Искусство в повседневности
Искусство в повседневности
Основы дизайна в начальной школе
Время конца двадцатого, начала двадцать первого столетий приносит нам, наряду с положительными, и множество отрицательных плодов. Уменьшение тяги к прекрасному, неразвитость художественного вкуса, несомненно, относятся к последним.
Живопись, рисунок, скульптура не потеряли своего значения для духовно развитых людей, но пронизана ли высоким изобразительным искусством жизнь рядового гражданина? Во многих ли домах бережно хранятся оригиналы, или хотя бы находятся репродукции живописных полотен, графических листов, слепки скульптур? Насколько часто даже высококультурный человек проводит время в музеях, посещает выставки? Ответ очевиден.
Тем не менее то, что несомненно относится к сфере изобразительного искусства, окружает людей в наше время повсюду: в метро, на улице, в магазинах. Оно проявляет себя на страницах журналов, в одежде, предметах быта, автомобилях, полиграфии. Я говорю о художественном оформлении и проектировании, или, используя более распространенное сейчас слово, о дизайне.
Дизайн в широком смысле - это современное искусство художественного конструирования предметного мира; разработка образцов рационального построения предметной среды. В узком смысле - творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий, в том числе их внешних черт.
Однако многие сегодня считают слово "дизайн" синонимом чего-то сомнительного, чего-то, что трудно отнести к сфере изобразительного искусства. Дизайнер - это модная, но не имеющая однозначно положительной оценки современная профессия. И это объясняется тем, что качество дизайнерских произведений зачастую настолько желает оставлять лучшего, что их просто невозможно назвать образчиками изобразительного искусства. Дурной вкус, несоблюдение правил композиции, отсутствие оригинальных идей, неуклюжесть технического исполнения - все это частая характеристика современных афиш, рекламных и социальных плакатов, открыток, календарей, логотипов фирм и магазинных вывесок, а так же многого другого, что относиться к сфере дизайна.
Зачастую современные дизайнеры не имеют художественного образования, а, в отличие от рисования как такового, многим кажется, что исполнить афишу в технике фотоколлажа очень просто. И пример таких "не требующих специальных знаний работ" мы видим повсюду.
Конечно, оформление этикетки и афиши никогда нельзя будет ставить в один ряд с полотнами великих художников. Но ведь были времена, когда афиши рисовал Тулуз-Лотрек, а этикетки оформлял Альфред Муха. И это открывает нам лицо истинного дизайна - прикладной, но полноправной сферы изобразительного искусства (см. илл. на цветной вклейке). Того дизайна, чьи образчики - от рекламного плаката до логотипа на ручке, от дизайна интерьера и ландшафтного дизайна до дизайна одежды и мелких бытовых аксессуаров - должны воспитывать у людей художественный вкус и тягу к прекрасному. И это воспитание, это положительное влияние должно начинаться с детства.
Как художник и педагог, я постоянно интересуюсь вопросами преподавания в сфере изобразительного искусства и лично ни разу не сталкивалась с достоверной информацией о преподавании дизайна в начальных классах московских общеобразовательных школ.
Из этого следует, что основы дизайна - тема хорошо раскрытая в педагогической литературе, но до конца не освоенная на практике, что предоставляет современным педагогам простор для уверенной, но одновременно в чем-то экспериментальной деятельности.
Дизайн органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как процесс создания вещи, от замысла до изготовления в материале, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, воспитывает здоровые потребности человека. Детское дизайнерское творчество способствует развитию личности, дети познают радость созидания: в этом процессе учащиеся получают удовольствие от воплощения собственных идей на практике. Также в дизайнерском творчестве на почти подсознательном уровне проявляется мир образов народного искусства, традиционность связей человека с природой. Современные взрослые дизайнеры активно используют народные мотивы, это позволяет ещё эффективнее развивать художественно-практические умения детей, одновременно знакомя их с историей национального и мирового народного творчества.
