«Однажды скульптуры ожили...»

Е.Рябоконь

«Однажды скульптуры ожили...»

Выставка в гимназии

У него очень хорошо получается изображать настроение скульптуры. У меня возникает чувство, что животные вот-вот оживают.

Терехова Катя

Где выставляют свои работы московские худож­ники и скульпторы? Как правило, на традиционных площадках – в Манеже, выставочных залах Московского союза художников, в Третьяковской галерее на Крымском валу... А вот заслуженный художник России Олег 3акоморный в День знаний решил открыть свою выставку в московской гим­назии №125З.

25 картин и скульптур разместились в простор­ном атриуме с зимним садом. В течение учебного года экспозиция может меняться, но 10 больших репродукций графических работ останутся здесь навсегда: О.Закоморный подарил их учебному за­ведению. Художник сразу решил: чтобы выставка жила своей жизнью, ее экспонаты нужно показать ученикам всех классов – с I по XI, рассказать о каждой скульптуре и каждом рисунке. задача непростая, тем более если учесть, что в гимназии учится больше полутора тысяч школьников всех возрастов! Но Олега Георгиевича, папу четверых детей, это не пугает. К тому же ему очень важно видеть реакцию юных зрителей, слышать их мне­ния, общаться с ними.

– Дети – лучшая аудитория! – считает он. – И даже если только одному человеку из всего класса запомнится эта встреча, моя идея себя оправдала.

Свои впечатления ребята могут записать в Книгу отзывов, как в настоящем музее. Первые отклики уже появились:

Хотя скульптуры из бронзы, от них исходит тепло автора. Спасибо. Ученики V Б класса.

Во всех скульптурах чувствуется доброта, сердечное тепло художника, его огромный упорный труд. Поражает чёткость исполнения каждой фигуры: они как живые. Ученики VI Г класса.

Как рождается скульптура.

Олег Георгиевич 3акоморный – художник раз­носторонний. Среди множества работ – скульптур­ные и графические портреты известных летчиков-испытателей и авиаконструкторов, серии кТанеця, кзвериное материнство~ и, конечно, произведе­ния, посвящённые детям. На школьной выставке ребята получили возможность познакомиться с закоморным-анималистом. Не будет преувеличе­нием сказать, что он продолжает лучшие традиции отечественной школы анималистики. Многие его работы – настоящие шедевры: столько в них добро­ты и любви к миру кребят и зверят, мастерства и психологической глубины!

Первыми посетителями выставки стали млад­шеклассники: оказалось, что это самая благодар­ная аудитория – искренняя, непосредственная, заинтересованная! Скульптуры вызывали у детей неподдельный интерес и восторг: как живые! Их изумляла точность передачи мельчайших дета­лей: оперения птицы, рельефной фактуры кожи крокодила, мускулов льва, готового к нападению, похожих на лиру рогов антилопы.

Обступив каждую скульптуру, они трогали и гладили её – в каком музее ещё представится та­кая возможность? А заодно пытались проверить: а вдруг бронзовые птичьи перья действительно шелковистые на ощупь, а грива льва – пушистая и тёплая?

Олег Георгиевич начал экскурсию с небольшого рассказа о том, как рождается скульптура. Ребята узнали, что мастер использует глину или специальный технический пластилин –          такой же, как привычный детский, только серого цвета. Из него лепится фигура на проволочном каркасе – для устойчивости. С нее снимают форму и делают восковую скульптуру. Следующее превращение – керамическая форма, в которую уже заливают расплавленный металл. затем застывшую форму разбивают, и вот оно – творение скульптора! Однако получившееся изделие еще нужно обработать, отшлифовать, тонировать.

– Я хочу, чтобы вы поняли: чтобы создать скульптуру, нужно несколько месяцев работы, –  сказал мастер. – Это большой и серьёзный труд.

Ребятам о зверятах, и не  только о них.

Олег Георгиевич легко нашёл общий язык со своей любознательной аудиторией. Показывая бронзовую девочку-подростка с домашними животными на руках, художник поинтересовался, какие питомцы есть у ребят дома, и услышал в ответ хор голосов:

– Черепаха! Кролик! А у меня собака и рыбки!

А задание сосчитать пингви­нят в скульптуре    "На острове"  оказалось с подвохом: один пингвинёнок при подсчете "по­терялся"...

