Музыкальная палитра искусств

Е. Ильичёв, учитель музыки МБОУ «Лицей №35 – образовательный центр «Галактика», г. Казань, Республика Татарстан

Музыкальная палитра искусств

Программа внеурочной музыкально-эстетической деятельности подростков

Введение

Вниманию читателя предлагается доработанная и дополненная программа внеурочной музы­кально-эстетической деятельности подростков «Музыкальная палитра искусств».

Основной «плоскостью» моей работы в общеоб­разовательном учреждении стали уроки музыки и внеурочная работа с учащимися, которая по сей день остаётся актуальной в форме кружка люби­телей музыки, музыкального клуба, музыкальной гостиной и т.д. Всё это является продолжением уроков музыки, но уже с охватом более глубокого, ёмкого, интересного материала с учащимися под­росткового возраста.

Под внеурочной деятельностью следует по­нимать образовательную деятельность, направ­ленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, но осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность планируется и организуется с учётом индивидуаль­ных особенностей и потребностей ребенка, вопро­сов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.

Мной были изучены и проанализированы ос­новные программы по музыке для общеобразова­тельных школ, утверждённые Министерством об­разования и науки РФ и применяемые в практике работы многих общеобразовательных учреждений. Среди них: программы Э.Б.Абдуллина, В.В.Алеева, Д.Б.Кабалевского, Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Л.В.Школяримн. др. Изучениесодержанияна­званных программ позволило определить целый пласт музыкального искусства, не охваченный авторами: очень интересный, высокохудожествен­ный, глубокий, разножанровый, музыка многих отечественных композиторов XX–XXI веков. По­этому особое место в данной программе отводится знакомству с жизнью и творчеством замечательных композиторов, чей жизненный и творческий путь не рассматривается в названных программах.

Программа построена по модульному принципу в контексте музыкально-эстетической деятель­ности учащихся подросткового возраста общеоб­разовательных школ, лицеев, гимназий. Каждое занятие по продолжительности может занимать не более 40 минут. Исходя из 16-летнего педагогиче­ского опыта и учитывая особенности восприятия подростков, я могу утверждать, что это – оптималь­ное время для занятий с учащимися.

Программа разработана в соответствии с разнообразием форм и методов работы с подростками, чей возраст характеризуется началом активного форми­рования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, «системы» оценочных сужде­ний, формирования основ музыкально-этетического вкуса. Именно в этом возрастном периоде ведущей социальной потребностью становится идентифи­кация (принятие подростком социальной роли при вхождении в группу, осознание групповой принад­лежности). Проявляется потребность в принадлеж­ности группе. Потребность в дружбе. Потребность в уважении, доверии, признании, самостоятельности.

Внеурочная работа в контексте современного образования стала более гибкой: разнообразной по целям и задачам, планируемым результатам (как структурообразующим элементам ФГОС); вариативной по формам и методам преподава­ния; насыщенной по использованию новейших технических средств. Для того чтобы внеурочная музыкально-эстетическая деятельность приобрела законченный, очерченный вид, необходимо при­вести её в определённую систему, подтверждением чего и является составленная программа.

Пояснительная записка

На сегодняшний день задача значительного улучшения художественного и эстетического вос­питания подрастающего поколения является при­оритетной в основных направлениях реформиро­вания деятельности любого общеобразовательного учреждения. Это и поиски новых путей эстети­ческого воспитания детей средствами музыки, и приобщение учащихся к искусству, где последнее найдёт дорогу к детям во всём разнообразии своих проявлений.

Программа предлагается учащимися подрост­кового возраста для внеурочной музыкально-эсте­тической работы в средней общеобразовательной школе, лицее, гимназии и рассчитана на календар­ный год обучения учащихся 7 – 8 классов.

Методологическими ориентирами в построении данной программы стали культурологический, полихудожественный, индивидуально-деятель­ностный и системный подходы.

