Музыкальная палитра искусств
Е. Ильичёв, учитель музыки МБОУ «Лицей №35 – образовательный центр «Галактика», г. Казань, Республика Татарстан
Музыкальная палитра искусств
Программа внеурочной музыкально-эстетической деятельности подростков
Введение
Вниманию читателя предлагается доработанная и дополненная программа внеурочной музыкально-эстетической деятельности подростков «Музыкальная палитра искусств».
Основной «плоскостью» моей работы в общеобразовательном учреждении стали уроки музыки и внеурочная работа с учащимися, которая по сей день остаётся актуальной в форме кружка любителей музыки, музыкального клуба, музыкальной гостиной и т.д. Всё это является продолжением уроков музыки, но уже с охватом более глубокого, ёмкого, интересного материала с учащимися подросткового возраста.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, но осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность планируется и организуется с учётом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, вопросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.
Мной были изучены и проанализированы основные программы по музыке для общеобразовательных школ, утверждённые Министерством образования и науки РФ и применяемые в практике работы многих общеобразовательных учреждений. Среди них: программы Э.Б.Абдуллина, В.В.Алеева, Д.Б.Кабалевского, Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Л.В.Школяримн. др. Изучениесодержанияназванных программ позволило определить целый пласт музыкального искусства, не охваченный авторами: очень интересный, высокохудожественный, глубокий, разножанровый, музыка многих отечественных композиторов XX–XXI веков. Поэтому особое место в данной программе отводится знакомству с жизнью и творчеством замечательных композиторов, чей жизненный и творческий путь не рассматривается в названных программах.
Программа построена по модульному принципу в контексте музыкально-эстетической деятельности учащихся подросткового возраста общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Каждое занятие по продолжительности может занимать не более 40 минут. Исходя из 16-летнего педагогического опыта и учитывая особенности восприятия подростков, я могу утверждать, что это – оптимальное время для занятий с учащимися.
Программа разработана в соответствии с разнообразием форм и методов работы с подростками, чей возраст характеризуется началом активного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, «системы» оценочных суждений, формирования основ музыкально-этетического вкуса. Именно в этом возрастном периоде ведущей социальной потребностью становится идентификация (принятие подростком социальной роли при вхождении в группу, осознание групповой принадлежности). Проявляется потребность в принадлежности группе. Потребность в дружбе. Потребность в уважении, доверии, признании, самостоятельности.
Внеурочная работа в контексте современного образования стала более гибкой: разнообразной по целям и задачам, планируемым результатам (как структурообразующим элементам ФГОС); вариативной по формам и методам преподавания; насыщенной по использованию новейших технических средств. Для того чтобы внеурочная музыкально-эстетическая деятельность приобрела законченный, очерченный вид, необходимо привести её в определённую систему, подтверждением чего и является составленная программа.
Пояснительная записка
На сегодняшний день задача значительного улучшения художественного и эстетического воспитания подрастающего поколения является приоритетной в основных направлениях реформирования деятельности любого общеобразовательного учреждения. Это и поиски новых путей эстетического воспитания детей средствами музыки, и приобщение учащихся к искусству, где последнее найдёт дорогу к детям во всём разнообразии своих проявлений.
Программа предлагается учащимися подросткового возраста для внеурочной музыкально-эстетической работы в средней общеобразовательной школе, лицее, гимназии и рассчитана на календарный год обучения учащихся 7 – 8 классов.
Методологическими ориентирами в построении данной программы стали культурологический, полихудожественный, индивидуально-деятельностный и системный подходы.
- Культурологический подход к содержанию художественного образования и эстетического воспитания учащихся обеспечивает закрепление художественно-культурных ценностей, заключённых в отечественной культуре (кинематографе, театре, хореографии, песенном наследии композиторов советского периода).
- Полихудожественный подход предполагает объединение двух или более видов художественной деятельности в одно целое, в частности союз музыки и искусства движения, музыки и театра, музыки и кино.
