Мир кино в детском рисунке

Мир кино в детском рисунке

Т. Копцева, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «ИХОиК РАО», куратор проекта «Передвижная выставка детского рисунка»

Традиция проведения передвижных выставок детского рисунка дошкольных и школьных образовательных учреждений зародилась более 20 лет назад в Институте художественного образования Российской академии образования (ныне ФГБНУ «ИХОиК РАО») с целью апробации нового содержания художественного образования по художественно-экологической программе «Природа и художник» (автор Т.А. Копцева). С 1994 года состоялось 26 выставочных проектов. Новый импульс конкурсному движению в рамках образовательного проекта «Передвижная выставка: Я вижу мир» придало сотрудничество с организовавшимся в 2013 году Международным Союзом педагогов-художников (исполнительный директор М.К. Астафьева). Передвижные выставки приобрели статус международных. Все поступающие на конкурс рисунки помещались в виртуальной галерее официального сайта МТОО «Союз педагогов-художников» (www.art-teachers.ru). Участники конкурса могли посмотреть свою работу и сравнить её с другими.

Каждый новый ежегодный конкурс «передвижек» проходит под знаком какого-нибудь события, важного для жизни общества. 2016 год в Российской Федерации был объявлен Годом российского кино. Поэтому неслучайно конкурс XXVI передвижной выставки был посвящён российскому кинематографу.

На международный конкурс детского рисунка «Мир кино» поступило 1960 рисунков, что свидетельствует о повышенном интересе юных художников и их педагогов к этому виду искусства. Все конкурсные темы: киногерой, киноафиша, рисунок-впечатление от просмотренного фильма, комиксы «Интересный случай в моей жизни» нашли выразительное отражение в творческих работах детей 3–18 лет.

По итогам конкурса была сформирована ХХVI передвижная выставка, которая в течение 2016–2017 учебного года разместится по разным маршрутным адресам: Российская государственная детская библиотека (г. Москва), ГБОУ Школа №668, дошкольное отделение №656 (г. Москва ), Школа №22 (г. Березники Пермского края), Мордовский педагогический институт имени В.Е. Евсевьева (г. Саранск), Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования и др.

Организаторами ХХVI «передвижки» «Мир кино» стали Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования, Международный Союз педагогов-художников и Российская государственная детская библиотека. Расширение представлений детей и подростков о жанрах и видах киноискусства, приобщение подрастающего поколения к истории отечественного кинематографа явились важными задачами этого образовательного проекта.

На международный конкурс были присланы рисунки из России, Казахстана, Белоруссии, Черногории. Призёрами конкурса стали 248 человек, а победителями – 126. Высокую активность проявили такие регионы России, как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа; Московская, Ленинградская, Владимирская, Новосибирская, Свердловская области; Пермский, Ставропольский и Краснодарский края; города: Москва, Саранск, Казань, Калининград, Симферополь, Новосибирск, Екатеринбург, Покров, Псков, Тверь, Гагарин, Ачинск и др.

Из 248 рисунков призёров и победителей конкурса 65 были присланы из общеобразовательных школ, 61 – из детских садов, 50 – из изостудий домов (центров, дворцов) творчества, 48 – из художественных школ, 1 – из художественного училища, 1 – из частной школы, на остальных рисунках не указано место их создания. Большая активность учащихся из общеобразовательных школ и из детских садов объясняется тем, что двадцать лет назад проект «Передвижная выставка» задумывался с целью поддержки и популяризации художественной работы общеобразовательных учреждений. Традиционно, на протяжении всех 26 конкурсов, эта категория образовательных организаций представлена очень широко.

Самой активной возрастной группой стали ученики начальной школы 7-11 лет, они прислали на конкурс наибольшее количество рисунков (40% от общего количества). Практически не уступили им в активности подростки 12-18 лет (35%), чуть меньшую активность проявили дошкольники (25%).

