Пленэр в городах Европы
Пленэр в городах Европы
Детской художественной школе нашего Центра детского творчества чуть более 10 лет. Обучение в ДХШ проходит по образовательным программам, одна из которых – "Пленэр". Программой предусмотрено по окончании учебного года прохождение учащимися летней пленэрной практики. Пленэр – это важнейшая практическая часть в художественном образовании, которая даёт возможность рисования с натуры природных форм, архитектуры, животных, человека. Пленэрная практика проходит у детей в самых красивых уголках столицы: парк Кузьминки, усадьбы Кусково и Люблино, ландшафтный музей-заповедник Царицыно. Зарисовки архитектуры учащиеся выполняют, посещая Новоспасский и Николо-Угрешский монастыри, Крутицкое подворье. Одно из любимейших мест для пленэра у детей – Московский зоопарк.
Зарисовки на пленэре существенно отличаются по условиям работы от занятий в учебных аудиториях. Зависимость от капризов погоды, изменчивость освещения, новые впечатления, новые задачи требуют применения иных способов работы. Ограничиваются сроки выполнения заданий. В зарисовках нужно учиться передавать главное, характерное. Внимание должно быть предельно сконцентрировано. Перед учащимися ставятся задачи по передаче состояния природы, световоздушной среды, пространственных отношений, пропорций животных и человека. Развиваются такие качества, как умение осознанно анализировать увиденное, претворять зрительные впечатления в изобразительную форму.
Делая зарисовки архитектуры, учащиеся осваивают, закрепляют и повторяют очень важную и нужную тему: "Линейно-воздушная перспектива". Знакомство с этой темой происходит в классах художественной школы, когда ребята рисуют натюрморты с книгами, кубами и другими геометрическими телами. Понять и усвоить эту тему очень важно, так как она встречается в каждом предмете:
В рисунке, живописи и многоплановой композиции. Линейная перспектива рассматривает возможность реализации объёмно-пространственной передачи предметов на плоскости. Любое здание имеет геометрическую основу и строго подчиняется законам перспективы. Перспективное построение
В картинах мастеров эпохи Возрождения было открытием, двинувшим вперед всё изобразительное искусство. Появилось понятие о картинной плоскости, линии горизонта, точках схода, об уменьшении размеров удалённых предметов. Для детей эта тема сложна и даже несколько скучна. Для того чтобы дети захотели вникнуть и понять, запомнить и применить на практике законы линейно-воздушной перспективы, при рисовании необходимо заинтересовать их чем-то очень для них привлекательным. Такая возможность представилась нам в путешествии по странам Европы. Учащиеся смогли сделать интересные зарисовки, а также увидеть своими глазами те произведения архитектуры, скульптуры и живописи, с которыми познакомились на занятиях по предмету "Основы истории искусства" в Детской художественной школе.
Европейская практика – это дополнительные занятия помимо обязательного пленэра, который обычно проводится в июне. Например, летом 2014 года дети посетили несколько европейских стран: Польшу, Германию, Чехию, Австрию, Италию. Путешествуя по Европе, дети постигают тайны прошедших времён, любуются произведениями архитектуры и искусства, знакомятся с историей народов, издавна живущих на этих землях.
Европейские города коренным образом отличаются от городов России. Старинную центральную часть средневекового города составляют узкие улочки, небольшие дома, много готических соборов и дворцов. Здесь наглядно видится перспектива улочек, с неожиданного ракурса открываются соборы и нарядные здания городской ратуши. Каждое старое здание уникально, и все вместе они создают прекрасный архитектурный ансамбль, который учащиеся старались отобразить в своих альбомах. Зарисовка фрагментов этих улочек и зданий многое даёт для развития детского восприятия, формирования взгляда юного художника на окружающее пространство.
