Искусство не для искусства, или От арттерапии – к артпрофилактике

А.Мелик-Пашаев

Искусство не для искусства, или От арттерапии – к артпрофилактике

Мой долгий опыт, а также опыт тех, кто на­чинал намного раньше меня, не оставляет сомнений: проповедь ценности и незаменимости художественного образования и творчества слыш­на только в пределах круга единомышленников. Главным образом, это учителя искусств, которым с натугой продляют вид на жительство на выселках образовательного пространства РФ. А те, от кого по прихоти исторических судеб зависит будущее детей, образования, культуры, общества, страны, - они нас не слышат. Хочу верить: не потому, что сговорились стереть Россию с культурной карты мира (а значит, и с карты как таковой), а потому, что на самом деле не понимают, зачем в современном прагматичном мире тратить время, хотя и небольшое, и средства, пусть копеечные, на эту безделицу - искусство? По­верить можно: ведь они сами не получили в детстве художественного развития. Как гласит, кажется, немецкая пословица: "Чего мужик не знает, того он не ест".

К сожалению, так же в большинстве своём ду­мают и родители - люди, на всё готовые ради блага своих детей. Они ведь тоже не получили нормаль­ного художественного развития и думают, что если ребенок освоит компьютер и английский, хорошо сдаст ЕГЭ, победит на олимпиаде, "не засидится на старте", то он станет "успешным", а потому и здоровым, и счастливым на всю свою долгую жизнь. Поэтому от родителей не исходит запрос на полно­ценное и общедоступное художественное образова­ние, который мешал бы чиновникам выдавливать искусство из школы.

Тогда попробуем зайти с другой стороны. Су­ществует ценность, для образовательной системы абсолютная и непререкаемая, которую никто не осмелится поставить под сомнение; во всяком случае - вслух. Это - здоровье детей, которое, как известно, для нас превыше всего. Как же с этим обстоит дело в действительности?

Из трудов специалистов в этой области, в част­ности В.Ф.Базарного [1] мы узнаём, что традицион­ная школа с её методами обучения и аттестации всё более и более истощает детей. Привычными стали понятия "школьная близорукость", школьный сколиозы, школьная неврастениям, школьный шоки (у приходящих в первый класс), распад психомоторной сферы, деградация воображения и даже неясная для профанов, но жутко звучащая шизофреническая интоксикациям.

Обо всём этом у нас вспоминают, когда оказы­вается, что в армию призывать некого. В остальное время мы слышим довольно назойливые разговоры о внедрении "здоровьесберегающих технологий". А вот Базарный говорит о "здоровьеразушаюшем" эффекте школьного обучения, об истощении фи­зического, психического, духовного потенциала человека. Не одного человека или даже поколения, а человека как вида - потому что истощённое поко­ление не воспроизведёт более здоровое и жизнеспо­собное. И чем раньше ребенок попадает в школьную ситуацию, тем разрушительнее её воздействие. По данным на конец прошлого века (!), 80°/о шести­леток страдали от головных болей и хронического переутомления. Чуть ли не половине требовалась даже не психологическая, а психиатрическая по­мощь. Учёные находят несколько основных причин бедствия.

Одна из них - в самой организации пространства-времени занятий и в правилах поведения, включая и конструкцию школьной мебели, и неестественную фиксированную позу, связанную с глубоким вну­тренним напряжением всего детского организма, и многое другое. Как сказал в одном из выступлений педиатр и исследователь М.Л.Лазарев, несколько лет ребенка учили ходить и говорить, и вдруг 1-го сентября он просыпается "в другом мире", где поло­жено сидеть и молчать! Многие методики и приспо­собления, созданные Базарным, направлены именно на то, чтобы изменить эту вредоносную ситуацию. Очевидно, что и педагогика искусства в форме театральных, танцевальных, ритмо-двигательных практик тут весьма "ко двору".