Как и во всех предыдущих двадцати пяти случаях, больший интерес к конкурсу проявили девочки. Среди призёров и победителей их большинство. В современном обществе сформировано представление о занятии изобразительным искусством как о «деле несерьёзном». Бытует мнение: «поскольку в будущем художниками станут единицы, то занятие искусством неперспективно, оно интересно девчонкам, сильному полу незачем заниматься непрактичным делом». Этот стереотип сегодня не удаётся переломить.

Председателем жюри конкурса уже многие годы является исследователь детского рисунка, член - корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук Наталья Николаевна Фомина. Коллекция детского рисунка Института художественного образования и культурологии РАО, изучением которой занимаются сотрудники Центра детской художественной одаренности под её руководством, каждый год пополняется новыми экспонатами – рисунками детей, победителей международного конкурса, организованного в рамках образовательного проекта «Передвижная выставка: «Я вижу мир».

Жюри руководствовалось критериями анализа и оценки детского произведения, которые были опубликованы в положении конкурса на сайте МТОО «Союз педагогов-художников» (www.artteachers. ru). Важным критерием оценки детского произведения является выразительность, которая раскрывается в единстве его формы и содержания. Жюри учитывало степень самостоятельности работы, глубину замысла, степень художественного мастерства, которые зависят от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. Учитывались также авторская позиция, степень узнаваемости фильма по рисунку, оригинальность творческого решения композиции.

Анализ поступивших на конкурс рисунков детей 3-18 лет по четырём конкурсным темам: кино-герой, рисунок-впечатление от фильма, комиксы «Интересный случай в моей жизни», киноафиша – позволил выявить предпочтения и ценностные ориентиры юных зрителей.

Рисунок-впечатление от просмотренного фильма стал самым популярным видом изобразительного творчества детей, принявших участие в международном конкурсе «Мир кино». Для дошкольников и младших школьников приоритетными явились мультфильмы и фильмы-сказки («Умка», «Колобок», «Чиполлино», «Сказка о Царе Салтане», «Три поросёнка», «Буратино», «Винни-Пух», «Серебряное копытце», «Царевна-лягушка», «Снежная королева», «Золотая рыбка», «Принцесса на горошине», «Чебурашка», «Кот Леопольд», «Алиса в стране чудес», «Оловянный солдатик», «Цветик-семицветик» и др.).

Младшие и старшие подростки предпочли кинокомедии («Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница» и др.). Незамеченными остались ретро и современные экранизации фильмов о гражданской и Великой Отечественной войнах («Они сражались за Родину», «Семнадцать мгновений весны», «В бой идут одни старики», «Судьба человека», «Помни имя своё» и др.), детективы, фантастика, научно-популярные фильмы о природе и животном мире. Ребят привлекают кинопутешествия в разные уголки планеты. Восьмилетняя Чайка Родима из Калининграда нарисовала рисунок, в котором отразила своё впечатление от просмотра телевизионного фильма «Путешествие на Кавказ». Было приятно осознавать, что старые, ставшие уже классическими советские художественные, документальные, научно-популярные фильмы и мультфильмы смотрят современные дети разных возрастных групп.

Самым юным участникам конкурса 3 года. Удивительно, но эти маленькие художники смело рисуют героев любимых мультфильмов «Маша и Медведь», «Чебурашка», «Золотая рыбка» и др. Занимаясь под руководством педагога Г.Б. Селезнёвой, трёхлетний Ваня Перов пастелью на цветном фоне листа нарисовал забавными, но узнаваемыми, с характером, трёх весёлых шариков-смешариков.

Мультфильм «Ёжик в тумане» режиссёра Юрия Норштейна притягивает к себе внимание не первое поколение зрителей. Каждый юный художник, который решил посвятить рисунок этому трогательному мультфильму, по-своему создаёт образы главных героев мультфильма: ёжика, лошади, тумана и др.