  1. Культурологический подход к содержанию художественного образования и эстетического вос­питания учащихся обеспечивает закрепление ху­дожественно-культурных ценностей, заключённых в отечественной культуре (кинематографе, театре, хореографии, песенном наследии композиторов советского периода).
  2. Полихудожественный подход предполагает объединение двух или более видов художествен­ной деятельности в одно целое, в частности союз музыки и искусства движения, музыки и театра, музыки и кино.
  3. Индивидуально-деятельностный подход по­зволяет учащимся быть не только зрителями или слушателями в процессе погружения в мир художе­ственных образов, но и создателями, реализующи­ми авторские замыслы средствами основных видов пластических искусств и музыки. Включение учащихся в активную творческую деятельность обусловливает разнообразие в неурочных занятий: занятия по отдельным видам искусства; интегри­рованные внеурочные занятия по нескольким видам искусства; внеурочные занятия с охватом всех видов искусств, выражения собственного «Я» учащегося в отношении творчества того или иного отечественного композитора.
  4. Использование системного подхода к автор­ской методике моделирования позволяет учащимся более чётко ориентироваться в художественно-об­разовательном пространстве, которое представлено в данной программе.

В структуру программы включены пять ос­новных блоков, каждый из которых раскрывает красоту того или иного вида искусства: музыки, хореографии, театра, кино и мюзикла.

В них представлены основные сферы художе­ственной культуры общества: жизнь замечатель­ных людей и творческое наследие отечественных композиторов в блоке «Музыка»; шедевры балет­ного и оперного искусства в блоке «Хореография» и «Театр»; песни и инструментальная музыка ком­позиторов советского времени в кино представлена в блоке «Кино»; известные мюзиклы композиторов в блоке «Мюзиклы».

Структура данной программы подразумевает единую систему раскрытия творчества компози­тора. Отбор содержания программы осуществлён с учётом реального уровня художественной куль­туры учащихся, доступности материала каждого из них. Широко представлены песни и инструмен­тальная музыка отечественного кинематографа. Немаловажная роль в программе отводится зна­комству учащихся с балетами, операми и мюзи­клами композиторов XX -XXI веков.

Цель программы:

Развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.

Задачи программы:

  • познакомить учащихся с жизнью и творче­ством отечественных композиторов на примере их музыкального наследия в разных областях искусства;
  • воспитывать музыкальный вкус и интерес к личности и творчеству композитора, повысить культуру общения учащихся подросткового воз­раста в совместной творческой деятельности;
  • развивать художественный вкус, музыкаль­ный интерес, расширяя кругозор в области раз­личных видов искусства, опираясь на творчество предлагаемых в программе композиторов;
  • умение самостоятельно работать со специ­ально подобранным репертуаром, охватывающим искусство в целостности, применительно к творче­ству данных композиторов;
  • совершенствовать творческие способности учащихся, а также общеучебные умения и навыки; мотивировать к осознанию «собственного – Я»;

И информация о годах жизни композиторов может послужить ориентиром в планировании и проведении занятия и акцентировать внимание на юбилейных датах.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного обще­го образования побудило меня доработать свою программу. Деятельностный подход позволяет формировать учебные навыки, умения, компе­тенции. Нам становится важно, какими именно учебными действиями – личностными, регуля­тивными, коммуникативными, познавательными – преломленными через специфику содержания программы «Музыкальная палитра искусств» ов­ладеют учащиеся в ходе дополнительных занятий по предмету «Искусство» («Музыка») в рамках организованной внеурочной музыкально-эстетиче­ской деятельности обучающихся. При этом особо выделяется учебный материал, служащий основой для последующего, в частности дополнительного, образования и подлежащий освоению всеми по­сещающими занятия обучающимися.

Поощрение содержательных инициатив в мно­гообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин пере­осмысления накопленного музыкального опыта становятся основой для успешного освоения до­полнительных знаний на данном этапе обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.

Спецификой предметной области «Искусство» в средней общеобразовательной школе, лицее, гимназии обусловлено наличие особого «творче­ского пространства» для возможного поиска, во­площения художественных идей и полноценной самореализации учащихся в различных видах внеурочной деятельности.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • обогащение духовного мира обучающихся на основе присвоения художественного опыта чело­вечества;
  • умение рассуждать, выдвигать предположе­ния, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях современного социума;
  • инициативность и самостоятельность в ре­шении разноуровневых учебно-творческих задач.

Метапредметные результаты:

  • развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
  • самостоятельность при организации содер­жательного и увлекательного культурного досуга;
  • соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-во­левой сферы;
  • расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие.

