«Есть в мире Бах»

21 марта 2015 г. исполнилось 330 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750)

В. Перепелица, кандидат педагогических наук, режиссёр Образцового театрального коллектива «Балаганчик», посёлок Троицкий Губкинского городского округа Белгородской области

«Есть в мире Бах»

Урок музыкальной культуры для учащихся VI–XI классов

Вся моя музыка посвящена Богу...
Цель музыки – трогать сердца...
И.-С. Бах   

Пдготовка. Оформлена книж­ная выставка по теме. Понадобятся следующие фонограммы произведений И.С.Баха: Токката ре минор; Концерт для флейты, скрипки и клавесина; Сюита для скрипки; Адажио для орга­на и струнных; а также песни Б.Гребенщикова "Мой друг му­зыкант".

Действующие лица: Ведущая, Ведущий, Юный музыкант, Чте­цы (1), (2), (3).

Звучит Токката ре минор И.-С. Баха. Чтец на фоне стихаю щей музы­ки читает стихотворение Ш.Бодлера.

Чтец (1).

        Я в музыку порой иду, как в океан,
        Пленительный, опасный
Чтоб устремить ладью сквозь морок и туман
К звезде своей неясной.
        И парус, и меня толкает ветер в грудь...
        Я в темноте ненастной
Через горбы валов прокладываю путь,
Влекомый силой властной.
       Я чувствую себя ристалищем страстей
Громады корабельной,
Смешением стихий, просторов и снастей,
Могучей колыбельной...

Ведущая. здравствуйте, дорогие ребята. Мы рады видеть вас. Вы, конечно, догадались, что наша встреча посвящена одному из прекрасней­ших искусств – её Величеству Музыке. Скажите, пожалуйста, а вы любите музыку? (Ребята отве­чают.) Спасибо. Тогда ещё вопрос. Только что вы прослушали фрагмент музыкального произведе­ния. Какой музыкальный инструмент солировал? (Ребята отвечают.)

Ведущий. Правильно, основную партию ведёт орган. Многие композиторы писали музыку для этого необыкновенного инстру­мента, и всё же, кто среди них является несомненным лидером? (Ребята отвечают.) Молодцы! Нас очень радуют ваши музы­кальные познания. Совершенно верно, это Иоганн Себастьян Бах, великий немецкий композитор, чьи творения принадлежат к вер­шинам мирового музыкального творчества. Недаром же его на­зывали богом органной музыки.

Чтец (2).

Есть где-то в мире Бах и власть Высокой музыки над сором.
Органа ледяная страсть
Колючим восстаёт собором. <...>
Давид Самойлов

Юный музыкант. Сегодня ис­полняется 330 лет со дня рождения этого выдающе­го композитора. Его творчество живёт и сегодня, в XXI веке. И, я уверен, будет жить в веках. Как вы думаете, почему? (Ребята отвечают.) Да, потому что оно – гениально и прекрасно. А значит время ему не страшно. А ещё потому, что всё преходяще, а музыка – вечна. Музыка Баха.

Чтец (3).

Мне дорог Бах...
Ну, как бы вам сказать,
Не то чтоб нынче музыки не стало,
Но вот такого чистого кристалла
Ещё нам не являлась благодать.
Какое равновесие страстей,
Какая всеобъемлющая совесть,
Какая удивительная повесть
О брошенной в века душе моей!
Н.Ушаков

«Я сам напишу такую музыку, нет, я напишу лучше...»

Ведущая. Иоганн Себастьян родился в 1685 г. в Тюрингии, в небольшом немецком городе Эйзена­хе. Предки его были простыми ремесленниками, сочетавшими свой труд с любовью к музыке. доподлинно неизвестно, кто же из Бахов стал пер­вым профессиональным музыкантом, но вот что любопытно: фамилия эта в XVII-XVIII веках стала настолько популярной, что Бахами именовали всех музыкантов Тюрингии.

Отец Иоганна Себастьяна – городской музыкант – был очень уважаемым человеком, имел учеников. Он и познакомил Иоганна со скрипкой, преподав ему первые уроки игры на этом инструменте. По­скольку с детства у мальчика был прекрасный голос, он пел в школьном хоре. В десятилетнем возрасте, когда отец Баха скоропостижно умер, Иоганна взял к себе на воспитание старший брат, органист города Ордуфа.