Советский мультфильм «Ну, погоди!», который начал снимать Вячеслав Котёночкин в 1969 году на киностудии «Союз мультфильм», можно назвать фаворитом детских интересов. Несмотря на то что на конкурс поступило много работ по этому мультфильму, призёрами стали единицы. Сложно было оценить рисунки, которые как две капли воды похожи на композиции кадров известного мультфильма. Рисунок-впечатление всё же предполагает не точную копию кадра, а его интерпретацию. Та же история наблюдалась и по мультфильму «Малыш и Карлсон» режиссёра Бориса Степанцева. В фильме Карлсон получился обаятельным, энергичным и подвижным. Многие дети, очарованные «магией» фильма, создавая рисунки, не ушли от соблазна скопировать изобразительные образы главных героев, что не позволило членам жюри считать рисунки-копии самостоятельными.

Двухсерийный художественный фильм «Белый Бим Чёрное ухо», снятый в 1977 году по одноимённой книге Г. Троепольского режиссёром С. Ростоцким, не оставил неравнодушными старших и младших подростков. К этому произведению юные художники создали самое большое количество творческих работ: и афиш, и трогательных рисунков-впечатлений от этого фильма-драмы. Композиция Робской Ольги и Екатерины Беловой обладают особой аурой и притягательностью. С замиранием дыхания зритель смотрит на произведение десятилетней Екатерины Волковой, его сердце переполняет грустная «интонация» рисунка.

На особом счету у подростков детективный киносериал режиссёра Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Классическая отечественная экранизация избранных произведений Конан Дойля и ныне является непревзойденной. Мария Брянцева из Ульяновска создала оригинальный эскиз киноафиши к этому фильму. Композиционные замыслы с загадочным взглядом Шерлока Холмса и трубкой оказались самыми распространёнными. Подобный сюжет мы видим в работе «Шерлок Холмс» Влада Кречетова (г. Орёл, педагог О.И. Попова) и Марии Брянцевой. Глядя на выразительные рисунки юных художников, угадываешь известных актёров, которые играли в этом фильме – Василия Ливанова, Виталия Соломина, Рину Зелёную и др. Как например, в композиции пятнадцатилетней Анны Матюшкиной «Шерлок Холмс и Ватсон» (Татарстан, г. Набережные Челны, педагог Г.Т. Шарафутдинова).

Мечты о путешествиях в дальние страны, романтические представления о загадочных городах, свойственные подросткам, нашли выход в рисунках к фильмам «Дети капитана Гранта» (1936 г.), «В поисках капитана Гранта» (1986 г.), «Путешествие Гулливера» (2010 г.).

Озорной характер Пеппи Длинный чулок из музыкальной комедии режиссёра Маргариты Микэлян (1984 г.) стал источником вдохновения для Екатерины Востриковой (Москва, педагог М.С. Каштанова). Экранизация знаменитой истории Астрид Линдгрен неслучайно привлекла внимание девочки. В динамичном рисунке подмечен неуёмный стиль жизни Пеппи. Некоторые современные дети такие же экстраверты, импульсивные непоседы.

Многие детские рисунки посвящены кинокартинам, созданным по мотивам литературных произведений. Некоторые художницы-девочки, например Екатерина Швачко из Вологды, посвятили свой рисунок любимому художественному фильму «Алые паруса». Мария Смирнова из Кирова создала свой рисунок после просмотра документального фильма «Галина Уланова. Одиночество богини» (2009г.). В основу композиции она положила репетицию в балетном классе. Гуашевая работа выдержана в сдержанной цветовой гамме, с доминированием холодных тонов, что подчёркивает деловой настрой изображённого события и созерцательность известной балерины.

Мальчики в своём творчестве чаще, чем девочки, обращаются к фильмам о войне, им интересна приключенческая тематика, фильмы о спортивных достижениях.