Другая причина - это антидетская подача учеб­ного материала. Почему - антидетская? Послуша­ем специалистов. Невролог В.И.Гарбузов говорит о противоречащей природе детского организма и потому опасной тенденции "чрезмерно раннего" (до 5,5 лет) обучения чтению, письму, математике ... музыке по нотам ...игре со сложными электронны­ми устройствами. Буквы, ноты, схемы вытесняют образы... Детскую непосредственность, интерес к живой природе подменяют абстрактным, отвле­чённым, что ведёт к "шизоидной интоксикации". В.Ф.Базарный тоже называет одной из главных причин истощающей нейропсихической напряжён­ности школьников "всё усугубляющийся разрыв между первичной структурой чувственного мира и абстрактно-символической системой её кодирова­ния". Совсем просто сказал об этом М.Л.Лазарев: в ответ на слово "птичка" школьник уже не может помахать ручками и "полетать" по классу. А для него это вовсе небезболезненно и небезвредно!

Мы много раз говорили о том, что нормально развивающемуся ребёнку свойственно восприни­мать мир непосредственно, эмоционально-образно, сопричастно, а не отвлечённо и рационально. А обучение идет против природы, загоняет ребёнка в чуждый ему мир, насилует психику. Бывают и особые, крайние проявления этого противоречия. Встречаются, и нередко, дети, у которых приоритет

чувственного и эмоционально-образного начала так ярко выражен, что в сегодняшней школе они вы­глядят безнадежно глупыми в глазах учителей и ровесников, и сами себя чувствуют таковыми. Но если им повезёт с преподавателем какой-либо из художественных дисциплин, они в своём творчестве выходят на такой уровень, который для других не­достижим. Это их буквально спасает: меняется и самосознание, и самооценка, и статус среди детей и взрослых, а за этим следуют и успехи по другим предметам. Но подумайте, какова вероятность такого счастливого стечения обстоятельств в сегод­няшней школе?

Тут самое время перейти к третьей и, может быть, важнейшей причине школьного неблагопо­лучия - к отсутствию творчества в жизни детей.

Вот как говорит об этом В.Базарный: "Вне твор­ческого вдохновения дети оказываются в тисках гнетущих, практически невыносимых переживаний - переживаний пустоты, бессмысленности жизни, переживаний невыносимости тягучести времени...я.

Стоит ли удивляться, что, по данным статисти­ки, около половины наркозависимых людей встают на этот путь в подростковом возрасте (11 лет и стар­ше). Около 40°/о госпитализаций в психиатрические клиники составляют дети и подростки с асоциаль­ными формами поведения и ранней наркотизацией. Отмечу попутно: среди учащихся элитных учебных заведений наркозависимых оказалось в 2-2,5 раза больше, чем в обычных городских школах, и в 10 раз больше, чем среди сельской бедноты. Есть о чём задуматься тем, кто полагает, что житейское благополучие при отсутствии творчества и смысла жизни сделает их ребёнка здоровым и счастливым!

Снова приходится повторять то, о чём и я, и мои коллеги-единомышленники говорим уже много лет. Творчество - это не какое-то особенное занятие осо­бенных людей, это нормальное состояние здорового человека. (Как сказал тот же В.Базарный, человек бывает либо творческим, либо больным.) Человек по природе своей творец, ему свойственно жить изнутри наружу, проявлять свою активность, свои, большие или меньшие, но свои возможности.

В детстве, когда с невероятной быстротой и силой растут и тело ребёнка, и его душевные способности, это особенно важно. Что же происходит, если эта сила не получает выхода в творчестве? Тогда то, что ребёнок принёс в мир, или задыхается и умирает, как травинка, которой оказалось не под силу про­ломить асфальт, или взрывается, как запаянный кипящий чайник; последствия такого взрыва бы­вают и абсурдны, и страшны. Перефразируя при­вёденные выше слова учёного, ребёнок, лишённый творчества, это либо потенциальный больной, либо потенциальный преступник. Или и то, и другое. То же относится к целым поколениям. Испытанное в детстве "невыносимое переживание" пустоты и бессмысленности жизни сплошь и рядом так тяже­ло отзывается на психике взрослого человека, что возникает необходимость в психотерапевтической помощи. И тогда вступает в свои права терапия творчеством, или, как называет свое направление известный специалист М.Е.Бурно, терапия творче­ским самовыражением, ТТС [7].