Урок-экскурсия был совсем не похож на скучную лекцию - общение было живым, позна­вательным и весёлым. Просто, доверительно и без назидания автор рассказывал о каждой работе, особенностях того или иного животного. Так, рассма­тривая скульптуру "Филин и лисица", дети узнали от Олега Георгиевича о повадках и образе жизни этих хищников:

– Обратите внимание на кры­лья филина – размах может достигать полутора метров. ~ когтях птица способна унести крупную добычу, например, детёныша косули. Лисица тоже предпочитает охотиться по но­чам. Как вы думаете, чем закон­чится встреча филина с лисой? Разыгравшееся воображение ребят уже подсказывало им раз­вязку: лиса, конечно, убежит от филина, а вот зайчишке не­сдобровать!

А рядом – другие компози­ции, не менее динамичные и захватывающие: "Схватка" – поединок быка и тигра, "Льви­ная охота" – сражение льва и крокодила... Мир диких живот­ных – это борьба за пропитание и жизнь, а значит, неизбежные схватки, в которых сила или быстрота не всегда гарантируют победу.

Очень понравилась ребятам скуль­птура "3а околицей" – лунной ночью голодные волки крадутся к деревне... Совсем как в русских сказках. Компо­зиция тонирована: голубовато-серый цвет передаёт цвет снега при луне, и самые наблюдательные дети сразу обратили на это внимание.

Особую радость узнавания вызва­ли у юных зрителей детские скульптуры: играю­щий в солдатики мальчик ("Я играю"), миниатюры "Снежинки", "Спать пора"... Бронзовую девочку с подушкой в обнимку им даже разрешили по­держать в руках: она оказалась тяжелой, хотя внутри – пустотелая.

А скульптура "Моё!" – словно продолжение известной работой О.3акоморного "Жили-были". Книголюбы хорошо знают её – бронзовые фигурки двух читающих детей установлены в Московском Доме книги на Новом Арбате. По словам художни­ка, эта скульптура уже стала визитной карточкой Дома, его талисманом.

Быстрый карандаш и доброе сердце.

Потом Олег Георгиевич показал ребятам свои рисунки: автопортрет, изображения диких зверей, птиц и деревьев... С интересом дети рассматрива­ли портреты животных – мудрого льва, спящего тигрёнка, орла, зорко высматривающего добычу, сидящих на спине бегемота птиц, – оказывается, птицы и некоторые животные гармонично взаи­модействуют в природе... Взгляд каждого зверя или птицы словно говорил: "Посмотри на меня – я живу в гармонии с природой. Не убивай меня, не губи природу – ведь мы все её дети!"

Для многих ребят стало открытием, что даже сухое корявое дерево может быть красивым: просто нужно суметь увидеть и передать на бумаге его неповторимость. Они наверняка запом­нили слова художника: в природе нет двух одинаковых деревьев, как и двух одинаковых людей, двух похожих по рисунку снежинок... И поняли: для творческого человека интересны даже привычные вещи и обыденные, на пер­вый взгляд, явления. Главное – иметь зоркий взгляд и доброе сердце.

Потом посыпались вопросы: сколь­ко времени уходит на один рисунок? Чем Вы рисуете? Где учились и как стали художником? Какое животное у Вас самое любимое?

О.3акоморный рассказал, что на один рисунок уходит около 3 часов. Рисовать и лепить он любил с детства. Учился в МСХШ, потом в Суриковском институте. А его любимый зверь – волк. Рисует он постоянно и много. Чем? Карандашом, флома­стером, углем.

  • Кстати, – заметил он, – угольком из костра рисовали на стенах пещер ещё первобытные люди. А современные художники, чтобы закрепить рису­нок углем, используют специальный лак.

Художник пригласил ребят на свою новую вы­ставку "Добрый мир", которая открылась в Музее декоративно-прикладного и народного искусства на Делегатской улице.

  • Спасибо! У Вас очень красивые работы, нам понравилось! – поблагодарили ребята. И дружно зааплодировали. На память о встрече со скуль­птором каждый ученик получил от него подарок – открытку-репродукцию с автографом. Восторгам не было предела.
  • У тебя лев? А у меня сова: давай меняться!
  • А мне достался волк! здорово – мой дедушка работает в заповеднике и охраняет волков!

Открытка с автографом.

Урок-экскурсия продолжился в классе: четве­роклассникам показали 7-минутный видеофильм о создании памятника "Первым переселенцам" работы О. Закоморного: крестьянин-сеятель с де­вочкой на фоне восходящего солнца. Монумент был открыт в Алтайском крае, в Барнауле, в 2012 году.

Своими глазами ребята увидели глиняную первооснову – для работы над ней пришлось даже соорудить в мастерской специальные леса.

