Образы мироздания
Е.Карпова
Образы мироздания
Восприятие фольклорных символов в младшем школьном возрасте
Основой формирования интереса учашихся к культуре своего народа может служить освоение образности русского фольклора. Её осмысление поможет сформировать у младших школьников целостное восприятие всей народной художественной культуры.
Ядром мифологии наших пращуров, как и многих языческих племён, было представление о космосе, которое, в конечном счёте, выражало отношение людей к силам природы. Представление о мире строилось на определении первооснов бытия: Вода, земля, Воздух, Огонь, которые, вступая в гармоническое, а иногда и в противоречивое взаимодействие, определяли бытие древних людей. Эти мировые субстанции имели множество разнообразных форм существования в окружающей действительности, как и символы, обозначающие их.
Мировые воды. Различные культы, религии отводили важную роль стихии воды. Древние славяне в этом не были исключением: "Океан-море всем морям мати: окинуло то море весь белый свет, обошло то море окол всей земли, всей подвселенныя" ("Голубиная книга: Русские народные духовные стихи ХI–ХГХ веков". М., 1991). Долгое время считалось, что земля – плоский диск, омываемый морем, катающийся по воде. Исследователь славянского фольклора А.Н.Афанасьев писал: "Между нашим простонародьем существует предание, что мир стоит на спине колоссального кита... рассказывают ещё, что вначале было семь китов, но когда земля отяжелела от грехов человеческих, то четыре ушли в пучину эфиопскую в дни Ноя, и все туда уходили, – и потому-то и случился всеобщий потоп"1.
В былинах и сказках под морем часто подразумевается подводное царство – место обитания Морского царя. В связи с этим реки, озера рассматриваются как пристанище русалок, водяных, кикимор. Некоторые озера и реки почитались наравне с божествами (Ильмень, Студенец, Дон, Буг и др.). Леса, находившиеся по их берегам, считались заповедными. Нарушителей ждала смертная казнь.
Стихия воздуха всегда воспринималась славянами неотделимо от стихии воды. В сказках, заговорах под "океан-морем" часто подразумевалось небо, а дожденосные тучи считались небесными колодцами. До сих пор в употребляемых нами выражениях солнце и месяц "плывут по небу".
А.Н.Афанасьев указывает на то, что заговор начинался словами: "На море-океане, на острове Буяне...". Буян – это остров в небесном море, где сосредоточены силы воздушной стихии – громы, ветры, бури. Там же находятся прародители птиц и зверей, насекомых. "На острове Буяне лежит громоносный змей, гнездится птица-буря и роятся пчёлы-молнии, посылая на землю медовую влагу дождя" (Голубиная книга). Там же, по мнению славян, восседает и верховный бог Перун, который особенно почитался в княжеской среде. У Перуна большая свита: Молния (тетушка Меланьца), Гром, Град, Дождь, сыновья-ветры. Помогают богу-громовику вершить суд над людьми божества Погода (или Догода) – лёгкий, приятный ветерок и Похвист – ветер северный, леденящий или южный, сжигающий.
Интересное отображение в народном искусстве получила радуга. Великолепным сочетанием красок она будоражила воображение наших предков, её считали перуновым луком. Часто встречаются образы радуги в виде коромысла, одним концом оно пьёт воду из озера, а другим льёт дождь. Образуется кольцо, обнимающее землю, которое воспринимается как награда людям.
Символы земли. Все древние народы, в том числе и наши предки, воспринимали землю как источник всего живого, основу мироздания. Неслучайно одним из главных языческих богов была богиня Макошь – матерь урожая, подательница жизненных благ и изобилия.
В произведениях народного творчества тема земледелия, поклонения "земле-кормилице" разрабатывалась бесконечно. Так, в русской ритуальной вышивке Макошь изображалась как центральная фигура всей композиции. Частым мотивом изображения земли в народном искусстве была растительность. Эта тематика представлена всеми фазами развития растения: семена, падающие в землю, появление первых ростков, цветение, опыление, плоды и т.д. Представление о растениях-символах начинается с облика деревьев, в которых видели воплощение космоса.
