«Есть в мире Бах»
21 марта 2015 г. исполнилось 330 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750)
«Есть в мире Бах»
Урок музыкальной культуры для учащихся VI–XI классов
Цель музыки – трогать сердца...
Пдготовка. Оформлена книжная выставка по теме. Понадобятся следующие фонограммы произведений И.С.Баха: Токката ре минор; Концерт для флейты, скрипки и клавесина; Сюита для скрипки; Адажио для органа и струнных; а также песни Б.Гребенщикова "Мой друг музыкант".
Действующие лица: Ведущая, Ведущий, Юный музыкант, Чтецы (1), (2), (3).
Звучит Токката ре минор И.-С. Баха. Чтец на фоне стихаю щей музыки читает стихотворение Ш.Бодлера.
Чтец (1).
Ведущая. здравствуйте, дорогие ребята. Мы рады видеть вас. Вы, конечно, догадались, что наша встреча посвящена одному из прекраснейших искусств – её Величеству Музыке. Скажите, пожалуйста, а вы любите музыку? (Ребята отвечают.) Спасибо. Тогда ещё вопрос. Только что вы прослушали фрагмент музыкального произведения. Какой музыкальный инструмент солировал? (Ребята отвечают.)
Ведущий. Правильно, основную партию ведёт орган. Многие композиторы писали музыку для этого необыкновенного инструмента, и всё же, кто среди них является несомненным лидером? (Ребята отвечают.) Молодцы! Нас очень радуют ваши музыкальные познания. Совершенно верно, это Иоганн Себастьян Бах, великий немецкий композитор, чьи творения принадлежат к вершинам мирового музыкального творчества. Недаром же его называли богом органной музыки.
Чтец (2).
Юный музыкант. Сегодня исполняется 330 лет со дня рождения этого выдающего композитора. Его творчество живёт и сегодня, в XXI веке. И, я уверен, будет жить в веках. Как вы думаете, почему? (Ребята отвечают.) Да, потому что оно – гениально и прекрасно. А значит время ему не страшно. А ещё потому, что всё преходяще, а музыка – вечна. Музыка Баха.
Чтец (3).
«Я сам напишу такую музыку, нет, я напишу лучше...»
Ведущая. Иоганн Себастьян родился в 1685 г. в Тюрингии, в небольшом немецком городе Эйзенахе. Предки его были простыми ремесленниками, сочетавшими свой труд с любовью к музыке. доподлинно неизвестно, кто же из Бахов стал первым профессиональным музыкантом, но вот что любопытно: фамилия эта в XVII-XVIII веках стала настолько популярной, что Бахами именовали всех музыкантов Тюрингии.
Отец Иоганна Себастьяна – городской музыкант – был очень уважаемым человеком, имел учеников. Он и познакомил Иоганна со скрипкой, преподав ему первые уроки игры на этом инструменте. Поскольку с детства у мальчика был прекрасный голос, он пел в школьном хоре. В десятилетнем возрасте, когда отец Баха скоропостижно умер, Иоганна взял к себе на воспитание старший брат, органист города Ордуфа.
Юный музыкант. Ребята, творчество какого музыканта вам нравится больше всего? (Ребята отвечают.) Вот и в те времена были свои кумиры. Старший брат являлся обладателем модного на тот момент сборника сочинений знаменитых тогда композиторов. А чтобы Иоганн Себастьян не смог его достать, он прятал свое "сокровище" подальше в шкаф. Но юный Бах ухитрялся-таки по ночам доставать этот "заветный плод" и втайне от брата переписывал ноты. Свечи у него не было, трудился он при свете луны. Но однажды случилось то, что и должно было случиться, так как воистину тайное всегда становится явным: когда работа подходила к своему счастливому завершению, брат неожиданно застал его "за делом" и отобрал и нотный оригинал, и почти переписанную рукопись. Не сдерживая эмоций, Иоганн Себастьян в отчаянии закричал, что сам напишет такую музыку. И словно доказывая кому-то ещё, уточнил: "Нет, я напишу лучше", чем очень развеселил своего старшего брата, который рассмеявшись, ответил: "Ложись спать, болтун!"
