Зажигаем свечу и слушаем сказку...

Ю.Красный

Зажигаем свечу и слушаем сказку...

Из книги «Еврейские праздники и творческое развитие детей»

Рош а-Шана («Рош» – голова или глава, «шана» – год – Глава Года) – начало еврейского Нового года, празднование которого обычно выпадает на конец сентября - начало  октября.

Поздравительная открытка на Новый год (празд­ник Рош а-Шана) изображает обычно традиционные атрибуты праздника. К ним относятся: шофар, свечи, весы, гранат, рыба, голова рыбы, баранья голова, мёд, яблоки, хала, морковь, фини­ки, вино или сок, различные фрукты. Как правило, детям предлагают закомпоновать на плоскости те или иные предметы из этого перечня, сопроводив их текстовым пожеланием сладкого Нового года. Техника исполнения такой открытки – рисунок или аппликация, жанр изображения – натюрморт (кроме шофара, весов и свечей, все остальные пред­меты – пища, украшающая праздничный стол).

Эмоциональное содержание такой работы неве­лико, поскольку личный жизненный опыт ребёнка в ней отсутствует. Поэтому результаты, как прави­ло, маловыразительны, учебные задачи ограничи­ваются простейшими навыками, а используемые материалы – фломастеры, акварельные краски, цветная бумага.

Между тем работа над открыткой обладает огромными педагогическими потенциями. Давай­те, не торопясь, рассмотрим каждый из новогодних символов отдельно.

  1. Гранат. б13 зерён – число заповедей в Торе. Каждое зёрнышко – символ доброго, богоугодного дела. Съев гранат, говорят: "Да будет угодно Тебе умножить заслуги наши, как зёрна в гранате".
  2. Рыба, голова рыбы, баранья голова с тек­стом о голове и хвосте: "Да будет угодно Тебе, что­бы стали мы головой, а не хвостом". Рыбы – символ плодородия, поэтому добавляют: "Чтобы стали мы многочисленны, как рыбы".
  3. Мёд и яблоко напоминают слова молитв этого вечера: "Да будет воля Твоя, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы Ты возобновил для нас год до­брый и сладкий. От начала года и до конца года".
  4. Шофар, с соответствующим текстом:
а) чтобы молитвы дошли до Бога;
б) коронация Бога на царство над всей землей;
в) напоминание об истории жертвоприношения Исаака и о заслугах праотцов
г) напоминание о даровании Торы;
д) пробуждение сердец к раскаянию.
  1. Весы. Взвешивание хороших и дурных по­ступков.

б. Хала. Макают не в соль, а в мёд, чтобы пред­стоящий год был добрым и "сладким".

  1. Вино, свечи символизируют праздник.
  2. Морковь. Слово 4гэзэря – морковь – созвучно слову "указы" – чтобы указы были хорошими.
  3. Финики. "Тамар" – "финик" созвучно "ита­му" – "перевелись". Принято есть финики и го­ворить: "Да будет угодно Тебе, чтобы перевелись ненавистники и враги наши".

Кроме того, "гтамар" состоит из двух слов: "там" (перевелась) и "гмар" (горчит), то есть закончились горькие дни наших страданий и начались дни счастливые и сладкие.

Перечисленные предметы несут в себе один или несколько праздничных символов, каждый из которых может быть изображён на открытке отдельно. Это даёт возможность сосредоточиться на содержании символа и связать его с эмоцио­нальным опытом ребёнка.

В качестве примера опишу занятие с дошколь­никами по теме «Гранат».

Начинаем с "разминки". Дети сидят вокруг большого общего стола, по которому перекатывает­ся теннисный мячик. Тот, кто его поймал, должен припомнить свой хороший, а затем плохой посту­пок. В число хороших попадают такие:

  • завязал братику шнурки;
  • сложил свои игрушки;
  • слушал в синагоге шофар;
  • помыл на прошлом занятии кисточки;
  • помог маме лепить вареники и т.п.

Плохие поступки малышам вспоминать труднее и болезненней:

  • разбил чашку, но не нарочно, а меня нару­гали...
  • взял в садике машинку поиграться, а мама увидела и сказала, что нельзя...
  • надела мамины туфли и упала, и рукой уда­рилась...

После разминки снимаем обувь, усаживаемся на ковёр, зажигаем свечу и слушаем сказку о мальчике, который из-за своих капризов и бурного поведения попал в очень неприятное положение и мечтал поскорее вернуться к маме. Но для этого он должен был выполнить нелёгкое требование: заклеить зёрнышками серединки нарисованного граната, причём каждое зёрнышко должно стать каким-нибудь добрым делом, которое он сделает, когда вернётся домой.

Прослушав сказку, приступаем к практической работе. Каждому ребёнку предстоит вырезать и наклеить контур граната, сложить в гармошку бумажную ленточку и превратить её в разноцвет­ные "зёрнышки", в правильном порядке располо­жить цифры нового еврейского года, закрасить белые просветы между зёрнышками и окружить всю композицию красивым орнаментом. Объём и характер этой работы определяется возрастными потребностями дошкольников (развитие мелкой моторики и цветовосприятия, умение работать с клеем, ножницами и фломастерами, и пр., и пр.).