Предметные результаты:

  • постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произве­дений искусства; освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного искусства;
  • формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей ду­ховной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации со­держательного культурного досуга на основе осоз­нания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
  • развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного, ассоциативного их удожественного мышления, фантазии и творче­ского воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой; эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на ос­нове восприятия и анализа музыкальных образов;
  • формирование мотивационной направлен­ности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инстру­ментальное музицирование);
  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информа­ции, развитие творческих способностей в много­образных видах музыкальной деятельности, свя­занной с театром, кино, литературой, живописью;
  • расширение музыкального и общего культур­ного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к отечественной музыке;
  • овладение основами музыкальной грамот­ности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимос­вязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.

Тематический план программы

VII класс

Сентябрь. Введение в программу.

Петров Андрей Павлович – 1 ч.

Октябрь. Хренников Тихон Николаевич – 1 ч.

Ноябрь. Френкель Ян Абрамович – 1 ч.

Декабрь. Шаинский Владимир Яковлевич – 1 ч.

Январь. Колмановский Эдуард Савельевич – 1 ч.

Февраль. Гладков Геннадий Игоревич – 1 ч.

Март. Зацепин Александр Сергеевич – 1 ч.

Апрель. Богословский Никита Владимирович – 1 ч.

Май. Обобщение творчества пройденных компози­торов за истекший учебный год– 1 ч.

Итого– 9 ч.

VIII класс

Сентябрь. Тухманов Давид Федорович – 1 ч.

Октябрь. Таривердиев Микаэл Леонович – 1 ч.

Ноябрь. Пахмутова Александра Николаевна– 1 ч.

Декабрь. Тищенко Борис Иванович – 1 ч.

Январь. Лебедев Виктор Михайлович – 1 ч.

Февраль. Крылатов Евгений Павлович – 1 ч.

Март. Дога Евгений Дмитриевич – 1 ч.

Апрель. Эшпай Андрей Яковлевич – 1 ч.

Май. Обобщение творчества пройденных компо­зиторов за истекший учебный год. Подведение итогов по творчеству всех композиторов, пред­ставленных в программе – 1 ч.

Итого– 9 ч.

Содержание программы

VII класс

I четверть

Тема 1. Введение в программу. Творческое наследие отечественных композиторов.

Петров Андрей Павлович (02.09.1930 – 15.02.2006). Жизненный и творческий путь. Основные направления, жанры в работе компо­зитора. Произведения для музыкального театра: балеты, оперетта, мюзиклы, музыкально-драма­тические фрески (опера «Пётр Первый»), опера-феерия («Маяковский начинается»); оркестровые и вокально-оркестровые произведения (сюиты для оркестра, симфоническая поэма, симфониче­ские увертюры, вокально-поэтическая симфония («Пушкин»), Концерты для скрипки с оркестром, для фортепиано с оркестром, симфония-фантазия («Мастер и Маргарита»), симфонические транс­крипции мелодий из кинофильмов. Сюита «Улич­ные мелодии в смокингах»,) Знаменитые фильмы с его музыкой: «Человек-амфибия», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Берегись автомоби­ля», «Путь к причалу», «Вокзал для двоих», «Я шагаю по Москве», «Жестокий романс» «Зигзаг удачи» и мн. др.

28 сентября – Всемирный день моря. «Тайны морских глубин в творчестве А.П.Петрова».

Формы работы: лекция-концерт, слушание инструментальных произведений композитора в исполнении учителя с применением ЭМИ (синте­затора, электронного пианино). Рассказ, анализ творчества, выявление основных идей, определе­ние специфики творчества композитора.

Тема 2. Хренников Тихон Николаевич (28.05.1913 – 14.08.2007). «Мелодии и ритмы му­зыки Т.Хренникова».

Познакомить с творчеством композитора через живое исполнение его произведений в рамках Международного дня музыки 1 октября. После концерта: обобщить услышанное. «Выйти» на главную тематику песен.

Акцентировать внимание на песнях из кино­фильмов, а также на его балетном творчестве. «Гусарская баллада» (кинофильм и балет, пред­ложенные учащимся на видеохостинге YouTube, а также с официального сайта композитора).

Формы работы: концерт из произведений ком­позитора в исполнении учащихся и преподавате­лей ДМШг. Казани, приуроченный к 1 октября Международному Дню музыки.

II четверть

Тема 3. Френкель Ян Абрамович (21.11.1920 – 25.08.1989). «Образ Женщины-Матери в музы­кальном воплощении (решении) кинематографа» Знаменитые песни из к/ф (всего 60), ставшие легендарным наследием композитора: «Вальс рас­ставания», «Для тебя» и др.

