Когда пелена спадает с глаз...
И.Орлов, художник
Когда пелена спадает с глаз...
Когда вспоминаю себя маленьким мальчиком, в памяти возникают прежде всего два самых ярких, временами захватывающих всё мое существо чувства – чувство безумного восторга перед красотой природы и чувство страха смерти, полнейшего исчезновения из этого прекрасного мира.
Этот прекрасный мир будет существовать, а тебя уже никогда-никогда в этом мире не будет. Восторг перед красотой окружающего мира и твоё полнейшее, на все времена, исчезновение – это два самых ярких чувства моего детства. Когда я задумываюсь над тем, чем же я занимаюсь как художник, на что трачу почти всё своё время, что меня увлекает больше всего, то ясно понимаю, что в основе моего творчества лежат именно эти два чувства. <...>
Мальчишки расходятся по всей опушке, каждый старается найти самое земляничное место. У меня почти полная кружка земляники, я ползаю на коленях по траве, не поднимая головы. Наверное, у меня устаёт спина. Я встаю на ноги и осматриваюсь вокруг. И в это время меня пронзает какой-то ток, словно некое существо вселяется в меня. У меня словно спадает пелена с глаз. Какая же красота вокруг! Как радостно всё это видеть! Какое же счастье жить в этом мире! Я вижу прозрачный ручей, перекатывающийся по камешкам, вижу, осязаю влажную изумрудную траву со звёздочками белых цветов, вижу огромные сосновые стволы в янтарных бликах солнечных пятен, слышу, как шумит ветер в сосновых вершинах и белые облака плывут, задевая верхушки сосен. Как прекрасен этот Божий мир! Мне кажется, что тогда я почувствовал это впервые по-настоящему, остро, неповторимо. Во мне возникло прямо-таки физическое чувство радости. Я даже мог бы указать место, где эта радость поселилась, где-то под грудиной, немного выше пупка, пожалуй, это называется солнечным сплетением. Такой восторг перед окружающей природой я испытал впервые. Поэтому я считаю, что ...это детское впечатление определило смысл всего моего творчества, вернее, одной из сторон моего творчества. <...>
Я не считаю себя неверующим человеком. Умом я понимаю, что есть некий Высший Разум, иначе непонятно, как возник этот чудесный, удивительным образом организованный, неповторимо-прекрасный мир. Но моё материалистическое естество не даёт возможности окончательно и полностью принять христианские догматы. Одним словом, как в Евангелии: "Господи, верую, помоги моему неверию!"
Когда я задумываюсь, чем же я занят всю жизнь, каковы основные мотивы моего творчества, я отвечаю себе: вероятно, это мечта о красоте, о гармонии окружающего мира и постоянная боязнь, что этот мир исчезнет, погибнет. Желание оградить хрупкую красоту, тонкое обаяние этого Божьего мира от тёмных сил, от надвигающейся катастрофы.
И я – человек, воспитанный в советском атеистическом обществе, – всё же часто про себя произношу молитву: "Господи, сохрани этот чудесный мир, не дай ему погибнуть, Господи, дай мне силы славить этот мир, передать красоту этого мира!" <...>
Периодически возникают работы, которые я мог бы объединить обращением: "Господи, помилуй!" Обычно это какой-то спокойный мирный пейзаж, напоминающий любимые мной валдайские мотивы. А справа и слева на него движутся некие стихийные бедствия – тёмные грозовые облака, ливни, вихри. Сумеет ли всё это выдержать наш хрупкий прекрасный мир? Или тёмные силы сметут его? У меня постоянно присутствует ощущение, что мы живём подвешенными на ниточке Божьей милости. <...>
Ощущение надвигающейся катастрофы постоянно мучает меня. Но я оптимист, я научился бороться с этими мыслями. В такие минуты я вспоминаю ручей из своего детства, шелковистую, влажную траву со звёздочками белых цветов по берегам ручья, могучие сосны в солнечных бликах, белые облака в вершинах сосен. Неужели Высший Разум, или Бог, (кому что ближе) допустит исчезновение этого мира? Нет, это невозможно. В возникновении этого мира был определённый Божий замысел, он не должен быть нарушен. Но мрачные сомнения никогда не покидают насовсем. Они подспудно присутствуют во все моменты жизни. Вот и качаются весы от радости к печали. <...>
Мной постепенно начала овладевать идея цельности окружающего мира. Сначала это было как бы формальное понимание цельности. Я почувствовал живописную поверхность холста как единую материю, где живописная субстанция едина, но по-разному организована. И земля, и небо, и деревья, и различные строения – единая живописная плоть, имеющая различные характеристики, переходящие одна в другую. Для меня стало невозможным писать отдельно деревья, отдельно землю, дома, небо. У меня одна часть холста перетекала в другую, я старался понять пейзаж как единое пространство, где объёмы организованы особым образом. Можно сказать, что в то время я представлял пейзаж как объёмную скульптуру. Пространство земли, связываясь с небом, с объёмами деревьев, домов, организует особый пространственный мир.