Многочисленные костёлы Вроцлава – города юго-западной Польши являются не только памятниками архитектуры и истории, но и центрами христианской культуры. Внимание детей привлекли панорамы главной церкви на центральной
площади города, а также аббатство, расположенное на острове, омываемом рекой Одрой. здесь детям было дано задание нарисовать пейзаж с архитектурными мотивами. Вспоминаем пройденное на занятиях: чтобы изобразить такой пейзаж нужно сначала сделать зарисовки отдельных фрагментов и небольших построек. После этого переходить к рисованию отдельных зданий, при этом нужно отойти на достаточное расстояние, чтобы увидеть здание в целом. Зарисовывая архитектурные объекты, дети использовали цветные карандаши или мелки (пастель). Они лучше передают фактуру здания, а для зарисовки мостов и мостиков ребята использовали тушь или фломастер. Тонкая графика передаёт всё изящество узорной чугунной ограды. Прогулка на кораблике по каналам и притокам реки помогла детям увидеть понравившиеся уголки города с другого ракурса. Этот новый взгляд они смогли потом отобразить в рисунках, созданных уже дома по памяти.
В Дрездене дети сделали множество зарисовок центральной части города: дворцовый ансамбль Цвингер, протестантская церковь Девы Марии Фрауенкирхе, католический кафедральный собор Хоркирхе. В каждом архитектурном памятнике дети увидели своеобразные детали, особенности декора, присущие только этому зданию. Упражнения в зарисовках на пленэре помогают учащимся выработать динамичную, активную технику, усвоить последовательность работы: вначале осваиваются наброски линейные, затем – с элементами светотени.
Дети посетили Дрезденскую картинную галерею, в которой воочию увидели одно из самых известных полотен Рафаэля "Сикстинская Мадонна". На занятиях по истории искусства ребята изучали творчество художников эпохи Возрождения, поэтому всем было очень интересно и полезно посещение Дрезденской галереи, в которой собраны знаменитые полотна художников разных стилей и эпох.
В жизни любого человека есть события и места, которые надолго сохраняются в памяти. В летней поездке таким местом для детей стала Чехия и её столица Прага – город с исключительной панорамой и массой отдельных живописных мест и уголков, где дети смогли выполнить большое количество всевозможных набросков. Например, собор Святого Вита, памятник готического стиля с огромным количеством декора на стенах, его башенки и шпили дали детям богатый материал для зарисовок, их дальнейшей светотеневой моделировки.
В маленькой Чехии расположено огромное количество замков и крепостей. Путешествие по замкам Чехии – это погружение в историю, окружённую таинственными легендами и сказаниями. Как интересно было детям прослушать почти сказочную историю, а затем сделать зарисовки мощных стен, причудливых башен, затейливых переходов, связанных с легендарными героями. Пейзаж с архитектурой – наиболее трудная задача для работы на пленэре. Сложное по форме сооружение, входящее в композицию пейзажа, нужно нарисовать по всем правилам перспективного построения, вписать в пространственную среду. здесь учащиеся смогли применить опыт, полученный во время работы над зарисовками отдельных элементов пейзажа, соединить их в единую композицию с выбранным архитектурным объектом.
На пленэре в столице Австрии Вене учащимся была поставлена ещё более сложная задача – сделать этюд с композиционным центром – историческим архитектурным или скульптурным памятником. Все сооружения на знаменитой аллее Ринг отличаются красотой цветовых сочетаний. Разные оттенки живописной поверхности стен старой кладки, благородный цвет зелени, спокойное бледное небо – всё это ребята смогли отразить в своих работах.
Мечта любого художника – посетить солнечную Италию. Дети побывали в Венеции, Флоренции и Милане. Праздничным блеском сверкали беломраморные дворцы и храмы Венеции, расположенные вдоль главной парадной водной дороги – Большого канала. Солнечные блики отражались в многочисленных водных каналах. По каналам скользили множество гондол, лодок, катеров. Гуляя по узким улочкам, переходя по изящным мостикам многочисленные каналы, которые буквально изрезали всю Венецию, дети подмечали особенности архитектуры и живописности города. Неоднократно останавливаясь, дети делали множество разнообразных набросков, так как с любой точки берега открывался просто волшебный вид. здесь тоже задача была довольно сложной. Зарисовка воды в пейзаже имеет свои особенности. В безветренную тихую погоду вода отражает небо и повторяет его цвета, но в более тёмной тональности. В водной поверхности Венеции сочетаются отражения из вертикальных плоскостей зданий и горизонтальной ряби, с многочисленными солнечными бликами.
