Когда пелена спадает с глаз...

И.Орлов, художник

Когда пелена спадает с глаз...

Когда вспоминаю себя ма­леньким мальчиком, в памяти возникают прежде всего два самых ярких, временами захватывающих всё мое суще­ство чувства – чувство безумного восторга перед красотой при­роды и чувство страха смерти, полнейшего исчезновения из этого прекрасного мира.

Этот прекрасный мир бу­дет существовать, а тебя уже никогда-никогда в этом мире не будет. Восторг перед красотой окружающего мира и твоё пол­нейшее, на все времена, исчез­новение – это два самых ярких чувства моего детства. Когда я задумываюсь над тем, чем же я занимаюсь как художник, на что трачу почти всё своё время, что меня увлекает больше всего, то ясно понимаю, что в основе моего творчества лежат именно эти два чувства. <...>

Мальчишки расходятся по всей опушке, каж­дый старается найти самое земляничное место. У меня почти полная кружка земляники, я ползаю на коленях по траве, не поднимая головы. Наверное, у меня устаёт спина. Я встаю на ноги и осматриваюсь вокруг. И в это время меня пронзает какой-то ток, словно некое существо вселяется в меня. У меня словно спадает пелена с глаз. Какая же красота вокруг! Как радостно всё это видеть! Какое же сча­стье жить в этом мире! Я вижу прозрачный ручей, перекатывающийся по камешкам, вижу, осязаю влажную изумрудную траву со звёздочками белых цветов, вижу огромные сосновые стволы в янтарных бликах солнечных пятен, слышу, как шумит ветер в сосновых вершинах и белые облака плывут, за­девая верхушки сосен. Как прекрасен этот Божий мир! Мне кажется, что тогда я почувствовал это впервые по-настоящему, остро, неповторимо. Во мне возникло прямо-таки физическое чувство радости. Я даже мог бы указать место, где эта радость посе­лилась, где-то под грудиной, немного выше пупка, пожалуй, это называется солнечным сплетением. Такой восторг перед окружающей природой я ис­пытал впервые. Поэтому я считаю, что ...это детское впечатление определило смысл всего моего творче­ства, вернее, одной из сторон моего творчества. <...>

Я не считаю себя неверующим человеком. Умом я понимаю, что есть некий Высший Разум, иначе не­понятно, как возник этот чудесный, удивительным образом организованный, неповторимо-прекрасный мир. Но моё материалистическое естество не даёт возможности окончательно и полностью принять христианские догматы. Одним словом, как в Евангелии: "Го­споди, верую, помоги моему неверию!"

Когда я задумываюсь, чем же я занят всю жизнь, каковы основные мотивы моего творче­ства, я отвечаю себе: вероятно, это мечта о красоте, о гармонии окружающего мира и постоян­ная боязнь, что этот мир исчез­нет, погибнет. Желание огра­дить хрупкую красоту, тонкое обаяние этого Божьего мира от тёмных сил, от надвигающейся катастрофы.

И я – человек, воспитанный в советском атеистическом обществе, – всё же часто про себя произношу молитву: "Господи, сохрани этот чудесный мир, не дай ему погибнуть, Господи, дай мне силы славить этот мир, передать красоту этого мира!" <...>

Периодически возникают работы, которые я мог бы объединить обращением: "Господи, помилуй!" Обычно это какой-то спокойный мирный пейзаж, напоминающий любимые мной валдайские мо­тивы. А справа и слева на него движутся некие стихийные бедствия – тёмные грозовые облака, ливни, вихри. Сумеет ли всё это выдержать наш хрупкий прекрасный мир? Или тёмные силы сме­тут его? У меня постоянно присутствует ощущение, что мы живём подвешенными на ниточке Божьей милости. <...>

Ощущение надвигающейся катастрофы по­стоянно мучает меня. Но я оптимист, я научился бороться с этими мыслями. В такие минуты я вспоминаю ручей из своего детства, шелковистую, влажную траву со звёздочками белых цветов по берегам ручья, могучие сосны в солнечных бликах, белые облака в вершинах сосен. Неужели Высший Разум, или Бог, (кому что ближе) допустит исчез­новение этого мира? Нет, это невозможно. В воз­никновении этого мира был определённый Божий замысел, он не должен быть нарушен. Но мрачные сомнения никогда не покидают насовсем. Они под­спудно присутствуют во все моменты жизни. Вот и качаются весы от радости к печали. <...>