Но самое главное произойдёт в конце занятия. Мы припомним сегодняшнюю сказку, прикоснёмся пальчиком к зёрнышкам граната и назовём добрые дела, которые хотели бы совершить в новом году.

Подобные занятия нетрудно провести, со­средоточившись на любом символе Нового года. Перейдём к следующему важному аспекту нашей "открыточной" темы" - к технологии.

Мы уже упоминали, что наиболее распростра­ненные техники, предлагаемые детям для создания новогодних открыток - рисунок или аппликация. Это достойно удивления, поскольку диапазон до­ступных детям технологий несравненно шире. Коснёмся лишь некоторых из наиболее "экзоти­ческих" технологий.

Ниткография. Нужно взять нитку длиной 30-35 см и осторожно окунуть её в тушь, оставив сухими оба конца. Дабы не испачкать руки, можно налить тушь в крышечку от флакона и смачивать нить, протягивая её над крышечкой. Одновременно свободная рука погружает нитку в тушь, исполь­зуя для этого проволочную "вилочку" (её можно сделать из обыкновенной канцелярской скрепки).

Смоченную нить укладываем на лист бумаги так, чтобы оба её конца выходили за край, прижи­маем вторым листом (или складываем лист вдвое) и выдёргиваем. На бумаге остаётся красивый гра­фический отпечаток. Его можно разнообразить, изменяя размер и цвет бумаги, используя нитки разной длины, толщины и фактуры, тушь различ­ных цветов, повторяя операцию два или более раз.

Неконкретность полученного изображения превращает ниткографию в полезное упражнение для развития детского воображения. Поворачивая рисунок разными сторонами, в нём можно "обна­ружить" различные символы Рош а-шана, а затем оконтурить или дорисовать их, превратив рисунок в новогоднюю открытку.

Цветовушка. Цветовушкой (один из вариантов монотипии) мы называем красочный отпечаток, полученный следующим образом. На белый или цветной лист бумаги в произвольном порядке на­носим краски разных цветов. Обычно это гуашь или темпера, разведенные до консистенции густой сметаны. Не давая краскам высохнуть, складыва­ем бумагу вдвое или накрываем другим листом. Приглаживаем бумагу ладонью, раскрываем - и отпечаток готов. Подобно ниткографии, его можно "расшифровать" и дорисовать, получив нарядную открытку.

Фотонатюрморт. Из праздничных атрибутов составляем выразительный натюрморт, который затем фотографируем. Текст включается в компо­зицию или впечатывается отдельно.

Открывающийся макет. В сложенном вдвое листе плотной бумаги или картона делаем одну или несколько прорезей. Выгнув образовавшиеся полосы вовнутрь, получаем опоры для крепления стоячих элементов. В случае горизонтального от­крывания вырезанные изображения праздничных предметов просто приклеиваем к опорам; при этом следует убедиться, что в сложенном виде они не вылезут за пределы открытки. При вертикаль­ном открывании лучше приклеить к подмакетни­ку само изображение, предварительно согнув его вдвое и совместив линии сгиба.

Выдавливание на фольге. Имитация чеканки, доступная детям младшего возраста. Под фольгу укладываем лист полутвёрдого материала (рези­на, пластик, мягкий картон и т.п.), изображение осторожно, чтобы не прорвать поверхность, вдав­ливается деревянными палочками, тупым каран­дашом и пр.

Картонный рельеф. Праздничные символы вы­резаем из картона и наклеиваем на плоскость. Всю поверхность открытки покрываем клеем, сверху кладём лист тонкой цветной бумаги и тщательно заглаживаем. Особенно внимательно нужно прой­тись вдоль контура каждого предмета, вдавливая бумагу специально подготовленным скруглённым предметом (пуговица, край фломастерной крышеч­ки, деревянные стеки для лепки и т.п.). Готовое рельефное изображение можно дополнить рисун­ком, рамкой и/или надписью.

Наконец, никто не мешает нам изобрести соб­ственную технику. Бумагу можно мять или рвать, краску наносить пальцами, зубной щёткой и чем угодно другим, можно ронять на лист цветные капли и затем дуть на них, лишь бы получилось красиво, содержательно и интересно!

Развитие ребенка.

Наконец-то пришло время побеседовать о глав­ном: какова педагогическая задача наших занятий, как повлияют они на развитие маленьких создате­лей новогодних открыток?

Говорить об этом нельзя, не учитывая возраст учащихся. Если, скажем, речь идёт о дошкольни­ках, то занятия должны привести к развитию у них мелкой моторики, словесного запаса, цветово­сприятия, простейших навыков общения и прочих важных качеств, приобретаемых в этом возрасте.

Каковы же возрастные характеристики и по­требности развития младших школьников?

Пожалуй, это самый благополучный возраст в человеческой жизни. В прошедшие годы заверши­лось, в основном, сенсомоторное развитие, а это значит, что дети уже могут достаточно уверенно передвигаться и манипулировать предметами, хорошо различают цвета, звуки и запахи. Кроме того, они успели овладеть устной речью. На очере­ди - абстрактное мышление (этим и определяется готовность к школе).