В 2016 году киностудия «Мосфильм» отметила своё 80-летие. В этой связи многие педагоги-художники посетили с детьми съёмочные павильоны этой киностудии, познакомили юных художников с наиболее выдающимися кинокартинами, ставшими классикой отечественного кино. Сегодня «Мосфильм» – это самое крупное, ведущее предприятие киноиндустрии России, одна из крупнейших киностудий Европы, оснащённая высокотехничным оборудованием. Результатом знакомства детей с деятельностью киностудии «Мосфильм», стали серии детских работ к фильмам «Москва слезам не верит», «Иван Васильевич меняет профессию», «Любовь и голуби», «Ирония судьбы, или С лёгким паром», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и др.

В арсенале юных художников разные материалы и техники. Москвичка Ольга Грибкова (педагог Е.А. Кривовязь) гелевыми ручками создала оригинальную композицию «Мери Поппинс». А вот девятилетняя Наталья Колодий, расписывая шёлковую ткань по мотивам этого же фильма, выполнила интересный батик (г. Зеленоград, педагог Н.Н. Грудкова). Девятилетняя Марина Авласенко создала одноимённую композицию гуашью. Екатерина Шутова и Дарья Миронюк, используя эти же краски, нарисовали киноафиши.

Десятилетняя Анна Селина из Екатеринбурга использовала в работе чёрный и золотой маркеры. А Виктория Драган из Москвы (педагог В.П. Копцев), рисуя эскиз афиши к мультфильму Е. Гамбурга «Голубой щенок», применила не замысловатые цветные фломастеры. Выразительность её изобразительному образу придаёт цветовая гамма, основанная на контрасте трёх фломастеров: голубого, синего и чёрного.

На конкурс поступили рисунки, созданные на компьютере. Этот относительно новый вид творческой деятельности пока робко завоевывает пространство детских выставок. Среди присланных компьютерных рисунков было очень мало выразительных. Жюри конкурса решило отметить работу Петра Белоцерковского «Серая шейка» из города Твери.

Многие дети дошкольного и младшего школьного возраста выделяют рисованный мультфильм «Винни-Пух», называя его любимым сериалом (1969 г., экранизация по одноимённой сказке А. Милна). Малыши создают свои рисунки, используя сангину, уголь, пастель, чтобы подчеркнуть мягкую шёрстку доброго сказочного медвежонка.

Гуашевыми красками, широкими мазками они подчёркивают округлые формы медведя. А вот семилетняя Милена Климова из Москвы (педагог Н.В. Сырых) предпочла яркие цвета восковой пастели. В результате её изобразительный образ Винни-Пуха получился красочным, забавным и игривым.

Двенадцатилетняя Александра Шульженко создала композицию «Снежная королева», используя тушь и перо. Она умело применила в рисунке выразительные средства графики: линию, точку, штрих, пятно.

Композиция «О, горяченькая пошла!» создана тринадцатилетней Марией Долговой по мотивам двухсерийного телевизионного фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (Киностудия «Мосфильм»). Внимание зрителя привлекает не только оригинальное название рисунка, но и техника исполнения. Линогравюра выполнена юной художницей на занятиях в детской художественной школе г. Орла под руководством педагога О.И. Поповой. Глядя на линогравюру понимаешь, что в школе есть все необходимые условия для выполнения этой трудоёмкой техники.

Особый интерес у ребят 5-17 лет вызвали рисунки-комиксы, в которых они проявили свои изобретательные возможности в интерпретации сюжета «Интересный случай в моей жизни». Результаты конкурса показали, что уже в 5 лет дети способны «разложить на кадры» развивающееся во времени событие и зафиксировать его этапы в рисунке, сопроводив рисунки-кадры текстом. Следует отметить, что не все надписи под рисунками хорошо читались, поскольку были написаны очень мелкими прописными буквами, а не печатным шрифтом. Интересными творческими решениями отличились комиксы подростков, созданные на компьютере.

Темы комиксов самые разные. Победитель международного конкурса пятилетняя Апполинария Челнокова из Москвы назвала свою композицию «В зоопарке». Творческую работу девочки можно назвать мини-проектом, который состоит из рисунков, объединённых одним замыслом. Маленькая художница описывает свой путь из дома до зоопарка и то, что привлекло её внимание. Со слов девочки текст записала педагог Е.В. Головкова (школа №1381, СПДС № 1958).