Формы работы: просмотр музыкальных фраг­ментов из кинофильмов с официального сайта ком­позитора, на видеохостинге YouTube. Выявление специфики произведений композитора, тематика творчества.

27 ноября – Всероссийский день матери.

Тема 4. Шаинский Владимир Яковлевич (12.12.1925 – 25.12.2017). «Счастливое детство в песнях В.Шаинского». Также возможно озна­комление и разучивание песен для детей более старшего возраста: «Уголок России», «На дальней станции сойду», «Дрозды», «Не плачь девчонка», «Берёза белая» как образцов нравственного иде­ала. Сравнение, анализ  (музыки и текста) песен композитора с песнями современного молодежного музыкально-песенного творчества (варианты уча­щимся на усмотрение учителя).

Формы работы: концерт хорового (вокального) коллектива ДМШ г.Казани.

III четверть

Тема 5. Колмановский Эдуард Савельевич (09.01.1923 – 27.07.1994). Раскрыть основную область творчества – песенный жанр (более 200 песен). Тематика песен: Великая Отечественная война – символы Победы, свободы, терпения, му­жества («Я люблю тебя жизнь», «Хотят ли русские войны», «Алёша», «Вальс о вальсе» и мн. др.).

Формы работы: лекция-концерт студентов вокального отделения музыкального училища (колледжа) имени И.В. Аухадеева г. Казани. Вы­разительная передача особенностей исполнения песен, песен о Великой Отечественной войне, музы­кальная драматургия, анализ, собственная оценка.

Тема 6. Гладков Геннадий Игоревич (18.02.1935). «Формула любви в инструментальной музыке композитора Г.Гладкова». «Музыкальная карусель Г.Гладкова».

Акцентировать внимание учащихся, помимо детских песен, на мюзиклах: «Бременские музы­канты» (характеристики героев в музыке) и др. произведения этого жанра.

Формы работы: слушание произведений разных жанров на официальном сайте композитора, на CD и на видеохостинге YouTube. Создание интонаци­онно-образных картин.

14 февраля – День святого Валентина. «Форму­ла любви» в музыке композитора…

Тема 7. Зацепин Александр Сергеевич (10.03.1926). Основная плоскость творчества – му­зыка к 10 мультипликационным и 70 кинофиль­мам. Музыка А.Зацепина в комедиях и драмах.

Формы работы: предлагается рассмотреть «по­черк» композитора в кинолентах: «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Спортлото», «Иван Васильевич меняет профессию», «31 июня» и мн. др. (на усмотрение учителя). Особенности му­зыкального языка композитора. По возможности уделить внимание его оперетте «Золотые ключи», приурочив к Международному дню театра.

27 марта – Международный день театра. «Теа­тральные подмостки» композитора.

IV четверть

Тема 8. Богословский Никита Владимирович (22.05.1913 – 04.04.2004). «Большая жизнь вели­кого композитора…» Основной жанр композитора – песня (свыше 300), а также музыка к 119 фильмам.

Выявить тематику песен, песен для кино, в основном на военную тему: «Истребители», «Два бойца», «Разные судьбы», «Большая жизнь» и др. Какую роль играют его песни в фильмах.

Формы работы: лекция-концерт, рассказ, анализ творчества, выявление основных идей, выделение специфики песен, а также огромного количества песен к к/ф.

Тема 9. Обобщение творчества компози­торов, пройденных за истекший учебный год. Игра-викторина для учащихся по творчеству прой­денных композиторов, включая угадайку по их произведениям (количество номеров варьируется учителем), а также запланированные тестовые за­дания для ребят.

Формы работы: музыкальный ринг (игра-вик­торина).

VIII класс

I четверть

Тема 1. Тухманов Давид Федорович (20.07.1940). «Как прекрасен этот мир» – ретро­спектива песен композитора.

Формы работы: слушание песен с официально­го сайта композитора, на CD и на видеохостинге YouTube в исполнении народных артистов СССР, России, Эстонии, Белоруссии, Украины. Анализ и тематика творчества.

Тема 2. Таривердиев Микаэл Леонович (15.08.1931 – 25.07.1996). «Счастливые мгнове­ния в музыке М. Таривердиева». Познакомить с творчеством композитора через живое исполнение его произведений студентами Музыкального кол­леджа, в рамках Международного дня музыки. Целесообразно остановиться на музыке к кино­фильмам (свыше 130): «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С лёгким паром», «Большая руда» и др. по выбору учителя.