Ведущий. Ребята, ответьте, пожалуйста, что показывает этот эпизод? Какие черты характера, присущие будущему композитору, вы можете назвать? (Ребята отвечают.)
Ведущая. А теперь, друзья, скажите, выполнил ли Бах свое обещание? (Ребята отвечают.)
Чтец (1).
Соревнование виртуозов.
Юный музыкант. Иоганн Себастьян Бах рано начал вести самостоятельную жизнь. В пятнадцать лет будущий композитор переехал на север Германии в город Люнебург. Это был не последний его переезд. Потом Бах не единожды менял и место жительства, и работу. Служил он и певчим, и скрипачом, был и церковным органистом, клавесинистом, и капельмейстером.
И.С.Бах был лучшим среди современников исполнителем на органе и клавесине.
Звучит фрагмент из Концерта для флейты, скрипки и клавесина.
Чтец (3).
Ведущая. В доказательство приведём один известный случай. В 1717 г. в Дрезден приехал знаменитый французский органист Маршан. По этому поводу между французом и Бахом, самым лучшим немецким органистом, было решено устроить своего рода состязание "кто лучший" в игре на органе. В назначенный день Маршан сыграл французскую мелодию, украсив её многочисленными вариациями. Слушателям его выступление чрезвычайно понравилось.
Ведущий. Но вот за орган сел Бах. Сначала он безошибочно, точь-в-точь повторил игру своего коллеги, а затем наполнил произведение собственной блестящей импровизацией, причём гораздо сложнее, чем сделал это Маршан. И хотя результат был очевиден, договорились и на другой день послушать исполнителей. Однако французскому органисту стало понятно, кто из них на самом деле является сильнейшим. По причине такой ясности он поспешно покинул Дрезден.
Чтец (1).
Юный музыкант. В конце 1717 г. Бах переехал в Кётен, где вступил в должность капельмейстера княжеского оркестра и до 1723 г. был "директором камерной музыки". Князь Леопольд сам играл на клавесине, скрипке и виоле да гамба.
Ведущая. Надо сказать, что князь был поклонником Баха и сам желал исполнять его музыку, поэтому стимулировал композитора к созданию камерных сочинений, сюит и сонат для различных инструментов. 3а шесть лет пребывания в этом городе И.С.Бах написал около ста семидесяти произведений. Но князю Леопольду было не под силу исполнить "Чакону" Баха из Сюиты для скрипки. Впрочем, что говорить о музыканте-любителе, если это произведение и по сей день считается эталоном высшего мастерства для скрипачей. Мы с вами сейчас в этом убедимся.
(Звучит фрагмент из Сюиты для скрипки.)
Ведущий. А жизненные обстоятельства принудили Баха к переезду: дети выросли, им следовало дать соответствующее образование. Поэтому семья покинула Кётен и направилась в Гамбург. Вот удача! Церкви Святого Иакова как раз требовался органист. Был объявлен конкурс, в котором принял участие и Бах, но непревзойдённого музыканта... не приняли. Насмешка судьбы? Так и есть, но, к сожалению, подобное нередко случается в жизни. Органистом взяли некого Хейтмана. Как вы думаете, ребята, почему такое могло произойти? (Ребята отвечают.)
Ведущая. Ваши догадки подтвердились. Хейтман, стремясь заполучить выгодное место, заплатил четыре тысячи марок, а попросту говоря, дал взятку церковному начальству. Оплатив свою бесталанность, он занял "почётное" место в биографии бессмертного Баха.
Юный музыкант. И всё же, ребята, я не могу не задать вам вопрос: "Так ли уж смешна история с взяткой, или она о чём-то свидетельствует?" (Ребята отвечают.) Вывод можно сделать следующий: талантливый человек всегда менее приспособлен к жизни, нежели бессовестный прагматик.