- Индивидуально-деятельностный подход позволяет учащимся быть не только зрителями или слушателями в процессе погружения в мир художественных образов, но и создателями, реализующими авторские замыслы средствами основных видов пластических искусств и музыки. Включение учащихся в активную творческую деятельность обусловливает разнообразие в неурочных занятий: занятия по отдельным видам искусства; интегрированные внеурочные занятия по нескольким видам искусства; внеурочные занятия с охватом всех видов искусств, выражения собственного «Я» учащегося в отношении творчества того или иного отечественного композитора.
- Использование системного подхода к авторской методике моделирования позволяет учащимся более чётко ориентироваться в художественно-образовательном пространстве, которое представлено в данной программе.
В структуру программы включены пять основных блоков, каждый из которых раскрывает красоту того или иного вида искусства: музыки, хореографии, театра, кино и мюзикла.
В них представлены основные сферы художественной культуры общества: жизнь замечательных людей и творческое наследие отечественных композиторов в блоке «Музыка»; шедевры балетного и оперного искусства в блоке «Хореография» и «Театр»; песни и инструментальная музыка композиторов советского времени в кино представлена в блоке «Кино»; известные мюзиклы композиторов в блоке «Мюзиклы».
Структура данной программы подразумевает единую систему раскрытия творчества композитора. Отбор содержания программы осуществлён с учётом реального уровня художественной культуры учащихся, доступности материала каждого из них. Широко представлены песни и инструментальная музыка отечественного кинематографа. Немаловажная роль в программе отводится знакомству учащихся с балетами, операми и мюзиклами композиторов XX -XXI веков.
Развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.
Задачи программы:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством отечественных композиторов на примере их музыкального наследия в разных областях искусства;
- воспитывать музыкальный вкус и интерес к личности и творчеству композитора, повысить культуру общения учащихся подросткового возраста в совместной творческой деятельности;
- развивать художественный вкус, музыкальный интерес, расширяя кругозор в области различных видов искусства, опираясь на творчество предлагаемых в программе композиторов;
- умение самостоятельно работать со специально подобранным репертуаром, охватывающим искусство в целостности, применительно к творчеству данных композиторов;
- совершенствовать творческие способности учащихся, а также общеучебные умения и навыки; мотивировать к осознанию «собственного – Я»;
И информация о годах жизни композиторов может послужить ориентиром в планировании и проведении занятия и акцентировать внимание на юбилейных датах.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования побудило меня доработать свою программу. Деятельностный подход позволяет формировать учебные навыки, умения, компетенции. Нам становится важно, какими именно учебными действиями – личностными, регулятивными, коммуникативными, познавательными – преломленными через специфику содержания программы «Музыкальная палитра искусств» овладеют учащиеся в ходе дополнительных занятий по предмету «Искусство» («Музыка») в рамках организованной внеурочной музыкально-эстетической деятельности обучающихся. При этом особо выделяется учебный материал, служащий основой для последующего, в частности дополнительного, образования и подлежащий освоению всеми посещающими занятия обучающимися.
Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становятся основой для успешного освоения дополнительных знаний на данном этапе обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.
Спецификой предметной области «Искусство» в средней общеобразовательной школе, лицее, гимназии обусловлено наличие особого «творческого пространства» для возможного поиска, воплощения художественных идей и полноценной самореализации учащихся в различных видах внеурочной деятельности.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- обогащение духовного мира обучающихся на основе присвоения художественного опыта человечества;
- умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях современного социума;
- инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач.
Метапредметные результаты:
- развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
- самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;
- соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы;
- расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие.
Предметные результаты:
- постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного искусства;
- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного, ассоциативного их удожественного мышления, фантазии и творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой; эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к отечественной музыке;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.
Тематический план программы
VII класс
Сентябрь. Введение в программу.
Петров Андрей Павлович – 1 ч.
Октябрь. Хренников Тихон Николаевич – 1 ч.
Ноябрь. Френкель Ян Абрамович – 1 ч.
Декабрь. Шаинский Владимир Яковлевич – 1 ч.
Январь. Колмановский Эдуард Савельевич – 1 ч.