Формы работы: концерт из произведений компо­зитора силами учащихся и преподавателей ДМШ г. Казани, приуроченный к Международному Дню музыки – 1 октября.

II четверть

Тема 3. Пахмутова Александра Николаевна (09.11.1929). «Александра Пахмутова – компози­тор песенник». Слушание песен на официальном сайте композитора, на CD и на видеохостинге YouTube, а также в исполнении учителя с приме­нением ЭМИ (синтезатора, электронного пианино). Разнообразие тематики песен (о любви, о предан­ности, о космосе, о спорте, о Победе, о дружбе, о Родине).

Сравнение, анализ песен композитора (на слова поэта-песенника Н.Н. Добронравова) с песнями современного молодёжного музыкально-песенного творчества (варианты учащимся на усмотрение учителя).

Вокальные циклы А.Пахмутовой: «Таёжные звезды», «Обнимая небо», «Созвездие Гагарина». Музыка в кино: «Девчата», «Три тополя на Плю­щихе», «Баллада о спорте», «О спорт – ты мир!» и др. по выбору учителя.

Формы работы: лекция-концерт, анализ творче­ства, личностная оценка основных идей песенного творчества, музыки к кинофильмам.

Тема 4. Тищенко Борис Иванович (23.03.1939 – 09.12.2010). Основная область творчества – ин­струментальная музыка. Работа в жанрах песни, оперы, балета, музыки в кино.

Формы работы: слушание ярких образцов ин­струментальной музыки с официального сайта композитора, на CD и на видеохостинге YouTube. Выявление особенностей стиля композитора.

III четверть

Тема 5. Лебедев Виктор Михайлович (05.01.1935). Его песни звучат более чем в 105 фильмах, из них киноэпопея «Гардемарины, впе­рёд!». Рассмотреть инструментальную музыку из этого фильма: Тема разлуки, Берег моря, Тема любви, Французская тема, Песня о любви, Раз­лука, Не вешать нос, Песня о дружбе, Песенка о сверчке, Ланфрен-Ланфра.

Стиль композитора. Выявление образа, харак­тера героев данного фильма в музыке.. Значение инструментального начала в кинофильмах с му­зыкой В. Лебедева.

Формы работы: слушание произведений ком­позитора в исполнении учителя с применением ЭМИ (синтезатора, электронного пианино). Анализ творчества, выявление основных идей, специфика и назначение инструментальной музыки.

Тема 6. Крылатов Евгений Павлович (23.02.1934). «Музыка Е.Крылатова в детском кино». автор музыки к более 140 фильмам.

Предлагаются к рассмотрению кинофильмы: «Приключения электроника», «Чародеи», «Гостья из будущего», «Ох, уж эта Настя». Жанры кино­фильмов в музыкальном воплощении композитора.

Формы работы: предполагается концерт хоро­вой (вокальной) студии и вокально-инструменталь­ного ансамбля ДМШ г. Казани.

14 февраля – День святого Валентина. «Музыка любви» Е. Крылатова в кинематографе.

Тема 7. Дога Евгений Дмитриевич (01.03.1937). Основная область творчества – музыка к кинофиль­мам (свыше200). Цикличность инструментальных миниатюр в кинематографе: «Мой ласковый и нежный зверь» – 17 пьес, «Мария, Мирабела» – 11 пьес, «Табор уходит в небо» – 14 песен-композиций, «Мой белый город» – 11 композиций, «Танцплощад­ка» – 10 пьес. Принцип мышления композитора. Индивидуальная особенность творчества. Песни молдавского фольклора в творчестве композитора.

Формы работы: просмотр фрагментов из кино­фильмов на видеохостинге YouTube в контексте цикличности инструментальных миниатюр в ки­нематографе.

IV четверть

Тема 8. Эшпай Андрей Яковлевич (15.05.1925 – 08.11.2015). Основная область творчества – ро­мансы  и песни (более 100).

Романсовая лирика в творчестве композито­ра. Слушание произведений в записи. Музыка А.Эшпая в кино (более50). Жанровая палитра кинофильмов.

Формы работы: лекция-концерт, рассказ, ана­лиз творчества, выявление основных идей, опре­деление специфики творчества композитора.

29 апреля – Международный день танца. «Круг танцев» в творчестве композитора (балетное твор­чество А. Эшпая).

Тема 9. Обобщение творчества композито­ров за истекший учебный год, а также выводы, подведение итогов по творчеству композиторов советского периода, рассмотренных в рамках про­граммы.