Ведущий. Последней должностью Баха было место кантора руководителя хора в церкви Святого Фомы в Лейпциге, где он и прожил до конца своей жизни. Школа эта существовала с XIII века и пользовалась хорошей репутацией. В обязанности
кантора входило воспитание мальчиков для хора. Их обучали латыни, пению, игре на различных музыкальных инструментах, учили руководить хором, писать кантаты и мессы, необходимые для церковных служб, а также следить за исполнением музыки во всех церквах города.
Чтец (3).
Играет И.-С. Бах. Заложник Вечности.
Ведущая. Круг обязанностей Баха в Лейпциге предоставлял ему большие возможности для творчества. К каждой воскресной службе он писал новую кантату, практически Бах сочинял по кантате в неделю. До наших дней их дошло более 200. Печально осознавать, но примерно столько же было безвозвратно утеряно. Кантата включала в себя арии и хоры. Исполнение каждой становилось настоящим концертом. Поэтому послушать новое сочинение композитора во время церковной службы шли не только постоянные прихожане, но и жители со всего города.
Чтец (1).
Ведущий. Любители музыки считали эти часы счастливейшими. Сам же композитор не видел в том ничего особенного. Своим изумленным слушателям он искренне советовал быть прилежными, как он, тогда и будет результат.
Чтец (2).
Ведущая. И.-С.Бах был женат дважды. Его первая супруга умерла в 1720 г., и композитор женился второй раз. Баха можно назвать многодетным отцом: у него было двенадцать детей. Интересно, что свой музыкальный дар великий композитор 4передал~ по наследству и своим сыновьям, из которых двое стали хорошими музыкантами. Карл Филипп Эммануэль Бах, к примеру, сочинял изящные произведения, как того требовала тогдашняя мода, а Иоганн Христиан (его называли Английский Бах, потому что он долго жил в Лондоне) оказал сильное влияние на молодого Моцарта, когда юный композитор приезжал в Англию.
Юный музыкант. Бах работал почти во всех известных тогда музыкальных жанрах. Необходимо подчеркнуть, что часто это диктовалось условиями работы, вкусами хозяев или заказчиков. Жизнь гения была крайне тяжёлой. Отец многочисленного семейства долгие годы испытывал нужду. И тем не менее лишь немногие сохранившиеся бумаги и письма Баха к влиятельным особам хранят его просьбы об улучшении более чем скромного материального положения. О чём это говорит, ребята? Какую черту характера можно выделить? (Ребята отвечают.)
Ведущий. Бах очень много работал. Свою музыку он создавал ночью, записывая ноты при свечах, что, конечно, не могло не отразиться на его здоровье: он начал терять зрение. В б5 лет ему была сделана операция, но это не помогло, и он окончательно ослеп. Продолжая трудиться, Бах последние свои сочинения "Искусство фуги" и цикл "Музыкальное приношение" диктовал.
Юный музыкант. Но 18 июля 1750 г. произошло, пусть и кратковременное, но все-таки чудо. Совершенно слепой композитор вдруг прозрел. К нему вновь вернулось зрение, он видел. Радость эта, увы, была мгновенной. Всего через несколько часов произошёл удар, и Бах скончался. Умер он в бедности. О нём тут же забыли. Только в 1829 г. в Берлине композитор Феликс МендельсонБартольди подготовил к исполнению певцами одно из самых выдающихся сочинений Баха 4Страсти по Матфеюя. С того момента музыка Баха вернулась к нам, чтобы остаться уже навсегда.
Чтец (3).
Ведущая. Иоганн Себастьян Бах написал более 1000 вокально-драматических и инструментальных, в том числе органных, произведений. В его музыке всё точно рассчитано, уравновешено. И в то же время она звучит очень эмоционально.
Звучит Адажио для органа и струнных.
Ведущий. знаете, ребята, в переводе с немецкого языка имя композитора означает кручейя. Людвиг ван Бетховен сказал о Бахе так: "Не Ручей - Море должно быть ему имя..." Почему? Объясните, что значит эта игра слов? (Ребята отвечают.) Но это ведь было до Мендельсона значит, знали все-таки.