Мной постепенно начала овладевать идея цель­ности окружающего мира. Сначала это было как бы формальное понимание цельности. Я почувствовал живописную поверхность холста как единую ма­терию, где живописная субстанция едина, но по-разному организована. И земля, и небо, и деревья, и различные строения – единая живописная плоть, имеющая различные характеристики, переходя­щие одна в другую. Для меня стало невозможным писать отдельно деревья, отдельно землю, дома, небо. У меня одна часть холста перетекала в дру­гую, я старался понять пейзаж как единое про­странство, где объёмы организованы особым обра­зом. Можно сказать, что в то время я представлял пейзаж как объёмную скульптуру. Пространство земли, связываясь с небом, с объёмами деревьев, домов, организует особый пространственный мир.

Я представлял, как бы я вылепил тот или иной пейзаж из глины.

...А флейтист не узнает покоя - /Ему кажется. что он один, /Что когда-то он море родное/ из сиреневых вылепил глин.

О.Мандельштам

Но в дальнейшем понимание цельности мира стало, если так можно сказать, более духовным, идейным, что ли. Я ясно почувствовал, что мир един и неделим. Нет живой и неживой природы. Микрокосмос и макрокосмос – едины. Маленькая травинка, крохотный цветок так же бесконечно велики, как звёздное небо, так же способны чув­ствовать и помнить. Прошлое неразрывно связано с настоящим. Будущее невозможно без настоящего.

Я почувствовал, что любая мысль, слово влияют на окружающий мир, что то, что делают родители, непременно отразится на их детях...

У меня постепенно исчезала забота – найти своё неповторимое лицо, чтобы я не был ни на кого похож, чтобы меня сразу узнавали на любой выставке. Мне стало ясно: если ты честно и ис­кренно будешь работать, если почувствуешь свою индивидуальность художника, человека, то и в работах ты будешь неповторим, как неповторимо каждое человеческое лицо, хотя людей на земле уже больше шести миллиардов.

Своё понимание цельности мира я старался от­разить во множестве работ различных тематиче­ских циклов. Пожалуй, наиболее ранняя группа работ – это цикл, который я называю "интерьер­пейзаж" (или сокращено "интерпей"). Это цикл работ, где пейзаж органично (я надеюсь) переходит в интерьер, а интерьер – в пейзаж.

Я пишу вечерний этюд в окрестностях Валдая.

Я стою на высоком бугре, а передо мной удиви­тельной красоты местность: холмы перемежаются пологими долинами в разноцветье трав, блестят небольшие озерца, уютные болотца располагаются между моренными грядами, поросшими густым еловым лесом. Вся земля словно вылеплена руками доброго, заботливого скульптора. И над всем этим движется к закату огненный шар – солнце.

Начинаю писать, когда между огненным шаром и сине-фиолетовой зубчатой стеной леса значитель­ное расстояние. Но солнце приближается к лесу стремительно. Я успел сделать лишь несколько крупных мазков, а оно опустилось совсем низко. Скорее, скорее, надо успеть. Я набираю скорость, я, как спринтер на стометровке. Даже кажется, что я запыхался от бега. заканчиваю этюд, когда солнце уже скрывается за тёмным лесом. А небо начинает светиться, как расплавленное золото.

В нагроможденный облаках просвет, и там, как красный неправильный уголь, солнце. Всё это над лесом, рожью. Радостно. И подумал: нет, этот мир не шутка, не юдоль испытаний только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен, и который мы должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нём.

Из дневников Л.Толстого

Закончив этюд, я неосознанно поворачиваюсь в противоположную сторону и поражаюсь: вроде бы почти тот же мотив: холмы, перелески, озёра, деревенька на бугре, но всё другое – сумерки уже начинают поглощать пейзаж. Всё становится таин­ственным, обобщённым, читаются лишь крупные массы, детали исчезают.

Я опять поворачиваю голову в сторону закатного неба. Тут – ликующий пейзаж, бодрый, энергич­ный, хоть и солнце уже зашло. ...

Я долго думал, как же на одном холсте изобра­зить то, что я увидел, испытал, стоя в этот вечер на бугре? В результате у меня в дальнейшем родилась целая серия работ на эту тему. Я изображал день, постепенно переходящий в ночь. Я изображал вечер во временной протяжённости, сначала он лучезар­ный, а потом постепенно сумерки сгущаются. Я изображал на одном холсте закатный вечер и пей­заж ночью. Мне очень хотелось, чтобы и зритель испытал те чувства, которые я пережил в тот вечер в окрестностях Валдая.