Территорию, где жили наши предки, окружали непроходимые леса. Дерево было самым доступным материалом для изготовления предметов быта и музыкальных инструментов, жилищ, святилищ и храмов.
Уместно вспомнить о первых берестяных грамотах, найденных близ Новгорода, где был развит культ дерева. В современном новгородском краеведческом музее среди многих экспонатов сохранился сундучок-подголовок с изображением древа жизни. Свои священные деревья имели и некоторые языческие идолы. Под ними совершали обряд жертвоприношения. Например, дуб считался священным деревом Перуна, берёза была символом богини Лады, одной из неизменных спутниц Макоши.
поётся в одной из песен праздника, посвящённого приходу весны, цветению земли, где берёза была главным действующим лицом.
В сказках нашего народа образ дерева представлен в самых разных воплощениях и сочетаниях с различными персонажами. Например, знаменитая избушка на курьих ножках первоначально стояла на корнях деревьев, и ножки были не "курьи", а "корьи".
Многие произведения народного искусства украшает орнамент "травушки-муравушки": золотая Хохлома, росписи из Жостова, вологодское кружево, владимирская гладь, узоры народного костюма, строчки народной поэзии – везде воспевается цветение "земли-матушки". Растения воспринимались не только как украшение: ими лечили, они служили оберегами, из них изготавливали естественные краски.
Попутно отметим, что художники-иконописцы разделялись на "знаменщиков" и "травщиков". "знаменщики" писали в иконе лики, здания, одежды. Всё, что относилось к окружающей природе (горы, деревья, цветы), называли "травами", и писали это "травщики".
Стихия огня или стихия света. Нет, наверное, на земле народа, который бы не относился благоговейно к светилам, дневному и ночному – солнцу и луне. Наши предки, поклоняясь солнцу, давали ему разные имена: Ярило, Даждьбог, Хоре, Стрибог. Такие разные названия не случайны, они раскрывают разные грани существования дневного светила. "Даждьбог, – рассказывает В.А.Рыбаков, – ...ассоциировался с годичным солнечным циклом, считался покровителем над землей. Стрибог олицетворял космический свет. Хоре был воплощением самого светила".Образ солнца является постоянным мотивом народного орнамента, им изобилует деревенская архитектура, народный костюм, домашняя утварь. В устном фольклоре дневное светило предстаёт в образе Девы зари, Царь-девицы, Ненаглядной Красы, Марьи Моревны, плывущей по морю в серебряной лодочке, гребя золотым веслом. Иногда солнце представлялось Красной девицей, смотрящей из окон воздушного дворца. Луна в произведениях народного творчества чаще всего изображается в виде месяца.
Нередко в народных обрядовых песнях в образах небесные светил изображались люди. Семья воспринималась как микрокосмос, и такая образность была доступна для детского восприятия, приобщала к видению в обычном земном бытии высшего смысла.
Заходила Коляда ко Петрову во двор. У Петрова во дворе три терема стоит. Как во первом терему месяц-батюшка. Во втором терему красно-солнышко. Во третьем терему часты звёздочки. Месяц-батюшка – Петр Иванович. Красно-солнышко – Анна Павловна. Часты звёздочки – их деточки.
(Из обряда колядования)
Ночное светило символизировало иногда подземное царство, свет потустороннего мира.
Времена года и стихии. Наблюдая, как бескрайную снежную равнину сменяет пёстрый цветочный ковёр, или как на смену проливному дождю приходит яркий солнечный свет, удивляясь тому, что дающий тепло огонь может быть смертоносным, наши предки стали видеть в смене времён года проявление воли божественных сил. Древние люди познавали стихию в органичной связи с тем сезоном, где наиболее ярко проявлялся первоэлемент.