Февраль. Гладков Геннадий Игоревич – 1 ч.
Март. Зацепин Александр Сергеевич – 1 ч.
Апрель. Богословский Никита Владимирович – 1 ч.
Май. Обобщение творчества пройденных композиторов за истекший учебный год– 1 ч.
Итого– 9 ч.
VIII класс
Сентябрь. Тухманов Давид Федорович – 1 ч.
Октябрь. Таривердиев Микаэл Леонович – 1 ч.
Ноябрь. Пахмутова Александра Николаевна– 1 ч.
Декабрь. Тищенко Борис Иванович – 1 ч.
Январь. Лебедев Виктор Михайлович – 1 ч.
Февраль. Крылатов Евгений Павлович – 1 ч.
Март. Дога Евгений Дмитриевич – 1 ч.
Апрель. Эшпай Андрей Яковлевич – 1 ч.
Май. Обобщение творчества пройденных композиторов за истекший учебный год. Подведение итогов по творчеству всех композиторов, представленных в программе – 1 ч.
Итого– 9 ч.
Содержание программы
VII класс
I четверть
Тема 1. Введение в программу. Творческое наследие отечественных композиторов.
Петров Андрей Павлович (02.09.1930 – 15.02.2006). Жизненный и творческий путь. Основные направления, жанры в работе композитора. Произведения для музыкального театра: балеты, оперетта, мюзиклы, музыкально-драматические фрески (опера «Пётр Первый»), опера-феерия («Маяковский начинается»); оркестровые и вокально-оркестровые произведения (сюиты для оркестра, симфоническая поэма, симфонические увертюры, вокально-поэтическая симфония («Пушкин»), Концерты для скрипки с оркестром, для фортепиано с оркестром, симфония-фантазия («Мастер и Маргарита»), симфонические транскрипции мелодий из кинофильмов. Сюита «Уличные мелодии в смокингах»,) Знаменитые фильмы с его музыкой: «Человек-амфибия», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Берегись автомобиля», «Путь к причалу», «Вокзал для двоих», «Я шагаю по Москве», «Жестокий романс» «Зигзаг удачи» и мн. др.
28 сентября – Всемирный день моря. «Тайны морских глубин в творчестве А.П.Петрова».
Формы работы: лекция-концерт, слушание инструментальных произведений композитора в исполнении учителя с применением ЭМИ (синтезатора, электронного пианино). Рассказ, анализ творчества, выявление основных идей, определение специфики творчества композитора.
Тема 2. Хренников Тихон Николаевич (28.05.1913 – 14.08.2007). «Мелодии и ритмы музыки Т.Хренникова».
Познакомить с творчеством композитора через живое исполнение его произведений в рамках Международного дня музыки 1 октября. После концерта: обобщить услышанное. «Выйти» на главную тематику песен.
Акцентировать внимание на песнях из кинофильмов, а также на его балетном творчестве. «Гусарская баллада» (кинофильм и балет, предложенные учащимся на видеохостинге YouTube, а также с официального сайта композитора).
Формы работы: концерт из произведений композитора в исполнении учащихся и преподавателей ДМШг. Казани, приуроченный к 1 октября Международному Дню музыки.
II четверть
Тема 3. Френкель Ян Абрамович (21.11.1920 – 25.08.1989). «Образ Женщины-Матери в музыкальном воплощении (решении) кинематографа» Знаменитые песни из к/ф (всего 60), ставшие легендарным наследием композитора: «Вальс расставания», «Для тебя» и др.
Формы работы: просмотр музыкальных фрагментов из кинофильмов с официального сайта композитора, на видеохостинге YouTube. Выявление специфики произведений композитора, тематика творчества.
27 ноября – Всероссийский день матери.
Тема 4. Шаинский Владимир Яковлевич (12.12.1925 – 25.12.2017). «Счастливое детство в песнях В.Шаинского». Также возможно ознакомление и разучивание песен для детей более старшего возраста: «Уголок России», «На дальней станции сойду», «Дрозды», «Не плачь девчонка», «Берёза белая» как образцов нравственного идеала. Сравнение, анализ (музыки и текста) песен композитора с песнями современного молодежного музыкально-песенного творчества (варианты учащимся на усмотрение учителя).
