М.М.Пришвин и психология искусства
А. Мелик-Пашаев
М.М. Пришвин и психология искусства
Выступление на семинаре «Психологи о литературе» в Психологическом институте РАО
Наш семинар посвящён, главным образом, тому, что психологи сказали о писателях и о литературе. Моё выступление несколько выпадает из этого контекста: оно будет посвящено тому, что сказал писатель – не о работах психологов, конечно, но о тех глубинных проблемах творчества, которые представляют собой предмет психологии.
Много лет назад, предпринимая первые попытки разобраться в том, каков источник художественных замыслов, мы с 3.Н.Новлянской искали ответ не только в нашем скромном личном опыте, но и в трудах учёных – психологов, искусствоведов, а главное, обращались к высказываниям тех людей искусства, которые не только создавали свои произведения, но и пытались рассказать о психологических условиях их зарождения. Которые считали нужным описать отношение к жизни (мы стали называть его эстетическим отношением), рождающее в человеке и способность, и потребность претворять свой жизненный опыт – казалось бы, "такой же", как и у всех людей – в художественные образы.
Немалая трудность была связана с тем, что в европейской, в том числе и в русской культуре, художники-практики и теоретики искусства живут как бы в разных "пространствах". Художники с определённым недоверием, порой не лишённым оснований, относятся к тем, кто не создаёт искусство, но рассуждает о нём. А сами редко бывают склонны и способны к осознанию, обобщению, а тем более – описанию психологических истоков своего творчества.Мне, помнится, очень помогли тогда дальневосточные "художники-мыслители"; там, к счастью, эти грани человеческого творчества не разделились в такой степени, как у нас, и многие авторы писали о творчестве так же охотно, проникновенно и ответственно, как изображали свои "горы-воды" или сочиняли хокку.
Когда я, в меру своих возможностей, понял, о нём они говорят, я стал опознавать проявления такого же мироощущения и у многих западных писателей, живописцев, музыкантов. А Зинаида Николаевна обратила внимание на отечественного автора, казалось бы, с детства всем знакомого, а на самом деле по сей день не оценённого, и даже во многом не открытого, – на М.М.Пришвина.
Философско-пихологически-эстетические идеи Пришвина, с поразительной тонкостью выраженные в его дневниковых записях, в дальнейшем очень помогали нам в осмыслении психологического содержания эстетического отношения человека к жизни (и не в меньшей степени помогали З.Н.Новлянской и Г.Н.Кудиной при разработке курса развивающего обучения "Литература как предмет эстетического цикла").
Приведу нашу излюбленную цитату из дневников М.Пришвина – о том, "из-за чего" и "ради чего" возникает искусство.
...мы, люди, миллионы лет двигаясь вперёд, теряли способность плавать, летать или сидеть, как листки на черенках, прикреплённых к могучему стволу дерева, ползать по тонким стеблям растений, качаясь от ветра, крутиться в воздухе семенными летучками, трескаться, как орех, пылить воздух спорами – мы были всем и многое утеряли, такое хорошее, что очень хотелось бы опять иметь. И только потому, что мы в родстве со всем миром, восстанавливаем мы силой родственного внимания общую связь и открываем своё же личное в людях другого образа жизни, даже в животных, даже в растениях, даже в вещах (курсив мой – А.М.).
Отвлекусь ненадолго от главной линии моего сообщения и замечу, как точно, диалектично и, может быть, непреднамеренно характеризует Пришвин то, что мы привыкли называть прогрессом, или, в другом контексте, эволюцией: двигаясь вперёд, мы теряли нечто ценное. Куда привычнее думать, что природа, культура, отдельный человек в своём возрастном развитии, "двигаясь вперёд, только и делают, что приобретают, становятся всё совершеннее".
Это отчётливо видно на примере понимания детства: психологам и педагогам понадобилось немалое время, чтобы понять, что переход ребёнка с одной возрастной ступеньки на другую связан не только с приобретениями, но и с потерями чего-то такого хорошего, что хотелось бы опять иметь. Известный учёный Н.С.Лейтес полагал, что выдающиеся, творческие люди становятся такими потому, что, взрослея, приобретая достоинства новой возрастной ступени, они не теряют и даров предыдущего возраста. (Не случайно, наверное, говорят, что большой художник – буду говорить только о художнике – навсегда сохраняет и какие-то важные детские черты.)
Но вернусь к цитированному тексту Пришвина. То, как писатель характеризует переживание, или, скорее, целостное отношение к жизни, которое рождает художественное творчество, поразительным образом совпадает с тем, что говорили многие люди искусства разных времён и народов, ничего не знавшие друг о друге, исповедовавшие разную веру, говорившие на разных языках. Переживание всеобщности жизни, своей сопричастности ей, несомненность всеобщего родства – вот что лежит в основе художественного творчества, и без чего истинного искусства не получится.