Поиски цельности, гармонии окружающего мира продолжаются и в серии работ, которую называю "Дом и небо". Для меня "Дом" – это символ при­вычного человеческого мира, дольнего мира. И этот мир не существует сам по себе, но он связан с другим миром, миром неба, горним миром. Эта взаимосвязь может быть гармоничной, но может быть и враж­дебной, когда небо готово обрушиться всей мощью на маленький, уютный человеческий мир.

У меня возникает острое желание изобразить всё, что я сейчас почувствовал, увидел. Хочу, что­бы на картине был и наш дом, в доме происходят какие-то события. А вокруг поля, перелески, овражки, ельник на краю, небо с перламутровыми облаками. Я долго мучаюсь в поисках решения. Делаю множество эскизов-почеркушек, потом цве­товых эскизов. В этой работе мне не удаётся полно передать свои ощущения, впечатления. Приходит­ся делать ряд работ на эту тему. И мне кажется, что мне всё же удалось передать то, что я испытал на нашем чердаке, глядя в слуховое оконце. <...>

С серией "Дом и небо" связана и другая работа, которую я называю 4Поднебесьея. земля – как до­рога, уходящая в небо, земная мечта о небе. Как бы далеко, высоко эта дорога ни шла, она обрывается в неизвестности. По этой дороге можно начать идти, но куда придёшь? В этой серии тоже можно заметить поиски единства земли и неба, горнего и дольнего миров. Поисками такого единства я счи­таю серию, названную "Мир растений и облаков". здесь желание рассмотреть каждую самую малень­кую часть огромного мира. Желание сравнить цве­ток, лист растения с огромным небом, сказать, что вот эта травинка, листок так же огромны, важны, безмерны, как небо, окружающее эти предметы. Пересказывая классика, "благословляю в поле каждую былинку и небе каждую звезду". <...>

Моё понимание единства мира, надеюсь, нашло отражение и в серии "Связь времен". Обычно я беру фрагменты картин любимых мной художни­ков и пытаюсь их соединить с сочиненными мною пейзажами. В качестве соавторов я набираюсь нахальства использовать классиков зарубежных и русских, пользуясь фрагментами известных кар­тин. Больше всего я пользуюсь произведениями Лоррена, Пуссена, Рублева, Алексеева, Воробьева, Щедрина и т.д. ...Беру из прошлого, что мне доро­го, что люблю, и пытаюсь приспособить к своему времени, к своей жизни. Я как бы тяну ниточку из прошлого в настоящее. Время непрерывно, едино, оно не возникает вдруг и не пропадает в момент, оно непрерывно. Но больше всего мне дорого прошлое. Это единственно реальное для меня время. Я могу его потрогать, ощутить, рассмотреть со всех сторон. Будущее для меня неизвестно и лишено реальности, оно эфемерно. Будущего я боюсь. Настоящего во­обще не существует. Это какое-то непередаваемое мгновение. Оно из настоящего сразу же превращает­ся в прошлое. Оно утекает, как песок сквозь пальцы.

Поэтому для меня так важны традиции. Я восхи­щаюсь классическим западным искусством. Я уве­рен, что таких вершин, как творчество Веласкеса, Эль Греко, Тициана, Ван Эйка и других, невозможно достигнуть, сколько бы тысяч лет человечество ни занималось изобразительным искусством.

Особое место в моей иерархии классиков зани­мают русские художники, такие как Сорока, Ве­нецианов, Сильвестр Щедрин, Воробьёв, Алексеев. Эти художники часто навевают мне темы для твор­чества, как бы подсказывают направление работы, помогают увидеть красоту в самых обыденных ве­щах. ... Для них характерна созерцательность, некая отстранённость. Они не вмешиваются в события, не дают им оценку. Они смотрят на происходящее чуть сверху, они любуются красотой происходящего. Перед ними Божий мир, и надо ценить в нём каждое мгновение, каждое дыхание.