Формы работы: концерт хорового (вокального) коллектива ДМШ г.Казани.
III четверть
Тема 5. Колмановский Эдуард Савельевич (09.01.1923 – 27.07.1994). Раскрыть основную область творчества – песенный жанр (более 200 песен). Тематика песен: Великая Отечественная война – символы Победы, свободы, терпения, мужества («Я люблю тебя жизнь», «Хотят ли русские войны», «Алёша», «Вальс о вальсе» и мн. др.).
Формы работы: лекция-концерт студентов вокального отделения музыкального училища (колледжа) имени И.В. Аухадеева г. Казани. Выразительная передача особенностей исполнения песен, песен о Великой Отечественной войне, музыкальная драматургия, анализ, собственная оценка.
Тема 6. Гладков Геннадий Игоревич (18.02.1935). «Формула любви в инструментальной музыке композитора Г.Гладкова». «Музыкальная карусель Г.Гладкова».
Акцентировать внимание учащихся, помимо детских песен, на мюзиклах: «Бременские музыканты» (характеристики героев в музыке) и др. произведения этого жанра.
Формы работы: слушание произведений разных жанров на официальном сайте композитора, на CD и на видеохостинге YouTube. Создание интонационно-образных картин.
14 февраля – День святого Валентина. «Формула любви» в музыке композитора…
Тема 7. Зацепин Александр Сергеевич (10.03.1926). Основная плоскость творчества – музыка к 10 мультипликационным и 70 кинофильмам. Музыка А.Зацепина в комедиях и драмах.
Формы работы: предлагается рассмотреть «почерк» композитора в кинолентах: «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Спортлото», «Иван Васильевич меняет профессию», «31 июня» и мн. др. (на усмотрение учителя). Особенности музыкального языка композитора. По возможности уделить внимание его оперетте «Золотые ключи», приурочив к Международному дню театра.
27 марта – Международный день театра. «Театральные подмостки» композитора.
IV четверть
Тема 8. Богословский Никита Владимирович (22.05.1913 – 04.04.2004). «Большая жизнь великого композитора…» Основной жанр композитора – песня (свыше 300), а также музыка к 119 фильмам.
Выявить тематику песен, песен для кино, в основном на военную тему: «Истребители», «Два бойца», «Разные судьбы», «Большая жизнь» и др. Какую роль играют его песни в фильмах.
Формы работы: лекция-концерт, рассказ, анализ творчества, выявление основных идей, выделение специфики песен, а также огромного количества песен к к/ф.
Тема 9. Обобщение творчества композиторов, пройденных за истекший учебный год. Игра-викторина для учащихся по творчеству пройденных композиторов, включая угадайку по их произведениям (количество номеров варьируется учителем), а также запланированные тестовые задания для ребят.
Формы работы: музыкальный ринг (игра-викторина).
VIII класс
I четверть
Тема 1. Тухманов Давид Федорович (20.07.1940). «Как прекрасен этот мир» – ретроспектива песен композитора.
Формы работы: слушание песен с официального сайта композитора, на CD и на видеохостинге YouTube в исполнении народных артистов СССР, России, Эстонии, Белоруссии, Украины. Анализ и тематика творчества.
Тема 2. Таривердиев Микаэл Леонович (15.08.1931 – 25.07.1996). «Счастливые мгновения в музыке М. Таривердиева». Познакомить с творчеством композитора через живое исполнение его произведений студентами Музыкального колледжа, в рамках Международного дня музыки. Целесообразно остановиться на музыке к кинофильмам (свыше 130): «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С лёгким паром», «Большая руда» и др. по выбору учителя.
Формы работы: концерт из произведений композитора силами учащихся и преподавателей ДМШ г. Казани, приуроченный к Международному Дню музыки – 1 октября.