Что же лежит в основе расстройств, которые требуют исцеления творчеством? Чувство бессмыс­ленности жизни, отсутствия своего предназначения, потеря себя, ощущения собственной реальности, ценности, "деперсонализация" - всё, что, как мы видели выше, заложено в нетворческие школьные годы. Именно творчество в разнообразных его формах ("выполнение любого нравственного дела" по-своему, сообразно своей духовной индивидуаль­ности) помогает почувствовать себя собою, увидеть свой путь и предназначение, обрести смысл жиз­ни. Творчество - вызывающая душевный подъём встреча с самим собой, с потерянным в детстве и забытым собой.

Согласно М.Бурно, творческой, а потому и целительной может стать практически любая деятельность: коллекционирование, путешествия, поиски одухотворенности в повседневной жизни, воспоминания о прошлом, ведение дневника... Но всё же особое место среди конкретных методик ТТС занимают те или иные формы общения с ис­кусством. А ведь именно художественное творче­ство наиболее доступно детям, более всего отвечает их возрастным особенностям и приводит к таким результатам, которые признают ценными мастера разных видов искусства. И касается это не отдель­ных особо одарённых детей, а практически любого ребёнка, попавшего в благоприятные педагогиче­ские условия. Художниками станут немногие, но, занимаясь искусством, каждый ребенок рано полу­чит целебный опыт ~встречи с собой, опыт творца в широком смысле слова, который пригодится ему в любой профессии, а главное - станет основой его психологического здоровья.

Тут, казалось бы, самое время перейти к разгово­ру об арттерапии (ТТС и арттерапия - не синонимы, но нам сейчас не до таких тонкостей). Но верно ли, говоря об искусстве, иметь в виду либо Арт с заглавной буквы (большое искусство, специальную одарённость, её выявление и развитие и т.д.), либо арттерапию - использование искусств в лечебных целях? Разве этим ограничивается значение ис­кусства? А как же те, кто ни в профессионалы не собирается, ни в терапевтической помощи не нуждается (или пока не нуждается!)? Послушаем, к примеру, что говорят психологи-музыканты о влиянии музыки.

Д.К. Кирнарская анализирует данные ряда за­рубежных исследований, в том числе эксперимента Чикагского университета, охватившего 25 тысяч учеников, которые в течение 1992-2002 годов за­нимались по расширенным арт-программам, в кото­рых большое место занимали музыкальные занятия [5]. В результате участники эксперимента безого­ворочно опережали ровесников по всем школьным предметам, особенно преуспевая в математике и в усвоении навыков чтения.

(Кстати, десятки лет назад в некоторых школах Эстонии в экспериментальном порядке детям до­бавили 4 часа рисования, отобрав по часу у других предметов, в том числе - страшно сказать! - у математики. Скоро ученики экспериментальных классов обогнали сверстников по общим показа­телям развития и по успеваемости. В том числе - по математике [11]. Недавний эксперимент в двух московских школах показал, что учащиеся художественно-эстетических классов, взятые туда без предварительного отбора, получили огром­ное преимущество перед общеобразовательными классами по общеобразовательным предметам, хотя исходный уровень детей в этих классах был равным [4].)

Главным результатом ранних занятий музыкой по системе знаменитого японского педагога Ш.Судзуки стало не изобилие "музыкальных гениев", а успеш­ное умственное развитие всех учеников, развитие их памяти, визуально-моторных навыков [3].

Исследователи единодушно отмечают, что дети, которые занимаются музыкой, более способны планировать свои действия и предвидеть их по­следствия, сосредоточенно работать, принимать самостоятельные творческие решения, становиться лидерами; у них лучше развивается пространствен­ное мышление, они лучше владеют словом и выра­жают свои мысли. Им легче дается концентрация внимания, они больше успевают и освобождают время для игр и общения. Интенсивные певческие занятия влияют на быстроту и успешность развития речи, и т.д. Всё это создаёт новый образ ребёнка-интеллектуала: "жизнерадостный, смышлёный и совсем не похожий на общепринятый стереотип бледного худого очкарика" [3].

