Ещё раз об МХК

Ещё раз об МХК

Молодого человека, посещающего зал тяжёлой атлетики, через некоторое время можно будет узнать по ширине плеч; вчера ещё сутуловатую девочку, которая стала заниматься танцами, – по прямой спинке. А когда и как проявятся результаты занятий "Мировой художественной культурой"? Вряд ли человек после курса этого предмета сразу вдруг перестанет бросать на тротуар автобусные билеты, нецензурно выражаться, нач­нёт открывать дверь сверстницам и сумеет вести в столовой правильную беседу. Сразу – вряд ли. Но то, что у него появятся для всего этого предпо­сылки, это точно. МХК – не предмет, где изучают правила поведения в обществе. Но когда молодой человек глядит на произведения изобразительного искусства и архитектуры, когда звучит музыка, им соответствующая, или читается отрывок из какого-либо литературного произведения, в нём зарождаются ростки прекрасного, которые могут превратиться в ветвистое дерево, где не будет места ядовитым и безобразным плодам. Я, до последнего времени преподаватель МХК (по институтскому диплому б8-го года – учитель рисования, черчения и труда средней школы) Кудымкарского педаго­гического колледжа, на последнем уроке прошу студентов написать отзывы о данном предмете. В одном из таких отзывов можно прочитать: "даже молодые люди в нашей группе теперь относятся к девушкам чуть-чуть воспитанней, чем это было раньше".

МХК – интегрированный предмет, где должны равно присутствовать лите­ратура, музыка и изобрази­тельное искусство. Но как со­единить три предмета в одном уроке? Я встречал преподава­телей, так это понимающих: вначале ведётся один пред­мет, потом – другой. Порядка двух десятков лет тому назад, будучи преподавателем изо­бразительного искусства пе­дучилища, я некоторое время вплотную занимался этой про­блемой. С учителем начальной школы мы провели несколько таких уроков. С классом по нескольку раз за урок работал то один учитель, то другой, а подчас и оба вместе. С ИЗО соединяли такие предметы, как природоведение, музыку, труд, чтение. Но мне больше всего запомнился интегрированный урок математики и ИЗО внешней необычностью, и результативностью устного счёта и рисования новогодней ёлки...Возвращаюсь к Мировой художественной куль­туре. Преподаватель, специально подготовленный и одинаково знающий все три упомянутых пред­мета, думаю, сам разберётся, когда и чему на уроке отдавать предпочтение. Но в наше время часто складывается такая ситуация, когда МХК ведут узкие специалисты: преподаватели литературы, или музыки, или изобразительного искусства. В том, что каждый из них отдаёт предпочтение свое­му предмету, я не вижу "преступления". Главное, чтобы он относился и к другим видам искусства с уважением и восхищением.

Если я планировал сам читать какой-либо ли­тературный текст, то обязательно репетировал, или заранее выбирал студента, который бы мог без подготовки более или менее красиво это сделать. Готовясь знакомить студентов с музыкальным произведением, всегда консультировался с пре­подавателями музыки. О способах ознакомления с произведениями изобразительного искусства – разговор особый.