Мы пошли в зоопарк. На дороге сидел снегирь. Он нашёл яблоко. Потом мы ехали на поезде. Пошёл дождь, был гром. Ой, как красиво в зоопарке, волшебные цветы! Там в клетке сидела красивая птица. Она пела красивые песенки. А в другом месте показывали представление. Собачки прыгали и играли с мячиками. Потом мы увидели клумбу с цветами, и пошли домой. Солнышко улыбалось!

Удивляет и наблюдательность юной художницы, и её способность выделять главное в длительном путешествии в зоопарк, и графические навыки. Используя цветные карандаши, Апполинария создала шесть интересных и выразительных рисунков-кадров.

Сочиняя и изображая комиксы, подростки отражают яркие события своей жизни: спортивные соревнования, путешествия, курьёзные случаи дома и в школе на уроках изобразительного искусства, пленэрную практику и др. (Полина Кукса, 12 лет, Тверская область, «Творческий отпуск «Черногорская весна» (пленэр); Мария Ветрова, 15 лет, г. Королёв, Московская область, «О драконах и альбомах»; Анна Фролова, 16 лет, г. Тверь, «Лето в Артеке»; Матвей Верташов, 8 лет, «Приём в гимназисты» и др.). Комиксы старшеклассников отличаются философским взглядом на мир, реальными сюжетами из жизни или фантастическим осмыслением бытия.

Порой старшие подростки в иносказательной форме ведут рассказ о себе и своих друзьях.

Показательна в этом плане творческая работа победителя международного конкурса пятнадцатилетней Шеверловой Натальи из детской школы искусств г. Пскова. Своё произведение она назвала «Солнечные зайцы». Привлекает необычный размер произведения 56 см х14 см. Вытянутая по вертикали композиция, как неразмыкающиеся кадры киноленты, иллюстрируют жизнь солнечных зайцев, обитающих в городе-дереве. Свой рисунок Наталья сопроводила сочинением, прочитав который, мы погружаемся в мир интересов, фантазий и мечтаний юной художницы:

Солнечные зайцы

Я рисовала жизнь солнечных зайцев, подразумевая себя и своих друзей. Зайцы живут в городе-дереве. Там есть всё для жизни: парк, магазинчики, место для встреч, кафе, библиотека. Здесь все живут в любви и гармонии. Вместе работают, вместе отдыхают, вместе проводят время. Иногда зайцы путешествуют к другим деревьям-городам для того, чтобы быть в курсе всех солнечных новостей.

Когда наступает ночь, зайцы, кажется, должны спать, но нет! Они с удовольствием общаются, зажигают огни-цветки и сами начинают светиться, как светлячки! Слушают музыку, едят морковку, влюбляются, дарят друг другу подарки. А ещё они обожают качаться на качелях и любоваться далёкой яркой луной, получая от этого энергию умиротворения. А днём заряжаются радостью от солнца!

Оглядываясь вокруг, я замечаю, что в мире сейчас очень неспокойно и много агрессии. Я бы хотела жить в мире солнечных зайцев. Или помочь миру стать таким. На самом деле сразу изменить мир нельзя, но можно изменить себя и этим помочь миру!

Видя, популярность у детей разных возрастных групп этого вида творчества, члены жюри решили предложить рубрику «Комиксы» на следующий конкурс, в рамках образовательного проекта «Передвижная выставка «Я вижу мир», посвящённого 145-летию Первой выставки Товарищества передвижных выставок.

Выполнение конкурсного задания «Киноафиша» оказалось сложно для детей начальной школы. Более целостно, в единстве шрифта и рисунка, оно было представлено в творчестве младших и старших подростков. Также обратили на себя внимание коллективные шрифтовые киноафиши, которые выполнили дошкольники. Композиции отличались оригинальностью: над образным решением каждой буквы заголовка киноафиши трудился один автор, а затем все буквы оформлялись в единую композицию при участии педагога. Интересную технологию создания коллективной работы представила на конкурс дошкольный педагог О.Н. Фомина.