Музыкальные и кино-угадайки. Тестовые за­дания по пройденной программе «Музыкальная палитра искусств».

Сочинения участников программы «Музыкаль­ная палитра искусств» по теме: «Искусство и есть проявление Красоты!».

Формы работы: музыкальный КВН, защита пре­зентаций учащимися с использованием фрагментов из кинофильмов с видеохостинга YouTube.

Формы и методы

Для реализации целей и задач, достижения планируемых результатов, обозначенных в про­грамме внеурочной музыкально-эстетической деятельности, применимы следующие формы: лекция-концерт, рассказ, беседа, выступления и концерты учащихся и преподавателей, слушание музыки, просмотр фрагментов из кинофильмов, мюзиклов, балетов. Диалог: учитель–ученик; соз­дание интонационно-образных картин; суждение, размышление, выводы учащихся.

Формы внеурочной деятельности предусматри­вают активность и самостоятельность обучающих­ся; сочетают индивидуальную и групповую работу; обеспечивают достаточно гибкий режим занятий (по продолжительности и последовательности); переменный состав обучающихся; проектную и исследовательскую деятельность (практики); экс­курсии (в театры, филармонию, музеи, концертные большие и малые залы и др.).

Методы: метод художественного объяснения, ме­тод проблемных постановок, метод художественного воплощения идеи, метод создания художественного контекста, метод сравнения, метод эмоциональной драматургии, метод музыкального обобщения, ме­тод размышления о музыке, метод моделирования художественно-творческого процесса.

Формы контроля

По результатам изучения данной программы планируются следующие формы контроля: «Уга­дай мелодию» (по жанрам работы композитора в контексте разных видов искусств); тесты на знания, умения и навыки после изучения каждой темы (с правильным выбором ответа); рассказ учащихся о жизни, творчестве, основных направ­лениях творчества, идеях композитора; мини-со­чинения учащихся.

В ходе проведения итоговых занятий по обоб­щению и систематизации рассмотренного мате­риала: игры-викторины, музыкальные КВН, за­нятия-презентации с использованием программы Power Point, входящей в пакет Microsoft Office, включая графическую, аудио-видеоинформацию с применением проектора на занятии. Активное использование учащимися Интернет-технологий.

В помощь учителю, реализующему программу внеурочной музыкально-эстетической деятель­ности, предлагаются список литературы, Интер­нет-ресурсы и электронные источники носителей информации.