Выделим из этой цитаты два особо значимых слова. Первое – это слово «открываем» ("мы открываем своё же личное..."). Открываем для себя то, что реально, хотя и неявно существует, а не привносится, не "вчувствуется" в мир возбуждённой фантазией художника. Это подчёркивает и замечательный философ Н.О.Лосский: художник не примысливает, а действительно видит "во всём разлитую жизнь".
Для художника такое восприятие мира как бы аксиоматично, хотя бы он специально и не задумывался об этом. Но интересно, что в последнее время эта реальность стала проникать в науку, хотя и представляется лежащей вне досягаемости строго научных принципов, методов и критериев, таких, как причинная логика, экспериментальная проверка гипотез, повторяемость и измеримость результата и т.д.
Уже существуют диссертационные исследования, позволяющие говорить о возможности общения человека и растения, человека и животного; возникло экопсихологическое направление, связанное, в первую очередь, с работами психолога В.И.Панова; появляются данные о том, что "мыслеобразы", создаваемые отдельным человеком, обретают самостоятельное существование и оказывают воздействие на окружающее, и т.д., и т.п.
А пришвинское "Мы были всем..." неожиданно оказывается созвучно мыслям великого христианского проповедника нашего времени, митрополита Антония Сурожского. В библейском рассказе о сотворении Адама из праха земного митрополит Антоний видит указание на то, что человек, особо отмеченный творческим Духом Божьим, в то же время изначально причастен всей природе, всему бытию, начиная с "нижних", первоначальных его пластов.
Второе значимое слово, которое нужно отметить в тексте Пришвина – это родственное внимание. Внимание может быть разным. Это может быть внимание сыщика, внимание любознательного туриста; да и каждый человек, интересующийся какой-либо стороной жизни, избирательно внимателен к мельчайшим её проявлениям. Но внимание, о котором говорит Пришвин и которое присуще художнику, – особое, оно подмечает в своём предмете то, что открывается именно и только в силу внутреннего родства; то, в чём сказывается, просвечивает "душа вещей", родственная самому художнику.
Для психолога и педагога очень важно, что Пришвин понимает родственное внимание не как особый, элитарный дар больших художников, а как норму, как нормальную способность всех людей. Но у художников она бесконечно расширена и, воплощаясь в произведениях, помогает её бесконечному расширению у каждого человека.
Но в чём же различие между художником – и этим самым "каждым" человеком, или, лучше сказать, человеком, который может проявить свой творческий потенциал не в искусстве, а в какой-либо другой области жизни и культуры? Только в количестве родственного внимания? Нет, Пришвин гораздо глубже понимает суть дела.
Он пишет, что главная тайна писательского труда, которой не надо, или даже нельзя учить никого, это – переводить всерьёз жизнь свою в словом. Вот в чём дело – не в отдельных специальных способностях, а в том, что "писательство" (живопись, музыка, математика, археология, общественное служение в той или иной форме...) приобретает для человека первостепенную ценностную значимость, становится, в самом прямом смысле, делом жизни.
Пришвин далеко не одинок в таком понимании творчества. К примеру. К.Д.Ушинский говорил, что выдающихся людей отличает не какой-то особый ум, а постоянная устремлённость всего существа в определённую область деятельности. А выдающийся музыкальный педагог А.Д.Артоболевская считала, что способности ребёнка могут проявиться лишь тогда, когда его душой целиком овладеет интерес к музыке, потребность заниматься музыкой. С этой точки зрения, нужно буквально понимать знаменитый афоризм Томаса Манна: "Талант – это потребность".
Но почему этому не надо, или нельзя "учить"? Не потому, конечно, что надо оградить территорию "художественной элиты" от "обычных" людей! Можно научить ребёнка технике игры на музыкальном инструменте ("придать перстам послушную сухую беглость", как говорит пушкинский Сальери); можно, наверное, упражнениями развить звуковысотный слух. Но никто (к счастью!) не может научить ребёнка испытывать потребность "переводить всерьёз жизнь свою" в музыку или во что-либо иное. зато можно, хотя и трудно, так вводить ребёнка в музыку (или во что-либо иное), чтобы он почувствовал: эта область достойна того, чтобы "переводить в неё жизнь". И, сравнивая её с другими, тоже достойными, сделал выбор, в чём именно он призван реализовать себя.
Такова лишь малая часть мыслей, на которые наводят бесчисленные дневниковые записи М.М.Пришвина о жизни – творчестве – искусстве.
Примечание.
В советское время записки М. М.Пришвина издавались в сборниках «Глаза земли», «Незабудки», в некоторых выпусках альманаха «Контекст». Начиная с 1991 года, разными издательствами осуществляется многотомное издание дневников писателя, которые сам он считал «своей главной книгой». В 1996 году в издательстве «Искусство в школе» вышла книжка «Силой родственного внимания», где собраны мысли Пришвина о творчестве.
Оставить комментарий