Но особо их впечатлил огромный литейный цех комбината художественного литья: зрелище пла­мени в печи и расплавленная бронза, льющаяся из ковша в форму... Горячая работа у мастеров этого цеха: температура металла достигала 1400 градусов! Когда металл в форме остывал, огромная кувалда разбивала её и освобождала отливку. Скульптор рассказал, что эту монументальную работу отлива­ли по частям: вот огромная рука крестьянина, вот кусок солнца... Отдельные части памятника транс­портировали по цеху с помощью крана. Каждую шлифовали из шланга струей песка под давлением, потом тонировали. Кропотливый трудоёмкий про­цесс занял не один месяц.

Готовые части памятника переселенцам везли на специальных фурах 3 тысячи километров! Монтаж занял несколько дней, и наконец монумент высотой 5 м установили на многотонный гранитный постамент. Открытие стало праздником для жителей Алтайско­го края. Сейчас памятник "Первым переселенцам" – одна из достопримечательностей города. А для скульптора работа над ним имеет особое значение: его прадед, крестьянин Кирилл Закоморный, был одним из десятков тысяч переселенцев, которые приехали из Малороссии осваивать эти земли...

Ребята поинтересовались у Олега Георгиевича, сколько времени он работал над памятником, и ис­кренне удивились, узнав, что на подготовку эскизов и создание памятника в глине ушло почти 2 года!

Жили-были лев и крокодил...

Заключительным этапом необычного урока стала коллективная творческая работа. Класс разделили на группы, и каждая группа получила одну из четырёх цветных фотографий скульптур, которые дети виде­ли на выставке. задача перед ними стояла непростая – придумать сюжеты с предлагаемыми героями-животными, а потом записать лучший вариант.

Ребята из IV А сочиняли сказку, а их сверстники из IV Б работали над рассказом-миниатюрой. На вы­полнение задания им давалось только 20 минут. Но учительница IV А класса Наталья Николаевна Заха­рова не сомневалась, что её ученики справятся: ведь они хорошо знают жанровые особенности сказки.

Вот уж где было раздолье для фантазёров! Ав­торы одной сказки решили оживить бронзовых зверей, и те убежали в джунгли. Создатели другой сказки о животных отправили пингвинов, жителей

Антарктики, в... Арктику, а льва с крокодилом – в тропики. зато каждая сказка кончалась мудрой пословицей.

А ребята из IV Б, питомцы Марины Михайловны Гориной, доказали, что могут написать коллек­тивные рассказы по композиции. Вот, например, такой (авторы – Панков Кирилл, Майорова Анна, Сосипаторов Алексей, Блынская Анастасия, Голу­бева Валерия).

"Волки в деревне"

Это была светлая ночь, была метель, светил золотой месяц, который освещал всю деревню. Волки шли по глубокому снегу. Они были устав­шими и мечтали об охоте на куриц. Все знали, что наутро их следы заметит деревенская со­бака. И на следующую ночь будут поставлены ловушки.

Вдруг послышался звук. Это были люди. Они поджидали их. Волки насторожились. Они по­няли, что приближается опасность, и поэтому спрятались в тени. Волки продолжили охоту и наутро были у себя в лесу, наевшись до отвала.

Собрав работы, Марина Михайловна Горина поблагодарила ребят за активную работу и спро­сила, чем запомнился им этот день. Маша Гриш­ковец призналась, что ей понравилось работать в группе: каждый выдумывал и предлагал что-то своё. А скульптуры Олега Георгиевича Закомор­ного они с мамой видели однажды на выставке в Дарвиновском музее, и эта выставка произвела на них огромное впечатление! Антон Широков тоже не скрывал воодушевления: необычный урок и творческое задание ему пришлись по душе. Теперь они знают не понаслышке: настоящий художник должен много трудиться, иметь не только талант, но и терпение.

В них чувствуется жизнь!

Ребята не всегда могли выразить словами всю полноту переживаний и эмоциональный подъём, который они испытали. Но на их лицах читалась радость и от совместной работы, и от знакомства с талантливым скульптором. Урок-экскурсия в чет­вёртых классах удался ещё и потому, что учителя продумали задания, провели беседу с учащимися.

Вне сомнения, необычное сотрудничество с профессиональным художником подарило творческим педагогам огромные возможности для работы: это не только устный рассказ или сочинение-миниатюра, но и зарисовка скульптур, копирование рисунков и т.д. А о том, какой след оставила выставка в юных душах, говорят записи в школьной Книге отзывов: в них немало точных наблюдений и искренних восторгов.

 

Искусство в школе: 
2015
№1.
С. 56-59

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.