«Белый ирис» – дидактический шедевр Михаила Врубеля
«Белый ирис» – дидактический шедевр Михаила Врубеля
В октябре прошлого года я съездил на выходные в Киев. Впечатлений много: Киево-Печерская Лавра, Софийский собор, Михайловский 3латоверховский собор, Крещатик, Оперный театр, Андреевский спуск, Владимирская горка, Днепр... Но самыми ценными для меня были впечатления от посещения Киевского национального музея русского искусства. Там впервые я увидел подлинник акварели Михаила Врубеля, созданной в киевский период творчества, "Белый ирис. 1886-1887". И пережил эстетический шок – художник, будто невзначай, продемонстрировал в этой работе фантастический уровень мастерства. Ни одна из виденных мной репродукций близко не передаёт артистизма этой маленькой (24х16 см) акварели, сделанной в основном одной черной краской. (См. 4-ю страницу обложки.)
Об истории создания этой и других киевских акварельных зарисовок цветов известно мало. Видимо, они были результатом демонстрации ученикам способа работы акварелью – в это время художник давал частные уроки. Эти чудом сохранившиеся штудии выставлены в зале Врубеля. Освещение слабое, как и полагается для демонстрации графики. И тем не менее хорошо видно, как работал мастер. Видно, как двигалась кисть – то движение было от центра (от лепестков ириса) к периферии, то, наоборот, в заключительном движении мастер обрисовывал контур центрального изображения. Видно, что работал он очень быстро. Могу предположить, что собственно на работу кистью ушло две-три минуты. Особенно рассматривать натуру (сам цветок) в это время было некогда. Как Врубель удерживал в сознании будущий образ – вот интереснейший вопрос для психологии искусства. Воспоминаний учеников об этих уроках не сохранилось. Смею предположить, что мастер исходил из некоторой концептуальной модели законченного образа. В процессе работы он конкретизировал модель, то есть доводил её до чувственно воспринимаемого образа.
Об этом отчасти может свидетельствовать рассказ художника М.С.Мухина, который учился у М.А.Врубеля в Строгановском училище: "Помощник (Врубеля) прикрепил к доске рулон крафтовой бумаги (жёсткая бумага средней плотности с гладкой (сатинированной) поверхностью желто-коричневого цвета). Учитель подошёл к нему и взял левой рукой горшок с гортензией, а правой – уголь, сангину и мел. "Господа, мне хотелось бы показать вам, как это растение можно превратить в орнамент. Полагаю, это будет полезно в вашей работе". С этими словами он лёгкой походкой взлетел по ступенькам к огромной школьной доске. То, что произошло потом, мы сочли за какое-то чудесное преображение. Держа в левой руке горшок с растением и едва взглянув на него боковым зрением, маэстро быстрыми, угловато-рублеными штрихами возводил на листе бумаги тончайшую графическую паутину. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. В хитросплетении штрихов мы никак не могли разобрать изображение... И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. Скупой графический рисунок, исполненный в три тона, производил впечатление красочного многоцветья. Напряжённый черный абрис был подцвечен красной сангиной и дополнен в некоторых местах белым мелом. Охристо-коричневый тон крафтовой бумаги органично создавал пространственно-тональную среду, в которую был идеально вписан графический, огромных размеров, орнамент... Этот урок запомнился мне на всю жизнь. Никогда после него не доводилось мне испытать подобного чувства потрясения, восторга и счастья".
Хотелось бы прочитать нечто подобное о том, как Врубель писал свой 4Белый ирис. Но найти такое не удалось. Сохранились только разрозненные воспоминания друзей об отдельных приёмах работы художника с акварелью, вообще. А нам нужно описание целостного процесса – от начала до конца.
На примере "Белого ириса" можно объяснять природу искусства акварели. Хорошо видно, как мастер организовывал свет, отражающийся от поверхности бумаги. Свечение бумаги ощущается даже в самых затемнённых местах. Этим в значительной мере объясняется невозможность повторить образ в репродукции. Другая бумага – другой уровень отражения и иной характер рассеяния света. В этой работе впечатляет ощущение цветного потока света, который исходит от тонко подобранных светлотных отношений, выполненных чёрной краской. Мастер знал о такой возможности и пользовался этим совершенно сознательно. Удивительно, но это даже обманывает объектив фотоаппарата – на полихромных репродукциях фон выглядит цветным, хотя в действительности он чёрно-белый.
В "Белом ирисе" Михаил Врубель даёт зрителю почувствовать себя художником. Кажется, что мы сами только что нанесли три последних лёгких удара кистью. В результате появились жёлтые тычинки в центре лепестков ириса – этюд готов. Эти три прозрачных жёлтых пятна организуют наши ощущения так, что графическая вещь приобретает достоинства живописного произведения. И мы испытываем удовлетворение от виртуозно выполненной работы. Наверно поэтому шедевр не подавляет зрителя. Мастер словно открывает нам дверь в мир будущих образов. Он будто говорит нам: "Вы поняли, как это сделано. Попробуйте теперь сами!"
Мы должны быть благодарны тем, кто 120 лет назад предложил Врубелю стать на короткое время учителем. Теперь имеем произведение, в котором соединяются высочайшие художественные достоинства и дидактические откровения. Мы должны быть благодарны тем, кто сохранил киевские штудии мастера. Теперь и мы можем почувствовать себя учениками Михаила Врубеля.
Оставить комментарий