Б.Боруцкий: «В общении с природой рождается творчество»

Б.Боруцкий: «В общении с природой рождается творчество»

В предыдущем номере мы рассказали о юбилейной выставке «Материнской школы», которую 50 лет назад создала Галина Алексеевна Рождественская и которой сейчас руководит её ученица Елена Павловна Погодина. Тогда же в Институте художественного образования и культурологии прошел круглый стол, посвящённый этому событию. Среди выступавших – педагогов и искусствоведов – был Борис Евгеньевич Боруцкий, доктор геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Минералогического музея имени академика. А.Е.Ферсмана.

Публикуем фрагмент выступления Б.Е.Боруцкого, в котором получил освещение необычный аспект художественного воспитания детей.

Вспоминается такой случай из моей практики.

Елена Павловна Погодина, которая долгие годы была помощником Галины Алексеевны Рождественской, а затем продолжала её дело в студии рисования, когда-то, ещё в 1960 г. работала летом в моём  экспедиционном отряде в Хибинах. Не буду расписывать вам красоты Заполярья и Хибин, которые не отпускали меня более полувека. Только проза. Хибины – это бесконечно огромный, площадью 1327 кв. км каменный массив с превышениями до 1 км над непроходимыми ржавыми болотами, пахнущими белоснежной пушицей, облизанный наползшим на него когда-то ледником, отчего образовались многочисленные отвесные головокружительные цирки, заглядывающие в голубоглазые каровые озёра, подпруженные мощной мореной, прорванной ущельями и долинами горных речек, с низкорослым берёзовым лесом. Вершины сглажены и превращены в протяжённое плато, на котором уже нет леса, растут только лишайники и мох – пища северного оленя, да редкая карликовая берёзка, с которой конкурируют огромные оранжево-красные подосиновики (горная тундра). Всему этому великолепию в среднем 380 миллионов лет. Летом здесь полярный день, солнце не опускается за горизонт, и светло. Не заснёшь. А к осени полыхают медно-красные закаты, горы надевают лилово-фиолетовую мантию, а долины тонут в студёной озябшей синеве, и только вдали, у самого горизонта (если смотреть с высоты), стопившиеся озёра шаловливо играются брызгами золотистых или серебристых засыпающих волн…

В одну из таких долин мы затащили необходимое снаряжение, продукты и бензин для примусов и проработали там с Леночкой и двумя коллекторами целый полевой сезон, облазив и обстучав геологическими молотками все окружающие нас скалы. Ну скалы как скалы. Они отражались в зеркале постепенно пересыхающего под ними озера, в котором мы по утрам ещё купались и пили воду.

Ничего особенного... Но однажды – то ли день выдался удачный, то ли солнце как-то по-особому осветило наши скалы – Лена сказала: «Это же не скалы , а слоны , которые пьют хоботом воду из нашего озера». И мы все вдруг увидели этих слонов, и даже дали им каждому имена и жили с ними дружно до конца сезона. Вот так, вмиг, из общения с Природой, родилось творчество. Но вмиг ли? За несколько месяцев полевых работ мы забыли и Москву, и московские заботы… Глаза бродили по приевшимся бесконечным и опасным кручам и… вдруг натолкнулись на то, что заставило работать воображение, и в промозглом Заполярье появились индийские или африканские слоны… И я, между прочем, сейчас понимаю, почему Елена Павловна посвятила себя работе с детишками, и, на мой взгляд, именно её-то можно и нужно без всяких натяжек назвать творческим работником, творческим человеком. Кстати , во время «круглого стола » в зале и коридоре была смонтирована выставка детского рисунка, но вот рисунков минералов или каких-либо других «камней» я там не увидел, как и на других выставках. Интересно, почему? Почему дети не рисуют «неживую природу»? Может быть, для детей (а может быть, и не только для детей) это привычный окружающий «фон», в котором они не видят ни чего примечательного? (Я не имею в виду горные пейзажи с лесом, степи и т.п. – это уже жизнь, «живая природа».) Это печально. Природу нужно любить, восторгаться ею и беречь от уничтожения.