Для меня тоже характерно такое восприятие мира, я не желаю вмешиваться в происходящее, не желаю давать оценку тому или иному явлению. Мне хочется сказать: "Господи, как прекрасен этот мир. Господи, помоги сохранить его, Господи, помоги мне славить этот миря". <...>

Для меня каждый день – особенный. Невоз­можно этюд, начатый сегодня, продолжить завтра. завтра всё будет по-другому, даже если сегодня было солнечно и завтра – солнечно. Я радуюсь, когда удаётся передать неповторимость момента, я как бы останавливаю время и кладу в свою копил­ку прошедший день. Он уже никогда-никогда не повторится, а у меня он сохранён, я, как говорил Пришвин, его пришпилил. 3а много лет у меня ско­пилась богатая коллекция таких "пришпиленных" экспонатов. Некоторые мои друзья говорят, что если есть в моем творчестве что-то ценное, то это – этюды.

Я никогда не любил писать "туристические" этюды. Я люблю ездить в новые места, смотреть, фотографировать. Но чтобы начать писать этюды, я должен пожить в этих местах, ходить в лес за гри­бами и ягодами, купаться в речке или озере, ездить по окрестным тропинкам и дорогам на велосипеде, одним словом, жить подробно и долго. Тогда окру­жающий мир становится родным, любой мотив ис­точает несказанное обаяние. Я могу писать один и тот же мотив помногу раз: сегодня и через неделю, в этом году и в следующем. ...Когда я смотрю в мастер­ской этюды с одного места, написанные в разные годы, то отмечаю, что нет ни одного похожего на другой: разные цветовые и тональные отношения, различные композиции, различный душевный на­строй. Мечтаю, если удастся, сделать выставку из одних этюдов.<...>

Не говори «вот и утро» и не отпускай его, назвав вчерашним именем. Смотри на него в первый раз, как на новорожденное дитя, у которого ещё нет имени.

Р.Тагор

Школьная жизнь оставила очень хорошие воспо­минания. Когда мы, одноклассники, собираемся из­редка вместе, то с удовольствием вспоминаем учите­лей, товарищей, тех, кого уже нет среди нас. Очень важно, что у нас было одно общее дело, которое нас объединяло. Почти все одноклассники относились к этому делу серьёзно, считая, что оно – главное в их жизни. Сейчас, в нынешние прагматичные вре­мена, кажется наивным наше убеждение, что наше любимое дело служит не для зарабатывания денег, не для приобретения материального благополучия, а для каких-то высших целей – святого служения искусству. Можно жить впроголодь, но не предать настоящее искусство, не предать свою мечту...

Почти все одноклассники стали профессиональ­ными художниками. Конечно, жизнь заставила идти на компромиссы. Семья, дети, нужно зараба­тывать деньги. Но на заработанные деньги кормили не только семью, не только содержали жилище, но и кормили свою мечту – создать что-то стоящее, сказать своё слово в искусстве. Кому как это уда­лось – дело десятое. Главное – мечта не оставила до конца дней, согревала, помогала переносить материальные трудности, жизненные невзгоды.

И вот сейчас, когда государство совершенно за­было, что есть изобразительное искусство, когда нет ни частных фондов, ни сколько-нибудь заметных меценатов, мои одноклассники не прекращают за­ниматься своим делом, которое, кажется, никому, кроме них, не нужно. Ведь последние большие выставки состоят из произведений, выполненных по частной инициативе. Никто не заказывал эти произведения, почти нет надежды, что кто-то их приобретёт. Но художники работают, несмотря ни на что. Они так воспитаны с детства, они так по­нимают своё дело.

Конечно, можно потешаться над этими странны­ми людьми. Делают то, что никому не нужно, что нельзя продать. Как теперь говорят: "Если ты такой умный, почему же ты такой бедный?" Но лично я верю, что это, прежде всего, нужно мне. Прекрасно сказал Пришвин: "Творчество, как жизнь. Жизнь, как творчество". Моя работа – это моя жизнь. Нель­зя жить без воды, без пищи, а мне невозможно жить без творчества, будут за это платить или нет. Ну а ещё надеешься, что есть небольшое количество еди­номышленников, которые способны в твоих работах увидеть и разделить твоё видение, твоё понимание окружающего мира, твои мысли и чувства. <...>

В самом конце институтских лет началась пред­оттепельская пора. В магазинах появилось много художественных альбомов зарубежных современ­ных художников и классиков. В Третьяковской галерее изменилась экспозиция, появились работы, которых раньше никогда не показывали, например, некоторые картины Врубеля, Валентина Серова, некоторые работы бубнововалетцев.