В наше время, когда мир перенасыщен промышленной продукцией, дети постоянно интересуются журналами, открытками, постерами, одеждой и аксессуарами и прочими продуктами дизайна. Оградить детей от безвкусицы, объяснить, что и рекламный плакат, и афиша, и логотип на рюкзаке - всё это должно быть грамотно исполнено с художественной точки зрения, - отнюдь не второстепенная задача учителя изобразительного искусства. Необходимо не избегать этой сложной темы, но дать детям ориентиры, которые позволят всегда выбирать правильное направление.
знакомство учащихся с основами дизайна можно проводить на уроках, относящихся к основному образованию, но полное, глубокое изучение основ дизайна целесообразнее осуществлять на занятиях в рамках школьного компонента, факультативах и кружках. Не существует возрастного ограничения для ознакомления учащихся с основами дизайна. Это знакомство можно начинать с того же возраста, как и знакомство с прочими сферами изобразительного искусства. И чем раньше произойдет это знакомство, тем быстрее будет достигнута главная цель - развитие у ребёнка повседневного художественного вкуса и, как следствие, возникновение желания делать мир вокруг себя гармоничнее и красивее даже на бытовом уровне.
При знакомстве с основами дизайна главное внимание обращается на изучение правил, приемов и средств композиции, цветоведения, основ формообразования, макетирования. Упражнения с двухмерным и трехмерным пространством развивают ощущение ритма, глубины пространства, движения и др.
Обучение основам дизайна должно осуществляться во взаимодействии с обучением изобразительной грамоте, которая является средством выражения творческой идеи, художественного образа. Результатами дизайнерской деятельности детей могут быть как двухмерные (эскизы, рисунки логотипов, афиш, рекламных плакатов, моделей одежды и пр.), так и трёхмерные (композиции интерьера в технике бумагопластики, эскизы моделей одежды в материале). Но выполнение трёхмерных работ требует от ученика гораздо большей сосредоточенности, на адекватное исполнение задания уйдёт три-четыре урока, тогда как двухмерные работы выполняются за одно-два занятия. Это важно учесть, работая с учащимися начальной школы. В первом, втором и третьем классах я отдаю предпочтение работе с двухмерным пространством, в четвёртом – постепенно ввожу работу с трёхмерным. зачастую одно и то же задание может быть выполнено и в трёхмерной и двухмерной форме; например результат работы над дизайном интерьера может быть представлен серией эскизов на бумаге, а может быть и объёмной моделью помещения.
Наиболее подходящими для выполнения дизайнерских работ и эскизов считаются следующие техники, которые могут использоваться в чистом виде, а также органично дополнять друг друга:
- Смешанная техника (например: вначале рисунок делается простым/цветным карандашом, потом добавляется акцент фломастером, либо вначале рисуем тушью, после высыхания тонируем акварелью).
- Коллаж (произведение создаётся из вырезанных разнообразных изображений (рисунки в журналах, свои зарисовки, элементы аппликации из бумаги), наклеенных на бумагу). Возможен вариант с дорисовкой деталей.
- Фотоколлаж (соединение нескольких фотографий, элементов фотографии). Также возможен вариант с дорисовкой деталей.
Один из главных положительных моментов работы в этих техниках – быстро, путём малых затрат достигается выразительный результат. Это очень важно при работе с подвижными и быстро утомляющимися учениками начальной школы. Кроме того, работа в этих техниках позволяет проявить себя детям, у которых есть художественный вкус, но нет достаточной художественной одаренности. При работе в технике коллажа то, что некоторые ученики не могут нарисовать, они могут свободно вырезать и приклеить. При работе в смешанной технике – достичь большей выразительности образа за счет эффекта определенного сочетания красок, карандашей, фломастеров и пр.
[Очевидно, автор имеет в виду недостаток изобразительных способностей и навыков; о художественной одарённости, с нашей точки зрения, говорит именно способность создавать выразительные образы. – Ред.]
Конечно, без качественных художественных материалов не обойтись; для работы понадобятся: тушь, цветные карандаши, фломастеры, линеры, гелевые ручки, цветной картон и бумага, клей-карандаш, ножницы (в том числе с фигурными лезвиями), плотная бумага фор мата А3 и А4. А также разнообразные газеты и журналы, открытки и буклеты, откуда можно брать элементы для коллажа и фотоколлажа. Чем больше разнообразия будет в материалах, тем лучше.