Сейчас я работаю в Минералогическом музее имени А.Е.Ферсмана. Вожу экскурсии. Самые интересные – со школьниками II–III классов. Они дисциплинированные, даже ручку поднимают, чтобы задать вопрос. А вопросы – не на каждый ответишь. Вот только предупреждаешь их, чтобы образцы руками не трогали, – трогают, очень уж хочется. Ну а когда показываешь им люминесценцию минералов в ультрафиолетовом свете – восторг на весь музей (у нас прекрасная акустика). Как-то заказали экскурсию для детишек из старшей группы детского сада на тему: «Как гномы ищут под землей самоцветы». Сначала не знали , что с ними делать . Они сами были, как гномы, многие не могли даже на цыпочках дотянуться до витрин, приходилось их поднимать. Но показали им, как камни светятся в темноте, – восторг был неописуемый, не хотели уходить.

Своих двоих внучек-двойняшек я также водил в Минералогический музей. «Раскрыл» им глаза. Поначалу думал, что им будет неинтересно – камни как камни, а они почти слово в слово пересказали всю экскурсию родителям и бабушке. А на мой день рождения я получил удивительные «геологические» рисунки. Алеся (она старше сестры на пять минут) нарисовала Ключевскую сопку – извергающийся вулкан на Камчатке, а её сестра Татьяна (наша гимнастка) – друзу аметиста.

В наше время библиотек, музеев, телевидения, Интернета, телефонов, да и наличия «в шаговой доступности» специалистов – родителей, дедушек и бабушек взаимодействие детей с окружающим миром становится многофакторным: если возник интерес к чему-то, то реализуйся, возможности к познанию неограниченны. Алеся увидела у меня в шкафу книгу знаменитого французского вулканолога, крымского татарина Гаруна Тазиева «Запах серы» с прекрасными цветными фотографиями извержений вулканов, а Тане «позировал» стоящий в том же шкафу прекрасный штуф подаренного мне на какой-то юбилей аметиста…

Сохранились у меня и более ранние рисунки мамы внучек Светланы Борисовны и их тети Ольги Борисовны. И по ним также видно, как проходило познание мира и его отражение на бумаге. Так, рисунок Светы в 9 лет – это уже сочетание знаний и фантазии. В динозаврихе с диназаврёнком угадываются обобщённые черты мезозойского стегозавра и трицератопса, только они, как и люди, как сама «художница», – прямостоящие, ходят на задних лапках. Действительно, судя по костным останкам, задние ноги у этих динозавров были более развиты, а передние использовались для того, чтобы пригнуть или обломать папортники. На рисунке детёныш сорвал полевые цветы и дарит их маме в праздничной одежде с бантиками. Света тогда ещё не знала, что такие растения появились на нашей планете примерно 100 миллионов лет спустя.

А какие горы за морским заливом! И солнце с одинокой тучкой обещают отличную погоду. Откуда это всё? Всё – просто : на полу и частью на стене у нас в комнате ковёр: «парк юрского периода». Рисунок Светы в 11 лет – это уже школьный рисунок. Невооружённым глазом видно, что учитель Свете не мешал, и Света замахнулась на большее, чем смогла сотворить за урок. Рисовать начала последовательно сверху вниз: от зеленого (ещё не проснувшегося) неба к заснеженным остроконечным вершинам и пурпурным солнечным бликам в холодной синей долине (утро)… Может быть, она хотела нарисовать Хибины, которые не раз видела у меня на слайдах, но не поняла ещё, что они должны быть облизаны Великим оледенением…

Прозвенел звонок, и на ёлки, ждавшие своей очереди на переднем плане, Свете времени не хватило. Получила свою пятёрку. (Уверен, что учительница наших двойняшек влепила бы ей двойку за не выполненное до конца задание…)

 

Искусство в школе: 
2018
№3.
С. 56-57

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.