II четверть
Тема 3. Пахмутова Александра Николаевна (09.11.1929). «Александра Пахмутова – композитор песенник». Слушание песен на официальном сайте композитора, на CD и на видеохостинге YouTube, а также в исполнении учителя с применением ЭМИ (синтезатора, электронного пианино). Разнообразие тематики песен (о любви, о преданности, о космосе, о спорте, о Победе, о дружбе, о Родине).
Сравнение, анализ песен композитора (на слова поэта-песенника Н.Н. Добронравова) с песнями современного молодёжного музыкально-песенного творчества (варианты учащимся на усмотрение учителя).
Вокальные циклы А.Пахмутовой: «Таёжные звезды», «Обнимая небо», «Созвездие Гагарина». Музыка в кино: «Девчата», «Три тополя на Плющихе», «Баллада о спорте», «О спорт – ты мир!» и др. по выбору учителя.
Формы работы: лекция-концерт, анализ творчества, личностная оценка основных идей песенного творчества, музыки к кинофильмам.
Тема 4. Тищенко Борис Иванович (23.03.1939 – 09.12.2010). Основная область творчества – инструментальная музыка. Работа в жанрах песни, оперы, балета, музыки в кино.
Формы работы: слушание ярких образцов инструментальной музыки с официального сайта композитора, на CD и на видеохостинге YouTube. Выявление особенностей стиля композитора.
III четверть
Тема 5. Лебедев Виктор Михайлович (05.01.1935). Его песни звучат более чем в 105 фильмах, из них киноэпопея «Гардемарины, вперёд!». Рассмотреть инструментальную музыку из этого фильма: Тема разлуки, Берег моря, Тема любви, Французская тема, Песня о любви, Разлука, Не вешать нос, Песня о дружбе, Песенка о сверчке, Ланфрен-Ланфра.
Стиль композитора. Выявление образа, характера героев данного фильма в музыке.. Значение инструментального начала в кинофильмах с музыкой В. Лебедева.
Формы работы: слушание произведений композитора в исполнении учителя с применением ЭМИ (синтезатора, электронного пианино). Анализ творчества, выявление основных идей, специфика и назначение инструментальной музыки.
Тема 6. Крылатов Евгений Павлович (23.02.1934). «Музыка Е.Крылатова в детском кино». автор музыки к более 140 фильмам.
Предлагаются к рассмотрению кинофильмы: «Приключения электроника», «Чародеи», «Гостья из будущего», «Ох, уж эта Настя». Жанры кинофильмов в музыкальном воплощении композитора.
Формы работы: предполагается концерт хоровой (вокальной) студии и вокально-инструментального ансамбля ДМШ г. Казани.
14 февраля – День святого Валентина. «Музыка любви» Е. Крылатова в кинематографе.
Тема 7. Дога Евгений Дмитриевич (01.03.1937). Основная область творчества – музыка к кинофильмам (свыше200). Цикличность инструментальных миниатюр в кинематографе: «Мой ласковый и нежный зверь» – 17 пьес, «Мария, Мирабела» – 11 пьес, «Табор уходит в небо» – 14 песен-композиций, «Мой белый город» – 11 композиций, «Танцплощадка» – 10 пьес. Принцип мышления композитора. Индивидуальная особенность творчества. Песни молдавского фольклора в творчестве композитора.
Формы работы: просмотр фрагментов из кинофильмов на видеохостинге YouTube в контексте цикличности инструментальных миниатюр в кинематографе.
IV четверть
Тема 8. Эшпай Андрей Яковлевич (15.05.1925 – 08.11.2015). Основная область творчества – романсы и песни (более 100).
Романсовая лирика в творчестве композитора. Слушание произведений в записи. Музыка А.Эшпая в кино (более50). Жанровая палитра кинофильмов.
Формы работы: лекция-концерт, рассказ, анализ творчества, выявление основных идей, определение специфики творчества композитора.
29 апреля – Международный день танца. «Круг танцев» в творчестве композитора (балетное творчество А. Эшпая).
Тема 9. Обобщение творчества композиторов за истекший учебный год, а также выводы, подведение итогов по творчеству композиторов советского периода, рассмотренных в рамках программы.