Главное, что нужно донести до детей: дизайн – это сфера изобразительного искусства, и что в своем здоровом проявлении он способен рождать на свет шедевры. Я показываю детям афиши Тулуз- Лотрека, этикетки, афиши и рекламные плакаты Альфонса Мухи, разработки для промышленного дизайна Казимира Малевича. И дети видят, что настоящий художник может превратить вещи повседневного обихода в произведения искусства. На занятиях дети проявляют искреннюю заинтересованность и активность: ребята дополняют мои рассказы, обсуждают полученную информацию, вспоминают что-то из собственного опыта (подробнее см. конспект урока). Работы, созданные детьми, бывают иногда настолько художественно непосредственны и грамотно решены, что современным дизайнерам есть чему поучиться у учеников начальной школы. Что, кстати, многие современные авторы и делают, плодотворно используя детское творчество как источник вдохновения. Сам же юный дизайнер развивает свой художественный вкус, учит ся нестандартно, ассоциативно мыслить, давать художественную оценку дизайнерской продукции, и главное учится уметь и желать находить красоту во всем, что его окружает, не делая исключения для бытовой стороны жизни.
Ниже я привожу список тем, которые могут быть изучены в рамках ознакомления с основами дизайна. Эти темы могут быть объединены в отдельную программу по основам дизайна, так и органично входить отдельным блоком в программы более широкой изобразительной направленности.
В Центре образования Ns118 предложенные ниже темы включены в программу факультативов и дополнительного образования наряду с ознакомлением с основами искусства книжного оформления и основами декоративно-прикладного искусства.
Основы полиграфического дизайна: "Логотип"; "Афиша"; "Рекламный плакат"; "Фирменный стиль".
Основы дизайна одежды: "История одежды. Цвет в дизайне одежды"; "Мода и стиль"; "Дизайн будничной одежды"; "Дизайн выходного наряда".
Основы дизайна интерьера: "Из истории искусства оформления интерьера". Основные виды интерьера; "Значение цвета, фактуры, освещения и фурнитуры в дизайне интерьера"; "Выбор вида интерьера, первичная разработка эскиза"; "Работа над эскизом интерьера".
Основы дизайна экстерьера предмета: "История дизайна экстерьера"; "Выполнение эскизов экстерьера предмета"; "Работа над окончательным вариантом экстерьера".
Основы дизайна упаковки: "История упаковки". Виды упаковки; "Разработка собственного эскиза упаковки"; "Окончательное решение собственного эскиза упаковки".
Основы ландшафтного дизайна: "Истоки и история ландшафтного дизайна"; "Виды растений, их сочетания в ландшафтном дизайне". Материалы, применяемые в ландшафтном дизайне; "Разработка эскиза ландшафтного дизайна (сад)"; "Фурнитура для ландшафтного дизайна"; "Разработка эскиза фурнитуры для ландшафтного дизайна"; "Основы флористики".
Конспект занятия по основам дизайна в начальной школе
2 занятия по 40 мин. С небольшими изменениями могут быть проведёны и как основной урок и как факультативное занятие.
Раздел: Основы полиграфического дизайна. Тема: Логотип.
Цель урока (занятия): Развитие эстетического вкуса, фантазии, ассоциативного мышления, умения находить оригинальные творческие решения, умения адекватно оценивать дизайнерскую продукцию на примере знакомства с логотипом.
Задачи: Познакомить учащихся с понятием логотип, научить четко и просто выражать свою мысль с помощью минимума графических средств, обобщать и собирать в одно целое изображение, стилизовать (отбрасывать излишнее и выделять главное с помощью основных средств художественной выразительности: контраста, ритма, композиции).
Оборудование.
- Для учащихся: простые и цветные карандаши, фломастеры, гелевые ручки, плотная бумага формата А4, ластик.
- Для преподавателя: те же материалы, что и у учащихся, демонстрационный материал (работы из метод. фонда и/или фото). Кассеты с приятной музыкой.
Оформление классной доски. Слева размещаются демонстрационные материалы. Справа остаётся место для графических пояснений по ходу урока.
План урока (занятия).
- Организационная часть. Приветствие, заполнение журнала – 2 мин.