Юный музыкант. Ребята, творчество какого музыканта вам нравится больше всего? (Ребята отвечают.) Вот и в те времена были свои кумиры. Старший брат являлся обладателем модного на тот момент сборника сочинений знаменитых тогда композиторов. А чтобы Иоганн Себастьян не смог его достать, он прятал свое "сокровище" подальше в шкаф. Но юный Бах ухитрялся-таки по ночам доставать этот "заветный плод" и втайне от брата переписывал ноты. Свечи у него не было, трудился он при свете луны. Но однажды случилось то, что и должно было случиться, так как воистину тайное всегда становится явным: когда работа подходила к своему счастливому завершению, брат неожиданно застал его "за делом" и отобрал и нотный оригинал, и почти переписанную рукопись. Не сдерживая эмоций, Иоганн Себастьян в отчаянии закричал, что сам напишет такую музыку. И словно доказывая кому-то ещё, уточнил: "Нет, я напишу лучше", чем очень развеселил своего старшего брата, который рассмеявшись, ответил: "Ложись спать, болтун!"

Ведущий. Ребята, ответьте, пожалуйста, что по­казывает этот эпизод? Какие черты характера, при­сущие будущему композитору, вы можете назвать? (Ребята отвечают.)

Ведущая. А теперь, друзья, скажите, выполнил ли Бах свое обещание? (Ребята отвечают.)

Чтец (1).

В ней что-то чудотворное горит,
И вся она немыслимо лучится,
Она одна со мною говорит,
И утешать мне душу не боится.
Когда другие подойти боятся.
Открыты широко её глаза,
И грозен за плечами блеск воскрылий...
И это всё – как первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.
А.Ахматова. Музыка

Соревнование виртуозов.

Юный музыкант. Иоганн Себастьян Бах рано начал вести самостоятельную жизнь. В пятнад­цать лет будущий композитор переехал на север Германии в город Люнебург. Это был не послед­ний его переезд. Потом Бах не единожды менял и место жительства, и работу. Служил он и певчим, и скрипачом, был и церковным органистом, кла­весинистом, и капельмейстером.

И.С.Бах был лучшим среди современников ис­полнителем на органе и клавесине.

Звучит фрагмент из Концерта для флейты, скрипки и клавесина.

Чтец (3).

Мой друг музыкант
Знает массу забавных вещей, Мой друг музыкант
Не похож на обычных людей. Он строит аккорд
Из того, что он видит вокруг, И он говорит,
Что это божественный звук.
                         Б.Гребенщиков. Мой друг музыкант

Ведущая. В доказательство приведём один известный случай. В 1717 г. в Дрезден приехал знаменитый французский органист Маршан. По этому поводу между французом и Бахом, самым лучшим немецким органистом, было решено устро­ить своего рода состязание "кто лучший" в игре на органе. В назначенный день Маршан сыграл французскую мелодию, украсив её многочислен­ными вариациями. Слушателям его выступление чрезвычайно понравилось.

Ведущий. Но вот за орган сел Бах. Сначала он безошибочно, точь-в-точь повторил игру своего коллеги, а затем наполнил произведение собствен­ной блестящей импровизацией, причём гораздо сложнее, чем сделал это Маршан. И хотя резуль­тат был очевиден, договорились и на другой день послушать исполнителей. Однако французскому органисту стало понятно, кто из них на самом деле является сильнейшим. По причине такой ясности он поспешно покинул Дрезден.

Чтец (1).

Сияя и лаком блистая,
Простор оцарапав смычком, Метнулась душа золотая,
Как ветер, как ливень, как гром.
                        И в молнийном долгом зигзаге На веерных струнах блестя,
                       О прошлом, о Боге,
о Бахе
Залилась слезами – дитя ..
В.Мялин

Юный музыкант. В конце 1717 г. Бах переехал в Кётен, где вступил в должность капельмейстера княжеского оркестра и до 1723 г. был "директором камерной музыки". Князь Леопольд сам играл на клавесине, скрипке и виоле да гамба.