Славяне смену времен года связывали с круговоротом солнца. В связи с этим отмечались всевозможные праздники, в том числе и солнцестояния. В основу положены поэтические представления о рождении и смерти светила.
В декабре при очередном повороте происходит рождение нового солнца, которое именовалось Колядой. По мере приближения весны Коляда растёт и превращается в прекрасного, сильного юношу. С приходом весеннего тепла наступало и царство богини Лады. Ей посвящены женские празднества, во время которых магические действа происходили вокруг берёзы – дерева богини.
В тёплое время все стихии были направлены на созидание, и так или иначе связывались с плодородием. Исходя из этого, "посланные Перуном лошади и олени символизировали то лучи солнца (красно-коричневые изображения мезенской росписи), то грозовые тучи (живо пись Городца)". "Конь бежит – земля дрожит" – это выражение народной загадки является метафорой грома.
Особое место весной отводилось воде. Именно в это время, как считали славяне, Вихрь, Гром, Град, вещие птицы могли доставить чудесную живую воду.
В смене времён года наши предки усматривали проигрывание вечной мистерии борьбы добра со злом. Часто в сказках встречается змей, который убивает своего противника – молодого царевича. В данном случае под змеем подразумевался демон зимы, а царевич – это Перун, во власти которого были "небесные реки и колодца" – дожденосные облака. Парализовав Перуна, змей сковывал холодом источники влаги, и на земле торжествовало царство зимы. С наступлением весны царевич просыпался, разбивал своим молотом змеевы оковы, и благодатный солнечный свет струился на землю.
Иногда в словесном фольклоре весну символизировала Царь-девица. В весеннюю пору она вступала в брачный союз с могучим громовиком, слала на землю благодатное семя дождя [А.Н.Афанасьев].
Другой образ фольклора – Василиса Премудрая, спящая в царстве лютого Кащея и освобождённая Иваном Царевичем. Василиса – это тоже весна, Кащей – олицетворение смерти и зимы, царевич – это Перун.
Образы трёх сфер бытия. Космологическая концепция мира, состоящего из трёх сфер: небес, населённых всевозможными божествами; земли как обители людей; преисподней – жилища злых божеств и духов, уходит корнями в самые древние пласты мифологического сознания. У древних славян эта модель мира находит отражение во всевозможных символах. Так, например, зооморфная модель показывала это так: орёл – небо, белка – средний мир, волк – подземный мир.
Пришельцем из мира умерших предков (имеется в виду мир высший) был Сивка-Бурка. Сказочные персонажи Дед-всевед (Дидо) и Баба-Яга тоже относились к миру умерших. Что касается Бабы-Яги, то она стала воплощением зла после проникновения в фольклор христианского мировоззрения. Кащей, Змей Горыныч считались также воплощением тёмных сил подземного царства.
К образам, символизирующим небесную обитель, относили упомянутый выше остров Буян. Средний мир представлен также разнообразными воплощениями божеств. Остановимся на одном из самых популярных персонажей: лягушке. В образе Царевны-лягушки скрывается некое женское божество природы, оживляющее воды и леса, повелевающее птицами (символы ветров). Оно, сходное с Макошью, являлось покровительницей домашних женских дел и, особенно, ткачества. Иногда в сказках лягушка оборачивается веретеном. Наверное, поэтому, мотив лягушачьих лапок можно встретить на женских украшениях. Не только к лягушке, но и к земноводным было особое отношение как к соединению двух важных стихий: воды и земли.
Хозяином земли по праву считался самый сильный обитатель лесов – медведь, который был самым любимым тотемом. По славянской мифологии, он считался прародителем людей, поскольку походил на них повадками. Медведь – постоянный герой рождественских представлений – вместе со своей неизменной спутницей козой считался символом плодородия и достатка.