- Актуализация знаний и объяснение нового материала. Показ и обсуждение демонстрационного материала, рассказ о назначении и изобразительной сути логотипа, правилах его создания. 15 мин.
Ребята рассматривают иллюстративные пособия (множество логотипов, вырезанных мной из журналов), с интересом узнают известные современные логотипы. Потом я спрашиваю, знают ли ребята как называются эти изображения одним специальным словом, следуют ответы: рисунок, знак и пр. Я отдельно поясняю каждый ответ и опровергаю неверные (например: "Рисунок – это и цветочек на твоей майке и медвежонок на портфеле"... ). Наконец я рассказываю, что такое логотип, какие бывают виды логотипов, какие требования предъявляются к ним, при этом усложняю или упрощаю рассказ, в зависимости от возраста и данного эмоционального состояния учащихся.
В ХХ веке логотипом стали называть буквенную надпись названия, или условный рисунок, обозначающий организацию или товар. Самым первым логотипом был логотип страховой компании Prudential Insurance – Скала Гибралтара – он как бы говорит людям: наша компания такая же мощная и надежная, как скала. Он был создан более ста лет назад, в 1896ё году. В 1910 году был создан логотип компании звукозаписи с изображением собаки Nipper, сидящей напротив граммофона и внимательно его слушающей.
Логотипы нужны для того, чтобы отличать фирмы и их продукцию друг от друга. Каждая компания имеет свой логотип, и никто, кроме неё, не имеет права его использовать и ставить на товарах другой фирмы, важных документах, в рекламе по телевизору или на плакатах. Товары, не имеющие логотипа, называют "nоname", что значит по-английски "безымянные", – подразумевается, что такие товары могут быть плохими.
Логотипы бывают трех типов:
- Только буквенная надпись названия организации.
- Только рисунок, почти всегда имеющий отношение к тому, чем занимается организация.
З. Фирменный блок – комбинация буквенной надписи названия и рисунка.
Чтобы сделать логотип, нужно знать четыре золотых правила, четыре требования:
- Запоминаемость. Достигается за счёт предельной стилизованности (простоты) изображения и использования ограниченного количества цветов.
Показываю две репродукции пейзажей: "Представьте, что логотип на машине (в начале занятия дети радостно узнавали знакомые логотипы марок автомобилей) будет нарисован так же сложно и цветно. Сможете ли вы отличить марки машин по логотипам, когда они будут проезжать мимо вас по дороге?" Дети думают и в большинстве своём дают правильные ответы: "Нет, не смогут, потому что трудно будет понять, что нарисовано". Я снова спрашиваю: "А если рисунок будет без подробностей и раскрашен в 1, 2 или 4 цвета?" Радостное: "Да!"
- Универсальность. Можно помещать и на деловых бумагах фирмы, и на любых ее товарах. Ищем одинаковые логотипы на ручках, карандашах, портфелях – они встречаются очень часто и отлично дополняют демонстрационный материал).
- Оригинальность. Поясняю: если все цветочные магазины будут брать для логотипа розу, сможем ли мы их отличить друг от друга, и не наскучат ли нам такие изображения?
- Ассоциативность. Предлагаю придумать, что с чем ассоциируется. Например: музыкальная школа, книжное издательство, цирк. Дети предлагают, обсуждают и выбирают лучшие варианты. Для музыкальной школы остановились на скрипичном ключе. Рисую на доске пример: изображение скрипичного ключа и по кругу надпись "Музыкальная школа № 1" Логотип готов.
Практическая работа учащихся. Выполнение эскизов логотипов (ведётся под наблюдением и с помощью педагога, под звучание прият ной негромкой музыки). Учащиеся выполняют задание. 20 мин.
- Завершение занятия. Подведение итогов занятия. 2 мин. Вторая часть занятия проводится практически аналогично, происходит повторение пройденного материала: что такое логотип, требования к нему и пр., закрепление: ребята ищут на предметах одежды и личных вещах логотипы и учатся их отличать от прочих изображений: знаков и эмблем (знаки ГОСТА, медицинские эмблемы и пр.) или декоративных элементов (вышивок, фото изображений и пр.), и окончательная доработка изображения логотипа.
Оставить комментарий