Ведущая. Надо сказать, что князь был поклон­ником Баха и сам желал исполнять его музыку, поэтому стимулировал композитора к созданию камерных сочинений, сюит и сонат для различных инструментов. 3а шесть лет пребывания в этом городе И.С.Бах написал около ста семидесяти про­изведений. Но князю Леопольду было не под силу исполнить "Чакону" Баха из Сюиты для скрипки. Впрочем, что говорить о музыканте-любителе, если это произведение и по сей день считается эталоном высшего мастерства для скрипачей. Мы с вами сейчас в этом убедимся.

(Звучит фрагмент из Сюиты для скрипки.)

Ведущий. А жизненные обстоятельства прину­дили Баха к переезду: дети выросли, им следовало дать соответствующее образование. Поэтому семья покинула Кётен и направилась в Гамбург. Вот уда­ча! Церкви Святого Иакова как раз требовался ор­ганист. Был объявлен конкурс, в котором принял участие и Бах, но непревзойдённого музыканта... не приняли. Насмешка судьбы? Так и есть, но, к сожалению, подобное нередко случается в жиз­ни. Органистом взяли некого Хейтмана. Как вы думаете, ребята, почему такое могло произойти? (Ребята отвечают.)

Ведущая. Ваши догадки подтвердились. Хейт­ман, стремясь заполучить выгодное место, запла­тил четыре тысячи марок, а попросту говоря, дал взятку церковному начальству. Оплатив свою бес­таланность, он занял "почётное" место в биографии бессмертного Баха.

Юный музыкант. И всё же, ребята, я не могу не задать вам вопрос: "Так ли уж смешна история с взяткой, или она о чём-то свидетельствует?" (Ребя­та отвечают.) Вывод можно сделать следующий: талантливый человек всегда менее приспособлен к жизни, нежели бессовестный прагматик.

Ведущий. Последней должностью Баха было место кантора руководителя хора в церкви Свя­того Фомы в Лейпциге, где он и прожил до конца своей жизни. Школа эта существовала с XIII века и пользовалась хорошей репутацией. В обязанности

кантора входило воспитание мальчиков для хора. Их обучали латыни, пению, игре на различных музыкальных инструментах, учили руководить хором, писать кантаты и мессы, необходимые для церковных служб, а также следить за исполнением музыки во всех церквах города.

Чтец (3).

Здесь прихожане – дети праха
И доски вместо образов,
Где мелом Себастьяна Баха
Лишь цифры значатся псалмов.
Разноголосица какая
В трактирах буйных и церквах,
А ты ликуешь, как Исайя,
О, рассудительнейший Бах!
Осип Мандельштам

Играет И.-С. Бах. Заложник Вечности.

Ведущая. Круг обязанностей Баха в Лейпциге предоставлял ему большие возможности для творче­ства. К каждой воскресной службе он писал новую кантату, практически Бах сочинял по кантате в не­делю. До наших дней их дошло более 200. Печально осознавать, но примерно столько же было безвоз­вратно утеряно. Кантата включала в себя арии и хоры. Исполнение каждой становилось настоящим концертом. Поэтому послушать новое сочинение ком­позитора во время церковной службы шли не только постоянные прихожане, но и жители со всего города.

Чтец (1).

Нет на свете лучше инструмента:
Голоса, что музыкой живёт.
Нет для сердца лучшего момента,
Если хор возвышенно поёт...
Будто бы звучат органа трубы –
Тело так людей напряжено,
                    О святом о чём-то шепчут губы,
                    Что с молитвою сопряжено.
Вознесётся голос, в небе тая,
Словно это ангелы поют,
                    И летает звук, не улетая,
                    Да и сам ты будто уж не тут!
Голос, голос, кто тебя не слышит,
Тот без крыльев на земле живёт:
Кажется, что это небо дышит,
Кажется, что даль тебя зовёт.
Звуки всё просторней, всё согласней,
Будто наполняют паруса...
                    Я не знаю музыки прекрасней,
Чем людские эти голоса.
                    В.Семернин

Ведущий. Любители музыки считали эти часы счастливейшими. Сам же композитор не видел в том ничего особенного. Своим изумленным слушателям он искренне советовал быть прилежными, как он, тогда и будет результат.

