Сулержицкий и Рерих. Единство этического и эстетического в жизни и творчестве
Признаемся: мы поначалу сомневались, насколько необходима нашим читателям эта публикация – ведь она, казалось бы, содержит лишь ряд параллелей. которые. наверное. можно обнаружить в жизни и деятельности многих талантливых людей. Но потом пришли к выводу, что аргументированное напоминание о духовной и этической основе всех видов художественного творчества полезно и актуально всегда. А в наши дни – особенно.
Сулержицкий и Рерих.
Единство этического и эстетического в жизни и творчестве
Леопольд Антонович Сулержицкий и Николай Константинович Рерих – выдающиеся представители Серебряного века России. Они современники: год рождения Сулержицкого – 1872, Рериха – 1874.
Леопольд Антонович Сулержицкий – педагог, художник, философ, революционер, путешественник, матрос-рулевой, писатель, режиссёр, друг и помощник К.С.Станиславского, близкий друг писателей Толстого, Чехова, Горького.
Николай Константинович Рерих – выдающийся русский художник, учёный, писатель, археолог, педагог, историк культуры, философ, путешественник и общественный деятель.
Поражает круг интересов Рериха и Сулержицкого. Искусство, педагогика, общественная деятельность – всё это сложило грани их жизни и творчества. Оба путешествовали по странам Нового и Старого Света, запада и Востока, вели обширную переписку. Обладая богатыми духовными накоплениями, они щедро делились с людьми знаниями и теплотой своего сердца.
Изучая творческое наследие Леопольда Антоновича Сулержицкого и Николая Константиновича Рериха, мы выявили то общее, что их объединяет.
Как мы уже отметили, Леопольд Антонович и Николай Константинович жили и творили в эпоху Серебряного века России – эпоху духовного возрождения русской культуры, эпоху переломную и революционную, изменившую мировоззрение человечества.
Следующая объединяющая особенность: Рерих и Сулержицкий сотрудничали и, можно даже сказать, дружили с Львом Николаевичем Толстым (1828–1910). И его мнение, безусловно, для них было важно.
Молодой художник Николай Рерих представил великому русскому писателю дипломную картину "Гонец. Восстал род на род" (1897) и с трепетом ожидал решения Льва Николаевича. Обратясь к автору "Гонца", Толстой проговорил: "Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо всегда рулить выше – жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец высоко руль держит, тогда доплывёт!" [1, 3б]. И это благословение Льва Николаевича Рерих стремился исполнить.
Также определяющим явилось влияние русского писателя и философа Льва Николаевича Толстого на Леопольда Антоновича Сулержицкого, на его жизнь и творчество. Леопольду Антоновичу было созвучно мировоззрение писателя, идея мирного переустройства жизни на основе культуры, путь беспредельного совершенствования через труд и искусство.
Толстой нежно любил "милого Сулера" за волю к добру, за действенную "любовь к ближнему", за щедрую артистичность натуры. Лев Николаевич дал высокую оценку Леопольду Антоновичу: "Сулер – он обладает драгоценной способностью бескорыстной любви к людям. В этом он – гениален. Уметь любить, значит – всё уметь ..." [2, 614].
Итак, третья объединяющая особенность – стремление к действенной любви к ближнему, к общине, к единству, которое было присуще как Леопольду Антоновичу Сулержицкому, так и Николаю Константиновичу Рериху.
Николай Константинович Рерих, являясь с 1906 по 1918 гг. директором Школы императорского Общества поощрения художеств, самого крупного художественного среднего учебного заведения России конца XIX начала ХХ веков, считал, что в образовательной деятельности культурных центров должны быть ярко выражены три основы, или три сферы, единой педагогической деятельности всех участников образовательного процесса: первое – осознание постоянного присутствия в бытии высочайшего; второе – кооперативное мирное строение жизни; третье – доброжелательность, дружелюбие и благоволение сердца.
