014 году кукольный театр студии покорил жителей острова Тайвань постановкой спектакля «Петрушка» и стал лауреатом международного конкурса кукольных театров.

Студия информационных технологий «Пирамида»

В 1998 г. в Центре была открыта студия компьютерных технологий «Пирамида», в которой дети осваивают анимацию, компьютерную графику, программирование, web-дизайн, 3D-графику. В студии сейчас занимается более 120 детей. Выпускники студии поступают в вузы города Хабаровска на факультеты изобразительного искусства, дизайна и архитектуры. Студия успешно осваивает новое для себя направление робототехнику. Дети учатся не только конструировать роботов различных моделей с эстетическим дизайном, но и создавать программы для управления ими. Особый интерес вызывают у детей роботы-трансформеры, превращающиеся, например, в шар, ежа или ...паука.

Третья ступень ЦЭВД – творческие мастерские, где учащиеся, завершившие обучение по основным образовательным программам, могут продолжить его под руководством педагога -мастера или работать в качестве ассистентов с учащимися младшего возраста. Учащиеся мастерских составляют ядро стационарных творческих коллективов ЦЭВД. За 25 лет работы Центра через его студии прошло около 30 тысяч детей. Многие из них посвятили свою жизнь искусству.

Центр эстетического воспитания детей оказывает заметное влияние на образование и культуру дальневосточного региона. Он является одним из авторов краевой программы «Одарённые дети», организатором проведения краевых и международных фестивалей и конкурсов, участником выездной школы «Талант» в городах Хабаровского края, создателем благотворительной программы «Дальневосточные таланты», которая трансформировалась в 1992 году в программу «Новые имена Дальнего Востока», осуществляемую Дальневосточным отделением международного благотворительного фонда «Новые имена». Главное направление деятельности фонда – поиск и поддержка талантливых детей в сфере искусства. Эту деятельность на Дальнем Востоке возглавила Л.И. Никитина.

Базой Дальневосточного отделения фонда «Новые имена» стал Центр эстетического воспитания детей. Здесь проходили первые международные фестивали «Новые имена стран Азиатско-Тихоокеанского региона» с участием России, Китайской Народной Республики, Республики Корея и Японии. В 2014 году к этим странам присоединилась Корейская Народная Демократическая Республика. В 2015 году в Хабаровске состоится юбилейный XXV международный фестиваль «Новые имена стран АТР – 2015», главным организатором которого будет Центр эстетического воспитания детей.

В 2009 году Центр, по заказу администрации города, стал одним из разработчиков городской целевой программы «Духовно-нравственное развитие жителей г. Хабаровска в период 2010-2014 годов». В настоящее время он участвует в разработке программы «Укрепление межнациональных отношений в городе Хабаровске и этнокультурное развитие его жителей».

С первого дня существования Центра эстетического воспитания детей его бессменным руководителем является Алексей Алексеевич Никитин, создавший собственную систему воспитания в условиях дополнительного образования детей, основанную на выявлении и развитии у них общей художественной одарённости. А.А. Никитин – известный в стране учёный, музыкант, педагог. Он – доктор педагогических наук, действительный член Академии педагогических и социальных наук, исполнительный директор Дальневосточного отделения международного благотворительного фонда «Новые имена», Почётный член Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей, председатель совета по культуре администрации г. Хабаровска. В 2014 году возглавляемый им Центр эстетического воспитания детей стал лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года», проходившего в Санкт Петербурге в рамках III Всероссийского образовательного форума «Школа Будущего», а А.А. Никитин был удостоен почётного звания «Директор года».

 

Искусство в школе: 
2015
№1.
С. 32-34.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.