Объясняя эту "тотальность" воздействия музыки на ребёнка, учёные показывают, что она стимули­рует мозговую деятельность в целом; занятия музы­кой ведут к таким изменениям мозговых структур, которые сглаживают проявления межполушарной

асимметрии, способствуют гармоничному взаи­модействию полушарий мозга - причём для этого бывает достаточно даже того, чтобы специально по­добранная музыка просто звучала рядом с детьми. Результатом становится сочетание эмоциональной отзывчивости и аналитических способностей, раз­витие эмоционального интеллекта, то есть не только богатой эмоциональной сферы, но и способности понимать душевную жизнь свою и других людей. Кстати говоря, того качества, нехватка которого уже становится "несовместимой с жизнью" нашего общества и которое, конечно, не может развивать узко-рациональная школа.

Коснусь и таких сторон музыкальной практики, которые дают надежду на решение уже не просто педагогических, но самых страшных социальных проблем. Мы знаем, как полезно хоровое пение с физической, душевно-психологической, духовной точек зрения. А В.Ф.Вазарный рассказывает, что в одной из китайских колоний полицейский комиссар стал лечить регулярным хоровым пением от нарко­мании. И получил результат, в 10 раз превышавший тот, которого добивались в специальных учреж­дениях с помощью фармакологических средств и специальных психотехник, и фактически прибли­жающийся к стопроцентному [2]. Надо проверить, конечно, но ударение я ставлю на слове "надо"!

И второе. Выдающийся педагог В.В.Сухомлин­ский писал: "Чем тяжелее преступление, чем больше в нем бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы семьи". "Никто из тех, кто совершил пре­ступление, не мог назвать ни одного произведения симфонической, оперной или камерной музыки" [9].

Но в этом угадывается и обратная зависимость! В наше время американский учёный М.Гардинер изучал жизненный опыт тысяч молодых людей, со­стоявших на учёте в полиции. И убедился, что чем активнее подросток занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом. А из способных играть с листа никто не попал в поле зрения полиции. автор заключает, что серьёзные занятия ребёнка музыкой "напрочь исключают криминальный опыт" [5, 449]. Опять скажу: надо, непременно надо про­верить, применительно к отечественным условиям.

Я говорил главным образом о музыке, но прак­тически то же относится и другим художествен­ным практикам. Существуют, например, данные о том, как влияет на подростков художественно-изобразительное творчество, причем - подчеркну - в его традиционно-декоративных формах, не связан­ных с сюжетами, "идеологией", ни с какой бы то ни было гипотетически возможной назидательностью. Перестраивается мотивационная сфера учащихся: интересы других людей и мира в целом, ценности саморазвития, познавательная потребность на­чинают оттеснять эгоцентрическую замкнутость, потребительскую направленность, "культ" мате­риальных ценностей.

Возможно, в нынешнем "царстве маммоны" это не всем родителям придётся по душе, но мы уже знаем, как обманчивы надежды на здоровую и счастливую жизнь ребенка, основанные лишь на материальном достатке.

Дети – участники эксперимента, по сравнению со сверстниками более независимы, способны руковод­ствоваться собственными целями и убеждениями и стараются реализовать их на деле; иначе говоря, более готовы к тому, чтобы творить и быть самими собой – а это только и может стать надёжным стерж­нем психологического благополучия человека на длинной дистанции жизни [8].

Воздействие театральной практики на станов­ление личности ребёнка, универсальные возмож­ности театральной педагогики – тема настолько обширная, что я не буду и пытаться раскрыть её в нескольких строках. Тем более что мы обратимся к ней в ближайших номерах в связи с недавней конфе­ренцией, посвящённой Леопольду Сулержицкому, и с деятельностью Московского фестиваля школь­ных музыкальных театров, с которым редакция устанавливает постоянное сотрудничество. То же относится к анимационному творчеству и педагоги­ке, о которых мы писали многократно, в частности в связи с новосибирским фестивалем "Жар-птица", отмечающем в наступившем году своё десятилетие.