Чтец (2).

И жизнь на кончике смычка,
И сердце в розоватой деке.
Оркестр – подобье мотылька –
Поплыл по трепету и неге.
                    <...> В.Мялин

Ведущая. И.-С.Бах был женат дважды. Его первая супруга умерла в 1720 г., и композитор женился второй раз. Баха можно назвать много­детным отцом: у него было двенадцать детей. Интересно, что свой музыкальный дар великий композитор 4передал~ по наследству и своим сыновьям, из которых двое стали хорошими му­зыкантами. Карл Филипп Эммануэль Бах, к при­меру, сочинял изящные произведения, как того требовала тогдашняя мода, а Иоганн Христиан (его называли Английский Бах, потому что он долго жил в Лондоне) оказал сильное влияние на молодого Моцарта, когда юный композитор приезжал в Англию.

Юный музыкант. Бах работал почти во всех известных тогда музыкальных жанрах. Необходимо подчеркнуть, что часто это диктовалось условиями работы, вкусами хозяев или заказчиков. Жизнь гения была крайне тяжёлой. Отец многочисленного семейства долгие годы испытывал нужду. И тем не менее лишь немногие сохранившиеся бумаги и пись­ма Баха к влиятельным особам хранят его просьбы об улучшении более чем скромного материального положения. О чём это говорит, ребята? Какую черту характера можно выделить? (Ребята отвечают.)

Ведущий. Бах очень много работал. Свою музыку он создавал ночью, записывая ноты при свечах, что, конечно, не могло не отразиться на его здоровье: он начал терять зрение. В б5 лет ему была сделана операция, но это не помогло, и он окончательно ослеп. Продолжая трудиться, Бах последние свои сочинения "Искусство фуги" и цикл "Музыкальное приношение" диктовал.

Юный музыкант. Но 18 июля 1750 г. произо­шло, пусть и кратковременное, но все-таки чудо. Совершенно слепой композитор вдруг прозрел. К нему вновь вернулось зрение, он видел. Радость эта, увы, была мгновенной. Всего через несколько часов произошёл удар, и Бах скончался. Умер он в бедности. О нём тут же забыли. Только в 1829 г. в Берлине композитор Феликс Мендельсон­Бартольди подготовил к исполнению певцами одно из самых выдающихся сочинений Баха 4Страсти по Матфеюя. С того момента музыка Баха вернулась к нам, чтобы остаться уже навсегда.

Чтец (3).

Звучанье Баха снова первозданно, Его дыханье рвётся в вышину.
И мы у этой пленницы органа – У музыки, у музыки в плену.
То гром грозы, то оклик океана, То вздох дождя, то колокола стон,
То звук слезы, сорвавшейся нежданно, А то ручья Весёлый перезвон.
Бой хрусталя, биение капели,
Как взлёт весны, собора небосвод. Сама Земля в предчувствии апреля Сквозь сны и стены музыку несёт.
Так слит со сводом Домского собора Весь небосвод со звёздной высотой, Как ты со мною жаждою простора, Как я с тобою сердцем и мечтой.
                Б.Дубровин

Ведущая. Иоганн Себастьян Бах написал более 1000 вокально-драматических и инструменталь­ных, в том числе органных, произведений. В его музыке всё точно рассчитано, уравновешено. И в то же время она звучит очень эмоционально.

Звучит Адажио для органа и струнных.

Ведущий. знаете, ребята, в переводе с немец­кого языка имя композитора означает кручейя. Людвиг ван Бетховен сказал о Бахе так: "Не Ручей - Море должно быть ему имя..." Почему? Объясните, что значит эта игра слов? (Ребята отвечают.) Но это ведь было до Мендельсона значит, знали все-таки.

Юный музыкант. Ребята, на этом наш урок закончен. Пусть в вашей жизни и ваших сердцах всегда будет гармония и звучит только прекрасная музыка! Она улучшит ваше настроение и даст море позитива, что так необходимо при теперешней сует­ности нашей быстротечной жизни.

В заключение – полезная информация.

С наукой не поспоришь.

