Зажигаем свечу и слушаем сказку...
Ю.Красный
Зажигаем свечу и слушаем сказку...
Из книги «Еврейские праздники и творческое развитие детей»
Рош а-Шана («Рош» – голова или глава, «шана» – год – Глава Года) – начало еврейского Нового года, празднование которого обычно выпадает на конец сентября - начало октября.
Поздравительная открытка на Новый год (праздник Рош а-Шана) изображает обычно традиционные атрибуты праздника. К ним относятся: шофар, свечи, весы, гранат, рыба, голова рыбы, баранья голова, мёд, яблоки, хала, морковь, финики, вино или сок, различные фрукты. Как правило, детям предлагают закомпоновать на плоскости те или иные предметы из этого перечня, сопроводив их текстовым пожеланием сладкого Нового года. Техника исполнения такой открытки – рисунок или аппликация, жанр изображения – натюрморт (кроме шофара, весов и свечей, все остальные предметы – пища, украшающая праздничный стол).
Эмоциональное содержание такой работы невелико, поскольку личный жизненный опыт ребёнка в ней отсутствует. Поэтому результаты, как правило, маловыразительны, учебные задачи ограничиваются простейшими навыками, а используемые материалы – фломастеры, акварельные краски, цветная бумага.
Между тем работа над открыткой обладает огромными педагогическими потенциями. Давайте, не торопясь, рассмотрим каждый из новогодних символов отдельно.
- Гранат. б13 зерён – число заповедей в Торе. Каждое зёрнышко – символ доброго, богоугодного дела. Съев гранат, говорят: "Да будет угодно Тебе умножить заслуги наши, как зёрна в гранате".
- Рыба, голова рыбы, баранья голова с текстом о голове и хвосте: "Да будет угодно Тебе, чтобы стали мы головой, а не хвостом". Рыбы – символ плодородия, поэтому добавляют: "Чтобы стали мы многочисленны, как рыбы".
- Мёд и яблоко напоминают слова молитв этого вечера: "Да будет воля Твоя, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы Ты возобновил для нас год добрый и сладкий. От начала года и до конца года".
- Шофар, с соответствующим текстом:
- Весы. Взвешивание хороших и дурных поступков.
б. Хала. Макают не в соль, а в мёд, чтобы предстоящий год был добрым и "сладким".
- Вино, свечи символизируют праздник.
- Морковь. Слово 4гэзэря – морковь – созвучно слову "указы" – чтобы указы были хорошими.
- Финики. "Тамар" – "финик" созвучно "итаму" – "перевелись". Принято есть финики и говорить: "Да будет угодно Тебе, чтобы перевелись ненавистники и враги наши".
Кроме того, "гтамар" состоит из двух слов: "там" (перевелась) и "гмар" (горчит), то есть закончились горькие дни наших страданий и начались дни счастливые и сладкие.
Перечисленные предметы несут в себе один или несколько праздничных символов, каждый из которых может быть изображён на открытке отдельно. Это даёт возможность сосредоточиться на содержании символа и связать его с эмоциональным опытом ребёнка.
В качестве примера опишу занятие с дошкольниками по теме «Гранат».
Начинаем с "разминки". Дети сидят вокруг большого общего стола, по которому перекатывается теннисный мячик. Тот, кто его поймал, должен припомнить свой хороший, а затем плохой поступок. В число хороших попадают такие:
- завязал братику шнурки;
- сложил свои игрушки;
- слушал в синагоге шофар;
- помыл на прошлом занятии кисточки;
- помог маме лепить вареники и т.п.
Плохие поступки малышам вспоминать труднее и болезненней:
- разбил чашку, но не нарочно, а меня наругали...
- взял в садике машинку поиграться, а мама увидела и сказала, что нельзя...
- надела мамины туфли и упала, и рукой ударилась...
После разминки снимаем обувь, усаживаемся на ковёр, зажигаем свечу и слушаем сказку о мальчике, который из-за своих капризов и бурного поведения попал в очень неприятное положение и мечтал поскорее вернуться к маме. Но для этого он должен был выполнить нелёгкое требование: заклеить зёрнышками серединки нарисованного граната, причём каждое зёрнышко должно стать каким-нибудь добрым делом, которое он сделает, когда вернётся домой.
Прослушав сказку, приступаем к практической работе. Каждому ребёнку предстоит вырезать и наклеить контур граната, сложить в гармошку бумажную ленточку и превратить её в разноцветные "зёрнышки", в правильном порядке расположить цифры нового еврейского года, закрасить белые просветы между зёрнышками и окружить всю композицию красивым орнаментом. Объём и характер этой работы определяется возрастными потребностями дошкольников (развитие мелкой моторики и цветовосприятия, умение работать с клеем, ножницами и фломастерами, и пр., и пр.).