Музыкальные и кино-угадайки. Тестовые задания по пройденной программе «Музыкальная палитра искусств».
Сочинения участников программы «Музыкальная палитра искусств» по теме: «Искусство и есть проявление Красоты!».
Формы работы: музыкальный КВН, защита презентаций учащимися с использованием фрагментов из кинофильмов с видеохостинга YouTube.
Формы и методы
Для реализации целей и задач, достижения планируемых результатов, обозначенных в программе внеурочной музыкально-эстетической деятельности, применимы следующие формы: лекция-концерт, рассказ, беседа, выступления и концерты учащихся и преподавателей, слушание музыки, просмотр фрагментов из кинофильмов, мюзиклов, балетов. Диалог: учитель–ученик; создание интонационно-образных картин; суждение, размышление, выводы учащихся.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся; сочетают индивидуальную и групповую работу; обеспечивают достаточно гибкий режим занятий (по продолжительности и последовательности); переменный состав обучающихся; проектную и исследовательскую деятельность (практики); экскурсии (в театры, филармонию, музеи, концертные большие и малые залы и др.).
Методы: метод художественного объяснения, метод проблемных постановок, метод художественного воплощения идеи, метод создания художественного контекста, метод сравнения, метод эмоциональной драматургии, метод музыкального обобщения, метод размышления о музыке, метод моделирования художественно-творческого процесса.
Формы контроля
По результатам изучения данной программы планируются следующие формы контроля: «Угадай мелодию» (по жанрам работы композитора в контексте разных видов искусств); тесты на знания, умения и навыки после изучения каждой темы (с правильным выбором ответа); рассказ учащихся о жизни, творчестве, основных направлениях творчества, идеях композитора; мини-сочинения учащихся.
В ходе проведения итоговых занятий по обобщению и систематизации рассмотренного материала: игры-викторины, музыкальные КВН, занятия-презентации с использованием программы Power Point, входящей в пакет Microsoft Office, включая графическую, аудио-видеоинформацию с применением проектора на занятии. Активное использование учащимися Интернет-технологий.
В помощь учителю, реализующему программу внеурочной музыкально-эстетической деятельности, предлагаются список литературы, Интернет-ресурсы и электронные источники носителей информации.
Основная и дополнительная литература, нормативные документы
- Абрамов, А.А. Песня посвящается моя. – М.: Советская Россия, 1969. – 214 с.
- Агеева И.Д. Занимательные материалы по музыке, театру и кино. Методическое пособие. – ТЦ «Сфера», М.: 2006. – 240 с.
- Алиев Ю.Б. Дидактические основы становления художественной культуры школьников: методологические, теоретические и методические проблемы. – М.: ФГБНУ ИСТОРАО, 2015. – 288 с.
- Анашкин С.М. Геннадий Игоревич Гладков. Жизнь и творчество / С.М. Анашкин, А.В. Семёнов. – Челябинск: Music Production International, 2010. – 136 с.
- Балакина Н.Н. В мире музыки: Для младшего и старшего школьного возраста. – Минск.: Издатель Шабатура Д.М., 2016. – 160 с.
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4-еизд. / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2014. – 23 с.
- Иванов Ю.Г. Нам нельзя без песен. – Смоленск.: Русич, 2004. – 448 с.
- Ильичёв Е.М. «Душа и музыка – едины!» (к 80-летию композитора Виктора Лебедева) // «Искусство в школе». – 2015. –№2. – С.38–40; Учитель музыки. – 2015. – № 1 (28). –С.33–37.
- Ильичёв Е.М. «Луч солнца золотого» Геннадия Гладкова// Искусство в школе. – 2016. – №2. – С. 32–34.
- Ильичёв Е.М. Геннадий Гладков: прошлое, настоящее и будущее// Музыка в школе. – 2016. – №2. – С. 52–56.
- Ильичёв Е.М. Никита Богословский и Тихон Хренников – «Творчество длиной в жизнь…» // «Искусство. Всё для учителя!». – 2017. № 3 (63). – С. 16–19.