Перечисленные в статье данные – микроскопическая часть в потоке подобной информации, но и этого довольно, чтобы перейти к главному. Мы как будто забыли об арттерапии – ведь почти всё, о чём мы говорили в связи с преподаванием искусств, относится ко всем детям, а не только к тем, кто явно нуждается в терапевтической помощи. И это не случайно. Арттерапия как прицельная помощь разным людям, основанная на дифференцирован­ных воздействиях средствами искусств, давно до­казала свою нужность; хорошо это или плохо, но она всегда найдёт своих клиентов. Мы же хотим осветить другой путь, который у всех перед глаза­ми, но на который никак не вступит наше, а может, и не только наше общество. Этот путь – всеобщая артпрофилактика.

Зачем дожидаться, пока ребёнок станет невроти­ком, потеряет сон и способность учиться, впадёт в депрессию, попробует наркотик, совершит правона­рушение или, не дай Бог, попытку суицида, чтобы потом пытаться помогать ему звучанием токкаты Баха, пластическими движениями, лечебной леп­кой или чем-либо ещё? Не лучше ли общими силами добиваться того, чтобы в нашей стране прорастало и распространялось полноценное, общедоступное, профилактическое художественное образование-воспитание всех детей с самых ранних лет? При том или ином заболевании мы ищем подходящее лекарство. Но почему не дышать с детства таким чистым и целебным воздухом, который сам по себе сделает хотя бы часть этих лекарств ненужной для многих, многих людей?

Художественный опыт объединяет чувства и ин­теллект, эмоции и познание, созерцание и действие, самого ребёнка – и мир вокруг него; он целостен, и потому воздействие его целебно, ведь эти слова от одного корня. Художественный опыт не знает возрастных, профессиональных и иных границ. Его воздействие мощно и благотворно в дородовой период [б] и в процессе раннего развития [3]. Хо­рошо известно, что в школьные годы интенсивные занятия искусством меняют всю атмосферу школы, самочувствие детей, их отношение к занятиям и их успеваемость. Он может предупредить опасные привычки и роковые поступки подростков и юно­шей. И во взрослой жизни этот творческий опыт сказывается благотворно, независимо от профессии человека. Существуют, например, данные о том, что одной только музыкой занимались 99 из 100 вели­ких физиков последних трёх веков, и некоторые из них – на весьма серьёзном уровне [10].

Чего ещё нужно, чтобы вступить на путь, кото­рый у всех перед глазами и который открыт для всех? Как говорит М.Ибука, цель наша – дать ребенку такое образование чтобы он имел глубо­кий ум и здоровое тело, сделать его смышлёным и добрым. А еще – предотвратить появление не­счастных детей.

Родители, педагоги, руководители образователь­ных учреждений! Хотите ли и вы того же? Давайте объединять усилия. Думайте в этом направлении, делитесь с нами любыми данными, которые под­тверждают перспективность предложенного пути. Объясним обществу и власти, что детское художественное творчество – лучшее средство профи­лактики от множества психических отклонений и социальных зол!

Литература:

  1. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. – Сергиев Посад: Мин. обр.РФ, 1995.
  2. Газета ~Советская Россия, 23 октября 2004 г.
  3. Ибука, Масару. После трёх уже поздно. – М.: Русслит, 1991.
  4. Кашекова И.Э. Цифры и только цифры... // Искусство в школе, Ns4, 2007.
  5. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М.: Таланты-ХХI век, 2004.
  6. Лазарев М.Л. Мамалыш. Рождение до рождения. – М.: Кодекс, 2009.
  7. Практическое руководство по терапии творческим само­выражением / Под ред. М.Е. Бурно. – М.: Академический проект ОППП, 2002.
  8. Ситнова Е.Н. Влияние художественно-эстетического образования на развитие личности в подростковом и юношеском возрасте: дисс. ... канд. псих. н. – М., 2005.
  9. Сухомлинский В.В. Избранные педагогические сочине­ния. Том 1. – М.,1979.
  10. Торопова А.В. Развитие целостности личности через чувственное наполнение музыкального сознания ребен­ка: Методология педагогики музыкального образования (научная школа Э.Б. Абдуллина). – М., МПГУ, 2007. – С. 167-180.
  11. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир чело­века. – М.: Знание, 1982.
Искусство в школе: 
2013
№1.
С. 6-9

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.