Николай Константинович писал: "Без этих трех основ строение невозможно. <...> Только благоволение! Только доброжелательство и дружелюбие! К кому же? Да к таким же людям. К тем же самым, с которыми положен урок пройти это жизненное поле" [3, 74]. Совет Николая Константиновича актуален и в настоящее время.
Педагогический и режиссерский талант Сулержицкого раскрылся в совместной работе с Константином Сергеевичем Станиславским, в процессе создания Первой Студии МХАТ.
Студия являлась для Леопольда Антоновича всей его жизнью. Свои силы, духовные и физические, он отдавал театру, часто дни и ночи посвящая репетициям и занятиям со студийцами.
Сулержицкий так определил задачи студии: объединять людей в труде на общее благо, в служении Богу, искусству, театру, красоте, природе, творить любовь и радость, "будить в человеке человеческое", смягчать сердца, воспитывать и облагораживать нравы.
Леопольд Антонович говорил актёрам-студийцам: "Можете ссориться, драться, можете ненавидеть друг друга, но это помимо театра, а вошли в театр, начали работать – и только огромная любовь должна быть между вами" [2, 604]. И ещё один завет учителя своим ученикам: 4Помните только, что вам надо поскорее почувствовать себя сильными единением между собой и сильными единением с тем, что вас создало – Художественным театром" [2, 557].
Так в театре талантливый педагог и режиссёр стремился осуществить единство этического и эстетического. "Без этики нет эстетики", – было любимым выражением Сулера. В письме к К.С.Станиславскому от 27 декабря 1915 года, за год до своего ухода из жизни, Сулержицкий писал, что его цель: "создание театра-общины, со своим общественным управлением, с большими задачами театра-храма ... " [2, 381], и у которого должна быть одна цель – Бог. Сулержицкий утверждал: "Актёр не только художник, но и священнослужитель" [2, 556], но не паяц. И главным, необходимым условием игры актёра, по мысли Леопольда Антоновича является "вопрос о Боге, о служении ему, о наилучшем исполнении своего долга на земле" [4, 4-5]. Ведь всё, чем живёт актёр не только на сцене, к чему стремится и что любит его душа, чему и кому он предан, то есть всё то, чем он является в своей сокровенной сущности, – всё это оказывает влияние на сознание людей, пришедших в театр.
"Мировоззрение, взгляд на жизнь, – пишет Леопольд Антонович, – передаётся бессознательно от сердца к сердцу. Это те минуты, когда зал и сцена сливаются в одно целое любовью и жаждой к лучшему, единственному, что лежит в душе у каждого и что есть высшее начало, от которого единственно можно ещё понять жизнь" [2, 505].
Таким образом, расширение миросозерцания (это термин Сулержицкого), развитие более широкого отношения к философским, нравственным и общественным вопросам [4, 4-5] является, по мысли Леопольда Антоновича, основой, фундаментом воспитания и образования актера.
Процитирую ещё одну мысль-наставление талантливого педагога своим ученикам: "Свою жизнь надо спеть во славу Божию и так унестись в недосягаемую высоту. Брать из жизни только лучшее. Довольно комедий, разыгрываний тех или иных жизней" [2, 509]. Итак, в стремлении к лучшему, Прекрасному, в открытии божественного начала мира и человека заключается путь совершенствования художника и актёра.
Этические принципы Леопольда Антоновича Сулержицкого созвучны мировоззрению Николая Константиновича Рериха. 4Украсить, улучшить, вознести жизнь – значит пребывать в добрея [5, 78], – писал Николай Константинович. Художник считал искусством лишь то, которое несёт людям радость и красоту, будит добрые чувства и лучшие устремления. В своей статье "Глаз добрый" Рерих пишет: "Учиться радости, учиться видеть лишь доброе и красивое! И нам недосуг станет всматриваться в ненавистное. Отойдёт ликование злобы" [6, 182]. Итак, главная задача искусства – формировать мировоззрение человека, возвышать его сознание Прекрасными Образами.