Я представлял, как бы я вылепил тот или иной пейзаж из глины.
...А флейтист не узнает покоя - /Ему кажется. что он один, /Что когда-то он море родное/ из сиреневых вылепил глин. О.Мандельштам |
Но в дальнейшем понимание цельности мира стало, если так можно сказать, более духовным, идейным, что ли. Я ясно почувствовал, что мир един и неделим. Нет живой и неживой природы. Микрокосмос и макрокосмос – едины. Маленькая травинка, крохотный цветок так же бесконечно велики, как звёздное небо, так же способны чувствовать и помнить. Прошлое неразрывно связано с настоящим. Будущее невозможно без настоящего.
Я почувствовал, что любая мысль, слово влияют на окружающий мир, что то, что делают родители, непременно отразится на их детях...
У меня постепенно исчезала забота – найти своё неповторимое лицо, чтобы я не был ни на кого похож, чтобы меня сразу узнавали на любой выставке. Мне стало ясно: если ты честно и искренно будешь работать, если почувствуешь свою индивидуальность художника, человека, то и в работах ты будешь неповторим, как неповторимо каждое человеческое лицо, хотя людей на земле уже больше шести миллиардов.
Своё понимание цельности мира я старался отразить во множестве работ различных тематических циклов. Пожалуй, наиболее ранняя группа работ – это цикл, который я называю "интерьерпейзаж" (или сокращено "интерпей"). Это цикл работ, где пейзаж органично (я надеюсь) переходит в интерьер, а интерьер – в пейзаж.
Я пишу вечерний этюд в окрестностях Валдая.
Я стою на высоком бугре, а передо мной удивительной красоты местность: холмы перемежаются пологими долинами в разноцветье трав, блестят небольшие озерца, уютные болотца располагаются между моренными грядами, поросшими густым еловым лесом. Вся земля словно вылеплена руками доброго, заботливого скульптора. И над всем этим движется к закату огненный шар – солнце.
Начинаю писать, когда между огненным шаром и сине-фиолетовой зубчатой стеной леса значительное расстояние. Но солнце приближается к лесу стремительно. Я успел сделать лишь несколько крупных мазков, а оно опустилось совсем низко. Скорее, скорее, надо успеть. Я набираю скорость, я, как спринтер на стометровке. Даже кажется, что я запыхался от бега. заканчиваю этюд, когда солнце уже скрывается за тёмным лесом. А небо начинает светиться, как расплавленное золото.
В нагроможденный облаках просвет, и там, как красный неправильный уголь, солнце. Всё это над лесом, рожью. Радостно. И подумал: нет, этот мир не шутка, не юдоль испытаний только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен, и который мы должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нём. Из дневников Л.Толстого |
Закончив этюд, я неосознанно поворачиваюсь в противоположную сторону и поражаюсь: вроде бы почти тот же мотив: холмы, перелески, озёра, деревенька на бугре, но всё другое – сумерки уже начинают поглощать пейзаж. Всё становится таинственным, обобщённым, читаются лишь крупные массы, детали исчезают.
Я опять поворачиваю голову в сторону закатного неба. Тут – ликующий пейзаж, бодрый, энергичный, хоть и солнце уже зашло. ...
Я долго думал, как же на одном холсте изобразить то, что я увидел, испытал, стоя в этот вечер на бугре? В результате у меня в дальнейшем родилась целая серия работ на эту тему. Я изображал день, постепенно переходящий в ночь. Я изображал вечер во временной протяжённости, сначала он лучезарный, а потом постепенно сумерки сгущаются. Я изображал на одном холсте закатный вечер и пейзаж ночью. Мне очень хотелось, чтобы и зритель испытал те чувства, которые я пережил в тот вечер в окрестностях Валдая.