Но самое главное произойдёт в конце занятия. Мы припомним сегодняшнюю сказку, прикоснёмся пальчиком к зёрнышкам граната и назовём добрые дела, которые хотели бы совершить в новом году.
Подобные занятия нетрудно провести, сосредоточившись на любом символе Нового года. Перейдём к следующему важному аспекту нашей "открыточной" темы" - к технологии.
Мы уже упоминали, что наиболее распространенные техники, предлагаемые детям для создания новогодних открыток - рисунок или аппликация. Это достойно удивления, поскольку диапазон доступных детям технологий несравненно шире. Коснёмся лишь некоторых из наиболее "экзотических" технологий.
Ниткография. Нужно взять нитку длиной 30-35 см и осторожно окунуть её в тушь, оставив сухими оба конца. Дабы не испачкать руки, можно налить тушь в крышечку от флакона и смачивать нить, протягивая её над крышечкой. Одновременно свободная рука погружает нитку в тушь, используя для этого проволочную "вилочку" (её можно сделать из обыкновенной канцелярской скрепки).
Смоченную нить укладываем на лист бумаги так, чтобы оба её конца выходили за край, прижимаем вторым листом (или складываем лист вдвое) и выдёргиваем. На бумаге остаётся красивый графический отпечаток. Его можно разнообразить, изменяя размер и цвет бумаги, используя нитки разной длины, толщины и фактуры, тушь различных цветов, повторяя операцию два или более раз.
Неконкретность полученного изображения превращает ниткографию в полезное упражнение для развития детского воображения. Поворачивая рисунок разными сторонами, в нём можно "обнаружить" различные символы Рош а-шана, а затем оконтурить или дорисовать их, превратив рисунок в новогоднюю открытку.
Цветовушка. Цветовушкой (один из вариантов монотипии) мы называем красочный отпечаток, полученный следующим образом. На белый или цветной лист бумаги в произвольном порядке наносим краски разных цветов. Обычно это гуашь или темпера, разведенные до консистенции густой сметаны. Не давая краскам высохнуть, складываем бумагу вдвое или накрываем другим листом. Приглаживаем бумагу ладонью, раскрываем - и отпечаток готов. Подобно ниткографии, его можно "расшифровать" и дорисовать, получив нарядную открытку.
Фотонатюрморт. Из праздничных атрибутов составляем выразительный натюрморт, который затем фотографируем. Текст включается в композицию или впечатывается отдельно.
Открывающийся макет. В сложенном вдвое листе плотной бумаги или картона делаем одну или несколько прорезей. Выгнув образовавшиеся полосы вовнутрь, получаем опоры для крепления стоячих элементов. В случае горизонтального открывания вырезанные изображения праздничных предметов просто приклеиваем к опорам; при этом следует убедиться, что в сложенном виде они не вылезут за пределы открытки. При вертикальном открывании лучше приклеить к подмакетнику само изображение, предварительно согнув его вдвое и совместив линии сгиба.
Выдавливание на фольге. Имитация чеканки, доступная детям младшего возраста. Под фольгу укладываем лист полутвёрдого материала (резина, пластик, мягкий картон и т.п.), изображение осторожно, чтобы не прорвать поверхность, вдавливается деревянными палочками, тупым карандашом и пр.
Картонный рельеф. Праздничные символы вырезаем из картона и наклеиваем на плоскость. Всю поверхность открытки покрываем клеем, сверху кладём лист тонкой цветной бумаги и тщательно заглаживаем. Особенно внимательно нужно пройтись вдоль контура каждого предмета, вдавливая бумагу специально подготовленным скруглённым предметом (пуговица, край фломастерной крышечки, деревянные стеки для лепки и т.п.). Готовое рельефное изображение можно дополнить рисунком, рамкой и/или надписью.
Наконец, никто не мешает нам изобрести собственную технику. Бумагу можно мять или рвать, краску наносить пальцами, зубной щёткой и чем угодно другим, можно ронять на лист цветные капли и затем дуть на них, лишь бы получилось красиво, содержательно и интересно!
Развитие ребенка.
Наконец-то пришло время побеседовать о главном: какова педагогическая задача наших занятий, как повлияют они на развитие маленьких создателей новогодних открыток?
Говорить об этом нельзя, не учитывая возраст учащихся. Если, скажем, речь идёт о дошкольниках, то занятия должны привести к развитию у них мелкой моторики, словесного запаса, цветовосприятия, простейших навыков общения и прочих важных качеств, приобретаемых в этом возрасте.
Каковы же возрастные характеристики и потребности развития младших школьников?
Пожалуй, это самый благополучный возраст в человеческой жизни. В прошедшие годы завершилось, в основном, сенсомоторное развитие, а это значит, что дети уже могут достаточно уверенно передвигаться и манипулировать предметами, хорошо различают цвета, звуки и запахи. Кроме того, они успели овладеть устной речью. На очереди - абстрактное мышление (этим и определяется готовность к школе).