Особое место в связи с тремя сферами бытия отводится дереву. На окраине вселенной, у лукоморья находилось дерево; по верованиям древних славян, это ось, соединяющая все этажи мироздания, его опора. В одной древней легенде о сотворении мира говорится, что на ветвях дерева птицы Сирин и Алконост свили гнездо, и пошла на земле жизнь. Эти птицы нашли новое воплощение в христианстве, они стали обитать в Раю. Часто около дерева изображены борющиеся лев и единорог, которые олицетворяют борьбу двух миров: высшего и подземного, света и мрака, добра и зла.
Люди-символы и образные изображения известных людей. Это ещё одна интересная и доступная для детей область фольклора.
На побережье Белого моря, по берегам рек Мезени, Пинеги, Печоры, на Онежском озере в сравнительно недавнее время можно было услышать былины о древнерусских богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, о новгородском гусляре Садко, пахаре Микуле Селяниновиче, Авдотье Рязаночке. Все эти персонажи, знакомые с детства, вопло щали лучшие человеческие качества: честность, трудолюбие, беззаветную любовь к своей земле.
Наряду с эпическими героями, существовали образы, олицетворяющие смекалку, хитрость, острословие. Таковы, например, герои былины Вавила и скоморохи. Эти персонажи не раз встречались в музыкальном творчестве, их изображение часто мелькает в лубках, они любимые герои народного театра.
Путешествуя из века в век, эти образы приобрели новый смысл, становясь подчас символическим отображением разных эпох. Особенно интересно они трактовались во времена ПетраI. Например, Илья Муромец был неизменно одет в мундир петровского солдата и изображался иногда похожим на самого русского царя; он дрался с Соловьём-разбойником, который являлся олицетворением шведского короля Карла XII.
Иногда Илью Муромца заменял герой, появившийся в XVIII в., – Еруслан Лазаревич, а Соловей-разбойник был при этом одет в азиатский костюм. Парное изображение персонажей было неслучайным: как и в былые времена, это символизировало противостояние добра и зла.
Наш фольклор любил обращаться также к героям волшебных сказок и занимательных историй. Так, Бова Королевич, герой средневекового романа, напоминавший во многом былинных богатырей, сделался со временем любимым персонажем русского народного творчества. Как известно, петровские реформы не были поняты и приняты всеми одинаково позитивно. Часть населения с лёгкостью приспособилась к новшествам, другая ещё долго сохраняла верность старым обычаям. Эти настроения нашли отражение в народном искусстве. Особенно интересны лубочные картинки, изображавшие самого Петра I и его преобразования через символы.
Знаменитая картинка "Кот казанский" являлась иносказательным портретом царя, у которого в народе была кличка "кот". Надпись под картиной: "Кот – казанский, ум астраханский, разум сибирский", – напоминала титулы Петра I, которые он получил после присоединения к России ряда областей. Народный мастер в иносказательной форме изобразил "злодея" и "антихриста" царя, каким он представлялся раскольникам. Считается, что другая лубочная картинка "Мыши кота погребают" изображает народ, который представлен в виде слабой, беззащитной мыши. Исследователи прочли картинку как сатиру; об этом, по их мнению, говорит и дата погребения Кота, совпадающая с днём похорон царя.
Другое распространённое в эту эпоху лубочное изображение – "Баба-Яга едет с крокодилом драться". Крокодил, изображённый условным знаком в озере с корабликом, – также олицетворение Петра (так его называли в народе), а Баба-яга – царица. Иногда эти персонажи на картинках ссорились из-за бутылки вина. Пристрастие царя и царицы к винопитию и пирам было хорошо известно в народе. Женитьба Петра I на иностранке была воспринята, особенно в старообрядческих кругах, с большой неприязнью. Новая царица представлялась колдуньей, очаровавшей правителя. Как же было не изобразить её в виде Бабы-Яги, да ещё верхом на свинье! Так в народном творчестве отразились противоречия этой эпохи.
1 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1, 2, 3. – М., 1995.
Оставить комментарий