Поиски цельности, гармонии окружающего мира продолжаются и в серии работ, которую называю "Дом и небо". Для меня "Дом" – это символ привычного человеческого мира, дольнего мира. И этот мир не существует сам по себе, но он связан с другим миром, миром неба, горним миром. Эта взаимосвязь может быть гармоничной, но может быть и враждебной, когда небо готово обрушиться всей мощью на маленький, уютный человеческий мир.
У меня возникает острое желание изобразить всё, что я сейчас почувствовал, увидел. Хочу, чтобы на картине был и наш дом, в доме происходят какие-то события. А вокруг поля, перелески, овражки, ельник на краю, небо с перламутровыми облаками. Я долго мучаюсь в поисках решения. Делаю множество эскизов-почеркушек, потом цветовых эскизов. В этой работе мне не удаётся полно передать свои ощущения, впечатления. Приходится делать ряд работ на эту тему. И мне кажется, что мне всё же удалось передать то, что я испытал на нашем чердаке, глядя в слуховое оконце. <...>
С серией "Дом и небо" связана и другая работа, которую я называю 4Поднебесьея. земля – как дорога, уходящая в небо, земная мечта о небе. Как бы далеко, высоко эта дорога ни шла, она обрывается в неизвестности. По этой дороге можно начать идти, но куда придёшь? В этой серии тоже можно заметить поиски единства земли и неба, горнего и дольнего миров. Поисками такого единства я считаю серию, названную "Мир растений и облаков". здесь желание рассмотреть каждую самую маленькую часть огромного мира. Желание сравнить цветок, лист растения с огромным небом, сказать, что вот эта травинка, листок так же огромны, важны, безмерны, как небо, окружающее эти предметы. Пересказывая классика, "благословляю в поле каждую былинку и небе каждую звезду". <...>
Моё понимание единства мира, надеюсь, нашло отражение и в серии "Связь времен". Обычно я беру фрагменты картин любимых мной художников и пытаюсь их соединить с сочиненными мною пейзажами. В качестве соавторов я набираюсь нахальства использовать классиков зарубежных и русских, пользуясь фрагментами известных картин. Больше всего я пользуюсь произведениями Лоррена, Пуссена, Рублева, Алексеева, Воробьева, Щедрина и т.д. ...Беру из прошлого, что мне дорого, что люблю, и пытаюсь приспособить к своему времени, к своей жизни. Я как бы тяну ниточку из прошлого в настоящее. Время непрерывно, едино, оно не возникает вдруг и не пропадает в момент, оно непрерывно. Но больше всего мне дорого прошлое. Это единственно реальное для меня время. Я могу его потрогать, ощутить, рассмотреть со всех сторон. Будущее для меня неизвестно и лишено реальности, оно эфемерно. Будущего я боюсь. Настоящего вообще не существует. Это какое-то непередаваемое мгновение. Оно из настоящего сразу же превращается в прошлое. Оно утекает, как песок сквозь пальцы.
Поэтому для меня так важны традиции. Я восхищаюсь классическим западным искусством. Я уверен, что таких вершин, как творчество Веласкеса, Эль Греко, Тициана, Ван Эйка и других, невозможно достигнуть, сколько бы тысяч лет человечество ни занималось изобразительным искусством.
Особое место в моей иерархии классиков занимают русские художники, такие как Сорока, Венецианов, Сильвестр Щедрин, Воробьёв, Алексеев. Эти художники часто навевают мне темы для творчества, как бы подсказывают направление работы, помогают увидеть красоту в самых обыденных вещах. ... Для них характерна созерцательность, некая отстранённость. Они не вмешиваются в события, не дают им оценку. Они смотрят на происходящее чуть сверху, они любуются красотой происходящего. Перед ними Божий мир, и надо ценить в нём каждое мгновение, каждое дыхание.