Основная и дополнительная литература, нормативные документы

  1. Абрамов, А.А. Песня посвящается моя. – М.: Советская Россия, 1969. – 214 с.
  2. Агеева И.Д. Занимательные материалы по музыке, театру и кино. Методическое пособие. – ТЦ «Сфера», М.: 2006. – 240 с.
  3. Алиев Ю.Б. Дидактические основы становления худо­жественной культуры школьников: методологические, теоретические и методические проблемы. – М.: ФГБНУ ИСТОРАО, 2015. – 288 с.
  4. Анашкин С.М. Геннадий Игоревич Гладков. Жизнь и творчество / С.М. Анашкин, А.В. Семёнов. – Челябинск: Music Production International, 2010. – 136 с.
  5. Балакина Н.Н. В мире музыки: Для младшего и старшего школьного возраста. – Минск.: Издатель Шабатура Д.М., 2016. – 160 с.
  6. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4-еизд. / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2014. – 23 с.
  7. Иванов Ю.Г. Нам нельзя без песен. – Смоленск.: Ру­сич, 2004. – 448 с.
  8. Ильичёв Е.М. «Душа и музыка – едины!» (к 80-летию композитора Виктора Лебедева) // «Искусство в шко­ле». – 2015. –№2. – С.38–40; Учитель музыки. – 2015. – № 1 (28). –С.33–37.
  9. Ильичёв Е.М. «Луч солнца золотого» Геннадия Глад­кова// Искусство в школе. – 2016. – №2. – С. 32–34.
  10. Ильичёв Е.М. Геннадий Гладков: прошлое, настоящее и будущее// Музыка в школе. – 2016. – №2. – С. 52–56.
  11. Ильичёв Е.М. Никита Богословский и Тихон Хрен­ников – «Творчество длиной в жизнь…» // «Искусство. Всё для учителя!». – 2017. № 3 (63). – С. 16–19.
  12. Ильичёв Е.М. Памяти В.Я.Шаинского. Музыкальная гостиная// Музыка в школе. – 2018. № 2. – С. 60–64.
  13. Ильичёв Е.М. Тестовые задания на уроках предметов «Музыка», «Искусство» // Учитель музыки. – 2018. – №2 (41). – С. 64–67.
  14. Казиник М.С. Погружение в музыку или Тайны гениев. – М.: АСТ, 2017. – 304 с.
  15. Квасникова Л.А. Дорогами песен А. Пахмутовой. – М.: 1979. – 218 с.
  16. Ковалёва Е.В. Музыкально-интеллектуальные вик­торины для детей 11–14 лет: Пособие для детских музыкальных школ и детских школ искусств. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 160 с.
  17. Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: игры, конкурсы, современные методы. Игровые методы обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
  18. Надолинская Т.В. На уроках музыки о литературе и искусстве. Библиотека учителя музыки. – М.: Гума­нитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 191 с.
  19. Новицкий Е. Так говорили в советских мультфиль­мах. Так говорили великие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 170 с.
  20. Мархасёв Л.С. Андрей Петров, знакомый и незнако­мый. – Л.: Музыка, 1974. – 127 с.
  21. Микушина Т.Н. Секреты музыки. Серия «Духовно-нравственная культура» / Т.Н. Микушина, Е.Ю. Ильи­на. – Омск: Издательский дом «СириуС», 2017. – 112 с.
  22. О направлении методических рекомендаций. Письмо МО и НРФ. Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 августа 2017 года № 09-1672.
  23. Паниотова Т.С. Основы теории и истории искусств. Музыка. Литература: Учебное пособие. –3-е изд. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУ­ЗЫКИ», 2017. – 448 с.
  24. Паниотова Т.С. Основы теории и истории искусств. Изобразительное искусство. Театр. Кино: Учебное посо­бие. – 2-е изд. – СПб.: Издательство «Лань»; Издатель­ство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2016. – 456 с.
  25. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Б.С. Рачина. – СПб.: Композитор, 2007 – 543 с.
  26. Розанова Ю.А. Балетные либретто: Краткое из­ложение содержания балетов/ Ю.А. Розанова, С.М. Разумова. – М.: Музыка, 2011. – 208 с.
  27. Семёнов А. В. Книга о весёлом композиторе. – М.: Музыка, 2009. – 304 с.
  28. Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности. 2-е изд. / А.Г. Цукерман, А.Л. Венгер. – М.: Авторский клуб, 2015. 432 с.
  29. Федеральный   государственный   образовательный  стандарт. Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  30. Энциклопедия быстрых знаний. Кино. Музыка. Для тех, кто хочет всё успеть .– М.: Издательство «Э», 2018. – 128 с.
  31. Яковлев М. Гордость советской музыки: Музыканты – Герои Социалистического Труда и лауреаты Ленинской премии. – М.: Советский композитор, 1987. – 544 с.

Интернет-ресурсы и электронные носители информации

  1. Золотые хиты инструментальной музыки отечественных композиторов XX–XXI вв. / Электронное изд. – М.: Ностальгия , 2016. – 16 электрон. опт. диск (CD-ROM)
  2. Г. Гладков. «Музыка – это честнейшее искусство». Режим доступа: http://dreamiech.ru/blog/2011/08/28/gennady-gladkov/ (Дата обращения: 30.05.2018)
  3. Евгений Крылатов. Режим доступа: http://www.krylatov.ru (Дата обращения : 30.06.2018)
  4. Александра Николаевна Пахмутова. Режим доступа: http://www.pakhmutova.ru (Дата обращения : 30.05.2018)
  5. Советская музыка. Режим доступа: http://www.sovmusic.ru (Дата обращения : 30.05.2018)
  6. Микаэл Таривердиев. Режим доступа: http://www.tariverdiev.ru (Дата обращения : 30.05.2018)
  7. Давид Федорович Тухманов. Режим доступа: http://www.tuxmanov.ru (Дата обращения : 30.05.2018)
  8. Хренниов Тихон Николаевич. Режим доступаадоступадоступа: https://khrennikov.ru (Дата обращения : 30.05.2018)
  9. Владимир Шаинский – биография, личная жизнь, смерть. Режим доступа: http://mfina.ru/vladimir-shainskij (Дата обращения : 30.05.2018)
Автор: 
Искусство в школе: 
2018
№5.
С. 48-54
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.