Когда 4б лет тому назад я принимал от предшественника кабинет рисования, удивился размерам (А-2) и очень неплохому качеству репродукций картин, которые мне достались "в наследство". Несколько слов о том, как показывать репродукции. Кнопки я почти никогда не использовал.
Прикреплённые на специальной переносной рейке так называемые картодержатели добросовестно мне служили не один десяток лет. Вместе с металлическими классными досками в аудитории "пришли" и разноцветные магниты, которые я перекрашивал в белый цвет, так как у репродукций поля всегда были белыми.
Многие учителя использовали маленькие репродукции в учебниках и открытки, продаваемые в киосках "Союзпечати" и книжных магазинах. У того и у другого качество "хромало", но их тоже приходилось показывать на уроках. Для этого применяли эпидиаскоп – довольно громозд­кий проектор, который можно было использовать только в хорошо затемнённой аудитории. Я всегда приветствовал всё новое в преподавании своего предмета, и когда "на сцену вышли" компьютер и мультимедийный проектор, восторгу моему не было границ. Ну, думаю, флешку с презентациями в карман и ...на урок. Но восторг часто сменялся ужасом профессионального учителя ИЗО. Иногда видел, как картины через проектор демонстрируют на стене, оклеенной обоями, или на экране с не­ровной поверхностью, или когда лучи проектора не перпендикулярны плоскости экрана, или когда из-за неисправности того же проектора искажаются цвета... Всё это недопустимо ни на каком уроке, и не только на предметах эстетического цикла. Отсюда – совет завучам: отдавайте на рецензию преподавателям ИЗО презентации, используемые на уроках. Шрифт, цвет, анимации и т.д. должны в презентации использоваться грамотно.

Итак, почитали, послушали, посмотрели. Но вот преподаватель объявляет: "На следующем уроке идём на экскурсию". Глаза учащихся на­чинают блестеть – не только из-за того, что не надо будет сидеть в классе (хоть и поэтому тоже), но и потому, что им представится возможность "вживую" познакомиться с чем-либо. Кто-то скажет: "А в нашем населённом пункте нет му­зея, вообще смотреть не на что". Насчёт музея не поспоришь, а вот насчёт другого – обратитесь всё к тем же преподавателям ИЗО. Архитектура села или города в историческом развитии, дизайн вывесок, реклам, транспортных средств – малая частичка того, что можно рассматривать на экс­курсии по МХК, не выходя из требований стандар­та. Несколько лет на втором уроке МХК я водил студентов на экскурсию по г.Кудымкару. Широко раскрытыми глазами студенты смотрели на образцы архитектуры 30-50-годов прошлого века, многочисленные "хрущёвки", современные жилищные и общественно-гражданские постройки. То, мимо чего они проходили множество раз, оказывается, называется монументаль­ной, садово-парковой и мемориальной скульптурой (одновременно с разделением на круглую и плоскую), а несколько при­меров мозаики, национальный дизайн скамеек в городском сквере, вывески и рекламы – как богатое пособие по шрифту и цветоведению – зарождают удивление и уважение к родному городу. Иногда из те­матического плана я исключал экскурсии по городу из-за малого количества часов, и вот в Окружной краеведческий музей всё-таки водил.

Музей находится в двух зданиях. Вначале идём мимо того, что построено в середине прошлого века и является типичным примером советской так называемой обществен­но-гражданской архитектуры. Находящиеся на фронтоне элементы символики уводят нас вглубь десятилетий советского времени. Здесь – фонды, библиотека и демонстрационные залы по Коми-Пермяцкому декоративно-прикладному искусству, где студенты могут знакомиться с раз­личными местными промыслами, от народного костюма до декоративной скульптуры. Перед вторым зданием нас встречает скульптура заме­чательного художника П.И.Субботина – пермяка, чьё имя носит музей. В этом здании каждый год устраивается несколько различных выставок. На их открытие всегда приглашаются школьники и студенты, которые могут пообщаться с авторами экспонируемых произведений. Общение проходит в непринуждённой манере, но преподаватель, который привёл свою группу в музей, заранее настраивает учащихся на постижение нового ма­териала в рамках проходимой темы.

Общие проблемы этого сравнительно молодо­го предмета – МХК – оговорены Федеральным государственным образовательным стандартом, но их преподнесение всё равно может носить субъективный оттенок. Так, разные дирижёры симфонических оркестров вносят в трактовку исполняемого музыкального произведения свою индивидуальность. Если предмет ведёт человек творческий, его изложение материала восприни­мается слушателями с большим интересом, по­могает им глубже проникать в рассматриваемые произведения и шире воспринимать общественно-историческую сущность культуры.

М.Гуреев,

г.Кудымкар Коми-Пермяцкого округа

 

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2014
№6.
С. 58-59
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.