Во Флоренции дети зарисовывали с различных ракурсов знаменитый собор Санта Мария дель Фьоре с его восьмигранным куполом. В рисунках детей нашли свое отражение и грандиозный купол, и многоцветье мрамора, и изящная красота башни, и сложный декор западного фасада собора. Во Флоренции было сделано большое количество рисунков, ведь каждый памятник в городе неповторим, и так хотелось запечатлеть именно его. А в одном из самых известных музеев Флоренции "Галерее Академии" дети увидели знаменитые скульптуры Микеланджело, особое место среди которых занимает прославленный Давид, о котором так много им рассказывали на уроках по истории искусства.
В Милане дети познакомились с замком Сфорца, резиденцией миланских герцогов, возведённой ещё в ХУ веке. Учащиеся в очертаниях стен и башен Кастелло Сфорцеско легко нашли много общих деталей с Московским Кремлём, который также строили архитекторы из Милана. На Соборной площади дети увидели знаменитый Миланский Собор (Duomo di Milano). Это грандиозное здание в готическом стиле поражает своими размерами. В мире найдётся лишь три собора, превосходящих Миланский по габаритам. здание возводилось на протяжении шести веков, поэтому в его архитектуре отчётливо прослеживается некоторое смешение стилей, иногда совершенно противоположных. Это разнообразие сразу вдохновило ребят на множество новых зарисовок. Такое сложное архитектурное сооружение со множеством декоративных элементов можно зарисовать линейно, почти без световой проработки, чёрная гелиевая ручка или фломастер мягко обозначают конструктивные элементы, ажурную вязь архитектурных деталей, а цветные карандаши подчеркивают его воздушность и силуэтность на фоне неба. Выразительный, условно подцвеченный рисунок создаёт образ архитектуры, воплощающий стремление к идеалу.
На занятиях в ДХШ ребята изучают пропорции фигуры человека. На пленэре, зарисовывая статуи, расположенные на фасаде собора, ребята ещё раз вспоминают и закрепляют эту тему, учатся передавать не только пропорции, но и характер каждой скульптуры, её образ и динамику.
В каждом городе для детей обязательно проводилась обзорная экскурсия. Учащимся было чрезвычайно интересно услышать историю страны, города, рассказ о тех художниках, архитекторах, скульпторах, которые здесь работали. Многое оказалось знакомым детям по предмету 4История искусства, но после такой поездки они с ещё большим интересом обращаются к изучению творчества западноевропейских художников.
От редакции.
Порадуемся, что ученики некоторых учебных заведений могут совершать плодотворные поездки по странам мира. Но обратим внимание и на другое: пользу из этого рассказа извлекут и те, кто такой возможности не имеет. Ведь особенности и достоинства работы на пленэре, задачи его (внимание к живым деталям, передача перспективы и состояния световоздушной среды и т.д., и т.п.) те же самые. будь то во Флоренции, будь то в соседнем парке или на околице села. Было время, когда русские художники верили, что красота живёт на берегах Средиземного моря, что истинным художником можно стать, лишь побывав в Италии. А потом поняли, что – как писал К.Паустовский – мокрый куст на берегу Оки для художника ничем не хуже синих морских заливов. Поэтому перенять опыт пленэра можно и не уезжая далеко от дома. И всё же пожелаем нашим ученикам побывать, раньше или позже, и на Эгейском море, и в средневековой Праге, и у Тадж Махала... Потому что, вопреки старой песне, человеку нужен и «берег турецкий», и Африка нужна – всё, что создано людьми и природой в этом мире.
Оставить комментарий