Особенно меня поразила выставка французской живописи конца XIX века в маленьком зальчике "на задах" Изобразительного музея им. Пушкина. Я впервые увидел эту живопись в подлинниках... Какой это был восторг! Руанские соборы меня сбили с ног, лишили дара речи. Это было нечто божественное. Это был гимн живописи, пир цвета... А как велико­лепны были сезанновские пейзажи! Такое понимание живописи я встречал впервые. Я подолгу простаи­вал у холстов, стараясь разобраться в живописной "кухне". 3альчик был маленький, народу – не про­толкнуться, но я всё же исхитрялся задерживаться у холстов, несмотря на толчки со всех сторон...

А какой восторг было рассматривать ренуаров­скую обнажённую. Какое богатство оттенков, как прекрасна эмалевая поверхность холста, тончайшие переходы цветовых характеристик. Женское тело трепетное, живое. Хотелось побежать, схватить ки­сти, краски и сделать что-нибудь похожее на это...

Информация, которая хлынула на бедного тём­ного студента, переваривалась, усваивалась, и за­хотелось что-то и в своей работе использовать.<...>

Мои коммерческие успехи весьма скромны. Чаще продаются этюды (по минимальной цене), реже – большие работы на холсте... Когда покупают мою работу, не знаю, радоваться или огорчаться. Покупает обычно частное лицо. Работа исчезает навеки. Конечно, деньги нужны... Содержание ма­стерской требует огромных затрат. А сколько стоят сейчас материалы? Тюбик краски стоит полтораста рублей. Есть, пить – тоже надо. Дочкам помогать – надо... А продашь – как будто из тела живой кусок вырвали... Сейчас стоит в мастерской много работ, думаю – хорошо, персональную выставку могу сде­лать. А продал бы всё – и на выставке показать нече­го. Опять же приходят друзья, знакомые, знакомые приводят своих знакомых – мне есть что показать, иногда и похвалиться. А было бы всё продано, чтобы я показывал друзьям-знакомым?..

Прожита большая часть жизни. Честолюбивые юношески мечты, конечно, полностью не сбылись: не стал не только великим художником, но даже ши­роко известным в узких кругах. Но я знаю твёрдо, что художником стал. Я всю жизнь работал честно и много. Да, Господь не наделил меня чрезмерным талантом, многое далось путём упорной регулярной работы. Один мой хороший друг, которого уже нет, иногда говорил, что Игорь берёт штанами. Что есть, то есть. Я люблю мысль, высказанную Маркесом: "Если я сегодня не написал ни единой страницы, то считаю, что не заработал тарелки супа".

Приступы вдохновения – это для гениальных людей, а простые люди должны каждодневно тру­диться, чтобы добиться сколько-нибудь заметных результатов. Я не стыжусь, что "просиживал штаны до дыр". Считаю себя счастливым человеком. Я всю жизнь занимался любимым делом. И даже иногда получал за это деньги. И даже мог на эти деньги содержать свою семью, пусть не шикарно, но и не впроголодь. Я всегда сам распоряжался своим вре­менем. Никогда ни один начальник не указывал, что мне сегодня делать, во сколько прийти, во сколько уйти. Это – дорогого стоит. Умение распорядиться временем для свободного художника значит чрез­вычайно много. Сколько начинающих талантливых художников сошли с пути, не умея распорядиться своим богатством. Свобода, никто не заставляет тебя: делай сегодня это, завтра то. Конечно, нужно заработать деньги, чтобы не умереть с голода. Но в советское время профессиональному художнику заработать было нетрудно. На это, как правило, уходило несколько недель в году. Остальное время – твоё, распоряжайся им на своё усмотрение. Многие на этом ломались. Нужна неодолимая потребность в творчестве, чтобы не промотать принадлежащее тебе время. У меня, я считаю, такая потребность была. Стремление к творчеству определило всю мою жизнь. Неважно, чего я добился, но я старался, ста­рался в полную силу. И если бы мне снова дана была жизнь, вряд ли я что-либо кардинально изменил. Имея тот талант, которым меня наградил Господь, вряд ли можно добиться значительно большего и в другой жизни. И я смиренно говорю: "Господи, бла­годарю за то, что ты мне дал, благодарю за каждый будущий день моей жизни".

 

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2014
№3.
С. 12-15

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.