В то же время, наши малыши по-прежнему проживают в мире, ограниченном непосредственным чувственным восприятием, мире уютном и тёплом. Обострённый эмоциональный отклик на всё, что воспринимают органы чувств, делает их предрасположенными к художественному творчеству. Свои представления о мире маленькие дети активно и убедительно выражают с помощью цвета, формы, ритма, звука и пр. Это обстоятельство весьма благоприятно для дальнейшего эмоционального развития, а также для развития воображения в младшем возрасте.
Важнейшим инструментом познания мира для младших школьников остаётся игра. Перевоплощаясь в "другого", меняясь ролями, ребёнок создает всё новые модели окружающей действительности, учится понимать и оценивать её, устанавливает с нею многочисленные связи, столь важные в дальнейшей жизни. По мере взросления игра усложняется, требует всё более качественного исполнения. А это, в свою очередь, вызывает потребность в овладении практическими умениями в различных видах деятельности, - благодатный познавательный «голод , утоляемый на протяжении всего раннего детства.
Пора привести пример. Теперь это будет занятие с первоклассниками, тема его – «Рыба, голова рыбы» («быть в голове, а не в хвосте).
Ребята только что пошли в школу, и их жизнь разделилась на две части. Дома они остаются малышами, мамы и бабушки по-прежнему опекают своих любимцев, читают на ночь сказки (уроки на дом пока не задают), по выходным дням водят на прогулки, вкусно кормят и бережно одевают. Любимые игрушки, как и раньше, ночуют в обнимку с хозяевами. А в школе все иначе. Потерянный шарфик приходится искать самостоятельно, еда - для всех одинакова, времяпровождение определяется не желанием, а часами и минутами. А самое главное - необходимо согласовывать свои действия с другими детьми, отыскивать и утверждать своё место в коллективе сверстников.
Поэтому начинаем занятие с игры-разминки: каждый из ребят должен отыскать объективное качество, в котором он превосходит других. Сделать это непросто, преподавателю приходится часто приходить на помощь. Одна, например, лучше всех складывает фломастеры, другой закрашивает поверхности, не оставляя ни одной щёлки, а третьего никто не превзошел в рисовании орнаментов. Подобные достоинства мы находим для каждого. Важно, чтобы они были правдивыми, и вся группа соглашалась с этим.
Переходим к сочинению сказки о девочке, для которой в ночь накануне Нового года плюшевый медвежонок наловил рыбы.
...Теперь пришло время поработать руками. Мы создаём индивидуальные открытки в технике открывающегося макета. На них авторы изображают самих себя рядом с огромной рыбой. Поздравительное пожелание, конечно, гласит: "Будь в голове, а не в хвосте!".
Читатель может самостоятельно определить, какие развивающие задачи решались в этом занятии. Мы же перейдём к характеристике подросткового возраста.
Вчерашний ребенок явно повзрослел. Он обнаружил, что не составляет с миром неразрывное целое, что мир огромен и разнообразен, а сам он несовершенен и "пуст". В то же время он остро ощущает потребность в самоутверждении.
Столкновение этой потребности и чувства собственной незначительности рождает на первых порах желание, с одной стороны, «быть как все, соответствовать эталонам поведения, принятого в его окружении, что позволяет ориентировать подростка на усвоение общественных (в том числе эстетических) идеалов, на осознание своей общности с другими людьми. С другой стороны, это противоречие толкает его на поиск образцов для подражания. Ближе всего находятся и легче всего усваиваются примитивные образцы: модная походка, жаргонные словечки, общий интерес к одному и тому же идолу - актёру, футболисту, певцу и т.д.
Стремление "быть как взрослые" заставляет девочку выкрасить ногти или ресницы, мальчика - закурить первую отвратительную на вкус сигарету. В творчестве это приводит к подражанию искусству взрослых (появляются неловкие копии "настоящих" рисунков, тиражируются журнальные комиксы и портреты "идолов"). Поскольку результаты такой работы чаще всего уступают образцам, ребята вообще прекращают художественную деятельность.
Тем не менее именно в этом возрасте дети склонны к аналитическому мышлению. Они стремятся понять себя, найти наиболее существенные, значимые черты в себе и окружающем мире. При этом всё "неглавное", единичное, связанное с непосредственными впечатлениями оказывается для них второстепенным, неактуальным. Отсюда характерная для подростков эмоциональная глухота, невосприимчивость к цвету, форме, звуку, но в то же время открытость для общения со "взрослым" искусством, когда их можно познакомить с серьёзными художественными произведениями, противопоставить их низким образцам, показать, как в рамках различных художественных стилей решались задачи выражения внутреннего, духовного содержания. Наконец, стремление к профессионализму способствует тому, что подростки охотно берутся за освоение технических и технологических сторон творчества.
Оставить комментарий