Для меня тоже характерно такое восприятие мира, я не желаю вмешиваться в происходящее, не желаю давать оценку тому или иному явлению. Мне хочется сказать: "Господи, как прекрасен этот мир. Господи, помоги сохранить его, Господи, помоги мне славить этот миря". <...>
Для меня каждый день – особенный. Невозможно этюд, начатый сегодня, продолжить завтра. завтра всё будет по-другому, даже если сегодня было солнечно и завтра – солнечно. Я радуюсь, когда удаётся передать неповторимость момента, я как бы останавливаю время и кладу в свою копилку прошедший день. Он уже никогда-никогда не повторится, а у меня он сохранён, я, как говорил Пришвин, его пришпилил. 3а много лет у меня скопилась богатая коллекция таких "пришпиленных" экспонатов. Некоторые мои друзья говорят, что если есть в моем творчестве что-то ценное, то это – этюды.
Я никогда не любил писать "туристические" этюды. Я люблю ездить в новые места, смотреть, фотографировать. Но чтобы начать писать этюды, я должен пожить в этих местах, ходить в лес за грибами и ягодами, купаться в речке или озере, ездить по окрестным тропинкам и дорогам на велосипеде, одним словом, жить подробно и долго. Тогда окружающий мир становится родным, любой мотив источает несказанное обаяние. Я могу писать один и тот же мотив помногу раз: сегодня и через неделю, в этом году и в следующем. ...Когда я смотрю в мастерской этюды с одного места, написанные в разные годы, то отмечаю, что нет ни одного похожего на другой: разные цветовые и тональные отношения, различные композиции, различный душевный настрой. Мечтаю, если удастся, сделать выставку из одних этюдов.<...>
Не говори «вот и утро» и не отпускай его, назвав вчерашним именем. Смотри на него в первый раз, как на новорожденное дитя, у которого ещё нет имени.
Р.Тагор
Школьная жизнь оставила очень хорошие воспоминания. Когда мы, одноклассники, собираемся изредка вместе, то с удовольствием вспоминаем учителей, товарищей, тех, кого уже нет среди нас. Очень важно, что у нас было одно общее дело, которое нас объединяло. Почти все одноклассники относились к этому делу серьёзно, считая, что оно – главное в их жизни. Сейчас, в нынешние прагматичные времена, кажется наивным наше убеждение, что наше любимое дело служит не для зарабатывания денег, не для приобретения материального благополучия, а для каких-то высших целей – святого служения искусству. Можно жить впроголодь, но не предать настоящее искусство, не предать свою мечту...
Почти все одноклассники стали профессиональными художниками. Конечно, жизнь заставила идти на компромиссы. Семья, дети, нужно зарабатывать деньги. Но на заработанные деньги кормили не только семью, не только содержали жилище, но и кормили свою мечту – создать что-то стоящее, сказать своё слово в искусстве. Кому как это удалось – дело десятое. Главное – мечта не оставила до конца дней, согревала, помогала переносить материальные трудности, жизненные невзгоды.
И вот сейчас, когда государство совершенно забыло, что есть изобразительное искусство, когда нет ни частных фондов, ни сколько-нибудь заметных меценатов, мои одноклассники не прекращают заниматься своим делом, которое, кажется, никому, кроме них, не нужно. Ведь последние большие выставки состоят из произведений, выполненных по частной инициативе. Никто не заказывал эти произведения, почти нет надежды, что кто-то их приобретёт. Но художники работают, несмотря ни на что. Они так воспитаны с детства, они так понимают своё дело.
Конечно, можно потешаться над этими странными людьми. Делают то, что никому не нужно, что нельзя продать. Как теперь говорят: "Если ты такой умный, почему же ты такой бедный?" Но лично я верю, что это, прежде всего, нужно мне. Прекрасно сказал Пришвин: "Творчество, как жизнь. Жизнь, как творчество". Моя работа – это моя жизнь. Нельзя жить без воды, без пищи, а мне невозможно жить без творчества, будут за это платить или нет. Ну а ещё надеешься, что есть небольшое количество единомышленников, которые способны в твоих работах увидеть и разделить твоё видение, твоё понимание окружающего мира, твои мысли и чувства. <...>
В самом конце институтских лет началась предоттепельская пора. В магазинах появилось много художественных альбомов зарубежных современных художников и классиков. В Третьяковской галерее изменилась экспозиция, появились работы, которых раньше никогда не показывали, например, некоторые картины Врубеля, Валентина Серова, некоторые работы бубнововалетцев.