Как художник, педагог и общественный деятель, Рерих всегда стремился сделать искусство достоянием народа. Именно искусство, обладающее языком сердца, воспитывает человека и через познание жизни и природы одаривает его мудростью. Художник верил в то, что истинное искусство, преображающее очевидную действительность в Красоту, пробуждающее в людях лучшие качества духа, способно быть объединителем человечества.
В очерке "САЕДО" Николай Константинович выразил сущность своих взглядов: "Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Дайте искусство народу, кому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем..." [7, 172].
В Школе Императорского общества поощрения художеств Рерих осуществил сформулированные им основы мировоззрения. Он развивал идеи о синтетичности искусства, о неделимости его на прикладное и чистое. Обучение в Школе было доступно для всех желающих: рабочих и ремесленников, студентов и матросов, солдат и крестьян.
Таким образом, руководя одной из крупнейших художественных школ России, Рерих успешно претворял в жизнь концепцию преобразования жизненного уклада народа через образование в сфере искусства. И эта концепция, на наш взгляд, являлась одной из ведущих идей Серебряного века России.
Безусловно, Рериха и Сулержицкого объединяет театр. Оба понимали театр как форму единения людей, как искусство, способное вдохновить и преобразить человечество.
Мы полагаем, что обращение Рериха к театрально-декорационному творчеству обусловлено, с одной стороны, стремлением к синтезу искусств, к монументальности, а с другой – стремлением к коллективной работе, к сопричастности к "театральному действу" как искусству мистериальному и народному. В очерке "Спеши" Николай Константинович писал: "Всегда тянуло к коллективной работе, а где же она ближе, нежели в театре. Оттуда – Станиславский, Немирович-Данченко, Стравинский, Фокин, Нижинский, Санин" [8, 420].
Интересно, что с Константином Сергеевичем Станиславским (1863–1938) Рерих был знаком уже в студенческие годы. Описывая свою жизнь в Санкт-Петербурге, Николай Константинович вспоминал: 4После университета у меня в мастерской в Поварском переулке собирался очень ценный кружок – Лосский, Метальников, Алексеев (это настоящая фамилия Станиславского), Тарасов ... Бывали хорошие беседы, и до сих пор живет связь с Лосским и Метальниковымя [7, 106]. Отметим, что художник обращался к оформлению близких ему по духу музыкальных и драматических постановок. Это опера А.П.Бородина "Князь Игорь", опера Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка", балет И.Ф.Стравинского "Весна Священная".
Николай Константинович Рерих высоко оценил деятельность Московского Художественного театра, который, по его словам, ~вдохновлял и перерождал поколение < ... > Около искусства была значительность. Был тот праздник, в огнях которого согревались сердца, – писал он [7, 176-177]. По предложению руководства Художественного театра Рерих в 1911 году приступает к написанию эскизов декораций к драматической поэме "Пер Гюнт" норвежского драматурга Генрика Ибсена.
Впоследствии, делясь своими впечатлениями о совместной работе с "художественниками", Николай Константинович говорил: 4В этом театре все работники его проникнуты одинаково глубоким стремлением добиться наилучшего и, как только могут, помогают друг другу. Дружно, любовно ведомое дело невольно захватывало и меня, нового для "художественниковя человека, и мы работали, как будто трудились вместе многие годы" [9].
В интервью журналу "Маски" Рерих вспоминал сотрудничестве с МХАТом: "Здесь чувствуешь радость совместной работы, чувствуешь, что ты здесь не только не чужой, а свой, родной, близкий и желанный. Чувствуешь, что у всех здесь одно желание – сделать как можно лучше, чувствуешь, что здесь на самом деле живет Искусство, которое так близко и дорого самому тебе" [10, 43].
Николай Константинович считал, что, создавая на сцене зрительный образ, "художник так же участвует в постановке всего спектакля, как и режиссер и все артисты ..." [10, 42-43]. Михаил Фокин писал: «Театр многим обязан Рериху. Его работы для русской оперы, балета, драмы всегда создавали атмосферу высокой художественности, помогали артисту» [11].