Интересные эскизы киноафиш создали подростки, работая на компьютере. Анна Локтионова из города Курчатова Курской области художественный образ афиши к мультфильму Эдуарда Назарова «Жил-был пёс» составила из кадров любимого мультфильма. Двенадцатилетний Семен Затянов из г. Клина Московской области представил на конкурс эскиз афиши отечественного фильма «Полосатый рейс» («Ленфильм», 1961 г., режиссёр Владимир Фетин). Его киноафиша лаконична, выразительна по композиции, создана на белом листе с использованием фломастеров всего двух цветов: чёрного и оранжевого.

Важная особенность условий выполнения рисунка для международного конкурса – это отсутствие ограничений по выбору размера и формы рисовального формата. Поэтому размеры детских произведений, присланных на конкурс, много-плановы: от альбомного листа (А6), до размера ватмана (А1). Ирина Капитонова из художественной школы г. Гагарина Смоленской области (педагог В.Г. Прудников ) нарисовала гуашью большую композицию (60х40) под названием «Ася». Для её создания Ирине понадобилось немало времени. Впечатляет детальная прорисовка форм, целостный колорит. Степенная красочная гамма рисунка перекликается с доминирующими в кадрах фильма цветовыми потоками света (фильм «Ася», режиссёр Иосиф Хейфиц, по одноименной повести И. Тургенева. «Ленфильм», 1977 г.). А вот серия графических работ, созданных по мотивам мультфильма «Муха-Цокотуха», нарисованы ребятами на маленьких листах бумаги (10х14) гелевыми ручками за 20 минут урочного времени.

Проводя опросы среди юных художников и их родителей, педагоги-художники отмечали, что дети всех возрастных групп с интересом смотрят отечественное кино. Родители, воспитатели и учителя всячески способствуют этому. Многие фильмы дети и подростки смотрят дома по телевизору или Интернету самостоятельно, реже – вместе с родителями. Большинство опрошенных детей хотели бы чаще ходить в кинотеатры, чем у них получается.

Педагоги и родители с озабоченностью констатируют тот факт, что современный ребёнок очень много времени уделяет компьютеру и гаджетам, это делает некоторых детей замкнутыми в себе, необщительными, подверженными стрессам. В оценке роли компьютерных технологий в жизни человека сегодня бытует рациональный подход к этому вопросу, суть которого разумное использование научно-технических достижений современности.

Нынешнее поколение детей и подростков не хуже и не лучше предыдущих. Оно другое. У него другие ценностные установки и ориентации. Оно живёт в иной социокультурной среде, сталкивается с другими образовательными проблемами. Но представление о «художественности», «образности» фильма, его выразительных и содержательных достоинствах, знание актёрского состава, режиссёров, художников-мультипликаторов, критериев оценки фильма важно и нужно развивать у детей всех возрастных групп. В деле «формирования культуры творческой личности» (А.В. Бакушинкий), развития художественного вкуса детей и подростков эти воспитательные задачи сегодня стоят в повестке дня педагога-художника. Поэтому для современного художественного образования вопросы, связанные с просвещением детей средствами киноискусства, особенно актуальны.

Выводы, полученные в результате реализации образовательного проекта «Передвижная выставка детского рисунка: «Я вижу мир», посвящённого Году российского кино, и в процессе проведения ХХVI передвижной выставки «Мир кино» могут быть учтены при разработке последующих выставочных проектов, при создании учебных программ, основанных на взаимодействии искусств.

В 2017 году состоится ХХVII передвижная выставка детского рисунка «Я вижу мир: Путешествуя по миру», посвящённая Году экологии. Приглашаем всех принять участие в международном конкурсе детского рисунка. Положение о конкурсе – на сайте МТОО «Союз педагогов-художников».)

 

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2016
№6.
С. 45-52.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.