Юный музыкант. Ребята, на этом наш урок закончен. Пусть в вашей жизни и ваших сердцах всегда будет гармония и звучит только прекрасная музыка! Она улучшит ваше настроение и даст море позитива, что так необходимо при теперешней суетности нашей быстротечной жизни.
В заключение – полезная информация.
С наукой не поспоришь.
Хорошую музыку любят и растения. Учёные многих стран много раз проводили эксперименты и исследования по влиянию музыки на рост различных растений, в результате чего было доказано, что хорошая музыка – всё равно, что отличное удобрение для цветов и овощных культур. Особенно благотворно на рост растений действуют классические мелодии. Но и это ещё не всё. Цветы различают грустную и весёлую музыку, даже "выбирают" себе любимых композиторов. Чаще всего это Моцарт, Чайковский, Бах, Шопен. Кстати, цветы не очень-то любят современные ритмы, плохо переносят громкую рок-музыку, а барабан вообще вызывает у них сильное раздражение.
Определённые музыкальные стили оказывают весьма негативное влияние и на человека. Проведя исследования, американские медики доказали, что музыка в стиле кантри неблаготворно действует на здоровье слушающего, ведь тексты песен в стиле кантри зачастую грустные.
Неблагоприятное воздействие на нервы слушателя оказывают более всего диссонирующие, резкие звуки, а также звуки слишком высокие и слишком низкие. А под воздействием слишком громкой музыки (более 105 децибелов) у человека формируется плохой характер – раздражительный, злой, вспыльчивый.
В рок- и поп-музыке доминирующим является ритм, который сначала действует возбуждающе, бодряще. Но при уровне громкости свыше 80 децибелов музыка начинает вызывать неприятные ощущения, а свыше 90 децибелов музыка становится просто вредной для здоровья. замечено, что от частого прослушивания слишком громкой музыки у молодых людей возникают необратимые проблемы со слухом.
Врачевание музыкой.
Музыкотерапия – воздействие на психику посредством музыки с целью снятия психического напряжения. Впервые лечебное действие звуков музыки оценил Пифагор (570–490 гг. до н.э.), древнегреческий философ, математик. По мнению специалистов, воздействие музыки на человека избирательно, в зависимости не только от характера, но и от инструмента, на котором она исполняется. Особенно сильное оздоровительное воздействие на психическое и физическое состояние человека оказывает звучание струнных инструментов. Учёные и педагоги занимаются этой проблемой очень давно, отмечают мощное воздействие музыки на память и мышление, что крайне важно для развития творческих способностей у людей. Музыка действительно "способна на многое": активизирует мозг, помогает привести разум и чувства в состояние, благоприятное для мышления, способствует развитию памяти, помогает снять психическое напряжение, способствует наиболее эффективной релаксации и гармонизации организма. Первый в мире центр по подготовке специалистов по меланотерапии был создан в польском городе Вроцлаве в 1970 г. Сегодня во многих странах мира существует множество подобных центров. В США есть Ассоциация музыкотерапии и Комитет по изучению связи музыки и медицины. Около 600000 больных в США прибегают к услугам "музыкальных" врачей. В Австрии, в городе Зальцбурге, есть Институт музыкотерапии. В Германии музыку часто применяют при лечении нервных заболеваний, а в Югославии музыка является важным дополнением при лечении алкоголизма.
Слушайте Баха для регуляции своего психоэмоционального состояния: Кантату Ns 2; Арию из сюиты № 3 или медленные части из Бранденбургских концертов; Концерт ре-минор для скрипки; Кантату № 21; Итальянский концерт.
Литература:
- Васина-Гроссман В.А. Первая книжка о музыке. М.: Музыка, 1988.
- Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1982. Друскин М.С. Пассионы и мессы Иоганна Себастьяна Баха. М.: Музыка, 1976.
- Клёнов А.С. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
- Морозов С.А. Бах. М.: Молодая гвардия, 1975.
- Форкель И.Н. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха. М.: Музыка, 1987.
- Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 2011. Я познаю мир. Музыка: детская энциклопедия / Под ред. С.В. Истомина. М.: Астрель, 2005.
Оставить комментарий