В то же время, наши малыши по-прежнему про­живают в мире, ограниченном непосредственным чувственным восприятием, мире уютном и тёплом. Обострённый эмоциональный отклик на всё, что воспринимают органы чувств, делает их предраспо­ложенными к художественному творчеству. Свои представления о мире маленькие дети активно и убедительно выражают с помощью цвета, фор­мы, ритма, звука и пр. Это обстоятельство весьма благоприятно для дальнейшего эмоционального развития, а также для развития воображения в младшем возрасте.

Важнейшим инструментом познания мира для младших школьников остаётся игра. Перево­площаясь в "другого", меняясь ролями, ребёнок создает всё новые модели окружающей действи­тельности, учится понимать и оценивать её, уста­навливает с нею многочисленные связи, столь важные в дальнейшей жизни. По мере взросления игра усложняется, требует всё более качественного исполнения. А это, в свою очередь, вызывает по­требность в овладении практическими умениями в различных видах деятельности, - благодатный познавательный «голод , утоляемый на протяже­нии всего раннего детства.

Пора привести пример. Теперь это будет за­нятие с первоклассниками, тема его – «Рыба, голова рыбы» («быть в голове, а не в хвосте).

Ребята только что пошли в школу, и их жизнь разделилась на две части. Дома они остаются ма­лышами, мамы и бабушки по-прежнему опекают своих любимцев, читают на ночь сказки (уроки на дом пока не задают), по выходным дням водят на прогулки, вкусно кормят и бережно одевают. Лю­бимые игрушки, как и раньше, ночуют в обнимку с хозяевами. А в школе все иначе. Потерянный шарфик приходится искать самостоятельно, еда - для всех одинакова, времяпровождение опреде­ляется не желанием, а часами и минутами. А самое главное - необходимо согласовывать свои действия с другими детьми, отыскивать и утверждать своё место в коллективе сверстников.

Поэтому начинаем занятие с игры-разминки: каждый из ребят должен отыскать объективное ка­чество, в котором он превосходит других. Сделать это непросто, преподавателю приходится часто приходить на помощь. Одна, например, лучше всех складывает фломастеры, другой закрашивает поверхности, не оставляя ни одной щёлки, а тре­тьего никто не превзошел в рисовании орнаментов. Подобные достоинства мы находим для каждого. Важно, чтобы они были правдивыми, и вся группа соглашалась с этим.

Переходим к сочинению сказки о девочке, для которой в ночь накануне Нового года плюшевый медвежонок наловил рыбы.

...Теперь пришло время поработать руками. Мы создаём индивидуальные открытки в технике открывающегося макета. На них авторы изображают самих себя рядом с огромной рыбой. Поздравитель­ное пожелание, конечно, гласит: "Будь в голове, а не в хвосте!".

Читатель может самостоятельно определить, ка­кие развивающие задачи решались в этом занятии. Мы же перейдём к характеристике подросткового возраста.

Вчерашний ребенок явно повзрослел. Он об­наружил, что не составляет с миром неразрывное целое, что мир огромен и разнообразен, а сам он несовершенен и "пуст". В то же время он остро ощущает потребность в самоутверждении.

Столкновение этой потребности и чувства соб­ственной незначительности рождает на первых порах желание, с одной стороны, «быть как все, соответствовать эталонам поведения, принятого в его окружении, что позволяет ориентировать подростка на усвоение общественных (в том чис­ле эстетических) идеалов, на осознание своей общности с другими людьми. С другой стороны, это противоречие толкает его на поиск образцов для подражания. Ближе всего находятся и легче всего усваиваются примитивные образцы: модная походка, жаргонные словечки, общий интерес к одному и тому же идолу - актёру, футболисту, певцу и т.д.

Стремление "быть как взрослые" заставляет девочку выкрасить ногти или ресницы, мальчи­ка - закурить первую отвратительную на вкус сигарету. В творчестве это приводит к подража­нию искусству взрослых (появляются неловкие копии "настоящих" рисунков, тиражируются журнальные комиксы и портреты "идолов"). Поскольку результаты такой работы чаще всего уступают образцам, ребята вообще прекращают художественную деятельность.

Тем не менее именно в этом возрасте дети склонны к аналитическому мышлению. Они стре­мятся понять себя, найти наиболее существенные, значимые черты в себе и окружающем мире. При этом всё "неглавное", единичное, связанное с не­посредственными впечатлениями оказывается для них второстепенным, неактуальным. Отсюда ха­рактерная для подростков эмоциональная глухо­та, невосприимчивость к цвету, форме, звуку, но в то же время открытость для общения со "взрос­лым" искусством, когда их можно познакомить с серьёзными художественными произведениями, противопоставить их низким образцам, показать, как в рамках различных художественных сти­лей решались задачи выражения внутреннего, духовного содержания. Наконец, стремление к профессионализму способствует тому, что под­ростки охотно берутся за освоение технических и технологических сторон творчества.

 

 

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2014
№4.
С. 26-28

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.