Хорошую музыку любят и растения. Учёные многих стран много раз проводили эксперименты и исследования по влиянию музыки на рост различных растений, в результате чего было доказано, что хоро­шая музыка – всё равно, что отличное удобрение для цветов и овощных культур. Особенно благотворно на рост растений действуют классические мелодии. Но и это ещё не всё. Цветы различают грустную и весёлую музыку, даже "выбирают" себе любимых композиторов. Чаще всего это Моцарт, Чайков­ский, Бах, Шопен. Кстати, цветы не очень-то любят современные ритмы, плохо переносят громкую рок-музыку, а барабан вообще вызывает у них сильное раздражение.

Определённые музыкальные стили оказывают весьма негативное влияние и на человека. Проведя исследования, американские медики доказали, что музыка в стиле кантри неблаготворно действует на здоровье слушающего, ведь тексты песен в стиле кантри зачастую грустные.

Неблагоприятное воздействие на нервы слу­шателя оказывают более всего диссонирующие, резкие звуки, а также звуки слишком высокие и слишком низкие. А под воздействием слишком громкой музыки (более 105 децибелов) у человека формируется плохой характер – раздражительный, злой, вспыльчивый.

В рок- и поп-музыке доминирующим является ритм, который сначала действует возбуждающе, бодряще. Но при уровне громкости свыше 80 де­цибелов музыка начинает вызывать неприятные ощущения, а свыше 90 децибелов музыка ста­новится просто вредной для здоровья. замечено, что от частого прослушивания слишком громкой музыки у молодых людей возникают необратимые проблемы со слухом.

Врачевание музыкой.

Я слышал, что стихами Авиценна
Писал рецепты для больных людей. Я слышал, что излечивал мгновенно Больных своею музыкой Орфей.
Р. Гамзатов

Музыкотерапия – воздействие на психику по­средством музыки с целью снятия психического напряжения. Впервые лечебное действие звуков музыки оценил Пифагор (570–490 гг. до н.э.), древнегреческий философ, математик. По мнению специалистов, воздействие музыки на человека из­бирательно, в зависимости не только от характера, но и от инструмента, на котором она исполняется. Особенно сильное оздоровительное воздействие на психическое и физическое состояние человека оказывает звучание струнных инструментов. Учё­ные и педагоги занимаются этой проблемой очень давно, отмечают мощное воздействие музыки на память и мышление, что крайне важно для раз­вития творческих способностей у людей. Музыка действительно "способна на многое": активизирует мозг, помогает привести разум и чувства в состоя­ние, благоприятное для мышления, способствует развитию памяти, помогает снять психическое напряжение, способствует наиболее эффективной релаксации и гармонизации организма. Первый в мире центр по подготовке специалистов по мелано­терапии был создан в польском городе Вроцлаве в 1970 г. Сегодня во многих странах мира существует множество подобных центров. В США есть Ассо­циация музыкотерапии и Комитет по изучению связи музыки и медицины. Около 600000 боль­ных в США прибегают к услугам "музыкальных" врачей. В Австрии, в городе Зальцбурге, есть Ин­ститут музыкотерапии. В Германии музыку часто применяют при лечении нервных заболеваний, а в Югославии музыка является важным дополнением при лечении алкоголизма.

Слушайте Баха для регуляции своего психоэ­моционального состояния: Кантату Ns 2; Арию из сюиты № 3 или медленные части из Бранденбург­ских концертов; Концерт ре-минор для скрипки; Кантату № 21; Итальянский концерт.

Литература:

  1. Васина-Гроссман В.А. Первая книжка о музыке. М.: Музыка, 1988.
  2. Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1982. Друскин М.С. Пассионы и мессы Иоганна Себастьяна Баха. М.: Музыка, 1976.
  3. Клёнов А.С. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
  4. Морозов С.А. Бах. М.: Молодая гвардия, 1975.
  5. Форкель И.Н. О жизни, искусстве и произведениях Ио­ганна Себастьяна Баха. М.: Музыка, 1987.
  6. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 2011. Я познаю мир. Музыка: детская энциклопедия / Под ред. С.В. Истомина. М.: Астрель, 2005.
Искусство в школе: 
2015
№4.
С. 36-40

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.