Особенно меня поразила выставка французской живописи конца XIX века в маленьком зальчике "на задах" Изобразительного музея им. Пушкина. Я впервые увидел эту живопись в подлинниках... Какой это был восторг! Руанские соборы меня сбили с ног, лишили дара речи. Это было нечто божественное. Это был гимн живописи, пир цвета... А как великолепны были сезанновские пейзажи! Такое понимание живописи я встречал впервые. Я подолгу простаивал у холстов, стараясь разобраться в живописной "кухне". 3альчик был маленький, народу – не протолкнуться, но я всё же исхитрялся задерживаться у холстов, несмотря на толчки со всех сторон...
А какой восторг было рассматривать ренуаровскую обнажённую. Какое богатство оттенков, как прекрасна эмалевая поверхность холста, тончайшие переходы цветовых характеристик. Женское тело трепетное, живое. Хотелось побежать, схватить кисти, краски и сделать что-нибудь похожее на это...
Информация, которая хлынула на бедного тёмного студента, переваривалась, усваивалась, и захотелось что-то и в своей работе использовать.<...>
Мои коммерческие успехи весьма скромны. Чаще продаются этюды (по минимальной цене), реже – большие работы на холсте... Когда покупают мою работу, не знаю, радоваться или огорчаться. Покупает обычно частное лицо. Работа исчезает навеки. Конечно, деньги нужны... Содержание мастерской требует огромных затрат. А сколько стоят сейчас материалы? Тюбик краски стоит полтораста рублей. Есть, пить – тоже надо. Дочкам помогать – надо... А продашь – как будто из тела живой кусок вырвали... Сейчас стоит в мастерской много работ, думаю – хорошо, персональную выставку могу сделать. А продал бы всё – и на выставке показать нечего. Опять же приходят друзья, знакомые, знакомые приводят своих знакомых – мне есть что показать, иногда и похвалиться. А было бы всё продано, чтобы я показывал друзьям-знакомым?..
Прожита большая часть жизни. Честолюбивые юношески мечты, конечно, полностью не сбылись: не стал не только великим художником, но даже широко известным в узких кругах. Но я знаю твёрдо, что художником стал. Я всю жизнь работал честно и много. Да, Господь не наделил меня чрезмерным талантом, многое далось путём упорной регулярной работы. Один мой хороший друг, которого уже нет, иногда говорил, что Игорь берёт штанами. Что есть, то есть. Я люблю мысль, высказанную Маркесом: "Если я сегодня не написал ни единой страницы, то считаю, что не заработал тарелки супа".
Приступы вдохновения – это для гениальных людей, а простые люди должны каждодневно трудиться, чтобы добиться сколько-нибудь заметных результатов. Я не стыжусь, что "просиживал штаны до дыр". Считаю себя счастливым человеком. Я всю жизнь занимался любимым делом. И даже иногда получал за это деньги. И даже мог на эти деньги содержать свою семью, пусть не шикарно, но и не впроголодь. Я всегда сам распоряжался своим временем. Никогда ни один начальник не указывал, что мне сегодня делать, во сколько прийти, во сколько уйти. Это – дорогого стоит. Умение распорядиться временем для свободного художника значит чрезвычайно много. Сколько начинающих талантливых художников сошли с пути, не умея распорядиться своим богатством. Свобода, никто не заставляет тебя: делай сегодня это, завтра то. Конечно, нужно заработать деньги, чтобы не умереть с голода. Но в советское время профессиональному художнику заработать было нетрудно. На это, как правило, уходило несколько недель в году. Остальное время – твоё, распоряжайся им на своё усмотрение. Многие на этом ломались. Нужна неодолимая потребность в творчестве, чтобы не промотать принадлежащее тебе время. У меня, я считаю, такая потребность была. Стремление к творчеству определило всю мою жизнь. Неважно, чего я добился, но я старался, старался в полную силу. И если бы мне снова дана была жизнь, вряд ли я что-либо кардинально изменил. Имея тот талант, которым меня наградил Господь, вряд ли можно добиться значительно большего и в другой жизни. И я смиренно говорю: "Господи, благодарю за то, что ты мне дал, благодарю за каждый будущий день моей жизни".
Оставить комментарий