Сам художник так определил смысл своей работы над декорациями к «Пер Гюнту»: «хотелось уберечься от всякой этнографии и дать общечеловеческую трагедию» [12, 193]. Рерих создал эскизы декораций, в которых запечатлел дух Норвегии, ее просторы, горы, сосны, синие реки. Персонажи драмы Ибсена в трактовке Рериха обладают ярким характером, они живые и выразительные.
Главным в творчестве Рериха было стремление к выражению общечеловеческих символов Культуры. Николай Константинович обладал даром видеть вечное, истинное сквозь историческое и материальное. В символах-образах, созданных художником, объединены два мира – мир небесный и мир земной, мир причин и мир следствий. Сам символ, его образ и форма принадлежат плотному миру, но его энергетика несёт качество мира невидимого, мира Высшего. Можно сказать, что символизм Н.К.Рериха – это интуитивное постижение мирового единства.
В завершение отметим созвучие мыслей Николая Константиновича Рериха и Леопольда Антоновича Сулержицкого, обладавших качеством чувствовать боль за Россию, искавших пути переустройства жизни на началах разумных и вечных. В письме к Станиславскому Сулержицкий писал о сущности настоящего искусства. Оно заключается, по его мнению, в том, «чтобы соединять людей во всем лучшем» [2, 396]. В свою очередь, Н.К.Рерих утверждал: «Искусство объединит человечество», «Искусство и знания – основа Эволюции» [7, 367]. В дневнике Леопольда Антоновича читаем: «Красота мысли и идей есть наивысшая красота, есть наивысший род искусства < ... > В литературе мы это видим, – надо найти это на сцене» [2, 369].
Можно сказать, что живописная картина и спектакль – это визуализированные мысли. Сущность процесса творчества – в кристаллизации мысли в видимые плотные формы. И каждое произведение искусства содержит «благородные зерна» его создателя. Они, по мысли Рериха, «будут тем благостным посевом, который даст лучшую, добром поминаемую жатву» [13, 137].
Итак, искусство учит создавать прекрасные образы в процессе мышления и тем самым переносит нас в будущее. «Перенесение сознания в будущее есть образование ведущего магнита», – утверждал Рерих. Устремлённостью в будущее, к Единству, Красоте, Миру и Гармонии бесценно для нас творческое наследие Леопольда Антоновича Сулержицкого и Николая Константиновича Рериха, выдающихся мыслителей Серебряного века. Их заветы актуальны и сегодня. «Каждый из нас, – писал Леопольд Антонович, – создание прошлого, и все, кто понял это, должны преодолевать прошлое в интересах настоящего и будущего» [2, 532]. И стремиться к Прекрасному!
Литература:
1. Беликов П.Ф., князева В.П. Рерих. – М.: «Молодая гвардия», 1972.
- Сулержицкий Леопольд Антонович: Статьи и заметки о театре. Переписка. Воспоминания о Л.А. Сулержицком. – М.: «Искусство», 1970.
- Рерих Н.к. Врата в будущее. – Рига: Виеда, 1991.
- Вестник театра. Отрывки из дневника // Издание театрального отдела народного комиссариата по просвещению, 1919. – Ne 7.
- РерихН.к. О Вечном. Твердыня Пламенная. – М., 1994.
- Рерих Н.к. Глаз добрый. – М., 1991.
- Рерих Н.к. Листы дневника. Том второй. – М.: МЦР, 1995.
- Рерих Н.к. Листы дневника. Том третий. – М.: МЦР, 1995.
- Хорив. Художник и театр. (Беседа) // Вечернее время. 1912. 17 сентября.
- Рерих о «Пер Гюнте» // Маски. 1912. Ne 1.
- Фокин М. Рукопись статьи для газеты «Уоге Неггег. 20 февраля 1919 г. (Копенгаген)
- Рерих Н.к. Встречи // Рерих Н.К. Из литературного наследия. – М.: Изобразительное искусство, 1974.
- Рерих Н.к. Листы дневника. Том первый. – М.: МЦР, 1995.
Оставить комментарий