- Ильичёв Е.М. Памяти В.Я.Шаинского. Музыкальная гостиная// Музыка в школе. – 2018. № 2. – С. 60–64.
- Ильичёв Е.М. Тестовые задания на уроках предметов «Музыка», «Искусство» // Учитель музыки. – 2018. – №2 (41). – С. 64–67.
- Казиник М.С. Погружение в музыку или Тайны гениев. – М.: АСТ, 2017. – 304 с.
- Квасникова Л.А. Дорогами песен А. Пахмутовой. – М.: 1979. – 218 с.
- Ковалёва Е.В. Музыкально-интеллектуальные викторины для детей 11–14 лет: Пособие для детских музыкальных школ и детских школ искусств. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 160 с.
- Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: игры, конкурсы, современные методы. Игровые методы обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
- Надолинская Т.В. На уроках музыки о литературе и искусстве. Библиотека учителя музыки. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 191 с.
- Новицкий Е. Так говорили в советских мультфильмах. Так говорили великие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 170 с.
- Мархасёв Л.С. Андрей Петров, знакомый и незнакомый. – Л.: Музыка, 1974. – 127 с.
- Микушина Т.Н. Секреты музыки. Серия «Духовно-нравственная культура» / Т.Н. Микушина, Е.Ю. Ильина. – Омск: Издательский дом «СириуС», 2017. – 112 с.
- О направлении методических рекомендаций. Письмо МО и НРФ. Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 августа 2017 года № 09-1672.
- Паниотова Т.С. Основы теории и истории искусств. Музыка. Литература: Учебное пособие. –3-е изд. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2017. – 448 с.
- Паниотова Т.С. Основы теории и истории искусств. Изобразительное искусство. Театр. Кино: Учебное пособие. – 2-е изд. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2016. – 456 с.
- Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Б.С. Рачина. – СПб.: Композитор, 2007 – 543 с.
- Розанова Ю.А. Балетные либретто: Краткое изложение содержания балетов/ Ю.А. Розанова, С.М. Разумова. – М.: Музыка, 2011. – 208 с.
- Семёнов А. В. Книга о весёлом композиторе. – М.: Музыка, 2009. – 304 с.
- Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности. 2-е изд. / А.Г. Цукерман, А.Л. Венгер. – М.: Авторский клуб, 2015. 432 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт. Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Энциклопедия быстрых знаний. Кино. Музыка. Для тех, кто хочет всё успеть .– М.: Издательство «Э», 2018. – 128 с.
- Яковлев М. Гордость советской музыки: Музыканты – Герои Социалистического Труда и лауреаты Ленинской премии. – М.: Советский композитор, 1987. – 544 с.
Интернет-ресурсы и электронные носители информации
- Золотые хиты инструментальной музыки отечественных композиторов XX–XXI вв. / Электронное изд. – М.: Ностальгия , 2016. – 16 электрон. опт. диск (CD-ROM)
- Г. Гладков. «Музыка – это честнейшее искусство». Режим доступа: http://dreamiech.ru/blog/2011/08/28/gennady-gladkov/ (Дата обращения: 30.05.2018)
- Евгений Крылатов. Режим доступа: http://www.krylatov.ru (Дата обращения : 30.06.2018)
- Александра Николаевна Пахмутова. Режим доступа: http://www.pakhmutova.ru (Дата обращения : 30.05.2018)
- Советская музыка. Режим доступа: http://www.sovmusic.ru (Дата обращения : 30.05.2018)
- Микаэл Таривердиев. Режим доступа: http://www.tariverdiev.ru (Дата обращения : 30.05.2018)
- Давид Федорович Тухманов. Режим доступа: http://www.tuxmanov.ru (Дата обращения : 30.05.2018)
- Хренниов Тихон Николаевич. Режим доступаадоступадоступа: https://khrennikov.ru (Дата обращения : 30.05.2018)
- Владимир Шаинский – биография, личная жизнь, смерть. Режим доступа: http://mfina.ru/vladimir-shainskij (Дата обращения : 30.05.2018)
Оставить комментарий